Экскурс в историю дошкольной педагогики




История педагогики – наука, изучающая развитие воспитания с древних времен до наших дней. В развитии и становлении дошкольной педагогики как науки можно обозначить следующие основные этапы.

Первый этап – донаучный. На этом этапе происходило постепенное накопление эмпирического знания о воспитании и обучении ребенка с целью его подготовки к жизни и труду в современном ему обществе.

Второй этап – развитие дошкольной педагогики в рамках философской науки. На данном этапе происходит первоначальное обобщение и систематизация эмпирического знания о воспитании ребенка, формулировка на этой основе основополагающих идей, принципов и закономерностей обучения и воспитания человека на ранних этапах его развития, обогащение педагогического практического опыта воспитания ребенка в семье (Аристотель, Платон, Демокрит, Сократ и др.).

Третий этап – развитие дошкольной педагогики в рамках общей педагогики и выделение ее в самостоятельную науку. Этот этап характеризуется выделением и признанием дошкольного детства как важнейшего этапа в развитии личности и индивидуальности, разработкой первых научнообоснованных воспитательных и дидактических систем образования ребенка дошкольного возраста, адаптацией общепедагогических принципов воспитания и обучения применительно к практике дошкольного образования, определением специфического предмета, функций и общих задач дошкольной педагогики как науки (Коменский Я.А., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г., Гербарт И.Ф., Фребель Ф., Монтессори М., Ушинский К.Д., Толстой Л.Н., Вентцель К.Н., Симонович А.С. и др.).

В истории педагогической мысли ведущее место принадлежит Яну Амосу Коменскому. В XVII в. он разработал классно-урочную систему обучения. Труды – «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках».

После Я.А. Коменского многие ученые занимались исследованием проблем воспитания. Среди них Джон Локк (1632-1704) – английский педагог, психолог, философ. Его заслуга в разработке теории воспитания. Цель воспитания – подготовить джентльмена «умеющего разумно и прибыльно вести свои дела». Поощрял детские игры, в воспитании большое значение принадлежит воспитателю. Труды – «Опыт о человеческом разуме», «Мысли о воспитании».

Ж.Ж.Руссо (1712–1778). Он первым обратил внимание на то, что ребенка нужно обучать и воспитывать, полагаясь на его собственные интересы, его выбор, его действия. Не строгая регламентация, не подавление личности, а косвенное воздействие, руководство интересами, побуждение и создание условий для самостоятельного решения воспитанником вопроса – в этом суть свободного воспитания. Из других западных ученых-педагогов, оказавших значительное влияние на развитие педагогики, следует назвать швейцарского ученого И.Г. Песталоцци (1746–1827), он развил учение о том, что целью воспитания является развитие природных сил и способностей ребенка.

Немецкий педагог И.Ф. Гербарт (1776–1841) определил, что обучение проходит через четыре ступени: 1) ясность (первоначальное ознакомление с изучаемым на основе объяснения учителя с применением наглядности); 2) ассоциация (установление связи нового с известным); 3) система (выделение основных положений, поиски выводов, формулирование правил, законов); 4) метод (применение полученных знаний, выполнение упражнений, отыскания способов приложения знаний к новым явлениям и фактам, что требует творческого мышления). Эта структура очень похожа на традиционно рассматриваемую в нашей отечественной педагогике и основанную на схеме процесса познания: восприятие – осмысливание – закрепление – применение знаний в практической деятельности.

Огромное влияние на развитие педагогической теории и практики в России 19 века оказала педагогическая деятельность Константина Дмитриевича Ушинского (1824–1870). Он развил оригинальное педагогическое учение, построенное на глубоком анализе психологии ребенка, человека вообще. Раскрыл педагогическое значение принципа народности, показал роль родного языка и родной культуры в развитии умственных сил ребенка. Ему принадлежит заслуга в разработке принципов дидактики и роли игры в жизни ребенка.

Замечательный вклад в развитие отечественной педагогики внес Петр Федорович Каптерев (1849–1922). Он продолжил работу К.Д. Ушинского по созданию психологически обоснованной дидактики. Ранее Д. Дьюи он обосновал цель обучения как обеспечение саморазвития личности и показал основные пути достижения этой цели на основе использования учебного материала.

Детские сады в России. 1763 г. – в Москве появились воспитательные заведения – Смольный институт благородных девиц в Петербурге для дворянских дочерей (с отделением для девочек из мещан) под руководством И.И. Бецкого. Открыл воспитательные дома для детей бедных родительниц в Петербурге, Москве, Новгороде, Калуге, Туле, Смоленске и т.д. В пределах Российской империи первый платный детский сад был открыт в 1859 г. в Гельсингфорсе, нынешнем Хельсинки, второй – 140 лет назад, в 1863 году, в Петербурге. С 1867 г. по 1870 г. было открыто ещё несколько платных детских садов.

Широкую известность В России приобрели детские сады супругов Симонович.

Аделаида Семеновна Симонович родилась в Москве в 1844 г. В начале 60-х годов она выдержала экзамен на звание домашней учительницы. Затем в Швейцарии А.С. Симонович познакомилась с системой дошкольного воспитания Ф. Фребеля. По возвращении в Россию А.С. Симонович и ее муж, также увлекшийся вопросами воспитания, открыли в Петербурге детский сад и стали издавать первый в России журнал, посвященный вопросам дошкольного воспитания. В 1907 г. вышла в свет ее книга «Детский сад», иллюстрированная ее детьми и внуками. Последние годы А.С. Симонович провела (уже после Октябрьской революции) в доме престарелых ученых в Москве.

В развитии идей дошкольного воспитания большую роль играют такие выдающиеся деятели как П.Ф. Лесгафт (теория физического воспитания, теория первоначального воспитания детей в семье и детском саду, подготовка нового типа педагога по физическому воспитанию), Е.Н. Водовозова (умственное и нравственное воспитание), Е.И. Тихеева (методика развития речи и мышления детей, методика проведения программных организованных занятий, для подготовки ребенка в школу, система оригинального дидактического материала и методика его использования в детском саду), Л.К. Шрегер (разработала дидактический материал для развития творчества детей, руководство для работников детских садов).

Таким образом, этот этап характеризуется выделением и признанием дошкольного детства как важнейшего этапа в развитии личности и индивидуальности, разработкой первых научно обоснованных воспитательных и дидактических систем образования ребенка дошкольного возраста, адаптацией общепедагогических принципов воспитания и обучения применительно к практике дошкольного образования, определением специфического предмета, функций и общих задач дошкольной педагогики как науки.

Четвертый этап – развитие дошкольной педагогики в советский период. Данный период развития науки связан с особенностями становления общественного дошкольного воспитания. Он характеризуется всесторонним научным обоснованием целей, задач, принципов, содержания и методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения, выделением направлений воспитания ребенка-дошкольника, места и роли систематического обучения в педагогическом процессе детского сада, созданием уникальной отечественной научной школы и общественной системы дошкольного образования, peaлизацией принципа программности в дошкольном образовании и т.д. (Крупская Н.К., Макаренко А.С., Аркин Е.А., Тихеева Е.И., Усова А.П., Флерина Е.А., Леушина A.M., Сакулина М.П., Венгер Л.А., Ветлугина П.Л., Поддъяков Н.Н., Запорожец А.В. и др.)

Имя Антона Семеновича Макаренко (1888–1939) известно, пожалуй, каждому в нашей стране, широко известно оно и за рубежом. Его главная заслуга – в разработке теории воспитания в коллективе, которую он успешно применил в практической воспитательной работе в детских колониях в 20–30-е гг. Эта работа была начата до А.С. Макаренко, в самом начале XX в. С.Т. Шацким, но А.С. Макаренко сумел глубоко обосновать преимущества коллективного воспитания и создать методику формирования коллектива как инструмента воспитания личности. Элементы этой методики в большей или меньшей мере используются сейчас не только в нашей стране, но и в Японии, Германии, Англии и других странах.

Пятый период – современный период дошкольной педагогики. Этот период характеризуется разработкой путей реализации важнейших принципов модернизации современного дошкольного образования: гуманизации, демократизации, стандартизации, вариативности, интеграции и т.д.

Современная дошкольная педагогика разрабатывает такие актуальные проблемы совершенствования дошкольного образования как: разработка современной нормативно-правовой базы функционирования и развития дошкольного образования в соответствии с реалиями современного общества, обновление содержания дошкольного образования, технологизация педагогического процесса в ДОУ, реализации идеи сотрудничества основных социальных институтов воспитания ребенка-дошкольника (ДОУ, семья, школа, дополнительное образование, общественные организации), поиск путей интеграции в образовательное пространство детей с особыми образовательными потребностями, разработка механизмов внедрения результатов научных исследований в области дошкольной педагогики в массовую образовательную практику ДОУ разработка механизмов и условий для профессионального и личностного роста педагогов дошкольного образования в современных динамичных условиях развития общества и т.д. (Петровский В.А., Кудрявцев В.Т., Логинова В.И., Парамонова Л.А., Поддъяков Н.Н., Дьяченко О.М., Козлова С.А., Стрелкова Л., Л.В., Буре Р.С., Комарова Т.С., Николаева С.П., Федотова A.M., Новоселова С.Л., Короткова Н.А., Михайленко Н.Я., Крылова Н.М. и др.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: