Рассматривая экономические отношения в условиях информационной экономики, следует отметить, что переход к типу информационной экономики, который в России осуществляется сейчас, сопровождается выработкой и реализацией основ, соответствующих современным условиям. Это:
· управление должно базироваться на передовых информационных технологиях. Необходимо быстро перейти от «домашних» (выработанных собственными программистами) к более совершенным, апробированным в передовых странах;
· механизм управления сверху до низу должен быть приспособлен к этим технологиям;
· должна быть развита прямая и обратная связь между производством и его итогами, реализацией продукции и услуг;
· Россия должна активно входить с конкурентной продукцией на рынок информации;
· внутренняя и внешняя среда организации должна развиваться в соответствии с требованиями рынка и новых управленческих систем.
Некоторые из них стоит рассмотреть более обстоятельно. Речь идет главным образом об управленческих отношениях, которые, по мнению академика Л.И. Абалкина, являются составной частью организационно-экономических отношений. Последние включают формы и виды управления, механизм реализации решений, поиск оптимальных путей совершенствования управленческих корпоративных воздействий на всю систему рыночных и внерыночных связей.
Рассмотрим вопрос об этапах использования информационно-технологических активов (термин предложен И.А. Стрельцом) в корпоративных структурах. Стрелец И.А. полагает, что модель зрелости системы таких активов должна проходить следующие уровни [9, С. 82.1].
Первый уровень — «хаотичный», когда отсутствует формальное описание процедур управления через информационные технологии.
Второй уровень — «реактивный»: в организации появляются основные технологии мониторинга оборудования, системы инвентаризационного учета и т.д.
Третий уровень — «проактивный»: инструменты управления слишком сложны для персонала, чтобы дать фирме максимальные возможности управлять процессами (производительностью и т.д.).
Четвертый уровень — «предсказательный»: инструменты управления сильно интегрированы в бизнес-планирование.
Пятый уровень — «интегрированный»: информационные технологии становятся неотъемлемой частью управления предприятием.
Можно согласиться с таким предложением автора. Однако нужно подчеркнуть, что российские предприятия находятся на начальной стадии внедрения информационных технологий в процесс управления, примерно типичным является второй этап, когда информационные технологии применяются для частичного мониторинга производственно-хозяйственной деятельности фирмы.
По мнению Г.А. Титоренко, в крупных организациях сложились две формы управления: централизованная и децентрализованная [6, С. 19].
Организации с централизованным управлением характеризуются распределением функций и полномочий среди структурных подразделений с жесткой координацией производственно-хозяйственной деятельности в аппарате управления.
Децентрализованная форма характеризуется выделением внутри организации стратегических единиц бизнеса или центров прибыли, деятельность которых поддается самостоятельному планированию и имеет свой бюджет. В этом случае аппарат управления отделениями наделяется достаточно широкими полномочиями, на него возлагается ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности, за конкурентоспособность продукции компании. Для высшего же руководства создаются реальные возможности заниматься долгосрочным планированием и расширяющимися внешними контактами.
В первом и во втором случаях корпоративность системы формируется за счет организационных, технологических, информационных и других связей, объединяющих территориально рассредоточенные отделения, построенные на разнообразных технологических платформах, по горизонтали и вертикали.
Основное отличие двух типов управления крупными организациями заключается в организации автоматизированной информационной технологии.
При централизованном управлении, технология ориентирована на концентрацию информационных ресурсов в головном предприятии с жесткими ограничениями по уровням доступа к корпоративным данным.
При децентрализованном управлении наряду с концентрацией информации в корпоративных хранилищах данных выделяются информационные сегменты для каждой локальной вычислительной сети филиала или отделения.
Для эффективного управления крупными организациями, имеющими большое количество филиалов, строится корпоративная вычислительная сеть, на основе которой формируются информационные связи между локальными вычислительными сетями отдельных структурных подразделений.
Корпоративная вычислительная сеть — это интегрированная, многомашинная, распределенная система одного предприятия, имеющего территориальную рассредоточенность, состоящая из взаимодействующих локальных вычислительных сетей структурных подразделений и подсистемы связи для передачи информации.
Рассмотрим типовую укрупненную схему информационных потоков в рамках централизованной корпоративной системы (см. Приложение 1).
В данной схеме сделан акцент на внутренние связи, рынок рассмотрен слабо, не выделена экономическая информация, а говориться обо всей информации.
Для наиболее эффективного управления работой фирмы необходимо иметь достаточную информацию о положении дел на предприятии и возможность оперативного реагирования на изменение ситуации. Для этого руководитель фирмы и другие ответственные лица должны постоянно иметь оперативную и достоверную информацию. Возникает необходимость организовать управление деятельностью фирмы таким образом, чтобы обеспечить быструю и надежную связь между различными служащими в целях четкого и слаженного взаимодействия.
Требования, предъявляемые в настоящее время к системам управления, могут быть удовлетворены только на базе современных средств автоматизации управления и организации информационной технологии.
Благодаря высокопроизводительным и экономичным микропроцессорам информационно-вычислительные ресурсы приближаются к рабочим местам менеджеров, бухгалтеров, плановиков, администраторов, инженеров и других категорий работников фирмы.
Развитие систем телекоммуникаций, и в частности, технологий локальных вычислительных сетей позволило объединить все технические средства обработки цифровой и текстовой информации в единую внутрифирменную информационную систему. Наиболее эффективной системой информации считается система, основанная на одновременном использовании вычислительной техники и средств автоматизированной обработки данных, объединенных в единую информационную технологию.
Информационная технология управления фирмой предполагает объединение в единый комплекс всех технических средств обработки информации с использованием современной методологии и различных процедур по обработке информации на базе организации локальной вычислительной сети.
Организация локальной вычислительной сети и выбор комплекса технических средств (КТС) для создания информационной технологии управления фирмой основывается на требованиях надежности, разветвленности (удаленности), быстродействия, защиты информации, гибкости структуры, размеров информационной базы данных особенностей применяемого программного обеспечения при определенной минимизации капитальных затрат на приобретение КТС и их эксплуатацию [6, С. 369].
По нашему мнению, в схеме основной акцент делается на централизацию управления. Между тем, переход к децентрализованным формам управления позволяет рассмотреть другой вариант схеме (см. Приложение 2).
Наконец особый вариант информационной базы фирмы типичен для сетевого предприятия (см. 2.2).
Современная информационная технология управления фирм является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией в информационной системе экономического объекта для принятия оптимального управленческого решения, которое связано с основной функцией любого предприятия — выпуском готовой продукции с целью получения экономических результатов от реализации этой продукции.
Центральное место среди задач управления с этой точки зрения занимает получение прибыли от результатов хозяйственной деятельности фирмы. Такой процесс управления фирмой можно представить в виде классической схемы (Сх. 1).
Сх. 1. Схема управления фирмой
|


|


|

|

Как следует из приведенной схемы, процесс движения от цели к результату является многоступенчатым. Он требует оперативной корректировки первоначального плана действий в зависимости от достигнутых промежуточных результатов. В общем случае конечный успех фирм зависит от многих факторов, часть из которых не поддается строгой формализации. В этих условиях информационное сопровождение управленческих процессов оказывается особенно актуальным.
Наличие системы, автоматизирующей сбор, подготовку и обработку информации, является одним из необходимых условий, определяющих конечный успех деятельности предприятия. Уже сегодня очевидно, что самыми преуспевающими в деловом мире являются те фирмы и корпорации, которые в состоянии быстрее всех собрать информацию, обработать, проанализировать ее и на основе этого принять оптимальное управленческое решение, т.е. использующие современные информационные технологии. При этом максимально эффективной автоматизированной системой является та, которая охватывает все взаимосвязанные многогранные бизнес-процессы, все аспекты внутренней и внешней хозяйственной деятельности, т.е. комплексные автоматизированные процессы. Однако при выборе современной информационной технологии управления фирмой следует учитывать, что ни одна из них, какой бы совершенной она ни была, не сможет функционировать в условиях недостаточно четко регламентированной технологии управления в рамках каждого бизнес-процесса. Управление фирмой будет иметь много специфических особенностей в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий, степени вовлечения их во внешнеэкономическую деятельность, обеспеченности современной электронно-вычислительной техникой, характера выпускаемой продукции — предметов народного потребления или средств производства.
Выбор программного обеспечения информационной технологии фирмы определяется требованиями, предъявляемыми к современной технологии, перечнем решаемых задач и конфигурацией комплекса технических средств, используемых на предприятии. Такими требованиями являются: надежность, эффективность использования ресурсов вычислительной техники, структурность, модульность, эффективность по затратам, дружественность по отношению к пользователям и т.д.
Поскольку все подразделения фирмы тесно взаимодействуют друг с другом на основе локальной вычислительной сети, поэтому и системное сетевое программное обеспечение должно обеспечивать единое централизованное управление каталогами всех серверов. Для организации в фирме системы электронной почты, подключения ЛВС к Интернет, создания системы электронного документооборота необходимо наличие серверов приложений, работающих под управлением сетевой операционной системы нового поколения.
Сетевая операционная система для высокой производительности работы должна включать в себя следующие инструментальные средства:
- инсталляцию сетевой ОС и конфигурирование клиента в модели «клиент-сервер»;
- службу каталогов;
- файловые функции;
- службы печати;
- средства управления правами пользователей;
- развитые средства защиты сети;
- интегрированные функции передачи сообщений:
- многопротокольную маршрутизацию;
- возможность работы в режиме «клиент-сервер».
Для организации взаимодействия рабочих станций в сети недостаточно просто физически соединить их проводами. Необходимо установить логическую связь или соединение между станциями. Это обеспечивает надежную передачу данных, а также гарантирует, что «формация будет доставлена адресату и не будет потеряна при приеме или передаче. Такие задачи решают протоколы логического уровня, чаще их называют протоколами обмена данными (например, IPX / SPX, TCP). Протоколы обмена данными определяют правила, по которым выполняется передача данных в сети. Они устанавливают порядок обработки ошибок, возникающих при передаче, порядок окончания сеанса связи и т.д. Большинство сетевых операционных систем могут поддерживать различные протоколы как по-отдельности, так и одновременно.
При решении вопроса о выборе информационных технологий важно знать насколько программы соответствуют новым информационным технологиям. Укажем наиболее важные из них.
Интерактивный режим осуществляется в системах реального времени. Он может использоваться для организации диалога (диалоговый режим). Интерактивный режим — это технология выполнения обработки или вычислений, которая может прерываться другими операциями. Время взаимодействия или прерывания является настолько малым, что пользователь может работать с системой практически непрерывно. Во время взаимодействия вычислительных процессов в сети осуществляются транзакции. Транзакции — это короткий во времени цикл взаимодействия (объектов, партнеров), включающий запрос, выполнение задания (или обработку сообщения), ответ. Характерным примером транзакции является работа в режиме диалога, например, обращение к базе данных. От одного компьютера к другому (серверу) направляется задание на поиск и обработку информации. После этого в режиме реального времени следует быстрый ответ.
Диалоговый режим — технология взаимодействия процессов решения задач со скоростью, достаточной для осмысления и реакции пользователей. Наиболее характерный пример диалога — взаимодействие с базой данных. Диалог в сетевых системах основывается на интерактивном режиме. Развитие современной технологии все больше расширяет область речевого диалога. Диалог не исключает использования символьной, текстовой, графической информации, выбора пунктов меню и т.д.
Доминирующие тенденции развития информационных технологий ориентированы на многопрофильность и структурную сложность управляемых предприятий. Для эффективной и конкурентоспособной деятельности требуется информационно связать и объединить все подразделения на качественно новом управленческом уровне. Сделать это позволяют новые, современные информационные технологии. Рассмотрим наиболее известные из них.
Видеотехнология — это технология использования изображений. Такой технологии может предшествовать визуализация, т. е. представление данных в виде изображений. Быстрый рост объемов обработки данных требует поиска новых способов представления полученной информации. Организация видеоконференций связана с технологией проведения совещания между удаленными пользователями на базе использования их движущихся изображений. Технические средства при этом работают в реальном времени.
Мультимедиатехнология (мультисреда) основана на комплексном представлении данных любого типа. Такая технология обеспечивает совместную обработку символов, текста, таблиц, графиков. изображений, документов, звука, речи, что создает мультисреду Изображение может быть выдано на экран с текстовым и звуковым сопровождением. Использование мультимедиа технологии особенно эффективно в обучающих системах. Это связано с тем. что при активной работе в мультиереде пользователь запоминает 75% воспринимаемой информации. В то время как из услышанной информации запоминается лишь 25%.
Нейрокомпыотерные технологии используют взаимодействующие друг с другом специальные нейрокомпоненты на базе микропроцессоров. Такой подход основан на моделировании поведения нервных клеток (нейронов). Нейротехнология применяется в создании искусственного интеллекта для решения сложных задач: распознавание: образов, управление кредитными рисками, прогноз фондовых ситуаций, определение стоимости недвижимости с учетом качества зданий, их состояния, окружающей обстановки и среды, автоматическое распознавание чеков и др. Компонентами нейротехнологий являются нейронные компьютеры и процессоры, а также нейронные сети, как класс алгоритмов, обеспечивающих решение сложных задач. Нейросети обладают способностью самообучения, имеют высокое быстродействие, так как обработка информации в них осуществляется многими компонентами, функционирующими параллельно.
Объектно-ориентированная технология основана на выявлении и установлении взаимодействия множества объектов и используется при создании компьютерных систем на стадии проектирования и программирования. В качестве объектов в ней выступают пользователи, программы, клиенты, документы, файлы, таблицы, базы данных и т.д. Такие подходы характерны тем, что в них используются процедуры и данные, которые заменяются понятием «объект» Объект— это предмет, событие, явление, который выполняет определенные функции и является источником или потребителем ин формации. На этой основе, например, построена технология связи и компоновки объектов (OLE), разработанная фирмой Microsoft. Использование объектно-ориентированных технологий позволяет иметь более эффективные решения в системах управления.
Технология управления знаниями позволяет создать не просто автоматизированную систему с единым информационным пространством, а среду, в которой знания одного работника становились бы достоянием всех. Такой вариант необходим при решении особенно сложных комплексных задач в процессе подготовки и принятия решений в специально созданной технологической среде. Управление знаниями осуществляется с использованием базы знаний, которая является организованной совокупностью, по какой-либо предметной области. Базы знаний применяются при решении задач искусственного интеллекта, например, в экспертных системах. База знаний включает набор данных, знаний (их моделей), правил логического вывода для работы со знаниями.
Интернет-технология основана на объединении информационных сетей в глобальную информационную структуру. Иными словами, Интернет — это глобальная международная ассоциация информационных сетей, которая имеет информационные центры, обслуживающие пользователей: они предоставляют документацию, распространяют программы, тексты книг, иллюстрации, коммуникационный сервис, электронную почту, службу новостей, передают файлы и т.д. Технология Интернет используется в образовательных, научных целях, в бизнесе. Через Интернет многочисленные фирмы предоставляют разнообразные виды сервиса: свои базы данных и базы знаний, рекламу продукции и услуг, консультации и другие виды помощи.
Если же в основу классификации положить критерий установления электронных взаимоотношений между основными экономическими субъектами (агентами), то электронный бизнес (электронная коммерция) включает в себя следующие составляющие: «Предприятие — Предприятие» (В2В), «Предприятие — Потребитель» (В2С), «Потребитель — Потребитель» (С2С), «Потребитель-Предприятие» (С2В) и «Предприятие — Правительство (B2G).
Предприятие — Предприятие (В2В). В2В имеет место, когда два предприятия осуществляют на основе договоров сделки купли-продажи товаров и услуг, осуществляют платежи, маркетинг через Интернет.
Предприятие— потребитель (В2С). В2С имеет место в случае продажи предприятием своих товаров и услуг через Интернет напрямую потребителям.
Потребитель— потребитель (С2С). С2С имеет место в случае, когда одни потребители на основе заключенных сделок и с помощью Интернет-провайдеров продают товары другим потребителям.
Потребитель— предприятие (С2В). С2В имеет место, когда потребители через Интернет делают свой выбор посредством предложения своей цены на различные товары и услуги, предлагаемые предприятиями.
Также следует в рамках концепции электронного правительства учитывать такой вид электронной коммерции, при котором правительственные учреждения оказывают другим экономическим агентам электронные услуги: «Правительство — Предприятие» (G2B), а также «Правительство — Домохозяйство» (G2C). При этом речь идет о предоставлении правительством электронных услуг не просто отдельным потребителям, а покупателям в широком смысле, включая домашние хозяйства. Сегодня активно начал развиваться также такой вид электронного бизнеса, как обмен и продажа через Интернет электронных баз данных (D2G), (D2B).
В целом в Интернет экономике складываются определенные макропропорции между различными ее составляющими и компонентами. Развитие электронного бизнеса, динамика Интернет экономики может характеризоваться целым набором макропоказателей или макропараметров, которые могут быть классифицированы в соответствии с определенными признаками по самым различным группам. Среди них можно выделить количественные показатели качественные показатели, функциональные показатели, показатели развития структуры, показатели эффективности, отдачи от вложений в электронные проекты и др.
В первую очередь, следует выделить группу показателей, характеризующих объем ВВП, создаваемого в национальном секторе интернет-экономики в течение года (e-GDP). Основной составляющей e-GDP является показатель «общий интернет-доход» (Total Internet Revenues), в который в соответствии с выделяемыми в его структуре сегментами включаются следующие элементы:
1. Доходы интернет-провайдеров за предоставление доступа к интернет-ресурсам
2. Доходы, получаемые за предоставление интернет-услуг.
3. Доходы от интернет-рекламы.
4. Доходы от интернет-коммерции.
Также следует особо учитывать доходы, получаемые экономическими субъектами-инвесторами за счет покупки-продажи акций высокотехнологичных компаний на фондовых рынках.
Таким образом, можно говорить о том, что в процессе становления информационной экономики возникает большое количество видов и типов управленческих структур, каждая из которых требует создания специальной корпоративно-вычислительной сети. В результате возникает множество электронных взаимоотношений, основанных на внедрении информационных технологий в производственный процесс.