Использование методов релаксации в реабилитации коммуникативных нарушений на модели
реабилитации заикающихся (по Е.Ю.Рау)
Аутогенная тренировка – это система приемов саморегуляции психофизических функций организма, таких как состояние мышц, эмоциональной регуляции и вегетативных функций организма. АТ применяется как в профилактических, так и в лечебных целях, например, в реабилитации лиц, страдающих нервными заболеваниями (неврозами), психосоматическими и соматическими заболеваниями, при подготовке и обучении спортсменов, актеров (Станиславский «Работа актеров над собой»).
АТ позволяет активно управлять и развивать ВПФ (резервы памяти, внимания, восприятия, интеллектуальной деятельности, речи).
Аутогенное погружение может быть использовано как основа идеомоторной тренировки, когда мысль управляет действием, мысль о движении – есть само действие, т.е. мысленная отработка технически правильных действий, а в частности, наша речь требует определенных технических действий и именно эта особенность аутотренинга является основополагающей в работе с лицами, страдающими речевыми нарушениями. АТ способствует укреплению силы воли вообще. Постоянные систематические АТ могут привести к развитию волевых качеств характера, а также регулировать вегетативные реакции (частоту сердечных сокращений), уменьшать и снимать физическую боль, восстанавливать сон, физические силы, и в идеале делают организм более устойчивым к физическим и психическим перегрузкам.
Противопоказания к занятиям АТ
1) людям, страдающим тяжелыми психическими
заболеваниями (эпилепсия, шизофрения, аутизм, т.к. это уход в себя, а АТ предполагает уход в себя, стимулирует навязчивые мысли).
|
2) Не рекомендуется
- при некоторых соматических заболеваниях (язва желудка в стадии обострения, заболевания, связанные с тяжелыми желудочно-кишечными заболеваниями. Например, вызывание тепла в солнечное сплетение может ухудшить болезнь.
- при сильных воспалительных заболеваниях, гнойные воспалительные заболевания (н-р, аппендицит).
3) люди с пониженным давлением
4) лица с интеллектуальными нарушениями.
Самая сильная степень внушаемости называется сомнабулия.
АТ проводится на ранних этапах гетерогенно, т.е. под руководством специалиста и аутогенно потом. Занимающийся АТ вызывает у себя состояние покоя, концентрацию внимания, состояние, промежуточное между сном и бодрствованием, т.е. так называемое просоночное состояние. В естественных условиях это состояние близкое к моментам пробуждения и засыпания (по Бехтереву) определяется как состояние аутогенного погружения. При достаточном овладении навыками АТ занимающийся реализует состояние полной релаксации как бы спящего тела при ясном сознании и сохранении инициативы и внимания. После выхода из АТ – состояние отдохнувшего тела, необходимый уровень бодрствования, необходимый мышечный и эмоциональный тонус для задач конкретной деятельности. Иногда состояние аутогенного погружения может перейти в состояние дремоты и сна. Чтобы не заснуть следует сделать 3-4 глубоких вдоха-выдоха, 2-3 раза сомкнуть глаза, не поднимая век.
Исторический аспект происхождения аутотренинга
Само понятие связано с именем немецкого психотерапевта Шультца, у которого в 1932 году вышла книга «Аутогенная тренировка». Он владел гипнозом, вводя пациентов в состояние гипноза и анализируя их самоотчеты, он обратил внимание на их общность: ощущение тяжести и тепла вследствие расслабления мышц и расширения периферических сосудов. Он предположил, что если самостоятельно вызывать эти ощущения, то можно ввести пациента в начальную стадию гипноза с тем отличием, что при расслабленном теле будет ясное сознание. Он предложил 6 упражнений, которые назвал следующим образом:
|
1) тяжесть
2) тепло
3) сердце
4) дыхание
5) живот
6) лоб
Это 1 ступень аутотренинга. Реализовывались эти 6 упражнений путем внушения этих состояний по формулам (прямое внушение):
Подготовительное внушение: «Я спокоен, я совершенно спокоен. Я отдыхаю. Отдыхает каждый мускул, каждый нерв. Мышцы приятно расслаблены. Посторонние звуки перестали отвлекать меня. Перестали тревожить и беспокоить. Я внимателен и сосредоточен на мысленно произносимых словах».
1. (Начинать с ведущей руки). «Моя правая рука (затем левая) тяжелая, нога тяжелая, обе руки и ноги тяжелые». Цель: добиться расслабления рук и ног.
2. «Я хочу, чтобы правая рука моя расслабилась и потеплела… моя правая рука приятно расслабляется… расслабляется правая кисть, правое предплечье и плечо… от плеча и до кончиков пальцев вся моя правая рука приятно расслаблена… рука теплеет, словно погружается в теплую воду… расширяются сосуды правой руки, и по расширенным сосудам свободно и спокойно струится приятное тепло. Расслабляются нервные и сосудистые спазмы, если таковые были. Через всю мою правую руку струится приятное тепло. Вся правая рука моя расслабилась и потеплела. В кончиках пальцев правой руки уже пульсирует приятное тепло». Далее с левой рукой, затем ноги. Цель: добиться произвольной регуляции сосудистого тонуса и кровообращения в конечностях.
|
3. «Сердце бьется мощно и ровно. Мое сердце работает ровно и спокойно. Оно всегда в любых условиях, даже в нервно-напряженных, слушается приказа и работает ровно, безболезненно, спокойно и ритмично». Цель: добиться регуляции ритма сердечных сокращений.
4. «Мое дыхание совершенно спокойно». Цель: нормализация и регуляция дыхательного ритма.
5. «Солнечное сплетение излучает тепло. Живот прогрет мягким глубинным теплом». Цель: регуляция деятельности органов живота.
6. «Мое внимание сосредоточено на мышцах моего лица. Разглаживаются складочки лба. Каждая морщинка расправляется и исчезает. Веки теплые, расслабленные. Мышцы крыльев носа, рта, подбородка расслаблены. Все лицо расслабилось и потеплело, лишь лоб прохладен». Цель: ослабление головных болей.
Весь курс АТ 1 ступени состоит из 15-17 занятий при условии обязательных домашних тренировок. При еженедельных занятиях курс составляет 3-4 месяца. К следующему упражнению приступают после усвоения предыдущего. Система Шультца дает положительные результаты, но не удовлетворяет современным требованиям, она очень трудоемка, рассчитана на длительный период, носит общий характер, не ориентирована на личность.
Современные системы.
Американский психолог Джейкобсон предложил другую систему релаксации: метод прогрессивной мышечной релаксации, на основе того факта, что определенные эмоции человека связаны с напряжением определенных групп мышц. Т.о. предварительно вызывая напряжение, которое затем сменялось расслаблением мышц, он учил регулировать свое эмоциональное состояние и снижать возбуждение ЦНС. При организации последовательности обучения имело значение, какую площадь занимает тот или иной двигательный орган и его регуляция в коре головного мозга. Джейкобсон предложил учитывать расположение двигательных зон в коре головного мозга последовательно вызывая напряжение, а затем и расслабление тех или иных мышечных органов, в частности, начиная обучение с расслабления ведущей руки путем ее предварительного напряжения.
Предлагалась следующая последовательность:
1) руки, начиная с ведущей
2) ноги
3) область живота
4) мышцы шеи
5) мимическая мускулатура верхняя часть лица
6) нижняя часть лица – речевые мышцы.
Древнеиндийское учение йога: «сосредоточение» - специальные упражнения в специальных позах (осанах), т.е. в тех, в которых можно достичь максимального расслабления.
1) поза кучера на дрожках – занимающийся сидит на обычном стуле, ближе к его краю, ноги поставить под прямым углом и развести в коленях, спина слегка согнута, голова опущена, руки лежат без упора на бедрах, кисти свободно свисают, глаза прикрыты.
2) Полулежа- сидя свободно в кресле с подлокотником, откинувшись на спинку кресла, положив руки на подлокотники и свободно расставив ноги. Руки и ноги не соприкасаются и не скрещиваются.
3) Лежа на спине со слегка приподнятой головой, расположенной на низкой подушке или без нее, ноги слегка разведены, руки вдоль туловища ладонями вниз.
Использование приемов аутотренинга в работе с заикающимися было впервые предложено Некрасовой Ю.Б. в 1968 г. «Применение комплексного (логопедического и психотерапевтического) воздействия при устранении заикания у взрослых». Затем в 1974 г. Лубенская А.И. «Аутогенная тренировка в системе логопедической работы со взрослыми заикающимися».