Исследование проходило в средней общеобразовательной школе № 38 г. Калуги.
Испытуемые – учащиеся 3-их классов, неуспевающие по 1 предмету Выборка составила 8 человек, среди них один гиперактивный ребенок и один ребенок-левша.
В работе использовались следующие методы исследования:
1. Теппинг-тест Е.П. Ильина;
2. Анкета для определения школьной мотивации;
3. Определение уровня типов памяти;
4. Тест Р.Кэттелла (опросник CPQ).
Для изучения работоспособности нервной системы применялся теппинг-тест Е.П. Ильина. Целью данного метода было выявление у неуспевающих школьников типов нервной системы (сильный, средний, слабый). Результаты изучения работоспособности нервной системы методом теппинг-теста представлены в Таблице 1
Таблица 1
Испытуемые | 5 сек | 10 сек | 15 сек | 20 сек | 25 сек | 30 сек |
Испытуемый 1 | ||||||
Испытуемый 2 | ||||||
Испытуемый 3 | ||||||
Испытуемый 4 | ||||||
Испытуемый 5 | ||||||
Испытуемый 6 | ||||||
Испытуемый 7 | ||||||
Испытуемый 8 |
Проведенное исследование показало, что у учащихся максимальный темп снижается уже со второго 20-секундного интервала и остается на сниженном уровне в течение всей работы. У семи учащихся преобладает слабый тип нервной системы, один учащийся имеет средне-слабый тип нервной системы.
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Слабый тип нервной системы этих учащихся будет препятствовать оптимальному развитию внимания. Для них характерно неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание. Учащиеся не выдерживают большую по величине и длительности нагрузку.
Изучение мотивационной сферы было проведено с помощью анкетирования. Полученные результаты представлены в Таблице 2:
Таблица 2
Испытуемый | Сформировано отношение к себе как школьнику, высокая учебная активность | Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами | Отношение к себе как к школьнику практически сформировано |
Испытуемый 1 | + | ||
Испытуемый 2 | + | ||
Испытуемый 3 | + | ||
Испытуемый 4 | + | ||
Испытуемый 5 | + | ||
Испытуемый 6 | + | ||
Испытуемый 7 | + | ||
Испытуемый 8 | + |
При анализе результатов было выявлено:
- у испытуемых 6, 7 (25%) сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность;
- у испытуемых 1, 3, 5 (37,5%) отношение к себе как к школьнику практически сформировано;
- у испытуемых 2, 4, 8 (37,5%) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Изучение познавательной сферы было проведено с помощью методики исследования типов памяти. Школьникам поочередно были предложены 4 группы слов для запоминания, отличавшиеся характером предъявления и способом организации процесса запоминания.
Получены следующие результаты, представленные в Таблице 3:
Таблица 3
Испытуемый | Типы памяти | |||
Слуховая | Зрительная | Моторно-слуховая | Зрительно-моторно-слуховая | |
Испытуемый 1 | ||||
Испытуемый 2 | ||||
Испытуемый 3 | ||||
Испытуемый 4 | ||||
Испытуемый 5 | ||||
Испытуемый 6 | ||||
Испытуемый 7 | ||||
Испытуемый 8 |
Слуховая память: 1 – ниже среднего, 3 – низкий уровень развития памяти;
зрительная 1 – ниже среднего, 3 – низкий уровень развития памяти; моторная память (5 – низкий уровень развития);
зрительно-моторно-слуховая память (4 – низкий уровень развития памяти)
Проделанный анализ выделил 2 группы уровня памяти испытуемых – ниже среднего и низкий. При исследовании слуховой памяти у 1 испытуемого (12,5%) диагностирован уровень ниже среднего, у 3 (37,5%) – низкий уровень. Результаты по зрительной памяти таковы: низкий уровень – 1 испытуемый (12,5%), уровень ниже среднего – 3 испытуемых (37,5%). Моторная память низкий уровень – 5 испытуемых (62,5%). Зрительно-моторно-слуховая память: 5 испытуемых (38%) – низкий уровень, 4 испытуемых (50%) – уровень ниже среднего.
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что у испытуемых низкий уровень памяти, так как дети смогли запомнить из 10 слов не более 5. Преобладает зрительно-моторно-слуховая память, дети лучше запоминают, когда видят, слышат и прописывают. Такие дети с трудом запоминают даже небольшой по объему материал, плохо сохраняют и воспроизводят с ошибками информацию; память кратковременная, они долго не могут держать информацию, скоро ее забывают. Как следствие, овладевают учебным материалом с меньшим успехом, чем дети с хорошей памятью.
Изучение личностных особенностей неуспевающих школьников было проведено с помощью опросника Р. Кэттелла.
Обработка результатов показала следующее.
Испытуемый 1 – испытывает трудности при решении абстрактных задач. Психическое состояние характеризуется повышенным уровнем возбуждения и напряжения. С трудом расслабляется даже в благоприятно обстановке. Эмоционально неуравновешен, преобладает пониженный фон настроения. Болезненно воспринимает критику, раздражителен. На уроках нуждается в постоянном контроле, поддержке, одобрении.
Испытуемый 2 – испытывает трудности при решении абстрактных задач. Эмоционально неуравновешен. Плохо контролирует свои эмоциональные импульсы. Часто чувствует себя усталым, беспомощным, неспособным справиться с жизненными трудностями. Капризный. Высокая чувствительность к любой угрозе. Отличается робостью, застенчивостью, неуверенностью в своих силах. Предпочитает иметь одного-двух близких друзей. Избегает ситуаций, связанных с проявлением враждебности. Нуждается в любви, внимании и помощи окружающих. Медленно работает на уроках, с трудом включается в работу.
Испытуемый 3 – испытывает трудности при решении абстрактных задач. Эмоционально неуравновешен, часто чувствует себя усталым, беспомощным, неспособным справиться с жизненными трудностями. Добросердечный, старается помочь, когда его об этом просят. Постоянно чем-то озабочен. На уроках эмоционально напряжен, болезненно реагирует на замечания учителя. Слабые способности самоконтроля, самоорганизации создают значительные трудности в учее.
Испытуемый 4 – испытывает трудности при решении абстрактных задач. Склонен все усложнять, постоянно переживать по поводу возможных неудач. Стремится к соблюдению моральных требований. Отличается обязательностью, дисциплинированностью, чувством ответственности. Испытывает страх перед наказанием. Чувствителен к любой угрозе. Отличается робостью, застенчивостью, неуверенностью в себе. Предпочитает иметь 1-2 близких друзей. С одноклассниками внешне отношения ровные, общается со всеми, но близких друзей в классе нет.
Испытуемый 5 – испытывает трудности при решении абстрактных задач. Эмоционально неуравновешен, часто чувствует себя усталым, беспомощным. Раним при столкновении с грубыми сторонами жизни, нуждается в любви и внимании со стороны окружающих. На уроках внимателен, но для него трудным остается запоминание материала. Взаимоотношения со сверстниками складываются трудно. Физическая слабость становится причиной сложностей в общении.
Испытуемый 6 – медленно обучается, испытывает трудности при решении абстрактных задач. Медленно читает, плохо запоминает, активный словарь невелик. В письменных работах допускает много ошибок. Но для него небезразличны получаемые оценки. Добросердечный, отзывчивый. Стремится к соблюдению моральных требований. Характеризуется высокой чувствительностью к любой угрозе. Его часто обижают, на переменах стремится находиться рядом с учительницей.
Испытуемый 7 – медленно обучается, испытывает трудности при решении абстрактных задач. Сильно зависит от мнения окружающих, легко теряет веру в себя и свои возможности, принимает обвинения в свой адрес. Большую часть времени чувствует себя достаточно спокойно. Отсутствуют сильные побуждения, желания. Невозмутим. Нуждается в любви, внимании и помощи окружающих.
Испытуемый 8 – не склонна к эмоциональным переживаниям. Характеризуется отсутствием сильных эмоциональных проявлений. Не общительна. Холодна в контактах, критически настроена. Стремится избегать людей. Испытывает трудности при решении абстрактных задач. Медленно обучается, эмоционально неуравновешена. Отличается слабой волей и недостаточным самоконтролем.
В результате проведения разностороннего исследования особенностей нервно-психической организации группы младших школьников в большинстве случаев был выявлен низкий и средний уровень развития учебных способностей. Анализируя личностные особенности неуспевающих школьников, можно сделать вывод, что у испытуемых низкая дисциплина ума, они испытывают трудности при решении абстрактных задач, имеют низкие общие мыслительные способности, не доводят дело до конца. Эмоционально неуравновешены, чувствительны к любой угрозе, не склонны поддерживать контакты с широким кругом людей. Неуверенны в себе, отличаются робостью, ограниченными интересами, чувствительностью к опасности, ранимостью, слабым самоконтролем.