Сбор и анализ материалов исследования




ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СРЕДНЕРУССКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 
 

 

 


Методические рекомендации по подготовке и написанию курсовых работ

Для студентов очной-заочной и заочной форм обучения

По направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) БАКАЛАВР)

ПРОФИЛЬ: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Важным этапом обучения студентов на юридическом факультете является написание курсовых работ по учебным дисциплинам «Теория государства и права», «Гражданское право». Курсовая работа призвана способствовать формированию у студентов навыков к самостоятельному научному творчеству, повышению уровня их профессиональ­ной подготовки, лучшему усвоению учебного материала. В курсовой работе син­тезируются знания и профессиональные навыки, полученные на лекциях, практи­ческих занятиях и семинарах.

При написании курсовой работы студент должен показать умение работать с учебной и научной литературой, анализировать правовые источники, делать обоснованные выводы.

Процесс выполнения курсовой работы включает в себя ряд этапов, основ­ными из которых являются:

¾ выбор темы;

¾ составление плана работы;

¾ сбор и анализ материалов исследования;

¾ написание и оформление курсовой работы;

¾ рецензирование работы научным руководителем и защита.

В СГТИ все курсовые работы студентов обязательно проверяются в системе «Антиплагиат». Согласно Положению о порядке использования системы «Антиплагиат» для проверки письменных учебных работ студентов минимальный процент оригинального текста для курсовой работы составляет 35 %. Работы, доля оригинальности которых меньше данного значения, не допускаются к защите.

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

 

Выбор темы

Процесс написания курсовой работы начинается с выбора темы, изучения учебной и научной литературы и правовых источников. Эта работа требует вдум­чивого подхода, осознания актуальности избранной темы, ее теоретического и практического значения. Студенту предоставляется право выбора любой из пред­ложенных ниже тем курсовых работ. Однако предложенная тематика не является окончательной. Студент вправе самостоятельно сформулировать тему, обосновав её актуальность и целесообразность. В этом случае тема согласуется с научным ру­ководителем и заведующим кафедрой.

Темы курсовой работы утверждаются кафедрой в установленные сроки. Студент пишет на имя заведующего кафедрой заявление с просьбой разрешить ему писать курсовую работу по выбранной теме. Заведующий кафедрой дает согласие на выполнение студентом курсовой работы по кафедре и назначает научного руководителя, о чем сообщается студенту через секретаря факультета. Заявление оформляется по установленной форме. ( Приложение 1)

 

2.2. Составление рабочего плана

После выбора темы необходимо приступить к разработке рабочего плана. План составляется студентом на основе предварительного ознакомления и изуче­ния правовых источников и научной литературы. Должны быть продуманы цель работы и ожидаемые результаты.

Составленный план согласовывается с научным руководителем курсовой ра­боты и с учетом сделанных им замечаний и предложений корректируется и уточ­няется студентом.

Рабочий план курсовой работы должен включать следующие основные раз­делы:

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованных источников;;

- приложения.

Следует учесть, что от того насколько качественно разработан рабочий план, зависят сроки выполнения курсовой работы и ее научная ценность.

 

Сбор и анализ материалов исследования

Подборка и анализ информационных материалов - один из наиболее трудоем­ких этапов работы студентов и является началом постоянного совершенствования профессиональной деятельности будущего юриста.

В ходе сбора материалов важно ознакомиться с различными нормативными документами, специальной литературой. Изучение литературы следует начинать с учебников, учебных пособий, которые позволяют лучше сориентироваться в исследуемой проблематике. Затем изучаются моногра­фии, соответствующие статьи в юридических журналах, таких как «Государство и право», «Правоведение», «Законность», «Журнал российского права», «Вестник МГУ Серия Право» и т.д.

При чтении литературы необходимо делать выписки. Реферативное изложе­ние исследуемого вопроса - обязательная составная часть курсового сочинения. К научной литературе нельзя относиться потребительски, ограничиваться только ее переписыванием. Студент должен сравнивать, сопоставлять взгляды ученых, про­верять в ходе анализа их выводы.

Если тема работы раскрывается через конкретные примеры из истории госу­дарства и права России или зарубежных стран, то помимо учебной литературы необходимо внимательно изучить соответствующие правовые памятники, содер­жащиеся в Хрестоматиях по указанным дисциплинам. Наряду с нормативными документами они будут составлять источниковую базу исследования.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

3. 1. Структура курсовой работы

Написание курсовой работы — это систематизированное и отвечающее ее плану изложение студентом основных сведений по теме, отражающее его понимание определенных научных вопросов и проблем.

Курсовая работа выполняется в печатном виде.

Ориентировочный объем работы должен составлять 25-30 листов машино­писного текста.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

- титульный лист 1 страница;

- оглавление 1 страница;

- введение 2-3 страницы;

- основная часть работы 15-25 страниц;

- заключение 1,5-2 страницы;

- список использованных источников не менее 15-20 работ;

- приложения не ограничено.

 

3.2. Содержание курсовой работы

Титульный лист

Титульный лист курсовой работы должен оформляться по утвержденной фор­ме и содержать:

¾ название института, в котором обучается студент;

¾ название факультета и кафедры;

¾ название дисциплины и тему курсовой работы;

¾ данные о студенте (фамилия, имя, отчество, название учебной группы);

¾ сведения о руководителе курсовой работы;

¾ дата сдачи курсовой работы и ее защиты.

Титульный лист оформляется по установленной форме ( Приложение 2).

 

Оглавление

В оглавлении дается формулировка всех глав (разделов) и параграфов (под­разделов) с указанием номера начальной страницы.

Введение

Введение - это ответственная часть курсовой работы. Структурно оно состоит из обязательных элементов, взаимосвязь которых определяет логику исследова­ния и создает представление о содержании работы.

Во введении следует:

- обосновать актуальность исследуемой темы;

- определить объект и предмет исследования;

- указать цель и задачи работы;

- обозначить методы исследования;

- дать характеристику используемых источников и литературы.

Под актуальностью исследования понимается степень его важности в данный момент. Актуальность курсовой работы должна показать теоретическую и прак­тическую значимость изучаемой проблемы и необходимость ее исследования.

Во введении формулируется объект исследования, а затем предмет. Как кате­гории научного процесса объект и предмет исследования соотносятся между со­бой как общее и частное. При определении предмета исследования нужно иметь в виду, что он должен совпадать с темой исследования или быть тесно созвучен с ней. Например, если тема работы определена следующим образом: «Функции сов­ременного государства», то объектом исследования является учение о государстве, а предметом - функции государства, т.е. сама тема курсовой работы.

Цель исследования - это тот результат, который должен достичь студент в процессе работы над курсовой работой. Цель курсовой работы формулируется исходя из названия предмета исследования, конкретно и четко. Поставленная цель достигается через раскрытие и решение нескольких задач, которые чаще всего выступают как основные этапы работы по достижению этой цели. Формулировку задач следует определять такими глаголами как:

- изучить;

- проанализировать;

- рассмотреть;

- выявить;

- исследовать;

- систематизировать;

- определить и т.д.

Формулировки задач определяют структуру курсовой работы. Количество задач формируется исходя из составленного плана работы. Их решение должно составить содержание глав и параграфов курсовой работы. Например, если первая глава работы будет выглядеть следующим образом:

Глава 1. Функции государства

1.1.Понятие и развитие функций государства

1.2.Классификация функций государства

1.3.Правовые формы осуществления функций государства,

то задачи курсовой применительно к первой главе можно сформулировать следу­ющим образом: «Для достижения поставленной цели в работе решаются следую­щие задачи:

- проследить эволюцию теоретических взглядов о понятии и развитии функ­ций государства;

- исследовать существующую классификацию функций государства;

- проанализировать правовые формы осуществления функций государства».

Методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактичес­кого материала, студент указывает только те, которые он использовал.

Например, «При выполнении курсовой работы были использованы следующие методы ис­следования: формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический и др.».

При этом желательно не просто перечислить использованные методы и подробно раскрыть их назначение, но и указать задачи, которые будут решаться с их помощью.

В конце раздела «Введение» сообщается об основных использованных источни­ках и литературе, желательно с указанием того, что данный материал дает для рас­крытия избранной темы. Краткий обзор источниковой базы дает возможность оце­нить состояние разработанности выбранной темы курсовой работы.

Например: «В процессе написания работы были использованы нормативно-правовые акты РФ, Калужской области, книги, монографии и статьи по исследуемой проблеме ве­дущих отечественных и зарубежных ученых, документальные материалы, поме­щенные в хрестоматии и т.д.

В работах З.М. Черниловского, Н.И.Матузова достаточно основательно иссле­дуется классификация функций современного государства. Интересный материал, посвященный правовым формам осуществления функции государства, приводится в монографии М.Н.Марченко «Теория государства и права» - М., 1996. и т.д.»

 

Основная часть работы

Структура работы предусматривает деление основного текста работы на две-три приблизительно равные части, обозначенные далее как главы. Главы могут делиться на параграфы. В первой главе дается обзор и теоретические основы про­блемы. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов из­лагается сущность исследуемой проблемы, история возникновения и этапы в ее развитии, понятийный аппарат.

В последующих главах анализируется состояние вопроса на момент его ис­следования, выявляются основные тенденции развития и возникшие проблемы, предлагаются пути их решения.

Для подтверждения аргументов автора курсовой работы ссылкой на автори­тетный источник приводятся, как правило, цитаты. Цитата является точной до­словной выдержкой из какого-либо текста, включенного в собственный текст кур­совой работы. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, так как малейшее сокращение приводимой выдержки может исказить смысл, кото­рый был в нее вложен автором. Общие требования к цитированию следующие:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой он дан в источнике.

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитиру­емого текста и без искажения мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием.

3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на ис­точник.

Пример цитирования:

По мнению спикера Совета Федерации С.М.Миронова: «Госдума сегодня - некая дополнительная часть то ли правительства, то ли администрации Президента, довольно бездумно некритически пропускающая многие непроработанные законы.» Он же полагает, что профсоюзы у нас, «по сути, ликвидированы».1

В случае использования чужого материала без ссылки на автора и источник заимствования курсовая работа не допускается к защите.

Заголовок каждой главы печатается на новой странице по центру первой строки заглавными буквами.

По тексту работы обязательно следует делать ссылки на используе­мую литературу в установленном порядке.

 

Заключение

В заключении студент подводит итог проведенного исследования, обобщенно излагает выводы по основным проблемам. Выводы и предложения должны быть сформулированы точно и лаконично. При обобщении материала могут использо­ваться следующие обороты: «При изучении материалов...», «По итогам проведен­ного исследования можно сделать следующие выводы...», «Входе исследования было установлено...» и т.д.

 

Список использованных источников

Список использованных источников и литературы должен составлять не ме­нее 15 наименований. Именно по списку литературы (библиографическому аппа­рату) можно судить о степени осведомленности студента об имеющейся литера­туре по изучаемой проблеме и о фундаментальности проведенного исследования. Библиографический список к курсовой работе составляется в следующей после­довательности:

¾ нормативно-правовые акты, систематизированные по юридической значи­мости (Конституция РФ, Федеральные законы, Указы и распоряжения Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств, ведомств и местных органов власти);

¾ научная литература, статьи из журналов и периодической печати, система­тизированные в алфавитном порядке.

В список литературы включается не вся литература, собранная по теме, а лишь изученная в процессе написания курсовой. В список не стоит включать те источники и литературу, на которые нет ссылок в основном тексте и которые фак­тически не были использованы студентом.

 

Приложения

Приложения оформляются как продолжение работы после списка литерату­ры. Каждое приложение начинается с нового листа, в правом верхнем углу кото­рого пишется слово «Приложение» и нумеруется арабскими цифрами, например: «Приложение 1» и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: