Шиничи Сузуки предупреждает: никогда не заставляйте ребенка играть на скрипке, фортепиано, гитаре. Никакого принуждения, игры из-под палки.




Опорный конспект

Система Шиничи Сузуки

Шиничи Сузуки был первым, кто предположил, что дети трех-четырех лет могут свободно обращаться с музыкальным инструментом, по-настоящему играть на нем. Он верил, что каждый ребенок обучаем, в частности музыкальные таланты есть у многих и их можно значительно развить.

Он хотел обучать детей музыке, потому что верил в ее "исцеляющее" и "гармонизирующее" воздействие.

"Музыка учит чувственности, восприимчивости, дисциплине и настойчивости" - считал Сузуки.

Он мечтал вырастить "хороших граждан" своей страны, не обделенных сердечностью.

 

Доктор Сузуки сравнивал свой метод обучения музыке с усвоением родного языка, имея в виду, что дети легко и без усилий учатся языку, на котором говорит их окружение. Взращенные с любовью дети не испытывают трудностей, усваивая достаточно сложные речевые конструкции. Обучение языку начинается с рождения. Родители чувствуют себя уверенно, обучая малыша говорить и делают это не по науке, а по интуиции.

Следовательно, считает Шиничи Сузуки, интуиция - очень важный принцип "выращивания талантов". Без интуиции мы никогда бы не научились нашему родному языку.

Мама говорит с малышом с самого первого дня. Ее улыбка - лучший стимул для крохи. Поэтому никаких учебников не надо: эмоционально окрашенное обучение дает самые лучшие результаты. Обычно родители не сердятся на малыша, если он бегло не говорит на родном языке. Они готовы бесконечно исправлять его, и радуются любой произнесенной фразе.

Детям очень нравится говорить в компании других детей (и этот принцип Сузуки перенес на музыкальное образование). Причем, младшие учатся языку (так же и игре на музыкальном инструменте) у старших, вдохновляемые их опытом и успехами.

Принципы Ш. Сузуки

Когда ребенок учится говорить, огромное значение имеют следующие моменты:

§ Активное слушание

§ Мотивация

§ Повторение

§ Пошаговый подход

§ Память

§ Словарь

§ Вовлечение родителей

§ Любовь

По мнению Сузуки, все эти вещи работают и при обучении игры на музыкальном инструменте: пианино, скрипке, виолончели, гитаре, флейте). И этот подход по сути универсален, он работает также при обучении математике, искусству и поэзии.

Достаточно с детства окружить ребенка прекрасной музыкой, так же как он "окружен" звуками родной речи, и первый камушек в музыкальном образовании будет заложен.

Сузуки также считал, что научить кроху играть на скрипке можно в возрасте трех лет, то есть до того момента как он научится читать.

Шиничи Сузуки предупреждает: никогда не заставляйте ребенка играть на скрипке, фортепиано, гитаре. Никакого принуждения, игры из-под палки.

Повторение - мать учения. Способности развиваются в процессе практики. И поэтому заниматься необходимо каждый день. Ведь осваивая родной язык, ребенок каждый день говорит на нем. Годовалый ребенок знает несколько слов, но в три года его словарный запас уже намного больше, он нередко импровизирует.

Чтобы малыш не забросил скрипку, его нужно вдохновлять. Тут действует "гомеопатический" принцип: потихонечку-полегонечку, но каждый день. Сначала усваиваются простые вещи, навык закрепляется. Главное, чтобы у ребенка оставалось ощущение, что он учится ЛЕГКО.

С рождения. Почему так рано? - спрашивают родители. Потому, объясняет Сузуки, что два-три-четыре года - пик усвоения родного языка. Слух малыша настроен на то, чтобы впитывать, усваивать. Поэтому и учиться музыке лучше в этот период.

Это обучение донотное, то есть главная задача на этом этапе - поставить руки, добиться красивого звучания.

 

Система обучения включает следующие компоненты.

1. Слушание. Дети учатся говорить, внимательно слушая речь родителей. Сузуки предложил перенести эту идею на музыкальное образование: и окружить ребенка качественным музыкальным фоном. Чем чаще они слушают музыку, тем проще им научиться играть на инструменте. Постоянное слушание создает также ролевую модель для их игры в будущем.

2. Вовлечение родителей. Дело родителя заключается в том, чтобы ходить с малышом на все уроки, делать заметки, заниматься с ребенком дома.

Родителям необходимо кроме того включать записи классической музыки, чтобы вдохновлять ребенка, учить его пониманию и восприятию музыки, создавать тот самый фон.

В обязанности родителя "по Сузуки" входит посещение концертов, летних школ и прочих мероприятий с ребенком.

3. Среда. Позитивный настрой создается на уроках музыки и во время домашних занятий. Родители должны сделать все возможное, чтобы вся семья радовалась успехам крохи. Дети учатся на энтузиазме, и их успехи нуждаются в поддержке, а выступления в поощрении.

4. Репертуар. Каждое произведение - кирпичик в обучении музыке. Техника, стиль - все это развивается в процессе отработки, репетиций, упражнений. Для каждого инструмента - свой репертуар, благодаря этой единой среде дети всего мира по методу Сузуки легко играют на концертах друг с другом, потому что учатся по одним произведениям. Однако сегодня учителя нередко добавляют классический, подобранный самим основателем метода, репертуар.

5. Чтение с листа. Умение играть по нотам, несомненно, важно. Но ребенок читает лучше, когда уже бегло разговаривает на языке. Поэтому читать ноты ребенок по методике Сузуки начнет тогда, когда будет к этому готов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: