Технологические структуры в условиях производства




 

Рассматривая экономические отношения в услови­ях информационной экономики, следует отметить, что переход к типу информационной экономики, который в России осу­ществляется сейчас, сопровождается выработкой и реализацией ос­нов, соответствующих современным условиям. Это:

· управление должно базироваться на передовых информационных технологиях. Необходимо быстро перейти от «домашних» (выра­ботанных собственными программистами) к более совершенным, апробированным в передовых странах;

· механизм управления сверху до низу должен быть приспособлен к этим технологиям;

· должна быть развита прямая и обратная связь между производс­твом и его итогами, реализацией продукции и услуг;

· Россия должна активно входить с конкурентной продукцией на рынок информации;

· внутренняя и внешняя среда организации должна развиваться в соответствии с требованиями рынка и новых управленческих систем.

Некоторые из них стоит рассмотреть более обстоятельно. Речь идет главным образом об управленческих отношениях, которые, по мнению академика Л.И. Абалкина, являются составной частью орга­низационно-экономических отношений. Последние включают формы и виды управления, механизм реализации решений, поиск оптималь­ных путей совершенствования управленческих корпоративных воз­действий на всю систему рыночных и внерыночных связей.

Рассмотрим вопрос об этапах использования информацион­но-технологических активов (термин предложен И.А. Стрельцом) в корпоративных структурах. Стрелец И.А. полагает, что модель зре­лости системы таких активов должна проходить следующие уровни [9, С. 82.1].

Первый уровень — «хаотичный», когда отсутствует формальное описание процедур управления через информационные технологии.

Второй уровень — «реактивный»: в организации появляются ос­новные технологии мониторинга оборудования, системы инвентари­зационного учета и т.д.

Третий уровень — «проактивный»: инструменты управления слишком сложны для персонала, чтобы дать фирме максимальные возможности управлять процессами (производительностью и т.д.).

Четвертый уровень — «предсказательный»: инструменты управ­ления сильно интегрированы в бизнес-планирование.

Пятый уровень — «интегрированный»: информационные технологии становятся неотъем­лемой частью управления предприятием.

Можно согласиться с таким предложением автора. Однако нужно подчеркнуть, что российские предприятия находятся на начальной стадии внедрения информационных технологий в процесс управления, примерно типичным является второй этап, когда информационные технологии применяются для частичного мони­торинга производственно-хозяйственной деятельности фирмы.

По мнению Г.А. Титоренко, в крупных организациях сложились две формы управления: централизованная и децентрализованная [6, С. 19].

Организации с централизованным управлением характеризуются распределением функций и полномочий среди структурных подраз­делений с жесткой координацией производственно-хозяйственной деятельности в аппарате управления.

Децентрализованная форма характеризуется выделением внутри ор­ганизации стратегических единиц бизнеса или центров прибыли, дея­тельность которых поддается самостоятельному планированию и имеет свой бюджет. В этом случае аппарат управления отделениями наделяет­ся достаточно широкими полномочиями, на него возлагается ответст­венность за результаты производственно-хозяйственной деятельности, за конкурентоспособность продукции компании. Для высшего же руководства создаются реальные возможности заниматься долгосрочным планированием и расширяющимися внешними контактами.

В первом и во втором случаях корпоративность системы формируется за счет организационных, технологических, информационных и других связей, объединяющих территориально рассредоточенные отделения, построенные на разнообразных технологических платформах, по горизонтали и вертикали.

Основное отличие двух типов управления крупными организа­циями заключается в организации автоматизированной информационной технологии.

При централизованном управлении, технология ориентирована на концентрацию информационных ресурсов в головном предприятии с жест­кими ограничениями по уровням доступа к корпоративным данным.

При децентрализованном управлении наряду с концентрацией ин­формации в корпоративных хранилищах данных выделяются инфор­мационные сегменты для каждой локальной вычислительной сети филиала или отделения.

Для эффективного управления крупными организациями, имею­щими большое количество филиалов, строится корпоративная вы­числительная сеть, на основе которой формируются информацион­ные связи между локальными вычислительными сетями отдельных структурных подразделений.

Корпоративная вычислительная сеть — это интегрирован­ная, многомашинная, распределенная система одного предприятия, имеющего территориальную рассредоточенность, состоящая из взаимодействующих локальных вычислительных сетей структур­ных подразделений и подсистемы связи для передачи информации.

Рассмотрим типо­вую укрупненную схему информационных потоков в рамках централизованной корпоративной системы (см. Приложение 1).

В данной схеме сделан акцент на внутренние связи, рынок рассмотрен слабо, не выделена экономическая информация, а говориться обо всей информации.

Для наиболее эффективного управления работой фирмы необходи­мо иметь достаточную информацию о положении дел на предпри­ятии и возможность оперативного реагирования на изменение ситуации. Для этого руководитель фирмы и другие ответственные лица должны постоянно иметь оперативную и достоверную информацию. Возникает необходимость организовать управление деятельнос­тью фирмы таким образом, чтобы обеспечить быструю и надежную связь между различными служащими в целях четкого и слаженного взаимодействия.

Требования, предъявляемые в настоящее время к системам управления, могут быть удовлетворены только на базе современных средств автоматизации управления и организации информационной технологии.

Благодаря высокопроизводительным и экономичным микро­процессорам информационно-вычислительные ресурсы приближа­ются к рабочим местам менеджеров, бухгалтеров, плановиков, адми­нистраторов, инженеров и других категорий работников фирмы.

Развитие систем телекоммуникаций, и в частности, техноло­гий локальных вычислительных сетей позволило объединить все технические средства обработки цифровой и текстовой информа­ции в единую внутрифирменную информационную систему. Наибо­лее эффективной системой информации считается система, осно­ванная на одновременном использовании вычислительной техники и средств автоматизированной обработки данных, объединенных в единую информационную технологию.

Информационная технология управления фирмой предполагает объединение в единый комплекс всех технических средств обработ­ки информации с использованием современной методологии и раз­личных процедур по обработке информации на базе организации ло­кальной вычислительной сети.

Организация локальной вычислительной сети и выбор комплекса технических средств (КТС) для создания информационной техноло­гии управления фирмой основывается на требованиях надежности, разветвленности (удаленности), быстродействия, защиты информации, гибкости структуры, размеров информационной базы данных особенностей применяемого программного обеспечения при определенной минимизации капитальных затрат на приобретение КТС и их эксплуатацию [6, С. 369].

По нашему мнению, в схеме основной акцент делается на централизацию управления. Между тем, переход к децентрализованным формам управления позволяет рассмотреть другой вариант схеме (см. Приложение 2).

Наконец особый вариант информационной базы фирмы типичен для сетевого предприятия (см. 2.2).

Современная информационная технология управления фирм является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией в информацион­ной системе экономического объекта для принятия оптимального управленческого решения, которое связано с основной функцией любого предприятия — выпуском готовой продукции с целью по­лучения экономических результатов от реализации этой продук­ции.

Центральное место среди задач управления с этой точки зре­ния занимает получение прибыли от результатов хозяйственной деятельности фирмы. Такой процесс управления фирмой можно представить в виде классической схемы (Сх. 1).

Сх. 1. Схема управления фирмой

Контроль     Оперативный контроль получаемых результатов
Реализация     Реализация оперативного календарного плана
Планирование Составление плана мероприятий, составление оперативного календарного плана, определение потребностей в ресурсах
Анализ   Анализ внешних факторов текущего состояния фирмы, Определение (уточнение) конечных целей

 

 

Как следует из приведенной схемы, процесс движения от цели к результату является многоступенчатым. Он требует оперативной корректировки первоначального плана действий в зависимости от достигнутых промежуточных результатов. В общем случае конечный успех фирм зависит от многих факторов, часть из которых не подда­ется строгой формализации. В этих условиях информационное со­провождение управленческих процессов оказывается особенно ак­туальным.

Наличие системы, автоматизирующей сбор, подготовку и обра­ботку информации, является одним из необходимых условий, опре­деляющих конечный успех деятельности предприятия. Уже сегодня очевидно, что самыми преуспевающими в деловом мире являются те фирмы и корпорации, которые в состоянии быстрее всех собрать информацию, обработать, проанализировать ее и на основе этого принять оптимальное управленческое решение, т.е. использующие современные информационные технологии. При этом максималь­но эффективной автоматизированной системой является та, кото­рая охватывает все взаимосвязанные многогранные бизнес-процес­сы, все аспекты внутренней и внешней хозяйственной деятельности, т.е. комплексные автоматизированные процессы. Однако при выбо­ре современной информационной технологии управления фирмой следует учитывать, что ни одна из них, какой бы совершенной она ни была, не сможет функционировать в условиях недостаточно четко регламентированной технологии управления в рамках каждого бизнес-процесса. Управление фирмой будет иметь много специфи­ческих особенностей в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий, степени вовлечения их во внешнеэкономическую дея­тельность, обеспеченности современной электронно-вычислительной техникой, характера выпускаемой продукции — предметов народного потребления или средств производства.

Выбор программного обеспечения информационной технологии фирмы определяется требованиями, предъявляемыми к современной технологии, перечнем решаемых задач и конфигурацией комп­лекса технических средств, используемых на предприятии. Такими требованиями являются: надежность, эффективность использования ресурсов вычислительной техники, структурность, модульность, эффективность по затратам, дружественность по отношению к пользо­вателям и т.д.

Поскольку все подразделения фирмы тесно взаимодействуют друг с другом на основе локальной вычислительной сети, поэто­му и системное сетевое программное обеспечение должно обес­печивать единое централизованное управление каталогами всех серверов. Для организации в фирме системы электронной почты, подключения ЛВС к Интернет, создания системы электронного до­кументооборота необходимо наличие серверов приложений, работа­ющих под управлением сетевой операционной системы нового по­коления.

Сетевая операционная система для высокой производительнос­ти работы должна включать в себя следующие инструментальные средства:

- инсталляцию сетевой ОС и конфигурирование клиента в модели «клиент-сервер»;

- службу каталогов;

- файловые функции;

- службы печати;

- средства управления правами пользователей;

- развитые средства защиты сети;

- интегрированные функции передачи сообщений:

- многопротокольную маршрутизацию;

- возможность работы в режиме «клиент-сервер».

Для организации взаимодействия рабочих станций в сети недос­таточно просто физически соединить их проводами. Необходимо ус­тановить логическую связь или соединение между станциями. Это обеспечивает надежную передачу данных, а также гарантирует, что «формация будет доставлена адресату и не будет потеряна при приеме или передаче. Такие задачи решают протоколы логического уровня, чаще их называют протоколами обмена данными (например, IPX / SPX, TCP). Протоколы обмена данными определяют правила, по которым выполняется передача данных в сети. Они устанавлива­ют порядок обработки ошибок, возникающих при передаче, порядок окончания сеанса связи и т.д. Большинство сетевых операционных систем могут поддерживать различные протоколы как по-отдельно­сти, так и одновременно.

При решении вопроса о выборе информационных технологий важно знать насколько про­граммы соответствуют новым информационным технологиям. Укажем наиболее важные из них.

Интерактивный режим осуществляется в системах реального времени. Он может использоваться для организации диалога (диа­логовый режим). Интерактивный режим — это технология выпол­нения обработки или вычислений, которая может прерываться дру­гими операциями. Время взаимодействия или прерывания является настолько малым, что пользователь может работать с системой прак­тически непрерывно. Во время взаимодействия вычислительных процессов в сети осуществляются транзакции. Транзакции — это короткий во времени цикл взаимодействия (объектов, партнеров), включающий запрос, выполнение задания (или обработку сообще­ния), ответ. Характерным примером транзакции является работа в режиме диалога, например, обращение к базе данных. От одно­го компьютера к другому (серверу) направляется задание на поиск и обработку информации. После этого в режиме реального времени следует быстрый ответ.

Диалоговый режим — технология взаимодействия процессов решения задач со скоростью, достаточной для осмысления и реак­ции пользователей. Наиболее характерный пример диалога — взаи­модействие с базой данных. Диалог в сетевых системах основыва­ется на интерактивном режиме. Развитие современной технологии все больше расширяет область речевого диалога. Диалог не исклю­чает использования символьной, текстовой, графической информа­ции, выбора пунктов меню и т.д.

Доминирующие тенденции развития информационных тех­нологий ориентированы на многопрофильность и структурную сложность управляемых предприятий. Для эффективной и конку­рентоспособной деятельности требуется информационно связать и объединить все подразделения на качественно новом управленчес­ком уровне. Сделать это позволяют новые, современные информаци­онные технологии. Рассмотрим наиболее известные из них.

Видеотехнология — это технология использования изображе­ний. Такой технологии может предшествовать визуализация, т. е. представление данных в виде изображений. Быстрый рост объемов обработки данных требует поиска новых способов представления полученной информации. Организация видеоконференций связана с технологией проведения совещания между удаленными пользователями на базе использования их движущихся изображений. Технические средства при этом работают в реальном времени.

Мультимедиатехнология (мультисреда) основана на комплекс­ном представлении данных любого типа. Такая технология обес­печивает совместную обработку символов, текста, таблиц, графиков. изображений, документов, звука, речи, что создает мультисреду Изображение может быть выдано на экран с текстовым и звуковым сопровождением. Использование мультимедиа технологии особенно эффективно в обучающих системах. Это связано с тем. что при ак­тивной работе в мультиереде пользователь запоминает 75% воспри­нимаемой информации. В то время как из услышанной информации запоминается лишь 25%.

Нейрокомпыотерные технологии используют взаимодейс­твующие друг с другом специальные нейрокомпоненты на базе микропроцессоров. Такой подход основан на моделировании пове­дения нервных клеток (нейронов). Нейротехнология применяется в создании искусственного интеллекта для решения сложных задач: распознавание: образов, управление кредитными рисками, прогноз фондовых ситуаций, определение стоимости недвижимости с уче­том качества зданий, их состояния, окружающей обстановки и сре­ды, автоматическое распознавание чеков и др. Компонентами нейротехнологий являются нейронные компьютеры и процессоры, а также нейронные сети, как класс алгоритмов, обеспечивающих решение сложных задач. Нейросети обладают способностью самообучения, имеют высокое быстродействие, так как обработка информации в них осуществляется многими компонентами, функционирующи­ми параллельно.

Объектно-ориентированная технология основана на выявлении и установлении взаимодействия множества объектов и используется при создании компьютерных систем на стадии проектирования и программирования. В качестве объектов в ней выступают поль­зователи, программы, клиенты, документы, файлы, таблицы, базы данных и т.д. Такие подходы характерны тем, что в них используются процедуры и данные, которые заменяются понятием «объект» Объект— это предмет, событие, явление, который выполняет оп­ределенные функции и является источником или потребителем ин формации. На этой основе, например, построена технология свя­зи и компоновки объектов (OLE), разработанная фирмой Microsoft. Использование объектно-ориентированных технологий позволяет иметь более эффективные решения в системах управления.

Технология управления знаниями позволяет создать не прос­то автоматизированную систему с единым информационным про­странством, а среду, в которой знания одного работника станови­лись бы достоянием всех. Такой вариант необходим при решении особенно сложных комплексных задач в процессе подготовки и при­нятия решений в специально созданной технологической среде. Уп­равление знаниями осуществляется с использованием базы знаний, которая является организованной совокупностью, по какой-либо предметной области. Базы знаний применяются при решении задач искусственного интеллекта, например, в экспертных системах. База знаний включает набор данных, знаний (их моделей), правил логи­ческого вывода для работы со знаниями.

Интернет-технология основана на объединении информаци­онных сетей в глобальную информационную структуру. Иными словами, Интернет — это глобальная международная ассоциация информационных сетей, которая имеет информационные центры, обслуживающие пользователей: они предоставляют документацию, распространяют программы, тексты книг, иллюстрации, коммуни­кационный сервис, электронную почту, службу новостей, переда­ют файлы и т.д. Технология Интернет используется в образователь­ных, научных целях, в бизнесе. Через Интернет многочисленные фирмы предоставляют разнообразные виды сервиса: свои базы дан­ных и базы знаний, рекламу продукции и услуг, консультации и дру­гие виды помощи.

Если же в основу классификации положить критерий установле­ния электронных взаимоотношений между основными экономичес­кими субъектами (агентами), то электронный бизнес (электронная коммерция) включает в себя следующие составляющие: «Предпри­ятие — Предприятие» (В2В), «Предприятие — Потребитель» (В2С), «Потребитель — Потребитель» (С2С), «Потребитель-Предприятие» (С2В) и «Предприятие — Правительство (B2G).

Предприятие — Предприятие (В2В). В2В имеет место, когда два предприятия осуществляют на основе договоров сделки купли-про­дажи товаров и услуг, осуществляют платежи, маркетинг через Ин­тернет.

Предприятие— потребитель (В2С). В2С имеет место в случае продажи предприятием своих товаров и услуг через Интернет на­прямую потребителям.

Потребитель— потребитель (С2С). С2С имеет место в случае, когда одни потребители на основе заключенных сделок и с помощью Интернет-провайдеров продают товары другим потребителям.

Потребитель— предприятие (С2В). С2В имеет место, когда потребители через Интернет делают свой выбор посредством пред­ложения своей цены на различные товары и услуги, предлагаемые предприятиями.

Также следует в рамках концепции электронного правительства учитывать такой вид электронной коммерции, при котором прави­тельственные учреждения оказывают другим экономическим аген­там электронные услуги: «Правительство — Предприятие» (G2B), а также «Правительство — Домохозяйство» (G2C). При этом речь идет о предоставлении правительством электронных услуг не прос­то отдельным потребителям, а покупателям в широком смысле, включая домашние хозяйства. Сегодня активно начал развиваться также такой вид электронного бизнеса, как обмен и продажа через Интернет электронных баз данных (D2G), (D2B).

В целом в Интернет экономике складываются определенные макропропорции между различными ее составляющими и компонентами. Развитие электронного бизнеса, динамика Интернет экономики может характеризоваться целым набором макропоказателей или макропараметров, которые могут быть классифицированы в соответствии с определенными признаками по самым различным группам. Среди них можно выделить количественные показатели качественные показатели, функциональные показатели, показатели развития структуры, показатели эффективности, отдачи от вложений в электронные проекты и др.

В первую очередь, следует выделить группу показателей, харак­теризующих объем ВВП, создаваемого в национальном секторе интернет-экономики в течение года (e-GDP). Основной составля­ющей e-GDP является показатель «общий интернет-доход» (Total Internet Revenues), в который в соответствии с выделяемыми в его структуре сегментами включаются следующие элементы:

1. Доходы интернет-провайдеров за предоставление доступа к интернет-ресурсам

2. Доходы, получаемые за предоставление интернет-услуг.

3. Доходы от интернет-рекламы.

4. Доходы от интернет-коммерции.

Также следует особо учитывать доходы, получаемые экономичес­кими субъектами-инвесторами за счет покупки-продажи акций вы­сокотехнологичных компаний на фондовых рынках.

Таким образом, можно говорить о том, что в процессе становления информационной экономики возникает большое количество видов и типов управленческих структур, каждая из которых требует создания специальной корпоративно-вычислительной сети. В результате возникает множество электронных взаимоотношений, основанных на внедрении информационных технологий в производственный процесс.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: