Как упростить работу с первичкой.




Ряд собранных ценных советов помогут Вам упростить организацию работы с первичкой внутри организации. Первичные документы можно разделить на четыре группы:

 

  Группы Первичные документы
  Обязательные § Приходный кассовый ордер (форма КО-1)
§ Расходный кассовый ордер (форма КО-2)
§ Кассовая книга (форма КО-4)
§ Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма КО-5)
§ Расчетно-платежная ведомость (форма Т-49)
§ Платежная ведомость (форма Т-53)
§ Платежное поручение
  Не обязательные, но выгодные. § Товарная накладная (форма ТОРГ-12)
§ Универсальный передаточный документ (УПД)
§ Акт приемки-передачи основных средств (форма ОС-1)
  Можно объединить в один документ. § Товарная накладная, счет-фактура – УПД
§ МБ-4 и МБ-8
  Можно смело избавиться. § КМ- 1 «Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины»
§ КМ- 2 «Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию»
§ КМ-3 «Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам»
§ КМ-4 «Журнал кассира-операциониста»
§ КМ-5 «Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста»
§ КМ-6 «Справка-отчет кассира-операциониста»
§ КМ-7 «Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации»
§ КМ-8 «Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ»
§ КМ-9 «Акт о проверке наличных денежных средств кассы»

Ø Совет 1. Обязательные формы не меняйте и не правьте.

Обязательными продолжают оставаться те формы первичных учетных документов, которые утвердили уполномоченные ведомства в соответствии и на основании федеральных законов. В основном это расчетные документы: платежные и кассовые. Об этом Минфин России предупредил еще в 2013 году, когда унифицированные формы стали необязательными (письмо от 28 февраля 2013 № 03-03-06/1/5971).

В обязательных формах нельзя ничего менять или упрощать. Все реквизиты обязательные. Если данных для заполнения какого-либо реквизита нет, ставьте прочерк. Тем более от них нельзя отказаться. Исправлять ошибки в кассовых документах запрещено, об этом – пункт 4.7 указания ЦБ РФ от 11 марта 2014 № 3210-У. Придется оформить новый правильный документ.

За отсутствие кассовых документов предусмотрен штраф для руководителя – 5000–10 000 руб. по статье 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Но документы с ошибками инспекторы часто приравнивают к отсутствующим. Поэтому за ошибки тоже могут оштрафовать по этой норме.

Ø Совет 2. На онлайн-ККТ откажитесь от кассовой отчетности.

С 1 июля 2017 года все компании, которые перешли на онлайн-кассы, вправе не применять девять форм кассовой отчетности:

§ КМ-1 «Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины»;

§ КМ-2 «Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию»;

§ КМ-3 «Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам»;

§ КМ-4 «Журнал кассира-операциониста»;

§ КМ-5 «Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста»;

§ КМ-6 «Справка-отчет кассира-операциониста»;

§ КМ-7 «Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации»;

§ КМ-8 «Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ»;

§ КМ-9 «Акт о проверке наличных денежных средств кассы».

Фискальные данные, которые поступают в налоговую инспекцию с онлайн-ККТ, полностью заменяют информацию из этих форм (письмо Минфина России от 16 сентября 2016 № 03-01-15/54413, доведенное до инспекций письмом ФНС России от 26 сентября 2016 № ЕД-4-20/18059).

 

Ø Совет 3. В документообороте с контрагентами используйте унифицированные формы.

Всю первичку условно можно разделить:

§ на двухсторонние формы (формы, один экземпляр которых Вы предъявляете своему контрагенту);

§ на внутренние документы (формы, которые используются исключительно в пределах вашей компании, контрагентам Вы их не предъявляете).

Формы документов должны быть идеальными, они должны устраивать и контрагента, и контролирующие органы. Почему многие советуют в качестве двухсторонних форм применять унифицированные или доработанные формы на основе унифицированных:

1. Во-первых, данные формы привычны для многих. Поэтому не возникнет проблем ни с контрагентом, ни с проверяющими. А самостоятельно созданная форма часто является предметом пристального внимания со стороны контролирующих органов.

2. Во-вторых, форму не нужно проверять на наличие обязательных реквизитов. В унифицированных формах все эти реквизиты есть.

Приведем самые распространенные унифицированные формы, которые применяют в компаниях.

Группа Операция Форма
Основные средства Прием ОС Передача (продажа, мена, дарение) ОС-1 ОС-1а ОС-1б
Поступление оборудования ОС-14
Монтаж оборудования ОС-15 ОС-16
Учет ОС-6
Ремонт ОС-3
Ликвидация ОС-4 ОС-4а ОС-4б
Материалы Приемка материалов М-4
М-7
Отпуск М-8
Передача в другое подразделение М-11
Отпуск на сторону М-15
Списание МБП МБ-8
Товары Отгрузка ТОРГ-12
Приемка товаров, когда есть расхождения с документами поставщика ТОРГ-2

 

Ø Совет 4. Избавьтесь от лишних реквизитов.

Если Вы считаете, что в какой-либо форме много лишних реквизитов, которые Вам не нужны, форму можно упростить. Здесь совет соблюдать следующие правила:

o Правило 1. Удаляйте только те реквизиты, которые:

§ не относятся к обязательным;

§ не пригодятся в будущем, иначе придется дополнительно дорабатывать форму потом;

§ не пригодятся контрагенту.

Например, если Ваша организация на упрощенке, то НДС в товарной накладной Вам не нужен. Но покупателем может быть как плательщик НДС, так и нет. Поэтому графа «НДС» важна. Избавляться от нее нельзя.

o Правило 2. Согласуйте упрощенную форму с контрагентами.

Для этого можно в договоре отдельным пунктом прописать, что при отгрузке Вы предоставляете контрагенту товарную накладную по форме, приведенной в приложении к договору.

o Правило 3. Наряду с упрощенной формой документа в учетной политике пропишите, что в случаях, когда того требует контрагент, документ выставляется по унифицированной форме.

Этим Вы себя обезопасите на случай, если контрагент откажется принимать Вашу форму документа.

 

В таблице ниже приведены реквизиты, которые можно удалить из унифицированной товарной накладной (ТОРГ-12).

Реквизиты Рассматриваем на предмет удаления Решение
Графа 3 «Товар-код» Не относятся к обязательным. ü В данной графе указывают код ТМЦ, который используют в организации. Если в организации такой системы кодов нет, данный реквизит не нужен. · Можно удалить, если кодировка не используется.
Графа 5 «Единица измерения код по ОКЕИ» Не относятся к обязательным. ü Если его не указывать, это не приведет к потере информации, т.к. есть специальная графа, где указывается наименование единицы измерения. · Можно удалить.
Графа 6 «Вид упаковки» Не относятся к обязательным. ü Не является обязательным реквизитом, если его не указывать, это не приведет к потере информации. · Если для организации не принципиально, можно удалить.

 

Ø Совет 5. Подготовьте обоснование формы для контрагента.

§ Многие из Вас получали когда-либо от контрагентов вопросы по поводу доработанных Вами форм. Чтобы этого избежать, проверьте, чтобы в документе были все обязательные реквизиты, и направьте контрагенту письмо с пояснениями. Такие обоснования со ссылками на нормы помогают быстро закрыть споры.

§ Если все же контрагент не принимает документ, составьте для него документ по унифицированной форме. На этот случай советуем сразу прописывать в учетной политике, что документы составляются по собственной форме и по унифицированной (по требованию контрагента).

 

Ø Совет 6. Разработайте внутренние формы с учетом своей специфики.

Внутренние формы используются только в пределах организации. Эти документы Вы можете менять «под себя», не смотря на то, как это воспримет контрагент. Главное, чтобы форма содержала обязательные реквизиты и отражала суть операции.

Для удобства учета включайте во внутренние формы реквизиты, максимально отражающие специфику деятельности Вашей компании. Или дополняйте в существующие формы дополнительные реквизиты.

 

Ø Совет 7. Объедините несколько однотипных форм в одну.

Некоторые однотипные операции можно объединить в одну форму. Абсолютно безболезненно можно объединить большинство внутренних форм. И со стороны контрагента никаких вопросов не будет. Проверяющим же важно, чтобы в документе были обязательные реквизиты, и документ четко отражал суть операции. Остальное – на усмотрение компании.

Алгоритм объединения форм.

o Шаг 1. Оцениваем, какие формы можно объединить.

Берем формы, которые применяем в аналогичных операциях.

Например, унифицированные формы МБ-4 «Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов» и МБ-8 «Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов». Обе эти формы предназначены для списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов. И по содержанию они практически ничем не отличаются, там почти все показатели дублируются. От одной из этих форм явно можно избавиться без ущерба.

o Шаг 2. Продумываем название формы.

Если нужно, меняем название, когда объединяем 2 формы со специфичными названиями. В нашем примере для универсального бланка можно использовать название «Акт о списании МБП».

o Шаг 3. Меняем содержание документа.

Берем за основу одну форму и добавляем в нее недостающие реквизиты из другой формы. При необходимости избавляемся от лишних реквизитов.

Чтобы сократить объем документов, Вы можете применять УПД. Если какой-либо контрагент откажется принимать УПД, выпишите ему документы по стандартной схеме: товарная накладная (или акт выполненных работ) и счет-фактура.

 

Ø Совет 8. Раздайте сотрудникам памятки по заполнению документов.

Чтобы сотрудник, отвечающий за выписку документов покупателям, не запутался, сделайте для него памятку. К ней приложите список тех клиентов, которым требуется вместо УПД стандартный набор документов. Это пропишите в учетной политике.

Сотрудникам, работающим с первичными документами, раздайте памятки для проверки их заполнения. Если документ не соответствует требованиям, контрагента нужно попросить его переделать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: