Пути модернизации Колледжа.




КОНЦЕПЦИЯ

Развития Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Марий Эл «Марийский республиканский колледж культуры и искусств имени И.С. Палантая»

На этапе реорганизации

Введение

Экономическое развитие страны на современном этапе невозможно без внедрения инноваций. В ходе модернизации образования особое значение приобретает эффективная долгосрочная политика государственной поддержки и оптимизации сети образовательных организаций с целью реализации непрерывного образования. Формирование образовательных комплексов является неизбежным, целесообразным и закономерным этапом на пути развития образования и выстраивания образовательной вертикали с учетом преемственности и непрерывности образования.

Образование и культура тесно взаимосвязаны: культура определяет смысл, ценность и содержание образования, образование сохраняет культуру, передает ее из века в век. Вместе они не только определяют сущность и общий уровень развития общества, но и оказывают влияние на каждого человека, на перспективы его социального и личностного развития, задают направленность его сознания, ценностей и поведения.

На сегодняшний день в Республике Марий Эл наблюдается дефицит квалифицированных специалистов в отрасли культуры. Рациональным инструментом решения кадровой проблемы может стать создание единого образовательного комплекса (кластера), целью которого является объединение нескольких образовательных организаций в единый комплекс непрерывного профессионального образования в сфере культуры и искусства, отвечающего современным потребностям Республики Марий Эл.

Концепция развития Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Марий Эл «Марийский республиканский колледж культуры и искусств имени И.С. Палантая» (далее – Колледж) основывается на документах федерального и республиканского уровней:

Федеральный Закон от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч.5 ст. 77, ст. 83);

Концепции общенациональной системы выявления молодых талантов (03.04.2012 Пр-827);

Государственная программа Республики Марий Эл «Культура Марий Эл на 2013 – 2025 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16 ноября 2012 г. № 427;

Государственная программа Республики Марий Эл «Государственная национальная политика Республики Марий Эл на 2013-2025 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 8 октября 2012 года № 387.

 

 

Анализ ситуации

Традиционно сложилось так, что ежегодно, при приеме в ГБПОУ РМЭ «Колледж культуры и искусств имени И.С. Палантая», основная ставка делается на абитуриентов из Национальной президентской школы искусств, миссия которой была определена еще при ее создании в 1960-е годы и заключалась в поиске, нахождении и обучении талантливых детей из удаленных районов республики и из многодетных семей, с целью поддержки их со стороны государства.

Однако, в последние годы, все меньше выпускников этой школы после окончания 9 классов связывают свою профессию со сферой искусств.
В 2019 году только 83% выпускников НПШИ поступили в колледж, в 2020 - 62%, остальные ушли в другие учебные заведения. Этому есть объективные причины:

1) В 2008 году произошло разделение музыкально-художественной школы - интерната на два учреждения: Национальная президентская школа - интернат основного общего образования и Национальная президентская школа искусств, соответственно ликвидированы общие комплексные учебные планы. Цели, которые изначально ставило государство при создании данного образовательного учреждения, оказались размыты.

На сегодняшний день:

- ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская школа-интернат» функционирует как обычная общеобразовательная школа основного общего образования без углубленного изучения предметов. В действующем Уставе школы не отраженовзаимодействие и сотрудничество с Национальной президентской школой искусств.

- ГБУ ДО Республики Марий Эл «Национальная президентская школа искусств» функционирует как одна из республиканских детских школ искусств республики.

2) Перспективное развитие этих учреждений (каждого по отдельности) заторможено ввиду того, что:

- школа-интернат не может давать полноценное среднее общее образование (11 классов) и повысить тем самым свой статус в сфере образования;

- школа искусств дает дополнительное образование, количество учебных часов ограничено рамками федеральных государственных требований, предъявляемых к ДШИ.

 

Пути модернизации Колледжа.

Единственным правовым выходом из противоречивой ситуации, существующей на данный момент, является создание учреждения, которое реализует интегрированные программы в области искусств, которые предусматривают одновременное получение среднего профессионального и основного общего образования на базе начального общего образования.

Такими учреждениями, функционирующими по всей России, являются специальные школы при консерваториях (Москва, Санкт-Петербург, Казань и др.). Именно эти старейшие учебные заведения инициировали появление отдельной статьи в Законе об образовании (ст. 83 ФЗ-273), в частности пункта об образовательных программах среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования.

Существует подобный опыт и в разрезе средних специальных учебных заведений: Средний специальный музыкальный колледж в республике Башкортостан, Якутский музыкальный колледж, Государственное бюджетное профессиональное учреждение города Москвы Академия джаза и.т.д.

Интегрированные образовательные программы в области искусств (ИОП) направлены на создание условий для художественного образования и эстетического воспитания лиц, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств (п.8.ст.83 ФЗ-273). Также в статье 83 отдельно упомянуто: в структуре образовательных организаций, реализующих ИОП, могут создаваться интернаты для проживания обучающихся (п.12 ст.83 ФЗ-273).

Обучение в таких учреждениях основано не на ФГОС основного общего образования, а на ФГОС среднего профессионального образования, в котором общеобразовательная программа 5-9 классов школы адаптирована с учетом нагрузки по музыкально-художественным предметам.

Такие ФГОС СПО в России действуют всего по 5 специальностям культуры и искусства:

- на базе начального общего образования:

53.02.03. Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)со сроком обучения 6 лет 10 месяцев;

53.02.06 Хоровое дирижированиесо сроком обучения 6 лет 10 месяцев;

54.02.05 Живопись (по видам) со сроком обучения базовой подготовки 6 лет 10 месяцев/ углубленной 7 лет 10 месяцев;

52.02.01 Искусство балета со сроком обучения базовой подготовки 6 лет 10 месяцев/ углубленной 7 лет 10 месяцев;

- на базе 7 классов

52.02.02 Искусство танца (по видам) со сроком обучения 5 лет 10 месяцев.

 

Таким образом, для воссоединения двух учреждений (школы-интернат и школы искусств) в рамках правового поля необходимо внедрение интегрированных образовательных программ в области искусств, в первую очередь по специальности 53.02.03. Инструментальное исполнительство (по видам инструментов), которая предусматривает подготовку по всем видам музыкальных инструментов.

Срок обучения по данной программе - 6 лет 10 месяцев. В результате мы видим разницу в сроках получения среднего профессионального образования по традиционной схеме (общеобразовательная школа-колледж) и по интегрированной программе в области искусств.

 

 

Срок обучения Школа-колледж по реализуемым в настоящее времяФГОС Интегрированные образовательные программы в рамках ФГОС, реализация которых планируется
Начальное общее образование 4 года 4 года
Основное общее образование 5 лет 7 лет (5 классов+2 курса)
Среднее профессиональное образование 4 года
Общий срок обучения 13 лет 11 лет

 

Так как для реализации данной программы необходимо лицензирование новой специальности среднего профессионального образования, ни Национальная президентская школа-интернат, ни Национальная президентская школа искусств не смогут получить лицензию, так как не являются профессиональными образовательными организациями.

Такой организацией, которая могла бы выступить в роли связующего звена, является ГБПОУ РМЭ «Колледж культуры и искусств имени
И.С. Палантая». Колледж уже на протяжении 20 лет реализует подобную интегрированную образовательную программу в области искусств по специальности «Искусство балета» совместно с Лицеем Бауманский на базе
начального образования. За эти десятилетия накоплен большой практический опыт ранней профессиональной подготовки детей.

В настоящее время Колледж уже имеет лицензию на реализацию образовательной программы ФГОС СПО 53.02.03. «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов) (со сроком 3 года 10 месяцев) и находится в процессе получения лицензии на эту специальность со сроком 6 лет 10 месяцев, чему способствует кадровый состав и давние методические традиции.

Таким образом, объединенные кадровые ресурсы и материально-техническая база реорганизованного Колледжа позволит создать образовательный комплекс (кластер), включающий в себя разные уровни общего и профессионального образования в области искусств:

1) основные общеобразовательные программы (начальное общее образование);

2) образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общим образования (далее-ИОП);

2) образовательные программы среднего профессионального образования, (программы подготовки специалистов среднего звена);

3) дополнительные образовательные программы (общеразвивающие и предпрофессиональные программы; программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки).

 

В структуре образовательного кластера:

 

1. Национальная гимназия искусств для одаренных детей, реализующая:

начальное общее образование (с учетом п.11. ст. 83 ФЗ-273 в части обеспечения условий для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления подготовки обучающихся к получению профессионального образования в области искусств), т.е. с углубленной подготовкой по предметам музыкально-теоретического цикла;

с 5 класса - интегрированные образовательные программы в области искусств по специальностям ФГОС СПО:

53.02.03. Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

54.02.05 Живопись (по видам)

52.02.02 Искусство танца (по видам) (на базе 7 класса).

В Национальной гимназии искусств для одаренных детей обучение будет продолжено до 11 класса общеобразовательной школы, по окончании которой будет выдаваться диплом о среднем профессиональном образовании, дающим выпускникам право работать либо поступать дальше в вуз культуры и искусства без сдачи ЕГЭ по внутренним испытаниям.

По окончании 9 классов основного общего образования музыканты-учащиеся гимназии будут получать аттестат и автоматически переводиться на обучение в 10 класс (на 1 курс). Дополнительным стимулом для их мотивации сохранения в выбранной профессии будет тот факт, что до получения диплома СПО им останется учиться всего два года (в то время как их сверстники окончат всего лишь 11 классов).

При осуществлении процесса реорганизации в 2021 году новая гимназия сможет набрать детей в 1 класс начального общего образования с углубленной музыкально-теоретической подготовкой и одновременно – в 5 класс по ИОП. Таким образом, график перехода по годам для детей-музыкантов будет выглядеть по ниже представленной таблице:

 

Год набора Начальная школа ИОП в ОИ
  1 класс 5 класс
  1,2 классы 5,6 класс
  1,2,3 классы 5,6,7 класс
  1,2,3,4 класс 5,6,7,8 класс
  1,2,3,4 класс 5,6,7,8,9 класс
  1,2,3,4 класс 5,6,7,8,9 класс, 1 курс
  1,2,3,4 класс 5,6,7,8,9 класс, 1,2 курс

 

 

2. Факультет академической музыки и Факультет культуры и театрально-зрелищных искусств, реализующие программы среднего профессионального образования:

52.02.01 Искусство балета (интегрированная программа с образовательными программами основного общего и среднего общего образования);

51.02.01 Народное художественное творчество (по видам);

51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам);

52.02.04 Актерское искусство (по видам);

53.02.02 Музыкальное искусство эстрады;

53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов);

53.02.04 Вокальное искусство;

53.02.05 Сольное и хоровое народное пение;

53.02.06 Хоровое дирижирование;

53.02.07 Теория музыки.

 

2. Детская школа искусств при Колледже, реализующая дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы;

 

3. Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников культуры, реализующий программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки для работников культуры);

 

4. Республиканский ресурсный учебно-методический центр развития художественного образования «Камертон», осуществляющий организационную и методическую поддержку детских школ искусств республики и реализующий программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки для работников образования отрасли культуры);

ведет статистическое наблюдение, выполнение «дорожной карты» развития детских школ искусств Республики Марий Эл;

принимает отчеты об учебно-воспитательной деятельности детских школ искусств Республики Марий Эл;

организует педагогические конференции, семинары, совещания для работников детских школ искусств;

проводит конкурсные мероприятия для учащихся детских школ искусств Республики Марий Эл.

 

 

Воспитательная работа

Ключевой целью создания школы интерната в 1960 году являлась целенаправленная, планомерная подготовка кадров-представителей коренной национальности республики Марий Эл. Поэтому во вновь создаваемом образовательном комплексе (кластере) центральной идеей программ воспитания будет являться именно культурное воспитание подрастающего поколения на основе культуры Республики Марий Эл.

С целью профессионального самоопределения и погружения в национальную культуру в гимназии планируется реализация целевой программы воспитательной работы.

Цель программы – формирование национального самосознания обучающихся, воспитание любви к малой Родине.

Задачи:

- сформировать у обучающихся представление об историческом прошлом и настоящем Республики Марий Эл, о личностях, внесших заметный вклад в историческое и культурное наследие Марийского края;

- формировать национальное самосознание, духовный характер, главной чертой которого является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений, служение своему народу, Родине;

- реализовывать интеллектуальный, духовный и творческий потенциал обучающихся.

Приоритетными направлениями воспитания являются:

1) приобщение к национальной культуре Республики Марий Эл – воспитание на лучших образцах национального культурного наследия (знакомство с творчеством марийских композиторов, писателей, поэтов, художников, режиссеров), изучение культурных традиций марийского народа через использование различных форм воспитательной работы (экскурсии, этнографические экспедиции, работа краеведческого клуба и др.)

2) свободное владение марийским языком – наряду с модернизацией содержания и методики преподавания марийского языка в рамках общеобразовательного учебного цикла предусматривается работа над повышением заинтересованности обучающихся к изучению языка, создание необходимых условий для ежедневной языковой практики;

3) формирование национального самосознания – формирование интереса и положительного эмоционального отношения к окружающему миру, любви к родным и близким людям, к природе, родному краю; отзывчивого отношения к народной культуре, гордости, чувства патриотизма; активное вовлечение обучающихся в культурную жизни города и республики;

4) развитие интеллектуального, духовного и творческого потенциала формирование и развитие у обучающихся активной жизненной позиции, деловых качеств, самостоятельности, умения четко и лаконично излагать свои мысли, расширение кругозора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: