Несколько слов о самой сетевой организации. По мнению Дж. Подольны и К. Пайдж, термин «сетевые формы организации» следует понимать как «любую группу действующих лиц (не менее двух человек), которая имеет повторяющиеся длительные обменные связи между собой и, в то же самое время, в этой группе отсутствует властный орган, уполномоченный разрешать возникающие в течение обмена спорные вопросы» [9, С. 77.].
Конечно, такое определение характеризует сетевую организацию в «чистом» виде. На практике можно говорить о ступенях зрелости сетевой организации. На начальном этапе применяются лишь отдельные элементы сетевых форм связей. В дальнейшем роль этих связей возрастает, они сначала дополняют традиционные иерархические контакты, а затем — по мере совершенствования интернет-технологий — становятся преобладающими, ведущими, главными.
На уровне структуры компаний информационные предприятия повышают свою производительность, прибыли и рыночную стоимость, организуя себя (в глобальном масштабе) как сети, применяя информационные технологии и все более сосредотачиваясь на операциях с информацией (символами). Это касается отношений компаний с их наемным персоналом, клиентами и финансовыми рынками. Для наемных работников управление, инновации и производство организованы как глобальные сети, которые можно координировать с помощью компьютерных сетей. Результатом стало предприятие, которое внутренне состоит из относительно автономных подразделений, связанных в единую сеть для выполнения проектов. Внешне предприятия вместе со своими поставщиками связаны в сеть, которая соответствует разнообразным и изменяющимся потребностям проектов. Кроме того, предприятия объединяют силы с другими, равными им по масштабам предприятиям, что позволяет максимизировать усилия. Продуктом во все возрастающей мере является обработка символов: технология обработки символов (информационная технология), сама обработка символов (например, медийные продукты).
В инновационной деятельности возрастающее значение обработки символов сопровождается ростом изобретательства внутри компаний. Отношения с потребителями также построены по сетевому принципу: маркетинг, продажи и распределение в информационном предприятии основаны на сетевых отношениях. Продажи во все большей мере происходят в Сети, распределение все сильнее превращается в сеть, в которую включены внешние партнеры, а маркетинг черпает точную информацию о нуждах потребителей непосредственно из объемов продаж. С точки зрения потребителя, значение обработки символов означает возрастающую важность брэндов (торговых марок). И. наконец, на информационном финансовом рынке все, начиная от финансирования и кончая ростом рыночной стоимости, все более основывается на способности предприятия подключиться к глобальным электронным финансовым рынкам и сознательно развивать свой имидж.
«Сетевое общество» зачастую классифицируют как «новую экономику». Термин «новая экономика» употребляется в настоящее время главным образом в двух значениях. Во-первых, под новой экономикой понимают ту часть экономики, которая состоит из высокотехнологичных отраслей (аэрокосмическая промышленность, производство компьютеров, создание коммуникационных средств, программного обеспечения, биотехнология). В этом своем значении новая экономика определяется как совокупность отраслей, отличающихся высокотехнологичными элементами в противоположность старой экономике. Но в таком понимании стал популярен с 90-х гг. XX века. Термин «новая экономика» в начале 1980-х годов употреблялся в другом значении: он использовался для описания экономики, которая в большей степени опирается на сферу производства услуг, чем на сферу производства товаров.
Термин «новая экономика» употребляется и в ином, во втором своем значении. Это такое влияние высоких технологий на экономическое окружение, которое ведет к изменению экономических отношений. Сетевой способ ведения дел позволяет действовать без обязательного участия бюрократических структур, а также гораздо быстрее, чем при опоре на систему многочисленных посредников. То есть сеть снимает с личности многие социально-политические и экономические ограничения, давая ей тем самым резкий прирост дееспособности. Нынешние общедоступность сетевых взаимоотношений и их свобода от пространственно-временных ограничений обеспечены достижениями в сфере Интернет и нанотехнологий - новой энергетики, а также генной инженерии. Особо следует выделить то, что данные технологические прорывы радикально обновляют сами способы создания базовых видов пpoдvкции.
Развитие сетевой организации происходило следующим образом. Новые организационные формы возникали в ответ на необходимость преодоления недостатков старых форм, которые уже не отвечали требованиям внешней среды. Руководители начинают экспериментировать с новыми подходами, вели поиск более эффективных форм распределения ресурсов и координации деятельности. Выявилось и то, проектирование новых структур, не учитывающее текущие недочеты в организации, приводит тому, что новая форма теряет свою жизнеспособность.
Кооперационные связи между отдельными компаниями со временем все больше приобретали вид сетей, куда включались самые разнородные компании (в том числе сбытовые, финансовые, рекламные, исследовательские), чей опыт и знания так или иначе объединились для производства какого-либо конечного продукта или же для решения какой-либо производственной или технологической задачи. В целом ряде случаев для развертывания производства новых сложных продуктов требовалось объединение нескольких видов технологий. Распространение сетевых форм организации кооперационных связей было следствием двух важных процессов:
1. быстро растущей дифференциацией рыночного спроса и соответствующим приспособлением производства к индивидуализированным потребностям,
2. широким внедрением в хозяйственную практику информационных и телекоммуникационных систем.
Многие крупные корпорации по своей структуре представляли собой сложные сети взаимосвязанных компаний и предприятий. Примером могут служить автомобильные корпорации, в структуре которых ключевым звеном стали сборочные предприятия.
Последние, получая сигналы от сбытовой, распределительной сети задавали затем характер и определенный ритм работы поставщикам деталей и компонентов сборки, оборудования, технологической оснастки и т.д. Рыночный спрос начал непосредственно управлять ходом производства, а не наоборот, как было раньше. В этом плане военные отрасли промышленности и электроники первыми начали работать в режиме постиндустриальных организаций (постоянно меняющиеся структуры организаций, выделение НИОКР в самостоятельные подразделения, использование технологий принятия управленческих решений, работа на определенный заказ и т.д.). Такое управление со стороны рыночного спроса стало технологически возможным в результате роботизации производства, непосредственной стыковки компьютеризованного проектирования с компьютеризованным производством и появлением компьютерной интеграции всех подразделений производства и распределения. Все это обеспечило производству необходимую гибкость и способность к быстрой переналадке.
В крупных автомобильных корпорациях («Фиат», «Дженерал моторз» и др.) вместо иерархических, централизованных структур, характерных для индустриального производства и приспособленных для управления массовым производством, давно уже появились гибкие и подвижные организационные структуры сетевого типа. Повсеместно идет процесс децентрализации принятия решений. Жесткая внутрикорпорационная бюрократическая структура все чаше заменяется гибкой системой рыночных отношений между автономными звеньями крупных корпораций и предприятий, которые часто территориально рассредоточиваются и выносятся даже за границу («рассредоточенные предприятия»). Особое распространение, например, получили в крупных транснациональных корпорациях внутрикорпорационные связи, основанные на рыночных отношениях. Все эти процессы напрямую были связаны с поисками технологических и экономических ниш на рынке (само накопление знаний и опыта уже создают условия для разнообразия поведения).
Дальнейший серьезный толчок организационным изменениям дало возрастание значения фактора времени в конкурентной борьбе. В организационных построениях многих компаний всегда большую роль играли соображения экономии материальных и людских затрат. Однако выдвижение на передний план временного фактора заставило по-иному подойти к организации экономической деятельности. Многоуровневая громоздкая бюрократическая иерархия управления была замещена горизонтальной системой связанных друг с другом автономных ячеек-петель, в которых сосредоточивались основные производственные и хозяйственные процессы — сборочные операции, конструкторские работы, сбытовые операции и т.д. Такое организационное построение сокращает временные и физические разрывы в обратных связях, устраняет излишние уровни управления, сокращает накладные расходы. Главное же, работникам «низовых линий» были переданы права самоуправления, избавляющие их от мелочной опеки, связывающей инициативу и не дающей хода творческому труду. В итоге возникли подвижные сети таких самоуправляющих ячеек, которые обладали к тому же, как правило, огромными приспособительными возможностями.
В современной информационной экономике все большее распространение получают небольшие компании и предприятия. Они становятся главными экономическими субъектами сетевой экономики. Происходит это по ряду причин. Прежде всего, быстрое развитие индивидуального, мелкосерийного производства, рассчитанного на гетерогенный рынок, само по себе уже создаст благоприятные условия для развития небольших специализированных компаний и предприятий, которые в большей степени приспособлены к производству информационноемких товаров. Они, как правило, более маневренны, и их внутренние коммуникационные каналы работают без больших помех. Процесс концентрации производства постепенно уступает место обратному процессу децентрализации и появлению небольших, нередко независимых в технологическом и финансовом отношениях, производственных единиц.
Процесс оценки в соответствии с этой системой начинается с того, что команда высшего менеджмента осуществляет работу по трансформации бизнес-стратегии компании в конкретные стратегические цели. Затем фирма определяет цели и средства для внутреннего бизнес-процесса. Именно это является главной отличительной особенностью предлагаемой системы. Если традиционные системы оценки фокусируют внимание на улучшении стоимостной, качественной и циклической составляющих, данная система подчеркивает важность процессов, которые являются наиболее значимыми для клиентов и акционеров. Часто такой подход приводит к выработке абсолютно нового бизнес-процесса, осуществление которого совершенно необходимо для успешной реализации стратегии компании.
Финальное звено — инвестиции в переобучение персонала, информационные технологии и системы, организационные процедуры, инвестиции в людей, системы и процедуры создают предпосылки инноваций, а также благоприятную среду для внутреннего бизнес-процесса компании, клиентов и акционеров. Сегодня все большее количество фирм включается в процесс пользования тех преимуществ, которые дают новые технологии, создавая внутрифирменные сети (Интернет).
Использование новых информационных технологий, Интернета в сетевом бизнесе существенно изменил систему оценки бизнеса и его показателей. Ранее ведущими были критерии потенциального роста, величины оборота и доли компании на рынке. В условиях развития сетевой Интернет-экономики ведущими становятся такие показатели:
· рост пользователей,
· отношение рыночной стоимости к числу пользователей,
· отношение рыночной стоимости к возможной доли на рынке17.
Возможны и другие показатели.
Таким образом, развитие информационно-сетевой экономики в России и в глобальном мире происходит довольно быстрыми темпами. Осуществляются серьезные изменения в структуре предприятий, отраслей, в управлении. Более подвижные сетевые структуры замещают иерархические, централизованные структуры.
Из второй главы следует, что небольшие компании и предприятия становятся главными экономическими субъектами сетевой экономики. В итоге возникли подвижные сети таких самоуправляющих ячеек, которые обладали к тому же, как правило, огромными приспособительными возможностями. Их взаимодействие все более основывается на способности подключиться к глобальным электронным финансовым рынкам и сознательно развивать свой имидж. Это также стало одной из причин использования ими однородных пакетов программ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная исследовательская работ была посвящена теоретическим аспектам внедрения информационных технологий в производственный процесс. В ходе исследования выяснилось, что информационная технология управления фирмой предполагает объединение в единый комплекс всех технических средств обработки информации с использованием современной методологии и различных процедур по обработке информации на базе организации локальной вычислительной сети.
Выбор программного обеспечения информационной технологии фирмы определяется требованиями, предъявляемыми к современной технологии, перечнем решаемых задач и конфигурацией комплекса технических средств, используемых на предприятии.
Для эффективного управления крупными организациями, имеющими большое количество подразделений, строится корпоративная вычислительная сеть, на основе которой формируются информационные связи между локальными вычислительными сетями отдельных структурных подразделений.
Несмотря на возникающие проблемы, движение от централизованно планируемых иерархичных структур к сетевым набирает силу, поскольку деятельность последних можно быстрее и проще подстроить под быстро изменяющуюся экономическую ситуацию. Сетевые структуры сами по себе достаточно подвижны и не требуют кардинальных изменений.
Основным достоинством сетевой организации является предоставление широкой предпринимательской свободы подразделениям фирм, что дает несравненные конкурентные преимущества и снимает с личности многие социально-политические и экономические ограничения, давая ей тем самым резкий прирост дееспособности.
Также в ходе исследования выяснилось, что российские предприятия находятся на начальной стадии внедрения информационных технологий в процесс управления.
Что касается практического применения программных обеспечений, то на российском рынке во всех отраслях лидируют, как правило, 1-2 производителя. В некоторых случаях на предприятии их программы могут использоваться в сочетании, а в некоторых предприятия могут быть оборудованы пакетами этих программ. В первую очередь это обусловлено редкой сменой программного обеспечения организации, поэтому лидерами становятся программы, давно существующие на рынке. Еще одно важное условие – необходимость обмена информацией между предприятиями, поэтому требуются однородные пакеты программ.