Методические рекомендации по преодолению отставания в учебной деятельности учеников начальных классов




 

 

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю.К. Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса [6, 10].

2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе – группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно [43, 88].

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Для предупреждения проблемы неуспеваемости многие психологи рекомендуют формировать у учащихся знания, умения, навыки, с использованием конкретного материала, разрабатывать и применять различные виды помощи для успешного решения предъявляемых заданий.

Важнейшим предупреждением неуспеваемости, по мнению Б.П. Есипова, является индивидуальный подход учителя к детям, опирающийся на знание личности каждого ученика и правильную организацию домашней самостоятельной работы школьника [24].

Ю.К. Бабанский [6, 86] разработал систему мер по предупреждению неуспеваемости школьников, в основе которой лежат организация диагностики «реальных возможностей школьников», установление доминирующих причин этого явления и оптимальное использование имеющихся средств педагогического воздействия.

Для успешной профилактики отставания младших школьников в учебной деятельности необходимо проводить индивидуальную работу с учениками, входящими в «группу риска».

Работа с гиперактивными детьми дол­жна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей. Прежде всего следует учесть, что важное место в пре­одолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедить­ся в том, что такой ребенок находится под наблюдением врача.

Для организации занятий с гиперактивными детьми учитель (совместно с психологом) может использовать специально разработанные коррекционно-развивающие программы [23, 127].

В оказании психолого-педагогической помощи гипе­рактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями и учителями. Взрослым необходимо почув­ствовать проблемы ребенка, понять и принять, что его поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых такой ребенок не сможет справить­ся с имеющимися у него трудностями. Учитель и психолог должны объяснить родителям гиперактивного ребенка, что им необходимо придерживать­ся определенной тактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояния ребенка «зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. В воспитании ре­бенка с гиперактивностью родителям необходимо избе­гать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой – поста­новки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пункту­альностью, жесткостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо бо­лее глубокое негативное воздействие, чем на здоровых детей» [25]. Ро­дители также должны знать, что существующие у ребен­ка нарушения поведения поддаются исправлению, но про­цесс этот длительный и потребует от них больших усилий и огромного терпения.

В работе упомянутых выше авторов приведены конк­ретные рекомендации родителям детей с синдромом де­фицита внимания:

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, ког­да он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помо­жет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».

3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.

4. Давайте ребенку только одно задание на определен­ный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, тре­бующие концентрации внимания (например, работа с ку­биками, раскрашивание, чтение).

7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Вре­мя приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.

8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пре­бывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воз­действие.

9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гипе­рактивности.

11. Давайте ребенку возможность расходовать избы­точную энергию. Полезна ежедневная физическая актив­ность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

12 Постоянно учитывайте недостатки поведения ребен­ка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гипе­рактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Не менее ответственная роль в работе с гиперактивны­ми детьми принадлежит учителям. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлога­ми настаивают на их переводе в другой класс, другую школу. Однако эта мера не способствует решению суще­ствующих у ребенка проблем. Вместе с тем выполнение некоторых рекомендаций может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку луч­ше справляться с учебной нагрузкой [25].

Учителям рекомендуется:

1. Работу с гиперактивным ребенком строить индиви­дуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.

2. По возможности игнорировать вызывающие по­ступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощ­рять его хорошее поведение.

3. Во время уроков ограничивать до минимума отвле­кающие факторы. Этому может способствовать, в част­ности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса напротив доски.

4. Предоставить ребенку возможность быстро обра­щаться за помощью к учителю в случаях затруднения.

5. Учебные занятия строить по четко распланирован­ному, стереотипному распорядку.

6. Научить гиперактивного ученика пользоваться спе­циальным дневником или календарем.

7. Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске.

8. На определенный отрезок времени давать только одно задание.

9. Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и перио­дически контролировать ход работы над каждой из час­тей, внося необходимые коррективы.

10. Во время учебного дня предусматривать возмож­ности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Работа с медлительными детьми требует большого терпения, внимания, понимания их психологических особенностей и проблем. Как правило, на первых порах пребывания в школе медлительные дети не требуют особенных коррекционных мер. Однако учителям и родителям необходимо найти такие варианты индивидуального подхода, которые бы помогли работать ребенку в оптимальном для него темпе. Например, не спеша заканчивать дома работу, которую не удалось выполнить в классе, проводить контрольные работы и диктанты с группой таких детей отдельно, работать на уроке по карточкам с индивидуальными заданиями и т.п.

Значительная помощь медлительному школьнику потребуется и со стороны родителей. Специальные исследования показывают, что систематические занятия, тренировки могут в определенной мере повысить скорость работы, как у дошкольников, так и у школьников. Наиболее успешной такая тренировка будет для детей 4-6 лет. Основные правила и приемы соответствующих занятий родителей с медлительными детьми изложены в работе М. М. Безруких [39, 142].

Для демонстративных детей желательно найти возможность самореализации. И в этом может помочь совет школьного психолога.

Лучшее место для проявления демонстративности – сцена. Помимо участия в концертах и спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в частности изобразительная. В последнем случае необходимы коллективное обсуждение и подчеркивание достоинств выполненной работы, организация выставок, запись отзывов и т.п. Социально одобряемые способы привлечения к себе внимания окружающих вытесняют негативные формы поведения, преобладавшие у ребенка ранее.

Рекомендуется в таких случаях также включение учеников в детские группы (в том числе учебные), деятельность которых четко регламентирована. Отклоняющихся форм поведения можно избежать при наличии конкретных требований и обязанностей, включении в коллективную деятельность со сверстниками. Это особенно важно в связи с тем, что демонстративные дети конфликтны и испытывают трудности в общении. Их лживость, стремление подчеркнуть свое превосходство обычно отталкивают остальных детей. Выработка адекватных способов общения со сверстниками, принятие демонстративного ребенка одноклассниками способствуют сглаживанию его отрицательных черт.

Если демонстративный ученик нарушает дисциплину, важно снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения на уроке. А подкреплением для него служит любое проявление внимания взрослых. Задача учителя, причем очень трудная, – не замечать реплик, глупых шуток, отдельных мелких проступков, обходиться без нотаций и назиданий. Если очередную выходку нельзя оставить безнаказанной, делать замечание или наказывать нужно как можно менее эмоционально. Спокойствие (идеально – безразличие) учителя снижает интерес класса к этому ребенку, а он сам, убеждаясь в том, что его усилия не приносят желаемого эффекта, начинает отказываться от привычного способа действий.

Для тревожных первоклассников, с трудом адаптирующихся к школьной жизни, разработана специальная психопрофилактическая программа. Она направлена на развитие у детей адекватного отношения к результатам своей деятельности, умению оценить ее независимо от педагога, формированию навыков самоконтроля. Программа ориентирована на совместную работу школьного психолога и учителя. В ней предусмотрено, в частности, развитие у детей навыков общения со взрослыми и сверстниками, игровых навыков, умения анализировать учебную деятельность, относиться к своим успехам как к результату собственных усилий и не бояться ошибок. Психолог должен помочь учителю освоить содержательную оценку учебной работы школьников, установить четкую систему требований к учебной деятельности и поведению детей, анализировать трудные ситуации и способы их разрешения.

При работе с леворукими детьми необходимо помнить, что на протяжении первого класса (а возможно, и более продолжительное время) леворукие школьники могут нуждаться в проведении комплекса специальных психо­логических занятий, направленных на развитие зрительно-моторной координации, точности пространственного восприятия, зрительной памяти, наглядно-образного мышления, способности к целостной переработке информации, моторики, фонематического слуха, речи [8, 78]. При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда и детского психоневролога.

В работе с леворукими детьми следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь – навыков письма. Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тет­ради и прямое (безнаклонное) письмо [9, 82]. При этом способ держания ручки мо­жет быть различным: обычным, как у правшей, или инвер­тированным, когда рука расположена над строчкой и изог­нута в виде крючка.

При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше об­рывов, менее связно, буквы соединяются короткими пря­мыми линиями (при обучении леворуких детей письму можно использовать специальные прописи для левшей). Требовать от левши безотрыв­ного письма противопоказано. В классе рекомендуется сажать леворуких детей так, чтобы окно было слева. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабо­чее место имеет достаточную освещенность.

Работа по предупреждению отставания в учебной деятельности требуется не только для учеников, входящих в «группу риска». Отстающими могут быть и дети, не имеющие подобных отклонений, поэтому в настоящее время разработаны общие меры по предупреждению отставания ученика в учебе:

1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3. Индивидуальный подход к учащемуся.

4. Специальная система домашних заданий.

5. Усиление работы с родителями.

6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

Предлагается также система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников:

1. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам: так, в начальных классах необходимо сосредоточить усилия на развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности.

2. Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех классах, их устранение и профилактика.

3. Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения личности учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении.

4. Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности.

5. Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих первоклассников и проведение в необходимых случаях специальных корректирующих занятий.

6. Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование.

7. Включение в тематику педагогических советов и заседаний методических объединений проблем, над которыми будет работать школа в ближайшие годы, вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся.

8. Постоянный контроль за реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, осуществление специального контроля за работой с наиболее «трудными» школьниками, строгий учет результатов этой работы.

9. Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.

При отставании учеников по предметам очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. При обнаружении неуспеваемости учитель должен подробно проанализировать те обстоятельства, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость. В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на этом, напротив старается выяснить, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. Причины тут могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами. Опираясь на результаты своего анализа, учитель может принимать решение о том, какие воспитательные воздействия необходимы, чтобы скорректировать воздействие выявленных неблагоприятных факторов на учебный процесс.

К настоящему времени педагогикой уже накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов). Допускается также временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.

При разработке путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению учёта и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог самостоятельно достичь в них успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к устойчивому положительному отношению к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В данном случае, собственная педагогическая деятельность заставляет учащихся понять ценность знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.

Обращено внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, оказывать помощь в изложении содержания урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, инструктировать их более подробно, нежели других учеников.

Большое внимание уделяется дифференцированной работе учителя на уроке с временными группами учащихся. В ней предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности, причем учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Здесь важно отметить, что подобные группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учебного процесса каждого ученика.

В школьной практике широко используются разного рода дополнительные занятия с отстающими учениками. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется тем, что она увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ зачастую оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.

В качестве методических рекомендаций для учителей по преодолению неуспеваемости младших школьников предлагаем следующие положения:

1. Эффективность обучения определяется в конечном итоге характером отношения учащихся к учению, характером их учебной работы. Это отношение во многом зависит от того, осознают ли учащиеся личностную и общественную значимость учебной работы, понимают ли они крайнюю необходимость и важность для самого ученика и для общества активной, творческой, систематической и упорной работы.

Исходя из этого, организация учебного процесса должна быть такой, чтобы каждому ученику была ясна личностная и общественная значимость его активной, творческой и упорной учебной работы и основным показателем была бы оценка именно такой учебной работы ученика.

2. Для того чтобы интенсифицировать учебную работу каждого ученика, недостаточно прямого воздействия учителя на ученика. Более эффективным средством является воздействие на него через ученический коллектив. А для этого нужно работать над тем, чтобы ученическая группа была подлинным коллективом. В частности, хороших результатов можно достичь, если при организации учебной работы в классе и дома использовать формы коллективно-распределительной деятельности учащихся, организуя для этого различные временные микроколлективы, а также практиковать при этом дифференциацию форм и видов заданий и коллективную ответственность учащихся за их выполнение.

Не представляет сомнений, что учебный процесс должен проводиться в органическом единстве коллективных, фронтальных и индивидуальных форм учебных занятий при определяющем характере общей коллективной деятельности учащихся.

3. Основу обучения должна составлять учебная деятельность самих учащихся. Поэтому главной задачей учителя следует считать организацию и руководство этой деятельностью, без подмены ее собственной деятельностью.

4. Для того чтобы своевременно выявлять любое отставание в учении каждого ученика и тут же его восполнять, текущий контроль должен иметь всеохватывающий характер. Это значит, что контроль должен проводиться по каждому элементу содержания учебной программы и охватывать одновременно всех без исключения учащихся. Для этого, очевидно, необходимо привлечение самих учащихся к проведению текущего контроля и оценки в форме взаимо- и самоконтроля, взаимо- и самооценки под руководством учителя.

5. Оценивание деятельности учащихся должно иметь, главным образом, качественный характер, в форме развернутой характеристики успехов и неудач учащихся и лишь затем – в форме отметки.

6. В ряде случаев бывает полезно обратиться к практике особых условий опроса неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, подробнее, чем других учеников, инструктировать их.

7. Важнейшим фактором повышения эффективности обучения является субъективный и осознанный характер деятельности ученика в учебном процессе. Ученик должен быть не только объектом педагогических воздействий учителей, но и активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Важным средством для этого является ролевое участие школьников в организации и проведении всего учебного процесса. Это означает, что в каждом классе организуется ученическое самоуправление, которое организует не только общественную жизнь класса, но и значительную часть учебной работы (текущий контроль, оценку и учет учебной работы учащихся, взаимопомощь в восполнение пробелов у отдельных учащихся, подготовку к урокам и т.д.)

8. Эффективность учебной работы учащихся напрямую зависит от развития у них способности к обучению, способности разумно и правильно учиться, для чего они должны овладеть общеучебными умениями и навыками. Поэтому овладение общеучебными умениями и навыками должно быть включено в учебные программы учителей по каждому учебному предмету.

9. Приступая к изучению какого-либо вопроса или темы, рекомендуется создать проблемную ситуацию, показывающую необходимость и раскрывающую суть предстоящего изучения. Дальнейшее изучение следует проводить как последовательное разрешение этой проблемной ситуации. Данный подход инициирует проявление учащимися самостоятельности, положительно действует на учебную мотивацию, экономит психические ресурсы младших школьников и формирует эмоционально-положительное отношение к учебе.

10. Эффективность учебной работы учащихся в конечном итоге определяется характером их личностной воспитанности, их нравственными и социальными качествами. Поэтому обучение должно проводиться так, чтобы оно в максимальной степени способствовало воспитанию каждого ученика как высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.

11. Эффективность обучения, характер отношения ученика к учебной работе зависят и от того, какова жизнь ученика в школе и классе, удовлетворяет ли эта жизнь его потребности и особенно потребность в эмоциональном насыщении, с какими чувствами он идет в школу, какие эмоции и чувства вызывает у него учебно-воспитательный процесс.

12. Важное значение имеет обмен профессиональным опытом и организация заседаний учителей по следующим вопросам:

- как обобщить свой опыт работы;

- как спланировать работу по самообразованию;

- как оценить эффективность своей работы;

- как внедрить опыт работы лучших учителей в свою деятельность.

Жизнь учащихся в школе, учебный процесс, уроки и внеклассные и внешкольные занятия и мероприятия должны быть так организованы, чтобы в них могли и хотели принимать активное участие все школьники, чтобы они вызывали, формировали и развивали у каждого школьника его личностные интересы и склонности. Взаимоотношения между учителями и учащимися должны быть основаны на оптимистическом отношении учителя к каждому ученику: учитель должен верить в возможности и силы ученика. Он должен выявлять лучшие и сильные стороны каждого ученика и, опираясь на них, вместе с учеником бороться с его слабыми качествами. Для того чтобы бороться с недостатками того или иного ученика, учитель должен искать его достоинства и создавать условия, чтобы каждый ученик добился успеха в какой-либо области. Вышеперечисленные рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом.

Выводы по Главе II

 

Исследование проходило в средней общеобразовательной школе № 38 г. Калуги. Испытуемые – учащиеся 3-их классов, неуспевающие по 1 предмету Выборка составила 8 человек, среди них один гиперактивный ребенок и один ребенок-левша.

В работе использовались следующие методы исследования:

1. Теппинг-тест Е.П. Ильина; 2. Анкета для определения школьной мотивации; 3. Определение уровня типов памяти; 4. Тест Р.Кэттелла (опросник CPQ).

При анализе результатов было выявлено, что:

- у 88% испытуемых преобладает слабый тип нервной системы, один учащийся имеет средне-слабый тип нервной системы;

- у 25% испытуемых сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность; у 37,5% - отношение к себе как к школьнику практически сформировано; у 37,5% - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами;

- у испытуемых можно выделить 2 группы уровня памяти – ниже среднего и низкий. При исследовании слуховой памяти у 1 испытуемого (12,5%) диагностирован уровень ниже среднего, у 3 (37,5%) – низкий уровень. Результаты по зрительной памяти таковы: низкий уровень – 1 испытуемый (12,5%), уровень ниже среднего – 3 испытуемых (37,5%). Моторная память низкий уровень – 5 испытуемых (62,5%). Зрительно-моторно-слуховая память: 5 испытуемых (38%) – низкий уровень, 4 испытуемых (50%) – уровень ниже среднего. В среднем у испытуемых низкий уровень памяти с преобладанием зрительно-моторно-слухового типа;

- в основном у испытуемых низкая дисциплина ума, они испытывают трудности при решении абстрактных задач, имеют низкие общие мыслительные способности, не доводят дело до конца. Эмоционально неуравновешены, чувствительны к любой угрозе, не склонны поддерживать контакты с широким кругом людей. Неуверенны в себе, отличаются робостью, ограниченными интересами, чувствительностью к опасности, ранимостью, слабым самоконтролем.

В качестве основных путей преодоления неуспеваемости современная дидактика предлагает следующие меры:

1. Педагогическая профилактика, в обязательном порядке включающая индивидуальную работу с учениками, входящими в «группу риска».

2. Педагогическая диагностика.

3. Педагогическая терапия.

4. Воспитательное воздействие.

В настоящее время разработаны общие меры по предупреждению отставания ученика в учебе, а также система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников. Каждое из педагогических воздействий должно быть продиктовано стремлением к благу ученика и исходить из реального уровня его развития и особенностей психики. Необходимо использовать индивидуальный подход к проблемам обучения и воспитания. Это обеспечит наиболее полное раскрытие возможностей развития, заложенных в личности детей.

 


Заключение

 

Феномен отставания в освоении учебной программы учениками начальных классов является одной из основных проблем современной младшей школы. Отечественными учеными проделана большая работа по выявлению, описанию, систематизации трудностей в учебном процессе. В данном исследовании мы провели анализ отставания детей в учебной деятельности, ее разновидностей, причин, возможностей предупреждения, прогнозирования и преодоления.

В качестве этапов работы были решены следующие задачи:

- дать характеристику основных понятий по теме исследования;

- исследовать основные причины отставания в учебе учеников начальной школы;

- рассмотреть типы учеников, относящихся к «группе риска» в вопросе отставания в учебной деятельности;

- описать работу по профилактике и преодолению отставания в учебной деятельности в начальной школе;

- провести практическое исследование отставания в учебной деятельности младших школьников;

- разработать методические рекомендации по преодолению отставания в учебной деятельности учеников начальных классов.

Исследование проходило в средней общеобразовательной школе № 38 г. Калуги. Испытуемые – учащиеся 3-их классов, неуспевающие по 1 предмету Выборка составила 8 человек, среди них один гиперактивный ребенок и один ребенок-левша.

В работе использовались следующие методы исследования: теппинг-тест Е.П. Ильина; анкета для определения школьной мотивации; определение уровня типов памяти; тест Р.Кэттелла (опросник CPQ).

При анализе результатов было выявлено, что в исследуемой группе преобладает слабый тип нервной системы и низкий уровень памяти, требующий подключения всех анализаторов: зрительного, слухового и моторного. В среднем испытуемые характеризуются низкой дисциплиной ума и общими мыслительными способностями, большинство из них эмоционально неуравновешены и неуверены в себе.

Для успешного преодоления отставания младших школьников в учебной деятельности были выделены те ученики, которые относятся к «группе риска» по психологическим особенностям, а также ученики, неуспеваемость которых обусловлена биологическими, социальными, педагогическими причинами.

С учетом особенностей детей, для каждой из этих групп были составлены рекомендации по организации учебного процесса в целях более успешного и комфортного усвоения детьми образовательной программы, с упором на индивидуальный подход к образованию.

В целях преодоления проблемы неуспеваемости в младших классах уже разработаны общие меры по предупреждению отставания ученика в учебе, а также система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, представляющая следующие направления: педагогическая профилактика; педагогическая диагностика; педагогическая терапия; воспитательное воздействие.


Список использованной литературы

 

1. Ануфриев, А.Д., Костромина, С.Н. Методические рекомендации. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. [Текст] / А.Д. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Ось-89, 1997. – 224 с.

2. Аркин, Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание ребёнка в семье от года до зрелости. [Текст] / Е.А. Аркин – М.: Учдетигз, 1957. – 347 с.

3. Астапов, В.М., Микадзе, Ю.В. Обучение и воспитание детей «группы риска». [Текст] / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. / Под общ. ред. В.М. Астапова. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 197 с.

4. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. [Текст] / Г.М. Афонина. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 512 с.

5. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды. [Текст] / Ю.К. Бабанский. / Сост. М.Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г.Н. Филонов, Г.А. Победоносцев, А.М. Моисеев; авт. коммент. А.М. Моисеев. – М.: Педагогика, 1989. – 558 с.

6. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.

7. Бардин, К.В. Чтобы ребёнок успешно учился. [Текст] / К.В. Бардин. – М.: Педагогика, 1988. – 176 с.

8. Барт, К. Трудности в обучении: раннее предупреждение. [Текст] / К. Барт. – М.: Академия, 2006. – 142 с.

9. Безруких, М.М., Князева, М.Г. Если ваш ребенок левша. [Текст] / М.М. Безруких, М.Г. Князева. – Тула: Арктоус, 1996. – 108 с.

10. Блонский, П.П. Психология младших школьников. [Текст] / П.П. Блонский – М.: Воронеж: Институт практической психологии, 1997. – 574 с.

11. Блонский, П.П. Школьная успеваемость [Текст] / П.П. Блонский. – М.: Просвещение, 2006. – 423 с.

12. Боденко, Б.Н. Анализ психологических предпосылок неуспеваемости и способы ее коррекции на начальном этапе обучения. [Текст] / Б.Н. Боденко. – М.: Просвещение, 1998. – 112 с.

13. Боденко, Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в учении. [Текст] / Б.Н. Боденко. // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. – М., 1987. – Т. 1. – С. 78-81.

14. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер, А.Г. Цукерман. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 534 с.

15. Вергелес, Г.И., Матвеева, Л.А., Раев, А.И.. Младший школьник: помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. [Текст] / Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеева, А.И. Раев. – СПб.: Союз, 2000. – 159 с.

16. Волков, Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. [Текст] / Б



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: