Источники налогового права – это правовые акты представительных и исполнительных




Источники (формы) налогового права – это официально определенные внешние формы, в которых содержаться нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения, т.е. формы внешнего содержания налогового права.

Источники налогового права – это правовые акты представительных и исполнительных

органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы, которые регулируют вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за налоговое правонарушение.

Источники налогового права призваны выполнять две взаимозависимые задачи. Во-первых, они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое в свою очередь представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. В результате правотворческой функции государства, органов местного самоуправления и образуются источники налогового права.

Во-вторых, источники налогового права представляют собой форму существования налоговых норм, т.е. внешнее объективированное выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях. Форма источника налогового права содержит знания о действующем законодательстве, регулирующем налоги и сборы.

Иерархически выстроенная по юридической силе актов, составляющих источники налогового права, система источников налогового права выглядит следующим образом.

 

1. Источниками налогового права являются положения Конституции РФ, как непосредственно содержащие налогово-правовые нормы, так и имеющие большое значение при установлении общих принципов налогообложения, установлении и введении налогов и сборов, формировании налоговой политики РФ, определяющие магистральные направления совершенствования и развития налогового права и в целом образующие конституционные основы налогообложения.

Например, ст.57 Конституции РФ определяется, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». На основании этой нормы в 1996г. Конституционный Суд РФ отметил, что «установить налог можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными». Кроме того, к таким важным положениям Конституции РФ относятся ст.8, 15, 34, 35, 46, 57, 71, 72, 74, 75, 76, 90 и ряд др.

 

Конституция содержит концентрированное нормативное выражение правовых начал налоговых отношений. Основной закон не может и не должен стремиться к всеохватывающему детальному регулированию, поскольку сущность любой конституции главным образом выражается в стабильности и долгосрочными.

Конкретизация правового регулирования налогообложения осуществляется иными источниками налогового права, целиком специализирующимися на регулировании этой сферы.

 

2. Специальное налоговое законодательство (или специальное законодательство о налогах и сборах) включает в себя:

А) федеральное законодательство о налогах и сборах, которое состоит из Налогового Кодекса РФ и иных федеральных законов о налогах и сборах;

Б) региональное законодательство о налогах и сборах, которое состоит из законов субъектов РФ и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами субъектов РФ;

В) местные акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

Наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России закреплены Налоговым кодексом.

НК РФ занимает ведущее место системе источников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии налогового законодательства. Все иные федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты этой сферы могут быть приняты только при условии соответствия НК РФ.

НК РФ является преемником ранее принятых законов о налогах и сборах.

НК РФ рассчитан на применение в качестве нормативного правового акта прямого действия, исключающего, как правило, детализацию или разъяснение подзаконными нормативными актами.

 

НК РФ состоит из двух частей – общей и особенной.

 

Часть первая НК РФ была введена в действие с 1 января 1999г. В ней устанавливается система налогов и общие принципы налогообложения в РФ, в том числе:

- виды налогов, взимаемых в РФ;

- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов;

- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений;

- формы и методы налогового контроля;

- ответственность за совершение налоговых правонарушений;

- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц.

Вторая часть НК РФ посвящена определению порядка введения и взимания конкретных налогов и сборов.

 

К иным федеральным законам о налогах и сборах, принятым в соответствии с НК РФ относятся федеральные законы о налогах, принятые до введения в действие НК РФ, действующие в настоящее время в части, не противоречащей НК РФ (Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц»).

 

3. Общее налоговое законодательство включает в себя иные федеральные законы, не входящие в объем понятия «законодательство о налогах и сборах» и содержащие нормы налогового права. Это федеральные законы, направленные в первую очередь на регулирование не налоговых, а иных правоотношений, но содержащие отдельные положения о налогообложении.

 

4.Подзаконные нормативные акты по вопросам налогообложения:

А) акты органов общей компетенции:

- указы президента;

- постановления правительства;

-подзаконные нормативные акты по вопросам налогообложения, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;

-подзаконные нормативные акты по вопросам налогообложения, принятые исполнительными органами местного самоуправления;

Б) акты органов специальной компетенции – это ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам налогообложения органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ. Данные нормативные акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Такими органами специальной компетенции являются:

- Министерство финансов РФ;

- Государственный таможенный комитет РФ;

- органы государственных внебюджетных фондов и др. органы государственной власти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: