Общая характеристика отношений между этносами




Материалы для подготовки из дистанционного курса Бажутиной С.Б. по этнопсихологиии.

Психология межэтнических отношений

Общая характеристика отношений между этносами

Одна из самых злободневных проблем этнической психологии на сегодня – это проблема межэтнических отношений. Жизнь людей разных национальностей стала сейчас очень динамичной. Резко возросли возможности перемещения человека из страны в страну, благодаря телевидению, мобильной связи и Интернету значительно упростилась система передачи информации представителям «своей» национальности, разбросанным по всему свету. Вместе с тем, экономическое, политическое и социальное неравенство этнических групп по-прежнему продолжает существовать. Даже в достаточно развитых и цивилизованных странах оно нередко приводит к усилению напряжения в межэтнических отношениях и даже конфликтам между нациями.

Само словосочетание «межэтнические отношения», казалось бы, содержит в себе смысл данного понятия. Однако это не совсем так. Толкование понятия «межэтнические отношения» гораздо шире: во-первых, оно, действительно, включает в себя понимание отношений между различными этнически группами; во-вторых, под межэтническими отношениями подразумеваются еще и отношения между этнической группой и отдельным представителем этноса, своего или чужого; в–третьих, межэтнические отношения - это отношения между отдельными этнофорами, принадлежащими к разным этническим группам. Такую многозначность данного понятия разделяют далеко не все психологи, так, например, британский психолог А. Тешфел под межэтническими, межгрупповыми отношениями подразумевает исключительно отношения только между индивидами как представителями определенных этнических групп. Все же под межэтническими отношениями следует понимать всю обозначенную выше гамму смысловых оттенков.

Так, в Украине это отношения между украинцами, русскими евреями, татарами, представителями других национальностей, отдельными этнофорами, проживающими на территории нашего государства, а, частично, и за его пределами. Это могут быть вполне осознаваемые людьми отношения: когда, например, решается вопрос об оценке Украины и ее граждан со стороны другого государства.

Вместе с тем это могут быть и отношения слабо осознаваемые, или же вовсе не осознаваемые этнофорами. В качестве иллюстрации приведем ситуацию, когда представитель какого-либо этноса, проживающего на территории Украины, стремится выбрать себе в супруги(у) только представителя своей этнической группы, подсознательно стремясь к сохранению «чистоты» своей нации.

Межэтнические отношения чаще всего бывают сложными и имеют длительную историю формирования. Развиваются они по мере появления этносов, выделения в них отдельных индивидов – этнофоров. Весь этот процесс далеко не однозначный, обуславливается разными социально-психологическими механизмами в зависимости от того, идет ли речь о строительстве отношений между этническими группами или же этнофором и группой, или разными этнофорами. Остановимся сначала на межэтнических отношениях между группами.

Они могут быть двух типов: вертикальными (субординационными или ранжированными) и горизонтальными (в последних соблюдаются правила этнического равноправия)

Вертикальные или субординационные отношения базируются на разного рода идеях «доминирования ― подчинения» наций. От идей о жестких, кастовых формах ранжирования ценности нации, существующих, например, в Индии, до идей о более мягких, «демократизированных» видах субординации, когда за другими нациями вроде бы признается право выбора для использования в общении друг с другом какого-либо одного языка. Фактически же это право навязывается господствующей нацией. При этом неофициально обычно фиксируется и особая значимость культуры доминирующей нации. Как видим, и в этом случае доминирование одного из этносов все же наблюдается. Хотя при мягкой форме субординационных отношений все же могут сохраняться и оберегаться языки и культуры других этносов. Такого рода отношения долгое время существовали между этническими общностями в России.

Справедливости ради, правда, отметим, что в той же России конфликтная напряженность между этническими группами возникает лишь тогда, когда определенные силы в этнических общностях начинает сознательно и последовательно проводить идеологию национализма, что обычно делается на фоне ухудшающейся социально-экономической жизни граждан страны. В целом же, многонациональная Россия доказала десятилетиями достаточно спокойного сосуществования разных народов возможность более-менее эффективного решения национального вопроса.

Думается, что обуславливается это в большей мере возможностями культурной самореализации представителей различных этнических общностей, созданные в в этой стране. Так, по данным ученых Калмыкского университета, русских в России 82%, но при этом в высших учебных заведениях они занимают менее 50% мест, а более 50% - представители других национальностей.

 

При субординационном типе национальных отношений всегда существует опасность «скатывания» к установлению отношений явного доминирования одной нации над другими, следовательно, опасность накопления недовольства со стороны «малых» наций своим «подчиненным» положением. Такой тип межнациональных отношений содержит в себе почти всегда существующий скрытый внутренний конфликт. Для выявления субординационных отношений между этносами существует два основных критерия.

Первый указывает на то, в какой мере в подчиненном положении находится даже элита подчиненного этноса. При выраженной субординации содержание данного критерия таково: чиновник низшего ранга, являющийся представителем доминирующей этнической группы, воспринимается в системе субординационных отношений намного «уважительнее» и «почтительнее», нежели более титулованный, но представитель подчиненной этнической общности. Хотя формально при этом в стране могут декларироваться самые демократические лозунги. Однако на практике представители подчиненного этноса негласно воспринимаются людьми «второсортными», а их язык и культура не имеют обычно никакой государственной поддержки для своего существования и развития.

Так, «белый» шариф в США, в период завоевания Америки, чувствовал себя хозяином прерий и «на законных основаниях» ставил в зависимое от себя положение даже вождя местных аборигенов.

Второй критерий связан с выбором лидеров в среде подчиненных народов. На субординационный тип отношений при этом указывает отсутствие автономии у подчиненного этноса в ситуации выбора лидера. Лидер выбирается в данном случае либо из представителей доминирующего этноса, или же в подчиненной группе находится этнофор, который полностью признает доминирование другой нации, и является предельно «толерантным», «удобным», «лояльным» человеком.

Обозначенные критерии позволяют проанализировать существующие межнациональные отношения в государствах. Учитывая содержание приведенных критериев можно понять, насколько сложными будут отношения подлинного содружества между разными этническими группами, как тяжело бывает их построить в отдельной многонациональной стране.

Вместе с тем современные условия развития цивилизации позволяют все же создавать такие отношения между этносами. Они получили название межэтнических отношений по горизонтальному типу. Рассмотрим, каково социально-психологическое содержание этих отношений?

Горизонтальный тип межэтнических отношений предполагает приближенное к абсолютному равноправие наций в государстве, особенно в местах компактного проживания различных этносов. Конечно, если представительство нации или народности в стране малочисленно, то обычно оно само бывает заинтересовано в том, чтобы делопроизводство с другими нациями вести все же на принятом в данном государстве языке.

В случае же если рядом вынуждены сосуществовать большие этнические группы, которые говорят на разных языках, но компактно проживают на больших территориях в одном государстве, проблема решается иначе. Либо тогда эти нации договариваются и принимают какой-либо один язык для общего пользования (как правило, только для делопроизводства), либо, в качестве государственных, принимаются все языки многочисленных этнических групп, населяющих данную страну.

При горизонтальном типе межэтнических отношений особым образом обычно строится и вся образовательная система. Так, государство на равных включает в образовательные программы не только язык доминирующего этноса и его историю, но также и все языки, курсы по истории всех народов, проживающих на территории данной страны. Любой представитель государства, живущего по горизонтальному типу межэтнических отношений, является одновременно этнофором, сохраняющим свой язык, несущим в себе культуру своей нации, и вместе с тем человеком, постигающим еще несколько языков и культур. При этом отношение к языкам и культурам своих сограждан у него культивируется изначально, на уровне государственной политики, глубоко уважительное.

Горизонтальный тип межэтнических отношений снимает ситуацию внутреннего конфликта между этносами, однако от властей он требует серьезно продуманной, гуманной, открытой государственной политики в области национального вопроса.

При горизонтальном типе межэтнических отношений между различными этносами начинается гораздо более сложное и более интересное взаимодействие, позволяющее, с одной стороны, плодотворнее развиваться культурам каждого этноса, а с другой – оно способствует созданию некой новой, интегративной по содержанию и форме общенародной культуры государства в целом. Эта новая культура вместе с тем отличается и от разрекламированной культуры глобализации: она в своей особой форме должна сохранять уникальное представительство всех, причастных к ее созданию этнических культур, а не упрощаться, ровняясь на некие усредненные крайне типизированные культурологические проявления. Этнофоры, выращенные в такой системе межнациональных отношений, оказываются к тому же еще и более подготовленными к восприятию и принятию культуры вообще любого народа.

В некоторых работах по этнопсихологии авторами высказывается мысль о том, что межэтнические отношения всегда начинаются с горизонтального типа и лишь постепенно переходят к вертикальному типу отношений, или субординационному. Так, Дональдом Ноэлем описана теория «власти-конфликта», объясняющая переход горизонтального к субординационному типу отношений. Автор считает, что ранжирование наций возникает при развитии в структуре самого этноса трех этнопсихологических образований: этноцентризма, соперничества между нациями, народностями и дифференциации власти.

Этноцентризм автором объясняется как явление, характеризующееся явным выделением каким-либо народом только своей этнической группы, ее культуры, признанием за своим этносом в целом особых достижений в развитии мировой цивилизации. Однако одного этого условия, по мысли автора, еще недостаточно для развития субодинационных отношений, так как в действительности многие нации, по мнению Д.Ноэля, вообще этноцентричны, однако это не мешает им жить все же в мире и сотрудничестве друг с другом.

Отношения доминирования/подчинения начинают оформляться только тогда, когда между этносами возникает еще и борьба за территорию, рабочие ресурсы, недра и т.д. Д. Ноэль называл это состояние соперничеством народов.

Самое же главное условие, что приводит к глубокой субординации отношений между этносами, как считает Д. Ноэль, - это дифференцированная власть. По содержанию данного условия предполагается обязательное доминирование в государственном аппарате представителей только какого-либо одного этноса. При этом власть должна непременно направить свои усилия на подавление национальных проявлений подчиненных этносов, на захват доминирующим этносом всей военной мощи страны, на проведение политики «силы» по отношению к другим странам, на организацию в стране сложной системы подчинения народов (в первую очередь, через языковую политику, через насаждение тенденциозной истории и культуры доминирующего этноса) и т.д..

По всей видимости, следует согласиться с тем, что наличие всех названных Д. Ноэлем условий, действительно, может привести только к развитию субординационного типа отношений между этносами, причем в наиболее конфликтной их форме. (Конечно, конфликт этот в зависимости от конкретного уровня субординации может быть и не явным, и не острым). Однако, далеко не во всех странах политика, проводимая властями, строится таким образом, чтобы обязательно проявлялись все, описанные Д. Ноэлем признаки. Хотя по содержанию отношений между нациями их все же можно считать субординационными.

Вместе с тем, сама теория «власти/конфликта» Д. Ноэля позволяет, используя логику рассуждений от противного, выделить условия строительства горизонтального типа межэтнических отношений. В результате этих рассуждений к таковым следует отнести:

- преодоление народом этноцентрических установок особенно в ситуациях взаимодействия с другими народами и их представителями; во всяком случае, формирование у всех граждан терпимого и уважительного отношения ко всем этническим группам;

- замена стратегии соперничества на стратегию сотрудничества или во всяком случае компромисса;

- недопустимость доминирования власти какой-либо одной нации в многонациональных странах, у власти обязательно должно быть демократическое представительство, автономно избранных лидеров, из представителей всех этносов.

В целом же межэтнические отношения вообще не являются раз и навсегда данными. В современной этнопсихологии считается, что эти отношения в своем развитии проходят ряд этапов.

Первый этап, этап первоначальных контактов между двумя или несколькими этническими группами. Важной определяющей этого этапа является наличие моноэтничности или же многоэтничности в контактирующих этносах. Понятно, что в первом случае контакты между представителями групп будут возникать гораздо быстрее, а позиции вступающих в контакт этнофоров обозначаться раньше и четче, чем во втором случае. Во втором случае прохождение даже первого этапа идет намного сложнее.

Второй этап – соперничество. Характеризуется борьбой этносов за равноправие или же доминирование. Очень сложный и драматичный период развития межэтнических отношений, сопровождающийся нередко многочисленными этническими конфликтами.

Третий этап – аккомодация. Здесь борьба между этносами приобретает форму борьбы отдельных этнофоров за уважение и определенный статус в смешанной или же вообще «чужой» этнической группе. От этого этапа во многом зависит вообще «расстановка сил» в обществе.

Четвертый – этап ассимиляция. Характеризуется принятием этническим меньшинством культуры этнического большинства, понимание его языка, отмечается стремление этнических меньшинств ассимилироваться, «раствориться» в этническом большинстве. Для этого этапа характерны многочисленные смешанные браки. Если на этом этапе со стороны этнического большинства не наблюдается пренебрежительного, или уничижающего отношения к этническим меньшинствам, то он проходит достаточно гладко, и меньшинства органично встраиваются в структуру общества, занимают в ней свое особое место.

Элементы всех четырех этапов развития межэтнических отношений могут проявляться при строительстве и горизонтального и вертикального типа отношений, однако в целом их последовательная динамика наблюдается только при субординационном типе отношений.

Вообще результаты развивающихся отношений между народами в отдельной стране могут также быть четырех типов. Они характеризуются видоизменением культур взаимодействующих этносов. Рассмотрим хотя бы в общих чертах содержание всех типов этих видоизменений.

Тип 1 – прибавление. В этом случае культуры взаимодействующих этносов (или одного из них) обогащаются культурными достижениями других этносов. При этом более развитый этнос «прибавляет» к себе культурные достижения этноса менее развитого. В годы советской власти подобного рода процессы повсеместно проходили во многих этнических общностях бывшего Советского Союза. Так, тувинская нация, не имевшая до присоединения к Союзу даже своей письменности, жившая на крайне низком уровне развития цивилизации, благодаря взаимодействию с мощным российским этносом, обрела не только письменность (что в свою очередь способствовало сохранению богатой культуры тувинского народа), но и за короткое время превратилась во вполне развитую нацию.

Тип 2 – убавление. Характеризуется обратным процессом упрощения культур всех этносов или одного в ситуации межэтнического взаимодействия. Подобного рода явления наблюдались в жизни малых народностей, живших также на территории СССР. Например, частичная потеря многими из них своих уникальных говоров, что свидетельствует о безусловном убавлении в культурах этих этносов.

Тип 3 – обеднение (эрозия). В результате такого рода отношений происходит практически полное уничтожение культуры какого-либо народа или даже вообще физическое уничтожение этого народа. Так, многие этносы, изначально проживавшие на территории нынешних США, были попросту истреблены завоевателями Северной Америки.

Процесс обеднения, или эрозии как процесс явной регрессии этнической культуры, характеризуется практически полным ее распадом и в большей мере свойственен культурам слаборазвитых обществ, живущих племенным или на начальной стадии феодальным строем. Культуры таких народов, сталкиваясь со значительно более развитыми, более сложными и разнообразными культурами периода капитализма или социализма, конечно же, не выдерживали «конкуренции», становились «не престижными» в глазах представителей своего же собственного этноса. Хотя, конечно, в обществе высокого уровня социально-психологического развития такие культуры, такие этносы, безусловно, могли бы получить и поддержку, и особое внимание, и новые возможности для своего развития.

Тип 4 – усложнение. Такой результат межэтнических отношений предполагает изменение, усложнение культуры какого-либо этноса за счет культуры другого, более развитого народа. Так, активное взаимодействие во времена Петра 1 русских с самыми цивилизованными нациями Европы позитивно повлияло на развитие культуры России, способствовало фактически формированию в стране разных отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности, а также значительным изменениям и в области духовной жизни русского народа.

Таковы, с точки зрения ученых, возможные итоги развития межэтнических отношений.

Мы подробно остановились только на характеристике типов этнических отношений между различными этническими группами. Что касается отдельных этнофоров, то они как единичные представители своих этносов несут в себе их ментальность, поэтому в оценках таких этнофоров обычно отражается тот тип отношений, который уже укоренился и является типичным в межэтнических отношениях групп, к которым принадлежат данные этнофоры.

Вместе с тем переход от одного регрессивного типа межэтнических отношений к другому прогрессивному все же может происходить. Для этого, правда, потребуется достаточно продолжительное время, знания этнопсихологии, понимание перспектив развития этнических общностей и характера их взаимодействия друг с другом, а также активная последовательная деятельность со стороны наиболее образованных и гуманистически настроенных этнофоров, по утверждению этих отношений.

Начинается процесс перехода от одного типа отношений к другому обычно с того, что отдельные этнофоры начинают проводить в жизнь новые, нетипичные для данного этноса идеи, которые позволяют представителям этноса по-новому посмотреть на свои отношения с другими этническими группами. Последовательная, терпеливая, целенаправленная работа этнофоров по утверждению идеи новых межэтнических отношений, в конечном итоге, может дать позитивные результаты.

Знать суть этого процесса и быть ответственным за характер устроительства отношений между этносами следует каждому образованному человеку. Особенно важно это в современный период, когда межэтнические отношения стали значительно динамичнее и сложнее. Этнопсихологические знания строительства межэтнических отношений помогут людям грамотно выбирать позицию в системе отношений с представителями других этносов, цивилизованно и гуманно строить свое взаимодействие с ними.

Итак, мы выяснили, что межэтнические отношения являют собой сложную систему отношений между этносами, этносами и их отдельными представителями, этнофрорами, выражающими ментальность разных этнических обществ. Эти отношения могут быть субординационными, строящимися на доминировании-подчинении этносов, и горизонтальными, предполагающими содружество этнических групп.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: