Специфика организации и осуществления изобразительной деятельности дошкольников




Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продолжает развиваться в дошкольном возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. С развитием деятельности растет, развивается, изменяется сам ребенок.

Что важно видеть, помнить в детской изобразительной деятельности?

Во – первых, какие мотивы ее побуждают, закономерности их становления и развития, постепенное становление целенаправленной деятельности.

Во – вторых, какие действия составляют эту деятельность, как они появляются, развиваются, соотносятся между собой.

В – третьих каков возможный результат этой деятельности в дошкольном возрасте, его смысл и значение для развития ребенка.

Иными словами, важно рассмотреть, как постепенно изменяется эта деятельность в сочетании всех ее структурных компонентов. Каковы движущие силы ее развития? Какие объективные возможности развития ребенка складываются в ее условиях? Как взрослые, педагоги, родители могут использовать эти возможности и влиять на развитие ребенка?

Анализ детской изобразительной деятельности по всем этим параметрам следует проводить с учетом специфики того или возрастного периода. В частности, с учетом ведущего типа отношения ребенка к миру [2, с. 36].

Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.

Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей к другим видам деятельности, содержание, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе. Однако они не являются бесспорными уже потому, что различны или по своей сущности, или по объему, или по структуре. Имеющиеся данные по этой проблеме можно проанализировать, опираясь на общепринятый в теории способностей подход к определению их содержания – исходя из специфики деятельности. Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфики способностей к данному виду деятельности. Процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведения [12, с. 36]. Первую часть деятельности называют ориентировочной, а вторую – исполнительной (Л.А. Венгер, Н.П. Саккулина). Разные по характеру, они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности, т.е. способностей. Рассмотрим, как исследователи учитывают особенности изобразительной деятельности при выделении содержания и структуры этого вида способностей. В.И. Киреенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно: - способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться;

- способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений; - способность оценивать пропорции; - способность оценивать степень приближения данного цвета к белому; - способность оценивать перспективные сокращения [2, с. 38].

Целая серия экспериментов, проведенных В.И. Киреенко, направлена на выявление качественных различий этих сторон зрительного восприятия у школьников и учащихся средних художественных школ, преподавателей, имеющих специальное художественное образование, а также взрослых и нерисующих детей. Эти эксперименты дают любопытные ответы на вопросы о количественных и качественных особенностях зрительного восприятия у рисующих и нерисующих, у взрослых и детей, то есть ответы на вопросы о мере выраженности способности к изобразительной деятельности в зависимости от ряда факторов. Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ. Таким образом, автором выделена, хотя и важная, но далеко не исчерпывающая специфики деятельности группа способностей. Своеобразный подход к выделению содержания способностей в изобразительной деятельности предполагает А.Г. Ковалев. Он говорит не о способностях, а о способности к изодеятельности, которая имеет свою структуру. В ней есть первый компонент – ведущее свойство и два опорных. Структуру способности он выделяет исходя из преимущественного проявления в деятельности тех или иных свойств психики: ведущее свойство – художественное воображение, без которого невозможны развитие и воплощение замысла; опорное свойство – острая зрительная чувственность (чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии). Второй компонент – специальная умелость руки, высокое развитие моторной функции с обобщенными умениями, закрепившимися в системах движений. Кроме этого выделяется фон способности – эмоциональная настроенность, легко возникающая благодаря наличию у художника высокой эмоциональной чувствительности. Исходя их отмеченных выше особенностей изобразительной деятельности, можно сказать, что выделенные А.Г. Ковалевым способности в большей степени отражают существо деятельности, ее сенсорный и одновременно творческий характер. Эти способности проявляются и в ориентировочной и в исполнительской деятельности. Очень важно выделение специальной умелости руки как одного из компонентов способности. Это согласуется и с существующим в общей теории способностей положением о соотношении способностей с умениями и навыками. Весьма ценна для понимания проблемы выделенная А.Г. Ковалевым структура способностей. Он отмечает, что ведущие и опорные свойства способности могут меняться местами в зависимости от уровня развития способностей. Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Саккулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. В 1959 году вышла одна из интереснейших работ Н.П. Саккулиной по проблеме способностей к изобразительной деятельности «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием». Анализируя разные общественные функции рисунка и определяя среди всех две главные – изобразительную и выразительную, Н.П. Саккулина соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению. Способность к изображению состоит из трех компонентов: 1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму – в то же время расчленено (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину). 2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве). Без овладения этими графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать. 3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Однако, Н.П. Саккулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным – графическим. Из трех компонентов развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы – владение мелкими дифференцированными движениями рук (кисть руки, пальцы), отмечает Н.П.Саккулина. В этой же работе Н.П. Саккулина выделяет показатель уровня развития способности к изображению – степень реальности изображения и делает выводы о возможностях создания реалистического изображения ребенком, дошкольником. Она подчеркивает, что способность к изображению в дошкольном возрасте не может развиваться в полной мере, и детский рисунок следует только приближать к возможно большей правдивости и полноте отражения реальной действительности. По отношению к детскому рисунку можно говорить о тенденциях реализма. Н.П. Саккулина отмечает, что способность к изображению обуславливает создание любого рисунка с различными целевыми установками. Затем она рассматривает те качества, которые необходимы для создания художественного рисунка, то есть способность к художественному выражению. Она предполагает и другой термин – «способность к образному выражению», которую она относит к разряду художественно-творческих способностей. Однако, четкого выделения компонентов этой способности Н.П. Саккулина не дает. Из рассуждений автора о возможной выразительности детского рисунка можно выделить некоторые качества (свойства), составляющие способность к образному выражению: 1. Эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. не просто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но и эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него. Способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п. А это, как отмечает Н.П. Саккулина, ступень более высокая, чем выполнение графического изображения. Явно, что в этом свойстве проявляются личностные моменты (ценностные ориентиры, мотивы личности) [12, С. 45]. 2. Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувство, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно-выразительного образа. Н.П. Саккулина, по существу, выделяет такие свойства, как активность воображения, образного мышления, чувств, восприятия. Необходимое условие этой активности – наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков. В данном случае речь идет о творческой способности, которая проявляется в действиях по актуализации имеющегося опыта, экспериментировании (поисковых действиях), видении проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативном мышлении, воображении), актуализации неосознанного опыта [12, С. 49]. Таким образом, способность к образному выражению предполагает наличие способности к изображению со всеми ее компонентами. При этом в отборе и переработке впечатлений проявляются эстетическая оценка явления, активность всех психических процессов. Способность к выражению особенно ярко проявляется и формируется при направленности ребенка на создание нового, оригинального образа.

Главная цель художественного образования - формулирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

На занятиях по изобразительной деятельности дети овладевают знаниями элементарных основ реалистического рисунка:

- формируются навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению;

- знакомятся с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства.

Ребята овладевают различными техниками и приёмами рисования, открывают для себя разнообразный и увлекательный мир изобразительного искусства. Система занятий по художественному образованию детей включает очень важные моменты: развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству.

Занятия по изобразительной деятельности вызывают у детей большой интерес и желание творчески выражать свой внутренний мир.

Дети учатся ориентироваться в величине, форме, цвете окружающего их такого огромного, разнообразного окружающего их мира и передавать своё восприятие через рисунки, поделки из природного материала, художественные композиции.

Мы привыкли, что рисование – это обычные темы: «цветок», «солнышко», «мишка» и так далее. Всегда умиляемся, когда у малыша получается тот или иной образ, который нам привычен, знаком и не вызывает вопросов что изображено. Но! Дети видят мир по-своему, так как нет ещё жизненного опыта, и этот опыт им надо приобрести.

Техники изображения бывают разные: монотипия, кляксография, граттаж, печатание, водяная печать, изонить, рисование пальчиками, оттиск и другие. Ребёнок в три года может освоить эти техники. Это даёт. Во - первых, интерес к изобразительной деятельности, во-вторых, знакомство с разными техниками изображения на бумаге, а значит, и с множеством материалов по рисованию.

Граттаж, например, выполняется с воском или парафином, гуашью и мылом. Это длительная по времени работа с рисунком, так как выполняется послойно. То есть, сначала один слой – наносится пятно из цвета или несколько цветов, которые нравятся ребёнку, затем «прячут» цвет, натирая лист воском, парафином. Третий слой – с помощью мыла замазывается всё тёмным цветом и, наконец-то, делается изображение, но процарапыванием рисунка пером или спицей. Вы думаете, ребёнку будет скучно? Отнюдь! В кляксографии дуют, или «катают» тушь, акварель, гуашь. На лист бумаги, например, капают тушь. Ребёнку дают трубочку и показывают, как надо дуть, чтобы тушь растекалась по листку. Есть и другой способ – «катать» тушь, аккуратно поднимая и опуская бумагу. Получаются удивительные изображения!

Можно пофантазировать: что это? а может быть выйдет уже готовый образ? Водяная печать – это совсем волшебство. Только представьте: нет рисунка, окунули в воду, и рисунок проявился… Ваше чадо, как истинный художник, постепенно, шаг за шагом освоит техники изобразительной деятельности. И тогда, уже, имея навыки нетрадиционного рисования, будет пробовать то самое «солнышко», но через граттаж или кляксографию, монотипию. Представляете, какое разное изображение солнца, мишки, цветка! Рисунок, играя с красками или графическим материалом!

У ребенка развивается воображение, цветовидение (понимание как сочетаются цвета друг с другом), мелкая моторика (пальчики), рука готовится к письму. Понимая, в какой технике выполнен рисунок, ребёнку будет интересно на выставке рассматривать картины или иллюстрации в книге! В школе начнёт рисовать на весь альбомный лист, не испытывая страха перед пространством листа. Навыки владения кистью пригодятся на всю жизнь – это не только в письме, но и сосредоточенность, аккуратность, волевые качества. И не обязательно, чтобы Ваш малыш стал художником. Пусть будет художником по жизни - гибким, способным быстро реагировать на изменение ситуации, иметь богатое воображение, творчески решать вопросы. Этому поспособствуют изотехники! [8, с. 19].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: