1. Характеристика и анализ образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений.
2. Значение развивающей среды в воспитании детей дошкольного возраста.
3. Научные основы планирования работы дошкольного учреждения и пути их реализации.
4. Режим дня в ДОУ.
5. Особенности сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста.
6. Сенсорное воспитание старших дошкольников как средство умственного воспитания.
7. Особенности физического воспитания в дошкольном возрасте.
8. Задачи умственного воспитания в ДОУ.
9. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
10. Социально-нравственное воспитание в ДОУ.
11. Особенности гражданского воспитания детей дошкольного возраста.
12. Экологическое воспитание в ДОУ.
13. Роль эстетического воспитания в педагогическом процессе ДОУ.
14. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.
15. Игра в жизни дошкольника.
16. Сюжетно-ролевые игры в ДОУ.
17. Дидактическая игра как средство умственного воспитания дошкольников.
18. Строительные игры в ДОУ.
19. Театрализованная деятельность с дошкольниками.
20. Игры драматизации в ДОУ.
21. Народные игры как средство воспитания дошкольников.
22. Развитие личности дошкольников в детском коллективе.
23. Развитие у старших дошкольников творческих способностей в процессе ознакомления с произведениями народного искусства.
24. Роль обучения в развитии интереса к конструктивной деятельности у старших дошкольников.
25. Формирование детского коллектива в старшем дошкольном возрасте.
26. Роль детского сада в повышении педагогической культуры родителей.
27. Особенности работы детского сада с неблагополучными семьями.
|
28. Проблема психолого-педагогической готовности детей к школе.
29. Педагогическое общение как средство гуманизации педагогического процесса в ДОУ.
30. Роль подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста.
Педагогический словарик
Адаптация – приспособление организма, личности или группы к измененным внешним условиям. Процесс и результат становления индивида социальным существом.
Акселерация – ускорение роста, физического и полового созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.
Апробация – проверка на практике и в реальных условиях теоретически построенных методов, расчетов и моделей педагогического процесса.
Беседа – диалог, направленный на обсуждение или выяснения какого-либо вопроса, обмен мнениями.
Вальдорфская педагогика – совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов.
Ведущая деятельность дошкольника – деятельность, которая в главном и основном определяет психологическое развитие ребенка в определенный возрастной период, возникновение и формирование основных психологических новообразований.
Взаимоотношения – субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения.
Взаимопомощь – категория, выражающая отношения между людьми, возникающие условиях общности интересов, целей, предполагающая объединение усилий и взаимную поддержку.
|
Генезис (от греч. genesis – происхождение, становление) – происхождение, возникновение, развитие.
Гуманистическая педагогика – направление в теории и практике воспитания, реализующее идеи гуманизма, свободное всестороннее развитие личностью своих потребностей и интересов; ориентация личности на осознанный и ответственный выбор значимых для себя знаний и поведения.
Дискуссия (от лат discussio – рассмотрение, исследование) – обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании, в печати, в беседе.
Дезадаптация (в условиях ДОУ и школы) – сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера и темперамента, другие личностные характеристики воспитанников.
Закономерности воспитания (педагогические) – адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.
Зона ближайшего развития (ЗБР) – познавательной деятельности ребенка, определяемое на основании расхождения между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития, которого ребенок может достигнуть под руководством взрослого.
Индивидуальность – совокупность интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей.
Инновационный процесс – внедрение новых идей, технологий в педагогический процесс ДОУ; процесс создания, освоения и практической реализации педагогических научных достижений.
|
Институты воспитания – это специально создаваемые обществом и государством организации, основной функцией которых является целенаправленное планомерное создание условий для развития людей определенного возраста и (или) определенного социально-профессионального слоя.
Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления – материального или идеального) с целью выявления закономерностей его возникновения, развития, изменения и преобразования его в интересах общества.
Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система методов.
Коллектив (Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, Л.И. Уманский) – группа людей высокого уровня развития, отличающаяся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективной направленностью.
Концепция (от лат. conception)– система взглядов на то или иное явление, определенный способ понимания процессов и явлений, руководящая идея для их освещения.
Креативность – уровень творческой одаренности, способности к творчеству.
Культура поведения – совокупность сформированных социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности и культуры.
Личность – единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.
Личностно-ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и самообразование, исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Методика – отрасль педагогических наук, исследующая закономерности обучения определенному учебному процессу.
Методология – учение об идейных позициях науки, логике ее развития и методах исследования.
Мониторинг – процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющего сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей.
Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.
Мотивация – использование мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью.
Наказание – метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
Нравственные нормы – общественно выработанные правила поведения, которыми руководствуются люди в своей жизни и деятельности.
Обобщение педагогического опыта – метод изучения и анализа состояния практики, выявления новых тенденций, а также эффективности и доступности рекомендаций науки.
Образовательный стандарт – эталонный уровень образования, необходимый для данного общества в определенный отрезок времени.
Обоняние – способность к восприятию, различению запахов.
Объект исследования – эта область действительности, которую исследует данная наука.
Объяснение – словесный прием, который заключается в раскрытии воспитателем сущности какого-либо явления или образа.
Опрос – метод сбора первичной информации со слов опрашиваемого.
Педагогическая ситуация – совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе.
Педагогическая квалификация – уровень и вид профессиональной подготовленности педагога, характеризующий возможности специалиста в решении определенного класса задач.
Педагогическая пропаганда – провозглашение и рекламирование педагогических средств, методов и форм педагогического воспитания и образования в широкие массы людей.
Педагогическая специальность – вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знания, умений, навыков, приобретаемых в результате образования, обеспечивающих постановку и решение профессиональных задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.
Педагогическая технология – система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенная единой концептуальной основой, целями и задачами образования, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников.
Педология (дословно «учение о ребенке») – течение в педагогике и психологии, возникшее в конце XIX – начале XX века, пытавшееся обобщенно использовать психологические, анатомо-физиологические, биологические и социологические подходы в обучении и воспитании детей на основе измерения влияния таких факторов формирования личности как наследственность и среда.
Поощрение – метод, стимулирующий воспитание ребенка.
Пренатальное воспитание – целенаправленная подготовка будущей матери или семейной пары к сознательному рождению, а в некоторых случаях и к сознательному зачатию своего ребенка, выражающая в формировании культуры дородового воспитания.
Прогнозирование – научно-аналитический этап и основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов работы.
Рассказ – связное, развернутое изложение факта.
Региональные условия – условия, характерные для социализации людей, проживающих в той или иной части страны, государства, имеющий свои отличительные особенности.
Ручной труд (художественный) – вид детского труда, направленный на формирование ручных умений и навыков работы с разным материалом, связан с изготовлением предмета из картона, бумаги, природного материала.
Самовоспитание – сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя качеств, соответствующих сложившимся идеалам и убеждениям.
Самообслуживание – труд ребенка, направленный на уход за самим собой и включающий в себя комплекс культурно-гигиенических навыков.
Содержание образования – педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо владеть обучающимся.
Сотрудничество – это общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Социум (от лат. socium – общее, совместное) – большая устойчивая социальная общность, для которой характерны единство условий жизнедеятельности людей и общность культуры.
Традиция (от лат. traditio – передача) – явление общественной психологии, представляющее собой способ хранения социального опыта, воспроизводства устойчивых общественных отношений, поддерживаемое силой общественного мнения, массовых привычек и убеждений, обычаев.
Труд в природе – вид детского труда, предусматривающий участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.
Эстетика быта – непременное условие для эстетического воспитания ребенка, фон, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте.
Упражнение – практический метод воспитания, заключающийся в многократном выполнении требуемых действий, доведения до автоматизма.
Учебная деятельность – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями, структура которой включает в себя: учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку.
Хозяйственно-бытовой труд – вид детского труда, направленный на подержание чистоты и порядка в помещении и на участке детского сада, помощь взрослым при организации режимных процессов.