Правила приоритетов при выполнении заказов
При прохождении заказов через звенья логистической цепи возникает вопрос, в какой последовательности обрабатываются поступающие заказы каждым звеном. Этот вопрос решается посредством приоритетных правил.
Приоритетное правило — это некоторое выражение, которое позволяет каждой заявке (заказу) поставить в соответствие количественную величину, называемую приоритетном.
Используются следующие приоритетные правила:
1. элементарные (простые) — для назначения приоритета заявки используют одну ее характеристику.
• FIFO (first in first out): "первый пришел — первый ушел", т. е.заявки обслуживаются в порядке поступления в систему;
• LIFO (last in first out): "последний пришел — первый ушел", первой обслуживается заявка, которая поступила в систему последней. Данное правило часто используется в системах складирования. Это объясняется тем, что иногда материалы
можно достать только сверху, т. е. доступны материалы, поступившие на склад последними;
• DDATE: правило плановых сроков, первой выбирается заявка, у которой плановое время изготовления наименьшее, т. е.которая должна быть готова раньше всех;
• SPT: правило кратчайшей операции, первой обслуживается заявка, имеющая минимальную длительность обслуживания заявки;
• MST: минимальный резерв времени, первой обслуживается заявка с минимальным резервным временем.
Резервное время — это разность между сроком выполнения заказа и временем выполнения этого заказа без учета времени ожидания обслуживания;
• RANDOM: порядок обслуживания может быть случайным, случайная величина выбирается по равномерному закону, т. е. заявки выбираются с равной вероятностью;
|
2. комбинированные (сложные) — для назначения приоритета заявки используют несколько ее характеристик с некоторыми коэффиииентами:
• аддитивные — при формировании формулы для вычисления приоритета используются операции умножения;
• мультипликативные — при формировании формулы для вычисления приоритета используется операция возведения в степень;
• альтернативные.
Тянущие» системы управления материальными потоками
"Тянущая" система - это такая организации производства, при которой детали и полуфабрикаты подаются на следующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости, а поэтому жесткий график отсутствует. Размещение заказов на пополнение запасов материальных ресурсов или готовой продукции происходит, когда их количество достигает критического уровня (рис. I1).
Система предполагает сокращение разницы между временем поступления материалов на очередную стадию производства, минуя стадии промежуточного складирования, и времени их потребления.
Цели "тянущей " систем ы следующие:
- предотвращение распространения возрастающего колебания спроса или объема продукции от последующего процесса к предшествующему;
- сведение к минимуму колебании размера запаса деталей между операциями для упрощения управления материальными запасами;
- повышение уровня цехового управления путем децентрализации управления.
"Тянущая" система предусматривает сохранение определенного уровня материального запаса на каждом этапе производства. Для практической реализации системы необходимо установить момент возобновления заказа и стандартный размер партии заказываемых деталей.
|
"Тянущая" система организации производства предполагает;.
• ориентацию производства на изменение спроса, т. е. осуществление концепции "гибкого" производства;
• использование универсального оборудования, которое размещено по линейному или кольцевому принципу;
• использование высококвалифицированных рабочих -многостаночников;
• децентрализованное оперативное управление производством;
• начало планирования со стадии сборки;
• минимум операционного задела; практическое отсутствие запасов
готовой продукции.
Рис. 1. "Тянущая" система управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственной логистической системы
Пример механизма функционирования тянущей системы управления материальными потоками. Предприятие получило заказ на изготовление 10 ед. изделий. Этот заказ система управления передает в цех сборки. Цех сборки для выполнения заказа запрашивает 10 деталей из цеха № 1. Передав из своего запаса 10 деталей, цех № 1 с целью восполнения запаса заказывает у цеха № 2 10 заготовок. В свою очередь цех № 2, передав 10 заготовок, заказывает на складе сырья материалы для изготовления такого же количества заготовок также с целью восстановления запаса. Таким образом, материальный поток "вытягивается" с каждым последующим звеном.