Трудовое воспитание дошкольников




Трудовое воспитание – это процесс совместной деятельности воспитателя и воспитанников, направленный на развитие у детей общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к трудовой деятельности.

Теоретические основания трудового воспитания детей дошкольного возраста составляют следующие положения:

Философская концепция труда как средства удовлетворения духовных и материальных потребностей человека, как средство преобразования окружающего мира; положение о роли труда как факторе развития человеческого общества и развития личности человека.

Положение о необходимости учета в педагогическом процессе трудового воспитания закономерностей освоения дошкольником трудовой деятельности, освоения системы первоначального представления о труде взрослых и его общественной значимости.

Положение о своеобразии детского труда, о его взаимосвязи с игровой деятельностью, о становлении мотивов трудовой деятельности в дошкольном возрасте.

Положение о необходимости учета в трудовом воспитании индивидуальных способностей и возможностей ребенка.

Отличие труда детей от труда взрослых - дети не создают общественно значимые материальные ценности. Их труд носит воспитывающий характер, он удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослым. Особенность труда детей - близость к игре; усвоение трудовых навыков и умений, позволяющих стать независимым от взрослого, самостоятельным; носит ситуативный, необязательный характер; находится на стадии развития и предполагает участие и помощь взрослого.

Младшие дошкольники не могут поставить цель трудовой деятельности, действия носят процессуальный характер (повтор без задачи), удовольствие доставляет само действие. Старшие дошкольники в привычных ситуациях ставят сами цель. При формировании трудовой деятельности важен мотив (получить, положительную оценку взрослого, самоутвердиться, вступить в общение со взрослым, принести пользу другим); процесс планирования (организация работы, исполнение, контроль и оценка этапов и результата); процесс деятельности (отработка трудовых навыков, воспитание настойчивости, потребности все делать аккуратно, красиво, правильно); результат труда (в младшем возрасте – моральное удовлетворение в положительной оценке взрослого, в старшем – достижение практического, материального).

Целью трудового воспитания – воспитание положительного отношения к труду. Главная задача трудового воспитания – формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями на основе учета возрастных особенностей ребенка. Формируя у детей трудолюбие необходимо учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников, их возрастные и индивидуальные особенности.

Труд имеет большое воспитательно-образовательное значение. Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие организма детей, совершенствует функции их анализаторов и в первую очередь двигательного, играющего весьма существующую роль в познании действительности.

Ученые, педагоги проводили систематические углубленные исследования по проблемам трудового воспитания (В.Г. Нечаева, Е.И. Родина, Р.С. Буре, Д.С. Сергеева, А.Д. Шатова, Н.И. Логинова и многие другие). Именно эти исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда, о его роли, значении в воспитании личности ребенка дошкольного возраста.

Проблемы трудового воспитания детей дошкольного возраста, их трудовой деятельности в детском саду и семье, ее значимости для воспитания и развития активно исследуются и в наше время.

По мнению исследователей с дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде и несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитание, воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны.

Естественно, не всякий труд может оказаться ценным для личностного развития ребенка. Интересен и полезен тот труд, который дает пищу для ума и сердца, развивает художественный вкус, оказывает благотворное влияние на здоровье, формирует ценное социальное чувства и отношения, трудовые навыки и привычки.

В детском саду должно быть усилено внимание к воспитанию трудолюбия, уважения к труду. Вместе с этим уже в детском возрасте необходимо смелее привлекать детей к доступному им труду.

Выполняя те или иные трудовые действия, дети сталкиваются с различными свойствами почвы, растений и познают эти свойства. Рассматривая, обследуя почву, растения, наблюдая за поведением животных, дети выделяют такие их признаки, повадки, которые важны для выполнения трудового действия. Умение анализировать позволяет правильно регулировать затрату физических усилий, выбирать соответствующие орудия труда, вырабатывать определенные умения координировать свои движения.

Выделяют две группы задач: 1. Помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью: в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений, организация деятельности планирования, контроля, оценки, воспитание уважения к труду людей, результатам труда.

2. Развитие личности ребенка в труде: воспитание нравственных качеств личности (ответственности, трудолюбия, самостоятельности и др., формирование положительных взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия).

К средствам трудового воспитания дошкольников относятся: собственная трудовая деятельность детей (обучение конкретным трудовым навыкам и умениям, достижение результата, удовлетворение своей потребности в реальном приобщении к миру взрослых); ознакомление с трудом взрослых (наблюдение за трудом, расширение представлений ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду); художественные средства – художественная литература, музыка, изобразительное искусство (формирование представлений о содержании труда, об отношении людей к труду, оценка окружающих труда других людей и т.д.). Последовательность преподнесения детям знаний о труде: о процессе труда, об отношении к труду, и личностных качествах труженика, об общественной значимости труда, его коллективном характере.

Виды труда в ДОУ

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

1. Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). В младших группах идет поэтапный показ выполнения действий с объяснением. В старших группах в содержание труда по самообслуживанию входит забота о себе: подготовка рабочего места, уборка и мытье посуды, застилание постели, уборка игрушек, книг.

2. Хозяйственно-бытовой труд. Содержанием этого вида труда является труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. Этот вид труда имеет общественную направленность и наиболее доступен пониманию ребенка. В младшем возрасте – помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких предметов, уборке снега на участке, украшении участка и т.д. В среднем и старшем возрасте – уборка групповой комнаты, участка, участие в приготовлении пищи, в труде по ремонту книг, игрушек, одежды.

3. Труд в природе. Среди видов труда, к которому приучают детей в детском саду, важное значение имеет выращивание растений и уход за ними, уход за животными, сбор и использование природного материала, то есть труд в природе. Во время труда в природе дети близко соприкасаются с предметами и явлениями природы, накапливают конкретные знания о них, улавливают некоторые связи между развитием растений и воздействием на него человека. Все это положительно влияет на мышление детей, создает основу для материалистического миропонимания.

Систематическая работа в природе повышает интерес детей к растениям, животным, прививает любовь, бережное отношение к объектам природы. У детей воспитывается взаимопонимание, трудолюбие и уважение к труду.

Труд в природе дошкольника своеобразный по форме и содержанию является деятельностью продуктивной. Этот труд, хотя и связан часто с игрой, но все более и более становится самостоятельной интересной деятельностью, результаты которой полезны, иногда даже необходимы и взрослым и самим дошкольникам.

Труд в природе создает благоприятные условия для их развития в целом. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде сочетают умственные и волевые усилия.

Содержание – уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума. Данный вид влияет на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. В младших группах – наблюдения за животными, уход за ними. Обязанности детей старшей группы шире.

4. Ручной и художественный труд. Направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Содержание - изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева.

Способствует развитию фантазии, творческих способностей, мелких мышц рук, воспитание выдержки, настойчивости, умения доводить начатое до конца. В младших группах – вводятся элементы данного вида труда – создание поделок, но активность минимальна.

В дошкольном возрасте идет зарождение умственного труда. Результат этого труда – логическое решение какой-то задачи. Ребенок приучается «думать, прежде чем сделать», объяснять для себя и других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, получает удовлетворения от самостоятельно найденного решения. Сопровождает любой другой вид труда.

В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, совместный, коллективный труд.

Поручения – эти обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое поручение. По форме организации бывают индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности – кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми; по содержанию – соответствовать видам труда. Выполнение поручений доступно детям 2-3 лет. Поручения в младших группах используются для поддержания интереса к труду, желание трудится; для обучения трудовым умениям и навыкам, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потребности в общении со взрослыми; для подготовки к другим формам организации труда. Трудовые поручения в старших группах более сложны и по содержанию, и по выполнению, и по степени ответственности за результат. Есть такие, которые включают несколько взаимосвязанных действий; общие поручения; поручения с отсроченным результатом.

Дежурства предполагают труд одного или нескольких детей в интерecax всей группы. Здесь выделяются в большей степени общественная направленность, реальная, практическая забота нескольких детей о других, данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и, природе. Дежурства вводятся во второй младшей группе в конце второго полугодия. Вначале воспитатель дежурит с двумя детьми и каждому дает поручения, затем задание усложняется. Дежурство по подготовке к занятию требует сосредоточенности. В уголке природы оно организуется таким образом, чтобы дети в течение всего дня чувствовали ответственность за живые объекты.

Совместный, коллективный труд способствует решению задач нравственного воспитания; формирование умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы. Общий, совместный и коллективный труд объединяет общественно направленная цель детской деятельности (результат – польза для всех).

Наличие программы трудового воспитания, включающий систему знаний о труде, его организации; программы трудового обучения, включающей перечень трудовых процессов, которые должны дети освоить в возрастных группах, требования к их выполнению; программы воспитания детей в самостоятельной трудовой деятельности.

Применение системы средств трудового воспитания, их правильным использованием в учебно-воспитательном процессе. Наиболее целесообразно включение средств трудового воспитания в следующей последовательности: формирование системных знаний о трудовых процессах; обучение детей выполнению целостных трудовых процессов на трудовых занятиях; повседневная самостоятельная трудовая деятельность детей, направленная на закрепление и применение полученных трудовых знаний и учений.

Квалификация воспитателя, который должен овладеть содержанием и методикой трудового воспитания, целесообразно ее применять в возрастных группах детского сада. Педагогическое мастерство воспитателя, его творческий подход к реализации задач трудового воспитания определяют его успех.

Существуют определенные требования к трудовому оборудованию (к их размерам, материалу, окраске); быть прочным и удобным для выполнения тех или иных операций; безопасным при использовании; соответствовать по весу и размерам возможностям детей; быть внешне привлекательным и гигиеничным, и к организации труда дошкольников. Правильный подбор оборудования важен – способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд.

Учет нагрузки. Опасно перегружать детей. Утомление снижает интерес к труду, но и вредит здоровью. Но и слишком легкие задания не подходят для серьезной работы. Необходимо иметь в виду как физические, так и психические нагрузки. Физические нагрузки складываются из затрат физической силы и интенсивности темпа. Существуют ряд трудовых процессов, требующих затраты физической силы: перекопка земли, расчистка участка от снега, поэтому важно регулировать темп и длительность таких видов труда, делая перерывы или заменяя детей через каждые 7-10 минут.

Учет индивидуальных интересов, склонностей к труду. Нельзя насильно заставлять работать ребенка. Трудом нельзя наказывать. Оценивая работу, воспитатель указывает каждому ребенку, где и какую он допустил ошибку, а затем побуждает самого ребенка найти ошибку, исправить ее.

Связь с семьей. Наличие регуляторных трудовых обязанностей не только в ДОУ, но и дома позволяет упражнять детей в трудовых умениях в разных условиях, воспитывать привычку к выполнению постоянных трудовых обязанностей.

 

Вопросы для обсуждения

1. Назовите две группы задач трудового воспитания дошкольников

2. Перечислите виды труда в ДОУ

3. Какие формы организации труда в детском саду вы знаете


Тема 2. Обучение – основа педагогического процесса
в дошкольном образовательном учреждении



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: