Информатизация финансовых рынков и предприятий связана с развитием информационной рабочей силы. Во-первых, отношения сотрудников с компанией построены по сетевому принципу. Это сопровождается возрастанием доли работы, выполняемой в рамках участия в определенных проектах в форме самозанятости, временной работы (консультативной или частичной) и работы с неполной занятостью. Во-вторых, большинство рабочих мест требует некоторых навыков и квалификации в информационных технологиях. И, в-третьих, внутри рабочей силы создатели информации (символов) все более становятся теми, от кого зависит экономический рост.
В современных условиях в связи с развитием глобальных информационных и коммуникационных технологий формируется новая экономическая среда — «сетевая экономика».
В последние десятилетия ответом организаций во всем мире на усиление конкуренции в глобальном масштабе стал отход от централизованной, координируемой, многоуровневой иерархии и движение к разнообразным, более гибким структурам, напоминающим скорее сети, чем традиционные управленческие пирамиды. Перенесение рыночных отношений во внутреннюю сферу компаний («внутренние рынки») вызвало к жизни новый тип структур — сетевые организации, в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитием взаимоотношений с другими фирмами. Сети представляют собой совокупность фирм или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов. Они рассматриваются как форма, отвечающая современным требованиям внешней среды.
|
Ряд экономистов активно используют термин «сетевая экономика» (network economy) [15]. Приведем определение, которое дается в Европейской Комиссии по развитию электронной области. Это — «среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия» [9, С. 73]. Многие экономисты считают, что возникновение сетевой экономики обусловлено главным образом развитием Интернета и информационных технологий [11, С. 136].
Соглашаясь с этими определениями, мы считаем, что они в основном являются технологическими. В них отсутствует оценка сути новых экономических отношений в данной сфере. По нашему мнению, сетевая экономика является особой экономической категорией, в которой отражаются новые механизмы взаимодействия между субъектами хозяйствования, в том числе:
— глобальный характер связей:
появлением новых «сетевых форм организаций»;
— процесс управления и координации сетью осуществляется не из
единого властного центра, а происходит на основе коллективного
взаимодействия;
— обеспечивается развитие новой интеллектуальной формы собственности на информационный продукт;
— высокие темпы экономических и социальных изменений (М. Кательс: сетевая экономика — это скоростная экономика). Сетевая структура, по мнению М. Кастельса, есть комплекс взаимосвязанных узлов, которые представляют собой центры — социальные, экономические, политические[1].
|
Сейчас мы рассматриваем экономические сетевые структуры, которые включают в себя следующие субъекты: предприятия, банки, биржи, управленческие экономические центры (государственные и негосударственные). В этих центрах и между ними складываются экономические отношения. Применительно к сетевому обществу они регулируют, по нашему мнению, конфигурацию отношений внутри и вне сетевых структур, расстояние между узлами сети (от 0 до бесконечности) в зависимости от их местоположения, динамизм и устойчивость структур, а также их результативность. То есть речь преимущественно идет об организационно-экономических отношениях.
С точки зрения социально-экономической, сетевая структура включает, по нашему мнению, следующие отношения: изменение типа собственности — развитие, наряду с частной, индивидуальной собственности на средства производства, информационные ресурсы; изменение характера труда — возрастание творческой составляющей; расширение спектра трудовых функций за счет применения информационных технологий, труд становится более индивидуализированным с последующей интеграцией для получения конечного результата.
В качестве видов действующих сетевых организации можно назвать следующие.
1. Сетевая организация при осуществлении крупных проектов. В этих формах работа организуется вокруг специфических проектов и предполагает создание временных коллективов квалифицированных работников разнообразного профиля (например, строительные и промышленные проекты, издательское дело или создание фильмов).
|
2. Сетевая организация в районах («долинах») с малыми производственными фирмами. Эти формы связей охватывают, например, северные итальянские промышленные районы (включая текстильные компаний, такие, как «Бенеттон») или фирмы по производству полупроводников в Силиконовой долине (США).
3. Ведущие крупные производственные фирмы, рассредоточенные географически и объединенные в единую систему. Эти формы включают хорошо известные азиатские «keiretsu» (коммерческие объединения) и кооперационные связи между главными сборочными компаниями и разнообразными мелкими поставщиками (например, «Вольво» в Швеции).
4. Стратегические союзы. Союзы этого вида распространены среди всех типов компаний, но особенно среди крупных фирм, стремящихся обеспечить себе конкурентоспособные преимущества в глобальном масштабе.
А.С. Дятлов дает несколько другую характеристику видов сетевых организаций. Он полагает, что информационно-сетевая (или «Интернет-экономика») шире понятия «электронный бизнес». «Интернет-экономика представляет собой глобальную сетевую сложно организованную многоуровневневую структуру взаимоотношений между экономическими агентами, осуществляемую через Интернет и другие телекоммуникационные сети»[2]. В связи с этим он рассматривает структуру сетевых организаций по горизонтали, по вертикали и по глубине (по уровням). По горизонтали — это электронный бизнес с его структурно-функционально-составляющими:
— электронная коммерция,
— электронные закупки,
— электронное обслуживание заказчиков.
— электронное обслуживание деловых партнеров,
— электронное обслуживание служащих,
— электронное обслуживание влиятельных лиц[3].
По вертикали автор выделяет следующие уровни:
— инвестиции и инновации в интернет-индустрии,
— инфраструктура Интернет,
— программное обеспечение Интернет,
— Интернет-брокеры, электронный трейдинг и реклама,
— электронная торговля,
— оффшорное программирование,
— индивидуальные услуги в Интернет[4].
У сетевых организаций есть существенные отличия:
· использование общих активов нескольких фирм, расположенные в различных звеньях цепи, в то время как традиционные организационные структуры стремятся располагать всеми ресурсами необходимыми для производства;
· различные компоненты сети обмениваются информацией, кооперируются друг с другом, что позволяет активнее использовать рыночные механизмы управления;
· многие недавно разработанные сети предполагают более действенную и заинтересованную роль в качестве участников совместных проектов с более опытными сетевыми организациями. Это улучшает конечные результаты и способствует выполнению контрактных обязательств:
· в ряде отраслей, число которых постоянно растет (включая компьютерную, полупроводниковую, автомобильную и др.), сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы — производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний[5].
Стабильная сеть в своей основе напоминает функциональную организацию. Она применяется для обслуживания предсказуемого рынка путем объединения специализированных ресурсов партнеров (подразделений фирмы). Наиболее частая угроза эффективности стабильной сети — это требование полной утилизации ее ресурсов в интересах центра фирмы. В этом случае цены, качество продукции и технические параметры организации не улучшаются с помощью рыночной конкуренции.
Стабильная сеть также может быть нарушена непродуманными модификациями. Некоторые центральные фирмы пытаются установить все условия работы в цепи для поставщиков. Излишнее вмешательство в процесс поставки и распределения со стороны центральной фирмы мешает развитию сети.
При внутренней сети создаются рыночные отношения внутри фирмы. В ней организационные единицы продают и покупают товары и услуги друг у друга по ценам, установившимся на рынке. Цель внутренней сети, как и ее предшественника — матричной формы — состоит в получении конкурентных преимуществ путем предоставления широкой предпринимательской свободы подразделениям фирм, нацеленным на конечный результат. Но, как и матричная структура, внутренняя сеть может быть нарушена, если будут разбалансированы взаимоотношения между покупателями и продавцами. Наиболее частая ошибка руководителей организации — это вмешательство в потоки ресурсов или определение цен по операциям. Несмотря на возникающие проблемы, движение от централизованно планируемых иерархичных структур к структурам «внутреннего рынка» набирает силу.
Динамичная сеть. Данный тип сети связан с дивизиональной формой организации, которая делает акцент на приспособление независимых подразделений к потребностям связанных рынков. Централизованная оценка результатов и местная оперативная автономия сочетаются с динамичной сетью, где независимые фирмы объединяются для производства товара или услуг. Фирмы с четкой компетентной позицией в ценностной цепи, поддерживаемой постоянными инвестициями в технологии и развитие персонала, могут претендовать на взаимодействие с партнерами сети. Но каждое усилие (выход на новые рынки, внедрение технологических новшеств введение системы стандартов) направлено на то, чтобы предоставить вновь образованным структурам конкурентные преимущества. Такие модификации могут стать на пути эффективного развития динамичной сети, ее способности эффективно распределять ресурсы и персонал, объединяя и разъединяя их с минимальными затратами и минимальной потерей оперативного времени. Каждая фирма (подразделение) должна поддерживать собственную компетентность и противостоять факторам, угрожающим деятельности сети.
В литературе приводится сравнительная характеристика сетевых и иерархических организаций (таблица 1).
Таблица 1.
Характеристика свойств разных организаций — сетевых и иерархических [6]
Ключевые факторы | Модели | |
Иерархия | Сетевая организация | |
Нормативная база | Служебные взаимоотношения | Договорные отношения |
Средства связи | Стандартные | Использующие многообразные современные технологии |
Модель решения конфликтов | Административные приказы, контроль | Нормы взаимности |
Степень гибкости | Низкая | Высокая |
Обязательства сторон | Средний уровень обязательств | Высокий уровень обязательств |
Атмосфера (климат) в организации | Формальная, бюрократическая | Предполагаемая открытость, взаимовыгодность |
Предпочтения или выбор участников | Подчиненность | Взаимозависимость |
Как видно из схемы, различия между этими видами организации существенны. Однако Б.З. Мильнер не рассматривает этапы эволюции данных систем, что затрудняет процесс выявления распространенности сетей и их взаимопереплетения с иерархическими отношениями.
Одновременно нужно учитывать, что у сетевых организаций, наряду с достоинствами, имеются слабые стороны, ограничения. Как свидетельствуют исследования, два вида типичных ошибок характерны для развития различных организационных форм:
1. расширение формы за пределы ее внутренних возможностей;
2. появление таких модификаций, которые не соответствуют внутренней логике данного организационного образования. Организационная форма может эффективно работать только в определенных пределах.
Преодоление недостатков в управлении фирмой в условиях сетевой экономики предполагает обязательный учет нового типа взаимоотношений между производителями, поставщиками и потребителями.
Американские экономисты Р. Каплан и Д. Нортон выдвинули несколько допущений, на базе которых необходимо строить деятельность и управление фирмой в условиях информационного общества[7]:
· размывание функциональных границ внутри организаций (если для индустриального общества было свойственно наращивать прибыль путем специализации функциональных навыков, то информационное общество выдвигает требования к гибкости и интегрированности бизнес-процесса, что достигается благодаря более тесному общению между подразделениями);
· прямое общение с клиентами и поставщиками (вместо производственного плана предлагается использовать систему прямых заказов потребителей);
· рост сегментации потребителей (на смену стандартизированной продукции индустриального общества приходит диверсифицированная продукция информационного общества);
· глобальный масштаб в смысле отсутствия границ (любая компания может общаться с клиентом в любой точке земного шара, а национальные границы перестают быть барьером для ведения бизнеса);
· сокращение жизненного цикла товаров в результате непрерывных инноваций (конкурентные преимущества на одной стали
жизненного цикла продукта не гарантируют данному продукта
лидер на следующем этапе технологических преобразований);
· основополагающая роль высококвалифицированных кадров.
Авторы предлагают сбалансированную систему оценки эффективности {Balanced Scorecard), которая позволяет увязать стратегические цели организации с проходящими бизнес-процессами и конкретными оперативными задачами.
Можно сделать вывод, что развитие Интернета и информационных технологий обусловило появление нового типа структур – сетевой организации. Он обладает высокой эффективностью в условиях развития глобальных информационных и коммуникационных технологий, однако, как и другие типы, имеет свои недостатки.
Таким образом, в этой главе было выявлено, что управление корпорацией имеет много специфических особенностей, при этом наиболее эффективной управленческой структурой является та, которая охватывает максимальное количество аспектов внутренней и внешней хозяйственной деятельности. В этих условиях информационное сопровождение управленческих процессов оказывается особенно актуальным.
Для эффективной и конкурентоспособной деятельности требуется информационно связать и объединить все подразделения на качественно новом управленческом уровне. В связи с этим, благодаря развитию глобальных информационных и коммуникационных технологий формируется новая экономическая форма – сетевая организация.