Области логистики имеют свои особенности:
• информационная логистика. Эта область логистики, в отличие от четырех других, занимается управлением информационным потоком, а не материальным. Соответственно для нее неприменимы методики, которые используются в других областях логистики. К тому же с развитием в последнее десятилетие информационных технологий появилась возможность оперировать мощными информационными потоками и тем самым обеспечивать сквозное управление материальным потоком. Это и послужило толчком к созданию информационной логистики;
• транспортная логистика. Ее методы используются при организации любых перевозок, при которых решаются специфические задачи транспортной логистики. При этом используются два вида транспорта: транспорт общего пользования, т. е. транспорт специальных транспортных организаций, и собственный транспорт нетранспортных предприятий. В основном, транспортная логистика занимается транспортом общего пользования;
• закупочная логистика. Занимается обеспечением предприятий сырьем и другими необходимыми материалами. Решение этих задач имеет также свою специфику, которая и учитывается закупочной логистикой. Она решает задачи выбора поставщиков, заключения договоров с ними и контроля исполнения этих до
говоров. Также задачей закупочной логистики является принятие мер при нарушении условий поставок;
• распределительная логистика. Занимается сбытом произведенной продукции. Этот круг задач решается как непосредственно предприятиями-производителями так и предприятиями-посредниками. При этом следует учитывать, что к решению этих задач имеют непосредственное отношения структуры власти, ко
торые заинтересованы в удачном их решении, так как от этого зависит экономическое состояние в регионе. Задачи распределительной логистики должны решаться еще на уровне планирования производства, поскольку эта область логистики определяет такие параметры материального потока, как размер изготовляемой партии, вопросы тары, упаковки и времени выпуска партии, ведь они имеют непосредственное отношение к проблеме реализации;
|
• производственная логистика. Ее главная особенность в том, что управление материальным потоком на данном этапе его существования выполняется на территории одного предприятия, движение потока происходит на основе решений системы управления предприятием, а участники логистического процесса не вступают в товарно-денежные отношения.
Несмотря на то что все области логистики имеют свои специфические методы, не следует забывать, что они взаимосвязаны, а общая концепция логистики осуществляет управление сквозным материальным и информационным потоком. Удачное решение логистических задан возможно только при тесном взаимодействии всех участников логистического процесса.
2. Производственная логистика
Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем (ВПЛС); к ним можно отнести: промышленное предприятие, оптовую базу, узловую грузовую станцию, узловой морской порт и т.д.
ВПЛС можно рассматривать на макро- и микро-уровне. ВПЛС на макроуровне задают ритм всей логистической системе, определяют способность ее адаптации к окружающей среде путем изменения качественных и количественных критериев выходного потока (количество и ассортимент продукции). Гибкость ВПЛС проявляется через качественные и количественные параметры (рис. 3.3.).
|
Рис. 3.3. Гибкость ВПЛС
На микроуровне ВПЛС представляет собой ряд подсистем, обеспечивающих вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. К ним относятся закупка, склады, запасы, транспорт, информация, обслуживание производства и кадры, сбыт.
Принципы производственной логистики:
отказ от избыточных запасов;
отказ от изготовления серий изделий, на которых нет заказа покупателей;
устранение простоев оборудования;
обязательное устранение брака;
устранение нерациональных внутризаводских перевозок;
превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.
Управление материальными потоками в рамках ВПЛС может осуществляться различными способами; наиболее существенные:
1. «Толкающая» система - предметы труда, поступающие на производственный участок, им не заказаны, а поступают согласно команде из центральной системы управления производством (рис. 3.4).
- материальный поток
- информационный поток
Рис. 3.4. Схема «толкающей» системы
«Толкающие» системы способны увязать сложный производственный процесс в единое целое. Однако их возможности определяются количеством факторов, влияющих на производственную ситуацию. Чем их больше, тем совершеннее должна быть система управления.
|
«Толкающие» системы характеризуются высоким уровнем автоматизации управления, позволяющим:
- обеспечивать текущее регулирование и контроль производственных запасов;
- в реальном масштабе времени согласовывать и оперативно корректировать планы и действия различных служб предприятия;
- составлять прогнозы.
- «Тянущая» система – система организации производства, где предметы труда подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, а ставит задачу лишь перед конечным звеном технологической цепи (рис. 3.5).
- материальный поток
- информационный поток
Рис. 3.5. Схема «тянущей» системы
Характерные черты «тянущей» и «толкающей» систем даны в табл. 3.1.
К «тянущим» производственным системам относится система «Канбан», позволяющая значительно снизить производственные запасы (в расчете на 1 выпускаемый автомобиль запасы деталей у фирмы Тойота составляют 77 долл., на автомобильных фирмах США – 500 долл.). Перемещение деталей (изделий) по системе «Канбан» запрещается без сопроводительной карточки. Различают два вида карточек: 1) карточка отбора, где указаны вид и количество изделий, поступающих в предыдущего участка; 2) карточка заказа, где предусмотрены те же параметры продукции.
Основные правила системы «Канбан»:
1) производство продукции в больших количествах, чем указано в карточках, запрещается;
2) различные детали должны изготавливаться в той последовательности, в какой подавались карточки;
3) бракованная продукция не должна поступать на последующие участки.
Необходимые условия для внедрения системы «Канбан»:
- сбалансированность производства;
- сокращение времени переналадки оборудования;
- автономный контроль качества продукции на рабочих местах.
Таблица 3.1
Сравнение «тянущей» и «толкающей» производственных систем.
Элементы процесса производства | Системы | |
«тянущая» | «толкающая» | |
Производственные партии | Малые | Крупные |
Наличие складирования | Складирова-ние убыточно | Складирование увеличивает гибкость |
Направление планирования | От последней стадии | От первой стадии |
Информацион-ные расходы | Низкие | Высокие |
Пополнение запасов | Частое | Редкое |
Оперативный контроль | Децентрали-зован | Централизован |