Понятия интонации и просодии и их соотношение как лингвистического и акустико-физиологического явления.




ЛЕКЦИЯ 11.

ИНТОНАЦИЯ И ПРОСОДИЯ.

  1. Понятия интонации и просодии и их соотношение как лингвистического и акустико-физиологического явления.
  2. Компоненты интонации: мелодика, громкость, темп, качество голоса, пауза.
  3. Методы записи интонации.
  4. Функции просодии.
  5. Функции интонации

Рассмотрев систему сегментных единиц (фонем), слоговую структуру и акцентную структуру английских слов, мы можем приступить к изучению темы, которая представляет для нас как теоретический, так и практический интерес – интонации. Нашими целями будут:

  • выведение краткого, простого, и в то же время адекватного определения интонации;
  • описание основных структурных компонентов интонационной модели;
  • поиск методов транскрибирования интонации, т.е. способов её записи;
  • исследование функций интонации в различных единицах текста, особенно в тех случаях, когда она устраняет грамматическую или лексическую двусмысленность.

 

Понятия интонации и просодии и их соотношение как лингвистического и акустико-физиологического явления.

 

В настоящее время понятие «просодия» получило широкое распространение и различное толкование. Не вдаваясь в историю возникновения и развития этого термина, а также нюансы его понимания, отметим, что существуют 2 чётко выраженные и диаметрально противоположные точки зрения в понимании явления, которое называют просодией.

Одна из них разграничивает понятия просодии и интонации и относит их к разным речевым сегментам: под просодией понимают «такое наблюдаемое в устной речи явление языка, которое служит для различения слогов и определения их сочетания в фонетическом слове ». Под интонацией же понимается такое наблюдаемое в устной речи явление языка, посредством которого смысловое содержание предложения, выраженные в нём предикативные отношения, коммуникативное значение и модальнось, а также лексический состав и синтаксический строй получают своё конкретное выражение, определяясь характером реальной или воображаемой ситуации общения посредством языка или контекстом. Интонация служит также одним из средств различения стилистических особенностей речи и отличает орфоэпически правильную речь на данном языке»

Что касается компонентов интонации, то в этой области ведутся споры, что следует включать в понятие «интонация». Широкое (многокомпонентное) понимание интонации характерно для русской лингвистической школы в отличие от западной (особенно американской и британской), для которой типично отождествление понятия интонации с мелодикой.

Из сказанного следует, что изложенная выше точка зрения на интонацию и просодию предполагает четкое разграничение этих понятий и отнесение их к разным речевым сегментам: просодии – к слогу, интонации – к фразе.

Вторая точка зрения на просодию во многом смыкается с пониманием интонации как многокомпонентного единства. В понятие просодии включаются такие компоненты, как мелодия, ударение, тон (словесный), ритм, пауза, темп, тембр, долготные характеристики – практически все те, которые рассматриваются в системе интонации. Сторонники широкого толкования понятия «просодия» чётко противопоставляют сегментный и супрасегментный (просодический) уровни.

Т.о., под просодией понимается система супрасегментных средств, в которой можно выделить ряд единиц. Обычно эти единицы называют компонентами просодии. Каждый компонент, в свою очередь, представляет собой сложное системное образование, единицы которого взаимодействуют не только в рамках своей системы, но и с единицами других просодических систем.

Во избежание терминологической омонимии начиная с 70 гг. в обиход ввели ТЕ «просодика » для разграничения областей применения: просодика относится только к слогу, а просодия соотносится со всеми сегментными единицами (слог, фраза, синтагма, фраза, фоноабзац, текст).

Помимо этих 2 точек зрения на интонацию и просодию как понятия синонимичные (№2) и понятия с отличающейся по масштабу сферой применения (№1), существует еще и третья точка зрения, которая различает эти понятия с фонологической точки зрения. В этом смысле просодия противопоставляется интонации, поскольку объединяет супрасегментные характеристики речи на уровне восприятия (высота тона, громкость, длительность) и на физическом уровне (частота основного тона, интенсивность, время), а интонация употребляется для обозначения функциональных категорий.

Наука, изучающая единицы просодии называется просодемика, а сами единицы – просодемами (по аналогии с фонемами). В рамках просодемики можно выделить такие направления как акцентологию, тонологию и др. Соответственно, в понятие просодемы объединили интонему, тонему, стронему, хронему (хотя в употреблении остались только первые 2 термина). Сложность выделения просодем состоит в том, что материально они часто эквивалентны одному признаку (а фонема – всегда комплекс признаков).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: