Диагностика отстающих младших школьников




Исследование проходило в средней общеобразовательной школе № 38 г. Калуги.

Испытуемые – учащиеся 3-их классов, неуспевающие по 1 предмету Выборка составила 8 человек, среди них один гиперактивный ребенок и один ребенок-левша.

В работе использовались следующие методы исследования:

1. Теппинг-тест Е.П. Ильина;

2. Анкета для определения школьной мотивации;

3. Определение уровня типов памяти;

4. Тест Р.Кэттелла (опросник CPQ).

Для изучения работоспособности нервной системы применялся теппинг-тест Е.П. Ильина. Целью данного метода было выявление у неуспевающих школьников типов нервной системы (сильный, средний, слабый). Результаты изучения работоспособности нервной системы методом теппинг-теста представлены в Таблице 1

Таблица 1

Испытуемые 5 сек 10 сек 15 сек 20 сек 25 сек 30 сек
Испытуемый 1            
Испытуемый 2            
Испытуемый 3            
Испытуемый 4            
Испытуемый 5            
Испытуемый 6            
Испытуемый 7            
Испытуемый 8            

Проведенное исследование показало, что у учащихся максимальный темп снижается уже со второго 20-секундного интервала и остается на сниженном уровне в течение всей работы. У семи учащихся преобладает слабый тип нервной системы, один учащийся имеет средне-слабый тип нервной системы.

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Слабый тип нервной системы этих учащихся будет препятствовать оптимальному развитию внимания. Для них характерно неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание. Учащиеся не выдерживают большую по величине и длительности нагрузку.

Изучение мотивационной сферы было проведено с помощью анкетирования. Полученные результаты представлены в Таблице 2:

Таблица 2

    Испытуемый Сформировано отношение к себе как школьнику, высокая учебная активность Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами Отношение к себе как к школьнику практически сформировано
Испытуемый 1     +
Испытуемый 2   +  
Испытуемый 3     +
Испытуемый 4   +  
Испытуемый 5     +
Испытуемый 6 +    
Испытуемый 7 +    
Испытуемый 8   +  

При анализе результатов было выявлено:

- у испытуемых 6, 7 (25%) сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность;

- у испытуемых 1, 3, 5 (37,5%) отношение к себе как к школьнику практически сформировано;

- у испытуемых 2, 4, 8 (37,5%) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Изучение познавательной сферы было проведено с помощью методики исследования типов памяти. Школьникам поочередно были предложены 4 группы слов для запоминания, отличавшиеся характером предъявления и способом организации процесса запоминания.

Получены следующие результаты, представленные в Таблице 3:

Таблица 3

Испытуемый Типы памяти
Слуховая Зрительная Моторно-слуховая Зрительно-моторно-слуховая
Испытуемый 1        
Испытуемый 2        
Испытуемый 3        
Испытуемый 4        
Испытуемый 5        
Испытуемый 6        
Испытуемый 7        
Испытуемый 8        

Слуховая память: 1 – ниже среднего, 3 – низкий уровень развития памяти;

зрительная 1 – ниже среднего, 3 – низкий уровень развития памяти; моторная память (5 – низкий уровень развития);

зрительно-моторно-слуховая память (4 – низкий уровень развития памяти)

Проделанный анализ выделил 2 группы уровня памяти испытуемых – ниже среднего и низкий. При исследовании слуховой памяти у 1 испытуемого (12,5%) диагностирован уровень ниже среднего, у 3 (37,5%) – низкий уровень. Результаты по зрительной памяти таковы: низкий уровень – 1 испытуемый (12,5%), уровень ниже среднего – 3 испытуемых (37,5%). Моторная память низкий уровень – 5 испытуемых (62,5%). Зрительно-моторно-слуховая память: 5 испытуемых (38%) – низкий уровень, 4 испытуемых (50%) – уровень ниже среднего.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что у испытуемых низкий уровень памяти, так как дети смогли запомнить из 10 слов не более 5. Преобладает зрительно-моторно-слуховая память, дети лучше запоминают, когда видят, слышат и прописывают. Такие дети с трудом запоминают даже небольшой по объему материал, плохо сохраняют и воспроизводят с ошибками информацию; память кратковременная, они долго не могут держать информацию, скоро ее забывают. Как следствие, овладевают учебным материалом с меньшим успехом, чем дети с хорошей памятью.

Изучение личностных особенностей неуспевающих школьников было проведено с помощью опросника Р. Кэттелла.

Обработка результатов показала следующее.

Испытуемый 1 – испытывает трудности при решении абстрактных задач. Психическое состояние характеризуется повышенным уровнем возбуждения и напряжения. С трудом расслабляется даже в благоприятно обстановке. Эмоционально неуравновешен, преобладает пониженный фон настроения. Болезненно воспринимает критику, раздражителен. На уроках нуждается в постоянном контроле, поддержке, одобрении.

Испытуемый 2 – испытывает трудности при решении абстрактных задач. Эмоционально неуравновешен. Плохо контролирует свои эмоциональные импульсы. Часто чувствует себя усталым, беспомощным, неспособным справиться с жизненными трудностями. Капризный. Высокая чувствительность к любой угрозе. Отличается робостью, застенчивостью, неуверенностью в своих силах. Предпочитает иметь одного-двух близких друзей. Избегает ситуаций, связанных с проявлением враждебности. Нуждается в любви, внимании и помощи окружающих. Медленно работает на уроках, с трудом включается в работу.

Испытуемый 3 – испытывает трудности при решении абстрактных задач. Эмоционально неуравновешен, часто чувствует себя усталым, беспомощным, неспособным справиться с жизненными трудностями. Добросердечный, старается помочь, когда его об этом просят. Постоянно чем-то озабочен. На уроках эмоционально напряжен, болезненно реагирует на замечания учителя. Слабые способности самоконтроля, самоорганизации создают значительные трудности в учее.

Испытуемый 4 – испытывает трудности при решении абстрактных задач. Склонен все усложнять, постоянно переживать по поводу возможных неудач. Стремится к соблюдению моральных требований. Отличается обязательностью, дисциплинированностью, чувством ответственности. Испытывает страх перед наказанием. Чувствителен к любой угрозе. Отличается робостью, застенчивостью, неуверенностью в себе. Предпочитает иметь 1-2 близких друзей. С одноклассниками внешне отношения ровные, общается со всеми, но близких друзей в классе нет.

Испытуемый 5 – испытывает трудности при решении абстрактных задач. Эмоционально неуравновешен, часто чувствует себя усталым, беспомощным. Раним при столкновении с грубыми сторонами жизни, нуждается в любви и внимании со стороны окружающих. На уроках внимателен, но для него трудным остается запоминание материала. Взаимоотношения со сверстниками складываются трудно. Физическая слабость становится причиной сложностей в общении.

Испытуемый 6 – медленно обучается, испытывает трудности при решении абстрактных задач. Медленно читает, плохо запоминает, активный словарь невелик. В письменных работах допускает много ошибок. Но для него небезразличны получаемые оценки. Добросердечный, отзывчивый. Стремится к соблюдению моральных требований. Характеризуется высокой чувствительностью к любой угрозе. Его часто обижают, на переменах стремится находиться рядом с учительницей.

Испытуемый 7 – медленно обучается, испытывает трудности при решении абстрактных задач. Сильно зависит от мнения окружающих, легко теряет веру в себя и свои возможности, принимает обвинения в свой адрес. Большую часть времени чувствует себя достаточно спокойно. Отсутствуют сильные побуждения, желания. Невозмутим. Нуждается в любви, внимании и помощи окружающих.

Испытуемый 8 – не склонна к эмоциональным переживаниям. Характеризуется отсутствием сильных эмоциональных проявлений. Не общительна. Холодна в контактах, критически настроена. Стремится избегать людей. Испытывает трудности при решении абстрактных задач. Медленно обучается, эмоционально неуравновешена. Отличается слабой волей и недостаточным самоконтролем.

В результате проведения разностороннего исследования особенностей нервно-психической организации группы младших школьников в большинстве случаев был выявлен низкий и средний уровень развития учебных способностей. Анализируя личностные особенности неуспевающих школьников, можно сделать вывод, что у испытуемых низкая дисциплина ума, они испытывают трудности при решении абстрактных задач, имеют низкие общие мыслительные способности, не доводят дело до конца. Эмоционально неуравновешены, чувствительны к любой угрозе, не склонны поддерживать контакты с широким кругом людей. Неуверенны в себе, отличаются робостью, ограниченными интересами, чувствительностью к опасности, ранимостью, слабым самоконтролем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: