Рабочая программа дисциплины
«Культурное пространство Сибирского региона»
Направление подготовки
41.04.02 – Регионоведение России
Профиль подготовки
«Сибирь: ресурсы и современные практики развития региона
(Russian Studies: Siberia)»
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
очная
Томск-2016
Код и наименование дисциплины
В. 1.4. Культурное пространство Сибирского региона
2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры относится к числу обязательных дисциплин вариативной части ООП.
Год/годы и семестр/семестры обучения.
1 год обучения 1 семестр.
Входные требования для освоения дисциплины (модуля), предварительные условия (если есть).
Условием освоения учебной дисциплины «Культурное пространство Сибирского региона» являются знание основных обществоведческих терминов, понимание ключевых закономерностей всемирной и российской истории, истории Сибири, владение основами системного анализа и практическими навыками сбора, обработки и представления информации.
5. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единиц, 72 часа, из которых 24 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (6 часов – занятия лекционного типа, 18 часов – занятия семинарского типа), 48 часов составляет самостоятельная работа обучающегося.
6. Формат обучения очная.Дисциплина «Культурное пространство Сибирского региона», помимо традиционной формы работы (лекции, семинарские занятия), предусматривает использование интерактивных образовательных технологий: применение средств аудио - и видеодемонстрации материалов, проведение практических занятий в форме дискуссий и мини-конференций на заданную тему; анализ студентами текстового и визуального материала по тематике дисциплины (в т.ч. в сети Интернет); работу обучающихся в малых проектных группах.
7. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Формируемые компетенции (код компетенции, уровень (этап) освоения) | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) |
Способность учитывать в практической и исследовательской деятельности этнокультурные, этноконфессиональные и этнопсихологические параметры, определяющие менталитет населения Российской Федерации и различных регионов мира (ОПК-5) – I уровень. | (ОПК-5) –I: обучающийся будет способен демонстрировать знание этнокультурных, этноконфессиональных и этнопсихологических особенностей, определяющих менталитет населения Российской Федерации и различных регионов мира. |
Способность представить особенности развития Российской Федерации в обобщенном виде на русском и иностранных языках, умение создать позитивный имидж региона при публичном выступлении (ПК-7) – I,II уровень. | (ПК-7) –I: обучающийся будет способен способность демонстрировать знания об особенностях развития регионов Российской Федерации и представлять их в обобщенном виде на русском языке. (ПК-7) – II: обучающийся будет способен применять знания об особенностях развития Российской Федерации для создания позитивного имиджа региона в социальных медиа в соответствии с поставленной задачей. |
Содержание дисциплины (модуля) и структура учебных видов деятельности
Наименование разделов и тем | Всего (час.) | Контактная работа (час.) | Самостоятельная работа (час.) | |
Лекции | Семинары | |||
Культурное пространство региона: историография, методология, структура. | ||||
Становление и развитие культурного пространства Сибирского региона в XVII - начале XX вв. | ||||
Культурное пространство Сибири в советский период | ||||
Культурный потенциал, степень и характер его капитализация в сибирских регионах в конце XX - начале XXI вв. | ||||
Сфера культуры территорий Сибири в 1990-е - 2000-е гг.: проблемы и перспективы развития | ||||
Стейкхолдеры в сфере культуры и реализация культурной политики в сибирских регионах на рубеже XX - XXI вв. | ||||
Современные потребители культурных благ в Сибирском регионе: ценностно-мировоззренческие установки и социальнозначимые практики | ||||
Культурное пространство Сибири в сети Интернет | ||||
Итого |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) и методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модулю).
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов предусматривает:
- подготовку к семинарским занятиям;
- рецензирование статей и монографий по тематике курса;
- поиск и аннотирование Интернет-ресурсов, посвященных культуре Сибирского региона;
- написание реферата по проблематике курса;
- посещение студентами областных и муниципальных учреждений культуры, искусства и художественного образования, расположенных на территории г. Томска, с последующим написанием и презентацией аналитических отчетов.
10. Форма промежуточной аттестации и фонд оценочных средств (См. Приложение 1 – Фонд оценочных средств).
11. Ресурсное обеспечение:
- Перечень основной и дополнительной учебной литературы.
Основная учебная литература:
1. Тросби Д. Экономика культуры / Д. Тросби; пер. с англ. И. Кушнаревой. – М.: Изд. дом высшей школы экономики, 2013. – 254 с.
2. Хезмондалш Д. Культурные индустрии / Д. Хезмондалш; пер. с англ. И. Кушнаревой. – М.: Изд. дом высшей школы экономики, 2014. – 453 с.
3. Ширко Т.И. Органы управления культурой в Западной Сибири (конец XIX – начало XXI в.): учебное пособие / Т.И. Ширко. – Томск: Издательство Томского университета, 2014. – 98 с.
Дополнительная учебная литература
1. Куда ведет кризис культуры?: опыт междисциплинарных диалогов / под общ. ред. И.М. Клямкина. – М.: Новое изд-во, 2011. – 536 с.
2. Советская региональная культурная политика: проблемы изучения: сборник научных трудов / отв. ред. С.А. Красильников. – Новосибирск: Сова, 2004. – 240 с.
3. Факторы формирования духовного мира и социального облика населения Западной Сибири с древности до современности: сборник статей / отв. ред. М.А. Воскресенская. – Томск: Изд-во научно-технической литературы, 2004. – 287 с.
4. Трансформация культурной политики в России (1991 – 2006): аннотированный библиографический указатель / сост. И.В. Бабич и др.; науч. ред. Т.И. Лаптева. – М.: Пашков дом, 2008. – 270 с.
5. Ширко К.Н. Культурный капитал как условие и фактор инновационного развития регионов России: к теоретико-методологической модели исследования / К.Н. Ширко, Д.В. Загоскин // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2011. - № 2. – С. 45-51.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
1. Культура и креативность [электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [Б.м.], 2016. - URL: https://www.culturepartnership.eu/.
2. Культура. РФ [электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М, 2016. - URL: https://www.culture.ru/.
3. The Art Newspaper Russia [электронный ресурс]. – Электрон. дан. - М, 2016. – URL: https://www.theartnewspaper.ru/.
4. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2016-. – URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp?
5. Электронная база журналов по гуманитарным наукам East View [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2016. – URL: https://online.eastview.com/.
6. Электронная библиотека (репозиторий) ТГУ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Томск, 2016-. URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Index.
7. Научная электронная библиотека «Киберленинка» [электронный ресурс]. – Электрон. дан. - М, 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/.
Описание материально-технической базы.
Средства аудио - и видеодемонстрации (мультимедийный проектор, переносной персональный компьютер, аудио-, видеотехника).
В ходе осуществления самостоятельной работы студенты используют фонды Научной библиотеки ТГУ, а также публичных библиотек, информацию, размещенную на специализированных тематических ресурсах в сети Интернет.
12. Язык преподавания. Русский.
Преподаватель (преподаватели).
Автор - Ширко Константин Николаевич – кандидат исторических наук, заместитель директора ОГАУК «Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова» по научной и методической работе.
Рецензент - кандидат исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории Е.В. Луков.
Программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии ________________ факультета института) ___________ года, протокол № ________.
Приложение 1
МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА
«TSSW: СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БУДУЩЕГО»
УТВЕРЖДАЮ
Исполнительный директор САЕ
________________ Л.П. Борило
"_____"__________________2016 г.