ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СРЕДНЕРУССКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
![]() |
Методические рекомендации по подготовке и написанию курсовых работ
Для студентов очной-заочной и заочной форм обучения
По направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) БАКАЛАВР)
ПРОФИЛЬ: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Важным этапом обучения студентов на юридическом факультете является написание курсовых работ по учебным дисциплинам «Теория государства и права», «Гражданское право». Курсовая работа призвана способствовать формированию у студентов навыков к самостоятельному научному творчеству, повышению уровня их профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала. В курсовой работе синтезируются знания и профессиональные навыки, полученные на лекциях, практических занятиях и семинарах.
При написании курсовой работы студент должен показать умение работать с учебной и научной литературой, анализировать правовые источники, делать обоснованные выводы.
Процесс выполнения курсовой работы включает в себя ряд этапов, основными из которых являются:
¾ выбор темы;
¾ составление плана работы;
¾ сбор и анализ материалов исследования;
¾ написание и оформление курсовой работы;
¾ рецензирование работы научным руководителем и защита.
В СГТИ все курсовые работы студентов обязательно проверяются в системе «Антиплагиат». Согласно Положению о порядке использования системы «Антиплагиат» для проверки письменных учебных работ студентов минимальный процент оригинального текста для курсовой работы составляет 35 %. Работы, доля оригинальности которых меньше данного значения, не допускаются к защите.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Выбор темы
Процесс написания курсовой работы начинается с выбора темы, изучения учебной и научной литературы и правовых источников. Эта работа требует вдумчивого подхода, осознания актуальности избранной темы, ее теоретического и практического значения. Студенту предоставляется право выбора любой из предложенных ниже тем курсовых работ. Однако предложенная тематика не является окончательной. Студент вправе самостоятельно сформулировать тему, обосновав её актуальность и целесообразность. В этом случае тема согласуется с научным руководителем и заведующим кафедрой.
Темы курсовой работы утверждаются кафедрой в установленные сроки. Студент пишет на имя заведующего кафедрой заявление с просьбой разрешить ему писать курсовую работу по выбранной теме. Заведующий кафедрой дает согласие на выполнение студентом курсовой работы по кафедре и назначает научного руководителя, о чем сообщается студенту через секретаря факультета. Заявление оформляется по установленной форме. ( Приложение 1)
2.2. Составление рабочего плана
После выбора темы необходимо приступить к разработке рабочего плана. План составляется студентом на основе предварительного ознакомления и изучения правовых источников и научной литературы. Должны быть продуманы цель работы и ожидаемые результаты.
Составленный план согласовывается с научным руководителем курсовой работы и с учетом сделанных им замечаний и предложений корректируется и уточняется студентом.
Рабочий план курсовой работы должен включать следующие основные разделы:
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников;;
- приложения.
Следует учесть, что от того насколько качественно разработан рабочий план, зависят сроки выполнения курсовой работы и ее научная ценность.
Сбор и анализ материалов исследования
Подборка и анализ информационных материалов - один из наиболее трудоемких этапов работы студентов и является началом постоянного совершенствования профессиональной деятельности будущего юриста.
В ходе сбора материалов важно ознакомиться с различными нормативными документами, специальной литературой. Изучение литературы следует начинать с учебников, учебных пособий, которые позволяют лучше сориентироваться в исследуемой проблематике. Затем изучаются монографии, соответствующие статьи в юридических журналах, таких как «Государство и право», «Правоведение», «Законность», «Журнал российского права», «Вестник МГУ Серия Право» и т.д.
При чтении литературы необходимо делать выписки. Реферативное изложение исследуемого вопроса - обязательная составная часть курсового сочинения. К научной литературе нельзя относиться потребительски, ограничиваться только ее переписыванием. Студент должен сравнивать, сопоставлять взгляды ученых, проверять в ходе анализа их выводы.
Если тема работы раскрывается через конкретные примеры из истории государства и права России или зарубежных стран, то помимо учебной литературы необходимо внимательно изучить соответствующие правовые памятники, содержащиеся в Хрестоматиях по указанным дисциплинам. Наряду с нормативными документами они будут составлять источниковую базу исследования.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
3. 1. Структура курсовой работы
Написание курсовой работы — это систематизированное и отвечающее ее плану изложение студентом основных сведений по теме, отражающее его понимание определенных научных вопросов и проблем.
Курсовая работа выполняется в печатном виде.
Ориентировочный объем работы должен составлять 25-30 листов машинописного текста.
Курсовая работа имеет следующую структуру:
- титульный лист 1 страница;
- оглавление 1 страница;
- введение 2-3 страницы;
- основная часть работы 15-25 страниц;
- заключение 1,5-2 страницы;
- список использованных источников не менее 15-20 работ;
- приложения не ограничено.
3.2. Содержание курсовой работы
Титульный лист
Титульный лист курсовой работы должен оформляться по утвержденной форме и содержать:
¾ название института, в котором обучается студент;
¾ название факультета и кафедры;
¾ название дисциплины и тему курсовой работы;
¾ данные о студенте (фамилия, имя, отчество, название учебной группы);
¾ сведения о руководителе курсовой работы;
¾ дата сдачи курсовой работы и ее защиты.
Титульный лист оформляется по установленной форме ( Приложение 2).
Оглавление
В оглавлении дается формулировка всех глав (разделов) и параграфов (подразделов) с указанием номера начальной страницы.
Введение
Введение - это ответственная часть курсовой работы. Структурно оно состоит из обязательных элементов, взаимосвязь которых определяет логику исследования и создает представление о содержании работы.
Во введении следует:
- обосновать актуальность исследуемой темы;
- определить объект и предмет исследования;
- указать цель и задачи работы;
- обозначить методы исследования;
- дать характеристику используемых источников и литературы.
Под актуальностью исследования понимается степень его важности в данный момент. Актуальность курсовой работы должна показать теоретическую и практическую значимость изучаемой проблемы и необходимость ее исследования.
Во введении формулируется объект исследования, а затем предмет. Как категории научного процесса объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. При определении предмета исследования нужно иметь в виду, что он должен совпадать с темой исследования или быть тесно созвучен с ней. Например, если тема работы определена следующим образом: «Функции современного государства», то объектом исследования является учение о государстве, а предметом - функции государства, т.е. сама тема курсовой работы.
Цель исследования - это тот результат, который должен достичь студент в процессе работы над курсовой работой. Цель курсовой работы формулируется исходя из названия предмета исследования, конкретно и четко. Поставленная цель достигается через раскрытие и решение нескольких задач, которые чаще всего выступают как основные этапы работы по достижению этой цели. Формулировку задач следует определять такими глаголами как:
- изучить;
- проанализировать;
- рассмотреть;
- выявить;
- исследовать;
- систематизировать;
- определить и т.д.
Формулировки задач определяют структуру курсовой работы. Количество задач формируется исходя из составленного плана работы. Их решение должно составить содержание глав и параграфов курсовой работы. Например, если первая глава работы будет выглядеть следующим образом:
Глава 1. Функции государства
1.1.Понятие и развитие функций государства
1.2.Классификация функций государства
1.3.Правовые формы осуществления функций государства,
то задачи курсовой применительно к первой главе можно сформулировать следующим образом: «Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- проследить эволюцию теоретических взглядов о понятии и развитии функций государства;
- исследовать существующую классификацию функций государства;
- проанализировать правовые формы осуществления функций государства».
Методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, студент указывает только те, которые он использовал.
Например, «При выполнении курсовой работы были использованы следующие методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический и др.».
При этом желательно не просто перечислить использованные методы и подробно раскрыть их назначение, но и указать задачи, которые будут решаться с их помощью.
В конце раздела «Введение» сообщается об основных использованных источниках и литературе, желательно с указанием того, что данный материал дает для раскрытия избранной темы. Краткий обзор источниковой базы дает возможность оценить состояние разработанности выбранной темы курсовой работы.
Например: «В процессе написания работы были использованы нормативно-правовые акты РФ, Калужской области, книги, монографии и статьи по исследуемой проблеме ведущих отечественных и зарубежных ученых, документальные материалы, помещенные в хрестоматии и т.д.
В работах З.М. Черниловского, Н.И.Матузова достаточно основательно исследуется классификация функций современного государства. Интересный материал, посвященный правовым формам осуществления функции государства, приводится в монографии М.Н.Марченко «Теория государства и права» - М., 1996. и т.д.»
Основная часть работы
Структура работы предусматривает деление основного текста работы на две-три приблизительно равные части, обозначенные далее как главы. Главы могут делиться на параграфы. В первой главе дается обзор и теоретические основы проблемы. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, история возникновения и этапы в ее развитии, понятийный аппарат.
В последующих главах анализируется состояние вопроса на момент его исследования, выявляются основные тенденции развития и возникшие проблемы, предлагаются пути их решения.
Для подтверждения аргументов автора курсовой работы ссылкой на авторитетный источник приводятся, как правило, цитаты. Цитата является точной дословной выдержкой из какого-либо текста, включенного в собственный текст курсовой работы. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, так как малейшее сокращение приводимой выдержки может исказить смысл, который был в нее вложен автором. Общие требования к цитированию следующие:
1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой он дан в источнике.
2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажения мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием.
3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник.
Пример цитирования:
По мнению спикера Совета Федерации С.М.Миронова: «Госдума сегодня - некая дополнительная часть то ли правительства, то ли администрации Президента, довольно бездумно некритически пропускающая многие непроработанные законы.» Он же полагает, что профсоюзы у нас, «по сути, ликвидированы».1
В случае использования чужого материала без ссылки на автора и источник заимствования курсовая работа не допускается к защите.
Заголовок каждой главы печатается на новой странице по центру первой строки заглавными буквами.
По тексту работы обязательно следует делать ссылки на используемую литературу в установленном порядке.
Заключение
В заключении студент подводит итог проведенного исследования, обобщенно излагает выводы по основным проблемам. Выводы и предложения должны быть сформулированы точно и лаконично. При обобщении материала могут использоваться следующие обороты: «При изучении материалов...», «По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы...», «Входе исследования было установлено...» и т.д.
Список использованных источников
Список использованных источников и литературы должен составлять не менее 15 наименований. Именно по списку литературы (библиографическому аппарату) можно судить о степени осведомленности студента об имеющейся литературе по изучаемой проблеме и о фундаментальности проведенного исследования. Библиографический список к курсовой работе составляется в следующей последовательности:
¾ нормативно-правовые акты, систематизированные по юридической значимости (Конституция РФ, Федеральные законы, Указы и распоряжения Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств, ведомств и местных органов власти);
¾ научная литература, статьи из журналов и периодической печати, систематизированные в алфавитном порядке.
В список литературы включается не вся литература, собранная по теме, а лишь изученная в процессе написания курсовой. В список не стоит включать те источники и литературу, на которые нет ссылок в основном тексте и которые фактически не были использованы студентом.
Приложения
Приложения оформляются как продолжение работы после списка литературы. Каждое приложение начинается с нового листа, в правом верхнем углу которого пишется слово «Приложение» и нумеруется арабскими цифрами, например: «Приложение 1» и т.д.