Эффективность средств массовой коммуникации (СМК) - явление подвижное, динамичное. Под воздействием информационного потока, всего комплекса коммуникативных отношений происходят обновление и изменение общественного сознания и поведения человека, социальной группы, организации, своеобразный сдвиг его взглядов, убеждений, поступков. В связи с этим выделяются критерии эффективности на личностном уровне и уровне социальных групп, которые отражают степень пользы, приносимой данной социальной информацией конкретным отдельно взятым людям. К таким критериям следует отнести:
- приобретение информации, необходимой для жизнедеятельности;
- изменение в познавательной активности индивида (стремление расширять кругозор, приобретать знания и др.);
- приобретение личностью особых морально-нравственных и духовных ориентиров;
- социализация индивида, приобщение его к жизни в данной социальной среде;
- осуществление эмоционально-психологической релаксации и др.
Критерии эффективности СМК на уровне социальных групп прежде всего показывают, насколько успешно достигнута цель, которую поставили перед собой коммуникаторы, и насколько успешно им удалось изменить сознание и поведение общественных групп. Основными целями адресанта (СМК) являются: возможность влияния на общественные процессы, формирование общественного мнения, соответствующих взглядов на социальную действительность, на оценку возникающих в обществе проблем и способов их решения, информирование, социализация молодежи, мобилизация аудитории на определенные действия, участие в социальном саморегулировании и др.
Можно выделить две основные группы критериев эффективности деятельности СМК:
критерии духовного плана, отражающие изменения сознания человека (знания, познавательная активность, убеждения, социально-психологическое состояние людей, направленность их ценностей, идеалов, ориентации, установок и др.);
критерии практического плана, свидетельствующие об изменении поведения, деятельности, участия, образа жизни, степени активности отдельных людей, коллективов, социальных групп.
СМК оказывают влияние на разные компоненты сознания человека и его поведения, однако главным остается их воздействие на систему ценностей личности, превращение информации в часть этой системы.
СМК обладают возможностью комплексного воздействия на личность, социальную группу, организацию. Это выражается в том что:
распространяемая СМК информация фокусирует внимание аудитории на тех темах и проблемах, которые с точки зрения социальной системы, владельцев СМК, коммуникаторов являются наиболее важными. Таким образом, формируются информационные интересы и потребности, которые могут стать реальными для реципиентов;
СМК могут оказывать и оказывают влияние на формирование эмоциональной сферы личности и через содержание информации влияют на систему ценностей, идеалов, мировоззрения;
используя различные способы влияния на личность (внушение, убеждение, подражание, заражение), СМК могут оказывать прямое воздействие на поведение людей;
СМК влияют на структуру и содержание свободного времени, досуга.
Обращение к большой аудитории, публичное выступление – это один из уровней социально ориентированного общения.
Общими закономерностями речевой коммуникации данного уровня являются:
- Выступление перед публикой обязывает адресанта учитывать особенности языкового сознания как общества в целом, так и конкретных социальных групп.
- Найти общий язык с массовым адресатом – значит проявить готовность к использованию стандарта, выработанного в конкретной речевой форме (например, научной или официально - деловой).
- Чем неукоснительнее используется стандарт, тем в большей степени он должен соответствовать коллективным или коллективно-групповым обязательствам языкового употребления
Для публицистической речи характерно чередование экспрессии (эмоционально окрашенной лексики) и стандарта, постоянное превращение экспрессии в стандарт. Например, такие выражение, как «холодная война, новое мышление» будучи метафорами, почти сразу же превратились в общественно политические стандартно употребляемые термины.
ВОПРОСЫПО ТЕМЕ:
1. Особенности общения в условиях массовой коммуникации.
2. Назовите основные группы критериев эффективности деятельности СМК.
3. Назовите критерии эффективности на личностном уровне и уровне социальных групп, которые отражают степень пользы.
4. В чем выражается комплексное воздействие на личность.
5. Закономерности речевой коммуникациипубличного выступления.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1. Составить краткий конспект по теме и прислать фото отчет.
2. Ответить на вопросы по теме (устно).
Преподаватель: Мацапула Л.В.