Глава 2. Исследовательская работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства




Выявление уровня эстетической воспитанности старших дошкольников

Исследование проводилось на базе МДОУ № 32 города Соликамска. В нем приняли участие дети старшего дошкольного возраста, в количестве 12 человек. В данной подготовительной группе дети проявляют интерес и активность к занятиям по изобразительному искусству. Они предпочитают рисовать карандашом и красками, но навыки работы в нетрадиционных техниках рисования отсутствуют.

Исследование было проведено в виде занятия по рисованию с использованием мультимедийных технологий - презентация «Узоры на крыльях». (Приложение 1)

Тема занятия: «Узоры на крыльях».

Цель занятия: выявление уровня художественно-творческих способностей старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

В начале занятия была проведена беседа о бабочках, показана презентация, на которых изображены различные бабочки, было рассказано как из личинка рождается бабочка. В ходе беседы выяснилось знание детьми основ цветоведения, их способность к цветовосприятию.

После беседы дети перешли к самостоятельной деятельности. На заготовке (крылья бабочки) выполненной из белой бумаги они выполнили набросок рисунка (узоры) простым карандашом на заданную тему. Затем раскрасили рисунок акварелью. Для достижения более успешного результата работы использовались такие средства, как указания, напоминание, поощрение.

Для подведения итогов работы была устроена выставка, которую могли оценить не только дети, но и родители. Данная выставка помогла проанализировать уровень художественно-творческих способностей старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

Выставка детских рисунков на тему «Узоры на крыльях» показала, что большая часть детей справилась с работой, несмотря на сложность выполнения различных узоров. В ходе занятия каждый ребенок стремился создать свой художественный образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но цель не у всех была достигнута в связи с тем, что некоторые дети не умеют правильно наносить фон. Поэтому рисунки у них получились небрежными. Итог исследования подведен в виде таблицы.

Имя ребенка Увлечен. темой и техникой Способн. созд. худ. образ Способн. к цвето- воспр. Способн. рацион. применять техники Владение техникой изображен. Знание основ цветовед.
1. Дарина Т.            
2. Толя З.            
3. Лера Б.            
4. Степа Н.            
5. Лера А.            
6. Яша Ш.            
7. Саша С.            
  Карина М.            
9. Даша М.            
10. Тимоша Б.            
11. Вадик Ю.            
12. Дима С.            

 

Условные обозначения:

1 - низкий уровень;

2 - средний уровень;

3 - высокий уровень

По данной таблице видно, что увлеченность темой и использованием мультимедийных технологий у детей развита на высоком уровне, способность создавать художественный образ отсутствует у половины группы, так же как и знание основ цветоведения; способность к цветовосприятию и рациональному применению техник у детей развита на среднем уровне, за исключением таких, как у Яши Ш., Тимоши Б., Вадика Ю., Димы С., у которых наиболее высокий уровень развития способностей.

Положительным в занятии было то, что большая часть детей была заинтересована предложенной темой и справилась с поставленной целью.

Отрицательным в занятии было недостаточность внимания детей при объяснении и показе, а также невысокий уровень развития художественно-творческих способностей детей.

По итогам нашего занятия можно сделать вывод, что старшие дошкольники заинтересовались нетрадиционной техникой рисования использование мультимедийных технологий, развивающей творческие способности ребенка.

 

 

2.2.

Заключение

 

Компьютер – мощное средство обучения и саморазвития малыша!

Использование компьютера при обучении снимает такой отрицательный фактор, как ответобоязнь. Компьютерная программа, как правило, подводит обучающегося либо к самостоятельному решению поставленной задачи, либо наглядно демонстрирует ее решение, избегая при этом различных нравоучений и порицаний, нередко свойственных преподавателям.

Компьютер выступает при этом самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любое задание, что добиться правильного ответа и, в конечном итоге, автоматизации отрабатываемого навыка. Компьютер дает возможность ребенку как бы погрузиться в учебную среду, помогая ему ориентироваться в ней, отыскивать свой путь познания. При этом организация обучения должна быть достаточно гибкой, учитывающей психологические особенности ребенка.

Обобщая весь материал можно сделать следующие выводы:

1. Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.

2. Компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

3. Рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

4. Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

В результате работы проведен анализ литературы по теме исследования; охарактеризованы особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста; выделены средства изобразительного искусства, способствующие эстетическому воспитанию; исследована эффективность работы по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

 

Литература

1.Афанасьева О. В. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе. – www. pedsovet.org

2.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 1999. – 344с.

3.Губайдуллин И. А. Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения. – www.it-n.ru

4.Драхлер А.Б. К вопросу о презентациях. – www.it-n.ru

5.Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005. 6.Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. – www.festival.1september.ru 7. Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Д.Педагогический словарь: для студ. Высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-176 с. 35. 8.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2008. 9.Кудрявцев В.Т. Науки о детстве и современные образования. – М.,2005 10.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М., 2008 11. Новоселова С.А. Развитие мышления в раннем возрасте. – М.: Педагогика. 1999. – С 45–78. 12. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982. 13. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. /Преподавание истории в школе. №8 2007. 14. Чернов А.И. Концепция и методика. www. lesson-history.narod.ru 15. Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. - М., 2009. - Вып. 6. 16. Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS Power Point 2009. – Журнал «Вопросы Интернет - образования», № 44

 

 

Приложение

Методика проведения занятия изобразительному искусству

Тема урока: «Узоры на крыльях»

 

Пабаруева Маргарита

Воспитатель - учитель изобразительного искусства

ДОУ №32 г. Соликамска

 

Цели: познакомить с различными узорами на крыльях бабочек; учиться видеть красоту в природе; развивать творческое воображение, эстетический вкус.

Оборудование: гуашь, кисти, учебник «Искусство и ты»; презентации: «Узоры на крыльях».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети входят в кабинет информатики.

- Скажите, пожалуйста, куда мы с вами пришли? Правильно. Давайте вспомним правила поведения в кабинете информатики.

Дети рассказывают о правилах поведения в кабинете информатики.

НЕЛЬЗЯ:

1. Входить в кабинет в мокрой одежде с грязными руками.

2. Вносить в кабинет посторонние предметы.

3. Передвигаться по кабинету во вре­мя занятия.

4. Трогать провода, розетки, экран.

5. Включать компьютер без разреше­ния педагога.

6. Сидеть от экрана на расстоянии ме­нее 50-60 см.

- Я рада, что вы все хорошо зна­ете правила поведения в кабинете инфор­матики. Сегодня нас ожидает много инте­ресного и неожиданного.

Звучит необычная, таинственная музыка, включаем презентацию.

Презентация «Узоры на крыльях».

II. Сообщение темы и цели урока.

- Отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего урока:

Спал цветок

И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

- О ком идет речь в загадке?

- Правильно, это бабочка.

- Сегодня на уроке вы узнаете о многообразии бабочек, рассмотрите узоры на крыльях и сами нарисуете узор на ее крыльях.

III. Введение в тему урока. Урок начинается с рассматривания бабочек.

- В природе существует огромное количество бабочек. Они все разные и не похожи друг на друга. В этом вы сейчас убедитесь сами.

- А как же развивается бабочка, как она появляется на свет?

В течение жизни бабочки, как и все насекомые не раз меняют форму. Этот процесс называется метаморфозом, или превращением. Вначале из яйца вылупляется гусеница.

Гусеница неоднократно линяет и затем превращается в куколку, обматываясь тонкими нитями, из которых образуется плотный кокон. Кокон лопается, из него вылетает бабочка.

-Давайте внимательно рассмотрим бабочек.

Бабочка павлиний глаз встречается в Европе и Японии. Этих бабочек осталось очень мало, они нуждаются в охране. Как они выглядят?

Обратите внимание на формы крыльев и рисунок на них. Можно назвать его узором? Почему? Что вы заметили? (круги, похожие на глаза.)

- На прошлом уроке мы рассматривали перья павлина. Похожи ли эти узоры? Что общего в узорах на перьях павлина и крылышках бабочек?

- Эта бабочка называется махаон. Живет во многих местах в Евразии, Африки, Японии. Очень красивая бабочка с изящной формой крыльев. Посчитайте, сколько различных цветов присутствует в ее окраске. Из чего состоит узор на крыльях? (из кругов, волнистых линий, пятен.)

- Опишите узоры на других крыльях бабочек (лимонница, капустница, крапивница). Работа по учебнику.

- Откройте стр. 50 учебника. Рассмотрите Бабочек. Что можете сказать «об одежде» бабочек? (нарядная, красивая)

- Сколько крыльев у каждой бабочки? (четыре, два крыла впереди и два поменьше сзади.)

- Узор какой бабочки вам понравился больше всего? Почему?

Физкультминутка

Упражнение «Бабочка»

Попробуйте изобразить бабочку движениями, мимикой. Покажите, какая она легкая, воздушная, как она порхает.

Выполнение упражнений:

1. Сидя за партой, опустите голову вниз, руки на коленях, спину расслабить;

2. Руки через стороны вверх – вниз;

3. Исходное положение – выдох;

4. Плавное движение руками вверх, посмотреть на пальцы;

5. Опустить руки вниз;

6. Выполнять маховые движения руками, кружение.

IV. Педагогический рисунок.

- Придумай узор для своей бабочки. Я придумала вот такой. Нарисую различные овалы, кружки неправильной формы сразу красками без карандаша.

Когда краска высохнет, то я смогу украсить свой рисунок, дополнив его деталями – точками, линейными разводами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: