Опорный конспект
Система Шиничи Сузуки
Шиничи Сузуки был первым, кто предположил, что дети трех-четырех лет могут свободно обращаться с музыкальным инструментом, по-настоящему играть на нем. Он верил, что каждый ребенок обучаем, в частности музыкальные таланты есть у многих и их можно значительно развить.
Он хотел обучать детей музыке, потому что верил в ее "исцеляющее" и "гармонизирующее" воздействие.
"Музыка учит чувственности, восприимчивости, дисциплине и настойчивости" - считал Сузуки.
Он мечтал вырастить "хороших граждан" своей страны, не обделенных сердечностью.
Доктор Сузуки сравнивал свой метод обучения музыке с усвоением родного языка, имея в виду, что дети легко и без усилий учатся языку, на котором говорит их окружение. Взращенные с любовью дети не испытывают трудностей, усваивая достаточно сложные речевые конструкции. Обучение языку начинается с рождения. Родители чувствуют себя уверенно, обучая малыша говорить и делают это не по науке, а по интуиции.
Следовательно, считает Шиничи Сузуки, интуиция - очень важный принцип "выращивания талантов". Без интуиции мы никогда бы не научились нашему родному языку.
Мама говорит с малышом с самого первого дня. Ее улыбка - лучший стимул для крохи. Поэтому никаких учебников не надо: эмоционально окрашенное обучение дает самые лучшие результаты. Обычно родители не сердятся на малыша, если он бегло не говорит на родном языке. Они готовы бесконечно исправлять его, и радуются любой произнесенной фразе.
Детям очень нравится говорить в компании других детей (и этот принцип Сузуки перенес на музыкальное образование). Причем, младшие учатся языку (так же и игре на музыкальном инструменте) у старших, вдохновляемые их опытом и успехами.
|
Принципы Ш. Сузуки
Когда ребенок учится говорить, огромное значение имеют следующие моменты:
§ Активное слушание
§ Мотивация
§ Повторение
§ Пошаговый подход
§ Память
§ Словарь
§ Вовлечение родителей
§ Любовь
По мнению Сузуки, все эти вещи работают и при обучении игры на музыкальном инструменте: пианино, скрипке, виолончели, гитаре, флейте). И этот подход по сути универсален, он работает также при обучении математике, искусству и поэзии.
Достаточно с детства окружить ребенка прекрасной музыкой, так же как он "окружен" звуками родной речи, и первый камушек в музыкальном образовании будет заложен.
Сузуки также считал, что научить кроху играть на скрипке можно в возрасте трех лет, то есть до того момента как он научится читать.
Шиничи Сузуки предупреждает: никогда не заставляйте ребенка играть на скрипке, фортепиано, гитаре. Никакого принуждения, игры из-под палки.
Повторение - мать учения. Способности развиваются в процессе практики. И поэтому заниматься необходимо каждый день. Ведь осваивая родной язык, ребенок каждый день говорит на нем. Годовалый ребенок знает несколько слов, но в три года его словарный запас уже намного больше, он нередко импровизирует.
Чтобы малыш не забросил скрипку, его нужно вдохновлять. Тут действует "гомеопатический" принцип: потихонечку-полегонечку, но каждый день. Сначала усваиваются простые вещи, навык закрепляется. Главное, чтобы у ребенка оставалось ощущение, что он учится ЛЕГКО.
|
С рождения. Почему так рано? - спрашивают родители. Потому, объясняет Сузуки, что два-три-четыре года - пик усвоения родного языка. Слух малыша настроен на то, чтобы впитывать, усваивать. Поэтому и учиться музыке лучше в этот период.
Это обучение донотное, то есть главная задача на этом этапе - поставить руки, добиться красивого звучания.
Система обучения включает следующие компоненты.
1. Слушание. Дети учатся говорить, внимательно слушая речь родителей. Сузуки предложил перенести эту идею на музыкальное образование: и окружить ребенка качественным музыкальным фоном. Чем чаще они слушают музыку, тем проще им научиться играть на инструменте. Постоянное слушание создает также ролевую модель для их игры в будущем.
2. Вовлечение родителей. Дело родителя заключается в том, чтобы ходить с малышом на все уроки, делать заметки, заниматься с ребенком дома.
Родителям необходимо кроме того включать записи классической музыки, чтобы вдохновлять ребенка, учить его пониманию и восприятию музыки, создавать тот самый фон.
В обязанности родителя "по Сузуки" входит посещение концертов, летних школ и прочих мероприятий с ребенком.
3. Среда. Позитивный настрой создается на уроках музыки и во время домашних занятий. Родители должны сделать все возможное, чтобы вся семья радовалась успехам крохи. Дети учатся на энтузиазме, и их успехи нуждаются в поддержке, а выступления в поощрении.
4. Репертуар. Каждое произведение - кирпичик в обучении музыке. Техника, стиль - все это развивается в процессе отработки, репетиций, упражнений. Для каждого инструмента - свой репертуар, благодаря этой единой среде дети всего мира по методу Сузуки легко играют на концертах друг с другом, потому что учатся по одним произведениям. Однако сегодня учителя нередко добавляют классический, подобранный самим основателем метода, репертуар.
5. Чтение с листа. Умение играть по нотам, несомненно, важно. Но ребенок читает лучше, когда уже бегло разговаривает на языке. Поэтому читать ноты ребенок по методике Сузуки начнет тогда, когда будет к этому готов.