Сетевая технология как новый этап формирования рыночных структур




 

Несколько слов о самой сетевой организации. По мнению Дж. Подольны и К. Пайдж, термин «сетевые формы организации» сле­дует понимать как «любую группу действующих лиц (не менее двух человек), которая имеет повторяющиеся длительные обменные свя­зи между собой и, в то же самое время, в этой группе отсутствует властный орган, уполномоченный разрешать возникающие в тече­ние обмена спорные вопросы» [9, С. 77.].

Конечно, такое определение характеризует сетевую организа­цию в «чистом» виде. На практике можно говорить о ступенях зрелости сетевой организации. На начальном этапе применяются лишь отдельные элементы сетевых форм связей. В дальнейшем роль этих связей возрастает, они сначала дополняют традиционные иерархические контакты, а затем — по мере совершенствования интернет-технологий — становятся преобладающими, ведущими, главными.

На уровне структуры компаний информационные предприятия повышают свою производительность, прибыли и рыночную стои­мость, организуя себя (в глобальном масштабе) как сети, приме­няя информационные технологии и все более сосредотачиваясь на операциях с информацией (символами). Это касается отноше­ний компаний с их наемным персоналом, клиентами и финансо­выми рынками. Для наемных работников управление, инновации и производство организованы как глобальные сети, которые можно координировать с помощью компьютерных сетей. Результатом стало предприятие, которое внутренне состоит из относительно авто­номных подразделений, связанных в единую сеть для выполнения проектов. Внешне предприятия вместе со своими поставщиками связаны в сеть, которая соответствует разнообразным и изменяю­щимся потребностям проектов. Кроме того, предприятия объединя­ют силы с другими, равными им по масштабам предприятиям, что позволяет максимизировать усилия. Продуктом во все возрастающей мере является обработка символов: технология обработки символов (информационная технология), сама обработка символов (например, медийные продукты).

В инновационной деятельности возрастающее значение обра­ботки символов сопровождается ростом изобретательства внутри компаний. Отношения с потребителями также построены по сете­вому принципу: маркетинг, продажи и распределение в информа­ционном предприятии основаны на сетевых отношениях. Продажи во все большей мере происходят в Сети, распределение все силь­нее превращается в сеть, в которую включены внешние партнеры, а маркетинг черпает точную информацию о нуждах потребителей непосредственно из объемов продаж. С точки зрения потребите­ля, значение обработки символов означает возрастающую важность брэндов (торговых марок). И. наконец, на информационном финан­совом рынке все, начиная от финансирования и кончая ростом ры­ночной стоимости, все более основывается на способности предприятия подключиться к глобальным электронным финансовым рынкам и сознательно развивать свой имидж.

«Сетевое общество» зачастую классифицируют как «новую эко­номику». Термин «новая экономика» употребляется в настоящее время главным образом в двух значениях. Во-первых, под новой эконо­микой понимают ту часть экономики, которая состоит из высоко­технологичных отраслей (аэрокосмическая промышленность, про­изводство компьютеров, создание коммуникационных средств, программного обеспечения, биотехнология). В этом своем значении новая экономика определяется как совокупность отраслей, отлича­ющихся высокотехнологичными элементами в противоположность старой экономике. Но в таком понимании стал популярен с 90-х гг. XX века. Термин «новая экономика» в начале 1980-х годов употреб­лялся в другом значении: он использовался для описания экономики, которая в большей степени опирается на сферу производства услуг, чем на сферу производства товаров.

Термин «новая экономика» употребляется и в ином, во вто­ром своем значении. Это такое влияние высоких технологий на экономическое окружение, которое ведет к изменению экономи­ческих отношений. Сетевой способ ведения дел позволяет дей­ствовать без обязательного участия бюрократических структур, а также гораздо быстрее, чем при опоре на систему многочисленных посредников. То есть сеть снимает с личности многие социально-политические и экономические ограничения, давая ей тем самым резкий прирост дееспособности. Нынешние общедоступность сетевых взаимоотношений и их свобода от пространственно-времен­ных ограничений обеспечены достижениями в сфере Интернет и нанотехнологий - новой энергетики, а также генной инженерии. Особо следует выделить то, что данные технологические проры­вы радикально обновляют сами способы создания базовых видов пpoдvкции.

Развитие сетевой организации происходило следующим образом. Новые организационные формы возникали в ответ на необходимость преодоления недостатков старых форм, которые уже не отвечали тре­бованиям внешней среды. Руководители начинают экспериментиро­вать с новыми подходами, вели поиск более эффективных форм рас­пределения ресурсов и координации деятельности. Выявилось и то, проектирование новых структур, не учитывающее текущие недоче­ты в организации, приводит тому, что новая форма теряет свою жиз­неспособность.

Кооперационные связи между отдельными компаниями со вре­менем все больше приобретали вид сетей, куда включались самые разнородные компании (в том числе сбытовые, финансовые, рек­ламные, исследовательские), чей опыт и знания так или иначе объ­единились для производства какого-либо конечного продукта или же для решения какой-либо производственной или технологической задачи. В целом ряде случаев для развертывания производства но­вых сложных продуктов требовалось объединение нескольких видов технологий. Распространение сетевых форм организации коопера­ционных связей было следствием двух важных процессов:

1. быстро растущей дифференциацией рыночного спроса и соответствующим приспособлением производства к индивидуализированным пот­ребностям,

2. широким внедрением в хозяйственную практику ин­формационных и телекоммуникационных систем.

Многие крупные корпорации по своей структуре представля­ли собой сложные сети взаимосвязанных компаний и предприятий. Примером могут служить автомобильные корпорации, в структу­ре которых ключевым звеном стали сборочные предприятия.

Последние, получая сигналы от сбытовой, распределительной сети задавали затем характер и определенный ритм работы поставщикам деталей и компонентов сборки, оборудования, технологической оснастки и т.д. Рыночный спрос начал непосредственно управлять ходом производства, а не наоборот, как было раньше. В этом плане во­енные отрасли промышленности и электроники первыми начали работать в режиме постиндустриальных организаций (постоянно меняющиеся структуры организаций, выделение НИОКР в само­стоятельные подразделения, использование технологий принятия уп­равленческих решений, работа на определенный заказ и т.д.). Такое управление со стороны рыночного спроса стало технологически воз­можным в результате роботизации производства, непосредственной стыковки компьютеризованного проектирования с компьютеризован­ным производством и появлением компьютерной интеграции всех подразделений производства и распределения. Все это обеспечило производству необходимую гибкость и способность к быстрой пе­реналадке.

В крупных автомобильных корпорациях («Фиат», «Дженерал мо­торз» и др.) вместо иерархических, централизованных структур, ха­рактерных для индустриального производства и приспособленных для управления массовым производством, давно уже появились гиб­кие и подвижные организационные структуры сетевого типа. Повсе­местно идет процесс децентрализации принятия решений. Жесткая внутрикорпорационная бюрократическая структура все чаше заме­няется гибкой системой рыночных отношений между автономными звеньями крупных корпораций и предприятий, которые часто терри­ториально рассредоточиваются и выносятся даже за границу («рас­средоточенные предприятия»). Особое распространение, например, получили в крупных транснациональных корпорациях внутрикорпо­рационные связи, основанные на рыночных отношениях. Все эти процессы напрямую были связаны с поисками технологических и экономических ниш на рынке (само накопление знаний и опыта уже создают условия для разнообразия поведения).

Дальнейший серьезный толчок организационным изменениям дало возрастание значения фактора времени в конкурентной борьбе. В организационных построениях многих компаний всегда большую роль играли соображения экономии материальных и людских затрат. Однако выдвижение на передний план временного фактора заставило по-иному подойти к организации экономической деятельности. Многоуровневая громоздкая бюрократическая иерархия управления была замещена горизонтальной системой связанных друг с другом автономных ячеек-петель, в которых сосредоточивались основные производственные и хозяйственные процессы — сборочные опера­ции, конструкторские работы, сбытовые операции и т.д. Такое ор­ганизационное построение сокращает временные и физические раз­рывы в обратных связях, устраняет излишние уровни управления, сокращает накладные расходы. Главное же, работникам «низовых линий» были переданы права самоуправления, избавляющие их от мелочной опеки, связывающей инициативу и не дающей хода твор­ческому труду. В итоге возникли подвижные сети таких самоуправ­ляющих ячеек, которые обладали к тому же, как правило, огромны­ми приспособительными возможностями.

В современной информационной экономике все большее рас­пространение получают небольшие компании и предприятия. Они становятся главными экономическими субъектами сетевой экономи­ки. Происходит это по ряду причин. Прежде всего, быстрое разви­тие индивидуального, мелкосерийного производства, рассчитанно­го на гетерогенный рынок, само по себе уже создаст благоприятные условия для развития небольших специализированных компаний и предприятий, которые в большей степени приспособлены к про­изводству информационноемких товаров. Они, как правило, более маневренны, и их внутренние коммуникационные каналы работают без больших помех. Процесс концентрации производства постепен­но уступает место обратному процессу децентрализации и появле­нию небольших, нередко независимых в технологическом и финан­совом отношениях, производственных единиц.

Процесс оценки в соответствии с этой системой начинается с то­го, что команда высшего менеджмента осуществляет работу по трансформации бизнес-стратегии компании в конкретные стратеги­ческие цели. Затем фирма определяет цели и средства для внутрен­него бизнес-процесса. Именно это является главной отличительной особенностью предлагаемой системы. Если традиционные системы оценки фокусируют внимание на улучшении стоимостной, качест­венной и циклической составляющих, данная система подчеркива­ет важность процессов, которые являются наиболее значимыми для клиентов и акционеров. Часто такой подход приводит к выработке абсолютно нового бизнес-процесса, осуществление которого совер­шенно необходимо для успешной реализации стратегии компании.

Финальное звено — инвестиции в переобучение персонала, ин­формационные технологии и системы, организационные процедуры, инвестиции в людей, системы и процедуры создают предпосылки инноваций, а также благоприятную среду для внутреннего бизнес-процесса компании, клиентов и акционеров. Сегодня все большее количество фирм включается в процесс пользования тех преиму­ществ, которые дают новые технологии, создавая внутрифирменные сети (Интернет).

Использование новых информационных технологий, Интерне­та в сетевом бизнесе существенно изменил систему оценки бизнеса и его показателей. Ранее ведущими были критерии потенциального роста, величины оборота и доли компании на рынке. В условиях развития сетевой Интернет-экономики ведущими становятся такие по­казатели:

· рост пользователей,

· отношение рыночной стоимости к числу пользователей,

· отношение рыночной стоимости к возможной доли на рынке17.

Возможны и другие показатели.

Таким образом, развитие информационно-сетевой экономики в России и в глобальном мире происходит довольно быстрыми тем­пами. Осуществляются серьезные изменения в структуре предпри­ятий, отраслей, в управлении. Более подвижные сетевые структуры замещают иерархические, централизованные структуры.

Из второй главы следует, что небольшие компании и предприятия становятся главными экономическими субъектами сетевой экономи­ки. В итоге возникли подвижные сети таких самоуправ­ляющих ячеек, которые обладали к тому же, как правило, огромны­ми приспособительными возможностями. Их взаимодействие все более основывается на способности подключиться к глобальным электронным финансовым рынкам и сознательно развивать свой имидж. Это также стало одной из причин использования ими однородных пакетов программ.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная исследовательская работ была посвящена теоретическим аспектам внедрения информационных технологий в производственный процесс. В ходе исследования выяснилось, что информационная технология управления фирмой предполагает объединение в единый комплекс всех технических средств обработ­ки информации с использованием современной методологии и раз­личных процедур по обработке информации на базе организации ло­кальной вычислительной сети.

Выбор программного обеспечения информационной технологии фирмы определяется требованиями, предъявляемыми к современной технологии, перечнем решаемых задач и конфигурацией комп­лекса технических средств, используемых на предприятии.

Для эффективного управления крупными организациями, имею­щими большое количество подразделений, строится корпоративная вы­числительная сеть, на основе которой формируются информацион­ные связи между локальными вычислительными сетями отдельных структурных подразделений.

Несмотря на возникающие проблемы, движение от централизован­но планируемых иерархичных структур к сетевым набирает силу, поскольку деятельность последних можно быстрее и проще подстроить под быстро изменяющуюся экономическую ситуацию. Сетевые структуры сами по себе достаточно подвижны и не требуют кардинальных изменений.

Основным достоинством сетевой организации является предоставление широкой предпринимательской свободы подразделениям фирм, что дает несравненные конкурентные преимущества и снимает с личности многие социально-политические и экономические ограничения, давая ей тем самым резкий прирост дееспособности.

Также в ходе исследования выяснилось, что российские предприятия находятся на начальной стадии внедрения информационных технологий в процесс управления.

Что касается практического применения программных обеспечений, то на российском рынке во всех отраслях лидируют, как правило, 1-2 производителя. В некоторых случаях на предприятии их программы могут использоваться в сочетании, а в некоторых предприятия могут быть оборудованы пакетами этих программ. В первую очередь это обусловлено редкой сменой программного обеспечения организации, поэтому лидерами становятся программы, давно существующие на рынке. Еще одно важное условие – необходимость обмена информацией между предприятиями, поэтому требуются однородные пакеты программ.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: