Классификация первичных учётных документов.




Изучаемая тема предполагает рассмотрение документов выделенных жирным шрифтом.

Первичные документы принимаются к учёту, если они составлены по формам, содержащимся в альбомах типовых форм первичной учётной документации. Приказом МСХ и продовольствия РФ от 26.07.96 г. № 215 утверждены формы ведомственных специализированных первичных документов в сельском хозяйстве, которые подлежат обязательному применению с 1 января 1998 года.

Порядок оформления документов.

Первичные учетные документы следует составлять своевременно, как правило, в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после её окончания.

Записи в первичных учётных документах разрешается производить чернилами, пастой шариковых ручек, с помощью пишущих машин и персональных ЭВМ, обеспечивающих сохранность этих записей в течение срока, установленного для их хранения. Запрещается использовать простой карандаш.

Все оформленные записи ведутся чётко, разборчиво и аккуратно, без помарок с обязательным заполнением всех требуемых реквизитов, подчистки не допускаются.

Своевременное и качественное оформление первичных учётных документов, передача их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учёте, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составляющие и подписывающие эти документы.

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальных документах исправления могут вносить лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что чётко должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы с указанием даты внесения исправлений.

Ошибки, допущенные в документах можно исправить с соблюдением определенных правил. Неправильная запись текста или суммы зачеркивается одной чертой, а над зачеркнутым, записывается правильный текст или сумма. Все внесённые исправления должны быть оговорены и подтверждены подписями лиц, участвующих в составлении данного документа.

Классификация первичных учётных документов.

       
   
Документы
 
 

 

 


 

В животноводческой отрасли ведутся следующие документы:

- Документация на поступление, перемещение и расход товарно – материальных ценностей:

1. Приемка грубых (сена, соломы), а также сочных кормов, передача их на ответственное хранение осуществляются комиссией в составе главного агронома, агронома подразделения, зоотехника, бригадира, под руководством которого производились скирдование, силосование, выполнение других работ, и лица, принимающего корма под свою ответственность. Комиссия проверяет количество скирд (стогов), траншей; качество укладки кормов; обмеряет стога «скирды», бурты, траншеи, силосные сооружения; определяет их объём, массу (по объёму и удельному весу одного кубометра корма) и качество заготовленных кормов.

На каждый вид заготовленных грубых и сочных кормов комиссия составляет «Акт приёма грубых и сочных кормов» форма № СП – 17 в 2-х экземплярах. К акту прилагаются схемы участков, с указанием расположения и номеров стогов, скирд, траншей, буртов, хранилищ.

Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, где он служит основанием для оприходования убранных, засилосованных или застогованных кормов. Второй экземпляр акта со схемой расположения стогов, скирд передается лицу принявшему корма на хранение.

Заскирдованная солома принимается комиссией и оформляется актом в том же порядке, как грубые и сочные корма.

2. Для оприходования зелёной массы с культурных, улучшенных и естественных пастбищ, скормленных скоту без предварительной уборки (путем выпаса), используют «Акт на оприходование пастбищных кормов» форма № СП – 18 и «Акт на оприходование пастбищных кормов, учтённых по укосному методу» форма № СП – 19.

Количество зелёной массы определяется комиссией с включением в её состав представителей агрономических и зоотехнических служб. Количество зелёной массы определяется по типовой методике. Выбор метода учёта использованных кормов (зоотехнический или укосный) осуществляется членами комиссии с учётом особенностей травостоя на участке.

Оформленный акт передается в бухгалтерию и служит основанием для учёта выхода кормов и включения их в затраты по содержанию поголовья животных, которым они скормлены.

Данные о скормленной скоту зелёной массы записывают в «Журнал учёта расхода кормов» и используют для определения урожайности культурных и улучшенных пастбищ. Эти данные выражаются (в переводе на сено) в центнерах.

Зеленая масса естественных пастбищ, скормленная скоту путём выпаса, фиксируется в акте без стоимостной оценки или в сумме фактических затрат.

3. Для учёта выдачи кормов на животноводческие фермы предназначена «Ведомость учёта расхода кормов» форма № СП – 20, которая выписывается в двух экземплярах зоотехнической службой или бухгалтерией на основе плана кормления животных в соответствии с утвержденным рационом. В ведомости указывается лимит кормов по видам и половозрастным группам животных, для которых они выдаются.

В конце месяца зоотехник или заведующий фермой определяет фактический расход кормов по группам животных, а при наличии остатков кормов – данные об остатках.

Показатели о расходе кормов по видам бухгалтер в установленном порядке записывает в «Журнале учёта расхода кормов»

4. Для ежедневного учёта молока на ферме используется «Журнал учета надоя молока» форма № СП – 21. Он ведётся бригадиром по каждой группе коров. Заполняется после каждой дойки с указанием количества надоенного молока, жирности, общего количества полученных жироединиц.

Журнал ведётся в одном экземпляре в течение 15 - ти дней, подписывается бригадиром и оператором машинного доения. По истечению 15 - ти дней журнал сдаётся в бухгалтерию для начисления аванса работникам.

В журнале должна содержаться информация о контрольных дойках (пометка «Контрольная дойка»), что позволяет реализовать контрольную, информационную, аналитическую функции бухгалтерского учёта.

5. Данные о количестве надоенного молока ежедневно из журнала учёта надоя молока переносят в «Ведомость движения молока» форма № СП – 23, которая является сводным документом. В ведомости отражается информация о поступлении молока и его расходовании по основным каналам: продано, передано в переработку, использовано на выпойку животным, на общественное питание и другие цели; определяется итог расхода за день, остаток на конец дня. Ведомость ведётся отдельно по каждой ферме в 2-х экземплярах.

Первый экземпляр ведомости вместе с первичными учётными документами по приходу и расходу молока передается в бухгалтерию для проверки и отражения движения молока в учётных регистрах. Второй экземпляр ведомости служит заведующему фермой или приёмщику молока основанием для оприходования и учёта расхода молока в книге (карточках) складского учёта.

6. В цехе инкубации на птицефабриках, для оформления результатов сортировки яиц, используется «Акт на сортировку яиц» форма № СП – 26. Яйца, пригодные для инкубации, сортируют по массе, толщине скорлупы, консистенции белка, пигментации белка и с учётом качественных показателей раскладывают по лоткам для закладки в инкубатор. Пищевые и не годные для инкубации яйца (насечка, бой, кровяные и др.) передают на склад. Яйца, не пригодные для инкубации и пищевых целей, в акте указывают отдельной строкой.

7. Для ежедневного учёта переработки молока и молочных продуктов на сепараторном пункте составляется «Ведомость переработки молока и молочных продуктов» форма № СП – 27 в двух экземплярах, где указывают количество, жирность, цену, сумму. Первый экземпляр ведомости с приходными и расходными документами передается в бухгалтерию, второй остаётся на пункте переработки как документ, подтверждающий факт переработки молока и получения из него продуктов переработки.

8. Для учёта процессов инкубации птиц используется «Ведомость отчёта о процессе инкубации». В отчёте по датам фиксируется закладка яиц на инкубацию, изъятие яиц при миражировании (проверке), данные о выводе цыплят (здоровых, слабых) и процент вывода.

9. Для учёта данных о движении продукции на складе – холодильнике предусмотрена «Ведомость отчёта по складу – холодильнику» форма № СП – 30.

Документация учёта процесса продажи (реализации) готовой продукции:

Произведённая за год в с/х организации продукция растениеводства, животноводства, промышленных производств и других отраслей является валовой продукцией. Ее размер характеризует выполнение производственной программы за отчётный год (период). Большая часть валовой с/х продукции реализуется в порядке выполнения договоров, включая продажу продукции государству. Часть продукции потребляется внутри с/х организации на семена, корма, оплату труда и другие цели.

Проданная продукция называется товарной, а отношение товарной продукции к валовой характеризует товарность отрасли и выражается в процентах.

Процесс реализации (продажи) ставит перед специалистами следующие задачи:

- контроля за выполнением договоров по продаже продукции;

- своевременного документального оформление первичных учётных документов;

- контроля за применением договорных цен;

- правильного заполнения счетов – фактур, книг продаж;

- объективное отражение хозяйственных операций по продаже продукции;

- выявление финансовых результатов от продажи продукции и основных средств.

10. При отправке на продажу животных, бригадир или зоотехник с участием ветеринарного врача, на каждую партию скота, птицы выписывает «Товарно – транспортную накладную (животные)» форма № СП – 32 и ветеринарное свидетельство (одно на всю партию).

11. Для учёта операций по отправке молока и молоко продукции на приёмные пункты применяется «Товарно – транспортная накладная (молсырье)» форма № СП – 33. Перед отправкой молочной продукции её взвешивают, определяют жирность, кислотность, температуру и другие качественные показатели.

На приёмном пункте продукцию принимают в присутствии представителя поставщика. Результаты приёмки фиксируют в накладной, которую подписывают приемщик и лаборант. Один экземпляр накладной через шофёра, сдавшего продукцию, возвращают организации, второй остаётся на приёмном пункте.

При расхождении массы и качественных параметров молока и молочных продуктов производят контрольную пробу для повторного анализа в присутствии представителя организации.

12. При отправке на приёмный пункт молока, принятого от граждан, выписываются «Товарно – транспортные накладные (молсырье)» форма № СП – 33 с их отдельной нумерацией для обеспечения правильности расчётов с гражданами – сдатчиками молока.

13. При реализации яиц и др. продукции применяется «Товарно – транспортная накладная формы Т-1, т.е. типовая, а не отраслевая.

При продаже с/х продукции за наличный расчёт составляются следующие первичные документы:

14. «Акт о приёмке продукции для реализации (продажи)» форма № СП – 36 предназначен для оформления операций по передаче продукции для продажи за наличный расчёт в стационарных торговых точках организации (магазины, ларьки, палатки и др.).

15. «Отчёт о реализации (продажи) продукции» форма № СП –37 предназначен в качестве отчёта стационарной торговой точки о продаже продукции, торговой выручке и ее использовании.

16. «Отчёт о продаже с/х продукции» форма № СП - 38 составляется при разовой продаже продукции на рынке и в других местах торговли (продажа молока из цистерн, овощей, картофеля, бахчевых с автомашин и прицепов и т.п.), т. е. не по объектам стационарной торговли, а при разовых продажах с выездом на рынок, ярмарку и т.д.

 

Документация по учёту животных на выращивании и откорме:

Каждая хозяйственная операция по поступлению, перемещению, взвешиванию и выбытию должна быть оформлена соответствующим бухгалтерским документом.

17. На полученный приплод составляется в двух экземплярах «Акт на оприходование приплода животных» форма № СП-39. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, другой остаётся на ферме. Акт составляется бригадиром с участием ветврача и животновода.

18. «Акт на оприходование приплода зверей» форма № СП – 42 применяется для учёта приплода зверей и кроликов (отдельно для каждого вида и породы). Акт составляется бригадиром. Записи в акте производятся по мере получения приплода и заканчиваются после окончания щенения (окрола), но не позднее последнего дня отчётного месяца. На следующий месяц, в этом случае, открывается новый акт.

В акте указывается количество щенков (живых и мёртвых) в каждом гнезде. В бухгалтерском учёте приходуются только живые щенки (крольчата).

При значительном количестве актов можно составлять сводный акт.

Данные актов используются для зоотехнического учёта, отражения полученного приплода в «Книге учёта движения животных и птицы» и начисления оплаты труда работникам фермы.

Акты представляются в бухгалтерию вместе с отчётами о движении скота и птицы на ферме (форма СП – 51).

Важным значением, для обеспечения контроля за своевременным оприходованием приплода, является соблюдение сроков составления актов на оприходование приплода животных. В соответствии с действующим положением акты составляются: в день появления на свет телят, ягнят, козлят, поросят; на следующий день после рождения крольчат; в суточном возрасте жеребят, верблюжат; один раз в год на 31 мая – северных оленят; на последнее число месяца – детёнышей зверей.

В течение года в процессе содержания животных на выращивании и откорме наблюдается движение поголовья из одной возрастной группы в другую. К примеру, телок переводят из группы до двух лет в группу нетелей, из группы нетелей в группу коров, из группы коров основного стада в группу откорма и другие перемещения. Для обеспечения своевременного перевода животных из одной возрастной группы в другую, его необходимо осуществлять в строго установленные сроки. В соответствии с действующим положением, телок старше 2-х лет (нетелей) переводят в группу коров в день отёла; племенных бычков старше года в группу быков-производителей в возрасте 18 месяцев; проверяемых свиноматок в группу основных после отъёма поросят первого опороса, свинок в группу проверяемых в девяти месячном возрасте с живой массой не менее 100 кг.

Молодняк птицы яйценоских пород переводят во взрослое поголовье в возрасте 150 дней, мясных пород -–180 дней, гусей – 240 дней, уток – 180 дней, индеек – 240 дней.

Перевод зверей в звероводческих хозяйствах происходит до 31 декабря.

19. Перевод животных из одной учётной возрастной группы в другую оформляется «Актом на перевод животных из группы в группу» форма №СП-47.

Он составляется в день совершения операции.

20. При продаже племенного скота организациям выписывают счёт- фактуру и «Племенное свидетельство» на каждую голову.

21. На павших животных по болезни, недокорму и по другим причинам, на вынужденно прирезанный скот и забитое поголовье на мясо продукцию составляется «Акт на выбытие животных и птицы (забой, прирезка, падёж)» форма № СП – 54. Применяется для учёта животных, птицы в случаях их падежа, вынужденной прирезки, а также забоя животных всех учётных групп (молодняк животных, животные на откорме, птица, животные основного стада). Выбраковка животных из основного стада для постановки на откорм и дальнейшей реализации, т.е. без забоя в организации оформляется «Актами выбраковки животных из основного стада» форма № 57.

Акт на выбытие животных составляется комиссией, в которую входят: бригадир, зоотехник, ветврач и работник, ответственный за содержание данного животного.

При выбытии животных вследствие падежа и вынужденной прирезки в акте указывается причина выбытия и диагноз. Акт составления в день падежа (прирезки) и немедленно передается на рассмотрение администрации организации. В случае падежа или гибели животных и птицы по вине отдельных работников стоимость этих животных и птицы записывается на счёт виновного работника с до оценкой до рыночной цены и взыскивается с него в установленном порядке.

21 а. «Учетный лист убоя и падежа животных» форма № СП – 55 применяется для использования в специализированных свиноводческих комплексах.

22. Продукция забоя (падежа) животных (мясо, шкуры) сдаётся на склад организации по Накладной, которая с подписью кладовщика, принявшего продукцию, прилагается к акту на выбытие животных и птицы.

Использование продукции допускается лишь строго на те цели, которые указываются в акте.

23. «Производственный отчёт по переработке птицы и выходу продукции» форма № СП – 56 применяется в специализированных птицеводческих организациях для обобщения данных о переработке птицы.

24. Увеличение веса животных принято называть приростом живой массы, а их живой вес – живой массой. Для определения количества центнеров прироста живой массы и её стоимости, животных периодически взвешивают, результаты которых получают отражение в «Ведомости взвешивания животных» форма № СП-43. В ведомости по взвешиваемому поголовью указывают массу на дату взвешивания, на дату предыдущего взвешивания и разница составит прирост живой массы, либо отвес. Ведомость подписывает зоотехник, бригадир и работник, за которым закреплён скот.

Общие итоги ведомости о массе по соответствующим группам животных записывают в Книгу учёта движения животных и птицы (форма № 34), а также используют для составления «Расчёта определения прироста живой массы» (форма № СП-44).

Молодняк и взрослое поголовье на откорме крупного рогатого скота и свиней подлежит взвешиванию ежемесячно. Взвешивание также необходимо производить во всех случаях поступления животных в данную учётную группу в день поступления. Не взвешивают молодняк лошадей, кроликов, зверей, молодняк оленей. По перечисленным животным определяется не прирост живой массы, а расчётный прирост в стоимостном выражении. Себестоимость определяется по количеству кормодней и стоимости 1 кормодня или по стоимости прироста одной головы и количества голов делового прироста.

25. «Расчёт определения прироста живой массы животных» форма № СП – 44 я вляется завершением ведомости взвешивания животных (форма № СП – 43). Для расчёта прироста живой массы к массе животных на конец отчётного периода прибавляют массу выбывшего поголовья (включая павшего) и вычитают массу поголовья на начало отчётного периода и поступившего за отчётный период. Итог расчёта представляет собой валовой прирост живой массы, т.е. без вычета массы павших животных. Расчёт ведёт бригадир ежемесячно по ферме и учётным группам на основании ведомостей взвешивания и документов на поступление и выбытие животных. Расчёт передается в бухгалтерию и служит основанием для оприходования полученного привеса и начисления заработной платы работникам животноводства.

26. Для учёта наличия и движения животных по группам на ферме ведётся «Книга учёта движения животных и птицы» (форма 34). На каждую учётную группу в книге открывается своя страница. Записи ведёт заведующий фермой (бригадир) на основании первичных документов.

По истечении месяца в книге подсчитывают итоги по каждой графе поступления (прихода), выбытия и остаток на конец отчётного периода.

27. На основании записей книги по истечении отчётного периода составляется «Отчет о движении скота и птицы на ферме» форма № СП – 51. В отчёте по каждой возрастной группе показывают: наличие на начало месяца, приход за месяц, выбытие (расход) и остаток на конец месяца по количеству голов и живой массе. Отчёт составляется в 2-х экземплярах, один из которых сдаётся в бухгалтерию с приложением всех первичных документов о движении животных.

Данные отчёта по основным показателям сверяются с другими документами: количество кормодней должно соответствовать данным ведомости учёта расхода кормов (форма № СП – 20), а количество прироста живой массы данным расчёта определения прироста (форма № СП – 44).

28. На птицефабриках используют специализированные бухгалтерские документы по движению птицы:

- «Акт на вывод и сортировку суточного молодняка птицы» форма № СП – 41.

- «Карточка учёта движения молодняка птицы» форма № СП – 52.

- «Карточка учёта движения взрослой птицы» форма № СП – 53.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: