Рубцов Валерий Григорьевич
кандидат юридических наук
ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА
И ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ В РОССИИ
ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ № 2
по дисциплине «Предварительное следствие в органах
внутренних дел» для курсантов, обучающихся по
специальности 030501.65 Юриспруденция
2 часа
Барнаул 2011
Рецензенты:
Яценко С.В. – старший преподаватель кафедры криминалистики Барнаульского юридического института МВД России, к.ю.н., подполковник милиции.
Дубинина И.В. – начальник отдела по расследованию тяжких преступлений против собственности, совершенных организованными преступными группами, СЧ РОПД СУ при УВД по г. Барнаулу, подполковник юстиции.
Лекцию разработал:
Преподаватель кафедры уголовного процесса, к.ю.н.
подполковник милиции В.Г. Рубцов
Лекция рассмотрена и одобрена на заседании кафедры уголовного процесса «___» ______________ 2011 года. Протокол № ___.
Начальник кафедры уголовного процесса, к.ю.н., доцент
подполковник милиции Л.В. Черепанова
Цели лекции: дать представление об основных этапах и направлениях развития органов предварительного следствия в стране, усвоение курсантами существующей системы следственных органов, их структуры, компетенции; формирование интереса к будущей профессии следователя.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение ……………………………………………………………………………..5
Вопрос 1. Возникновение и развитие органов предварительного следствия
в России……………………………………………………………………………….6
Вопрос 2. Современная система органов предварительного следствия
в России……………………………………………………………………..………12
Заключение ………………………………………………………………………...19
Л И Т Е Р А Т У Р А:
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2008).
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. Принят ГД ФС РФ 22.11.2001 г. № 174-ФЗ. (в ред. от 23.07.2010).
3. О Следственном комитете Российской Федерации: федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2010).
4. О Федеральной службе безопасности: федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 28.12.2010).
5. Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 11.08.2003 № 960 (ред. от 24.02.2011).
6. Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков: указ Президента Российской Федерации от 28.07.2004 № 976 (ред. от 27.01.2011).
7. О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия с системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 23.11.1998 № 1422 (в ред. от 12.01.2010).
8. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1998 № 1422: приказ МВД России от 04.01.1999 № 1.
9. О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов: приказ МВД России от 02.03.2009 № 10.
Специальная литература:
1. Белицкий, В.Ю. Уголовное судопроизводство (основные понятия и термины): учебно-методическое пособие / В.Ю. Белицкий, С.В. Кравцова, А.Е. Кригер и др. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2007. - 76 с.
2. Криминалистика: учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. - М.: Высшее образование, 2007. - 441 с.
3. Носов, А.В., Корнелюк, В.С., Кулагин, Н.И. Организация следственной работы: учебное пособие / А.В. Носов, В.С. Корнелюк, Н. И. Кулагин. - М.: ЦОКР МВД России, 2009. - 248 с.
4. Предварительное следствие: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России по специальности «Юриспруденция» / Под ред. М.В. Мешкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. – 319 с.
5. Смирнов, А.В. Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский. – СПб.: Питер, 2006. – 699 с.
Материалы на электронных ресурсах:
1. Следственный комитет // Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт. - https://www.mvd.ru/mvd/structure/unit/komitet/.
2. Следственный комитет Российской Федерации: официальный сайт. - https://www.sledcom.ru.
3. Руководство и структура ФСКН Росси // Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков: официальный сайт ФСКН Росси. - https://fskn.gov.ru/pages/main/info/leadership/index.shtml.
В В Е Д Е Н И Е
В мае-июне 2010 года в Москве, Санкт-Петербурге и в других крупных городах России проводились различные мероприятия – совещания, конференции, семинары, основной темой которых была оценка деятельности органов предварительного следствия в стране, проблемы ее организации, возможные перспективы реформирования системы следственных аппаратов различных ведомств.
Впервые за многие годы руководители следственных органов, ведущие ученые-криминалисты, специалисты в области уголовного права, уголовного процесса, юридической психологии и других отраслей знаний, связанных со следственной деятельностью, активно обсуждали историю возникновения и различных этапов развития органов предварительного следствия в России.
Активизация интереса к данным поросам была не случайна. Дело в том, что 8 июня 2010 года исполнилось ровно 150 лет с момента образования в России новой структуры в системе государственных органов – системы судебных следователей.
8 июня 1860 г. Указом императора Александра II в 44 губерниях России ввели должности судебных следователей. В Указе отмечалось: «Мы повелеваем: отделить следственную часть от полиции во всех управляемых губерниях империи, назначить в сии губернии особых подведомственных Министерству юстиции чиновников для производства следствий о всех преступлениях и проступках, наименовав сих чиновников Судебными следователями; на обязанности полиции оставить только исследования но преступлениям и проступкам маловажным, которые представлены разбору и суждению самих полицейских властей, а также первоначальное дознание о происшествиях».
150 лет не большой срок в истории государства. Однако за это период неоднократно происходили кардинальные изменения, которые в итоге сформировали современную систему органов предварительного следствия в нашей стране.
ВОПРОС 1.
Возникновение и развитие органов предварительного следствия в России
Можно выделить несколько основных этапов развития органов предварительного следствия в нашей стране:
1. Период дореформенной России.
2. Период после Судебной реформы 1860-1864 гг. до 1917 года.
3. Период первых годов советской власти – с 1917 до 1928 года.
4. Период с 1928 до 1961 года.
5. Период 1961 до 1999 года.
6. Современный период развития.
1-ый период. В дореформенной России предварительное расследование как самостоятельная стадия уголовного судопроизводства возникло гораздо позже, чем уголовный процесс в целом, поэтому на ранних этапах его развития отделить следствие от других стадий уголовного процесса достаточно сложно.
При Петре I была создана полиция, в компетенции которой была функция борьбы с преступностью и частично – расследование преступлений. Это положение сохранялось и при реформах Екатерины II, в результате которых была создана судебная система, предусматривавшая несколько судебных инстанций и разделение уголовного процесса на досудебную и судебные стадии. Предварительное расследование было вменено в обязанности полиции.
2-ой период. История специализированных органов предварительного следствия в России начинается с судебной реформы 1860-1864 гг.
Основные черты института судебных следователей были заимствованы из французского уголовного процесса, в котором с 1810 г. и до настоящего времени предварительное следствие осуществляет следственный судья. Однако российские судебные следователи были более самостоятельными и менее зависимыми от прокуроров, чем французские следственные судьи.
Так, прокурор в России, как и во Франции, имел право давать следователю предложения о начале следствия, но если последний не находил достаточных оснований, он мог обжаловать его в окружной суд. Кроме того, судебный следователь в России мог начать предварительное следствие самостоятельно, т.е. без предложения прокурора, а в ряде случаев он обязан был начать расследование.
При этом права и интересы человека на стадии предварительною следствия в российском уголовном процессе оказались более защищенными по сравнению с французским. Во Франции защитник обвиняемого на предварительном следствии появился только в 1897 г. В русском уголовном судопроизводстве система защиты стала формироваться уже в 1864 г.
Одновременно с Указом в 1860 г. были изданы Наказ судебным следователям и Наказ полиции о производстве дознания по преступлениям и проступкам. В них устанавливался порядок производства следствия, определялись взаимоотношения следователя с полицией и судебными учреждениями, регламентировались другие стороны их деятельности. Следователям предоставлялось право в случае надобности проверять и дополнять дознание, отменять распоряжения, принятые при и производстве дознания.
Должность судебного следователя приравнивалась к должности члена уездного суда. Нередко суды выносили приговоры на основании материалов следствия, не подвергая их тщательному исследованию и проверке, что превращало следователя в одну из главных фигур уголовного судопроизводства.
На первых порах следователи оказались в двойном подчинении. Будучи формально подчиненными Министерству юстиции, фактически они зависели и от губернаторов, так как назначение и распределение судебных следователей по участкам зависело именно от них. Основанием для увольнения следователей, как правило, служили отрицательные отзывы губернатора.
Для производства дознания был создан следственный аппарат в полиции, который не был однородным. Существовали следственные аппараты:
а) городских полиций (Москвы, Санкт-Петер6урга, губернских городов);
б) земской полиции;
в) по особым категориям дел.
Кроме того, в исключительных случаях, по специальному правомочию или на основании специального предписания закона могли создаваться особенные следственные органы из числа государственных чиновников.
На втором этапе Судебной реформы в 1864 г. положение следователей заметно изменилось. Они были приравнены по должности к членам Окружного суда и состояли при этих судах. Назначить и смещать их теперь мог только император по представлению министра юстиции. Кроме того, по инициативе императора была введена несменяемость следователей.
В 1867 г. были впервые учреждены должности временных следователей по особо важным делам. В 1870 г. появились должности следователей по важнейшим делам, в 1875 г. – постоянные должности следователей по особо важным делам при окружных судах. В случае нехватки судей, следователь мог рассматривать в суде дела, по которым он не производил предварительного следствия.
3-ий период. После Октябрьской революции 1917 г. Декретом о суде № 1 от 22 ноября 1917 г. была полностью ликвидирована царская судебная система, в том числе и система предварительного следствия.
Прообразом органов предварительного следствия Советской России стали следственные комиссии Военно-революционных комитетов при Совете рабочих и солдатских депутатов Петрограда, Москвы и в других местностях. Наряду с ними расследованием преступлений в октябре-ноябре 1917 г. занимались штабы Красной гвардии.
Декретами о суде от 7 марта и 20 июля 1918 г. были образованы следственные комиссии окружных судов, которые проводили предварительное следствие по делам об увечьях, изнасилованиях, разбойных нападениях, бандитизме, фальшивомонетничестве, взяточничестве, а также по наиболее сложным делам, подсудным уездным и городским судам.
По остальным делам от народного суда зависело, ограничиться ли дознанием, проведенным милицией, или передать дело в следственную комиссию. В случаях, не терпящих отлагательства, суд мог поручить предварительное следствие одному из судей.
Наряду с комиссиями окружных судов были созданы следственные комиссии при трибуналах. Должности следователей были введены во Всероссийской чрезвычайной комиссии и в милиции. В компетенции ВЧК и уголовного розыска были дела, переданные им народным судом или следственными комиссиями.
21 октября 1920 г. Положением о народном суде РСФСР введены должности народных следователей при советах народных судей, избираемых губернскими исполкомами Советов, а также должности следователей по важнейшим делам при губернских отделах и Наркомате юстиции. Предварительное следствие народный следователь проводил при содействии органов милиции, которые действовали в этих случаях по указанию и под руководством следователя. Требования следователя при производстве следственных действий были для них обязательны.
25 мая 1922 г. был принят первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. В ст.23 УПК отмечалось, что под словом «следователь» разумеются народные следователи, состоящие при советах народных судей и революционных трибуналах, военные следователи и следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции. Указанным Кодексом должности следователей в милиции (в уголовном розыске) были упразднены.
Дальнейшее развитие предварительного следствия в значительной степени связано с возникновением и развитием органов прокуратуры. 28 мая 1922 г. третья сессия ВЦИК ввела новый орган – Государственную прокуратуру.
4-ый период. 3 сентября 1928 г. постановлением ВЦИК и СНК РСФСР были внесены изменения в Положение о судоустройстве РСФСР. При этом следователи выведены из подчинения судов и подчинены прокуратуре.
В этот период формально, согласно уголовно-процессуального законодательства, должности следователей существовали лишь в прокуратуре и органах госбезопасности. Однако фактически основная масса уголовных дел расследовалась сотрудниками уголовного розыска милиции. В 40-50-х годах ведомственными приказами были созданы следственные аппараты, подчинявшиеся Следственному отделу Главного управлении милиции МВД СССР.
5-ый период. 6 апреля 1961 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка». С момента вступления в силу данного Указа с 1 июня 1963 г. был создан следственный аппарат в МООП СССР.
В соответствии с данным Указом следственные аппараты юридически считались подразделениями министерств и управлений охраны общественного порядка и подчинялись непосредственно руководителям следственных управлений республик, краев, областей.
Приказом министра внутренних дел СССР Н.А. Щелокова от 20 января 1970 г. следственные подразделения были включены в состав городских и районных органов внутренних дел, где они и находятся до настоящего времени.
В период перестройки в 1987-1989 гг. проводился эксперимент по выводу следственных подразделений из состава ОВД. В экспериментальных подразделениях значительно снизились фаты нарушения закона, улучшилось качество и сократились сроки предварительного следствия, улучшилось взаимодействие с органами дознания. Однако в феврале 1989 г. эксперимент решением министра внутренних дел СССР В.В. Бакатина был прекращен.
В 1992 г. Главное следственное управление МВД России было преобразовано в Следственный комитет МВД России. В том же году руководители следственных подразделений стали по должности заместителями начальников органов внутренних дел.
6-ой период. 4 января 1999 г. был издан приказ МВД РФ № 1 «О мерах по реализации Указа Президента от 23 ноября 1998 г. № 1442». Данный указ назывался «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД РФ».
В приказе министра внутренних дел реализовано решение о выведении следственных подразделений из структуры аппаратов МВД России, органов внутренних дел на территории субъектов РФ, на объектах транспорта и режимных объектах и образовании в системе МВД Следственного комитета при МВД РФ, следственных управлений и отделов при органах внутренних дел.
Этим приказом утверждено Положение о Следственном комитете при Министерстве внутренних дел России (Приложение № 1 к Приказу № 1 МВД РФ), а также Типовое положение о Главном следственном управлении (следственном управлении, отделе) при МВД (ГУВД, УВД) по субъектам РФ (Приложение № 2); Типовое положение о следственном управлении при УВД по административному округу ГУВД по г. Москве (Приложение № 3); Типовое положение о следственном управления (отделе) при УВД города с административным делением (Приложение № 4).
В приказе и приложениях к нему были утверждены перечни должностей и соответствующих специальных званий в органах предварительного следствия, определены основные направления деятельности следственных подразделений.
И так, каждый из рассмотренных периодов характеризуется следующими особенностями:
Первый период – органов предварительного следствия не существует, функции расследования выполняет полиция.
Второй – вводятся должности следователей, которые включены в систему судов. Имеется тенденция в расширении самостоятельности и независимости следователей.
Третий – после временной ликвидации органов предварительного следствия, введение их вновь в составе судебной системы, появление их органах осуществляющих безопасность государства и полицейские функции – в ВЧК и уголовном розыске.
Четвертый – переподчинение следователей из системы судов в систему органов прокуратуры. Фактическое расследование большинства дел сотрудниками уголовного розыска.
Пятый – официальное введение в системе МВД (МООБ) следственных аппаратов, подчинение их руководителям ОВД.
Шестой – создание в системе МВД автономной подсистемы следственных подразделений, подчиненных Следственному комитету.
ВОПРОС 2.