Проблемы экономики туриндустрии




Введение

 

Под курортом понимается лечебная местность, располагающая какими-либо природными ресурсами: минеральная вода, лечебные грязи или особый климат. В соответствии с этим различают курорты бальнеологические, на которых главным лечебным фактором является вода, грязевые и климатические.

Санаторно-курортное лечение различных заболеваний имеет древнюю историю. В книге «Аюрведа» («Знание Жизни»), являющейся древнейшим литературным памятником, изложены основы древнеиндийской медицины (IX-XI веков до нашей эры),при различных заболеваниях рекомендовалось применение минеральных ванн и других физических методов лечения (массаж и пр.). Широкое распространение имела бальнеотерапия в Древней Греции и Риме.

Издавна известны многие минеральные источники и нашей страны. Так, в путевых заметках арабского путешественника Ибн-Батури, умершего в 1377 году, имеется упоминание о целебном ключе горячей воды в Пятигорске.

Не будет большим преувеличением утверждение, что лечение минеральными водами и грязями является одним из самых древних. Натуралисты знают, что дикие животные нередко пользуются природными источниками и грязями для исцеления.

Если практическое использование природных вод уходит своими стоками в седую древность, то научное изучение насчитывает всего несколько десятилетий. Правда, еще древнегреческие врачи Цельз, Гален, Плиний Младший (2 век до нашей эры) пытались классифицировать минеральные воды, описывали методики применения лечебных грязей, климатолечения и пр. В средние века известный ученый Парацельс также пытался дать научное истолкование применения целебных вод. Однако в древние времена люди, естественно, не могли объяснить истинной природы целебных источников, и они зачастую становились предметом религиозного поклонения. В Древней Индии, Греции и Риме различные храмы нередко строились возле целебных источников, свойства которых использовались для подкрепления религиозных догм.

Становление курортологии как науки тесным образом связано с развитием общемедицинских знаний. Лишь начиная с середины прошлого столетия, когда, благодаря выдающимся исследованиям Сеченова, Вирхова, Шлейдена и Шванна, Дарвина, Пастера, Боткина и других корифеев науки, медицина прочно стала на позиции материализма, началось и подлинное развитие курортологии.

В настоящее время многое изучено. Составлены карты гидроминеральных запасов в различных курортных районах, разработаны теории происхождения минеральных вод, изучается механизм действия их на организм больного человека. Однако в своем неустанном поиске ученые все расширяют и расширяют круг исследований, открывая все новые и новые, порой неожиданные явления.

Официально курортное лечение в России возникло 270 лет тому назад, когда 20 марта1719г. Петром I был опубликован указ о «Дохтурских правилах». В них, в частности, говорилось о порядке пользования марциальными водами, источник которых открыл в 1714 г. в Карелии «молотовый работник» Кончезерского завода Иван Рябоев.

В царской России, как и в других капиталистических странах, курортные местности в большинстве своем находились в ведении частных предпринимателей. В Сибири, например, большинство источников арендовалось купцами и было практически недоступно для трудящихся. Лишь после Великой октябрьской социалистической революции курорты стал достоянием народа. В ленинском декрете «О лечебных местностях общегосударственного значения» говорится:

«Лечебные местности или курорты, где бы таковые на территории РСФСР ни находились и кому не принадлежали, со всеми сооружениями, строениями и движимостью, обслуживавшими ранее курорт и находящимися на присоединенных и приписанных к курорту землях, составляют собственность республики и используются в лечебных целях».

Существуют прямо противоположные мнения о влиянии туризма на развитие экономики страны. Одно из них заключается в том, что туризм способствует созданию новых рабочих мест, уменьшению дефицита валютных платежей в стране, усилению экономики, развитию производства товаров и услуг, прямо или косвенно удовлетворяющих туристские нужды и желания, выполняет функцию сглаживания, т.е. перераспределения доходов населения из регионов с более развитой экономикой в слаборазвитые регионы, но располагающие богатыми природными ресурсами (сельскохозяйственные), способствуя тем самым повышению уровня жизни населения данных регионов (стран). Другое мнение сводится к тому, что туризм изменяет направление инвестиционной активности, ослабляет экономику, приводит к исчезновению национальных обычаев.

Но ни одно из этих мнений не является правильным. Истина, как всегда, посередине. Когда туризм развивается односторонне, то его влияние на экономику страны негативно из-за ослабления других отраслей производства и превращения экономики страны в экономику услуг. Необходимо, чтобы развитие туризма осуществлялось параллельно с развитием других отраслей.

Значительное влияние туризма на формирование валового национального продукта страны, на сокращение безработицы и сбалансированность валютных платежей приводит к тому, что экономика туризма принимается во внимание при планировании развития экономики страны в целом. Развитие туризма трудно планировать и прогнозировать на длительное время, так как имеется слишком много влияющих на него факторов. Но он может быть организован таким образом, чтобы можно было быстро приспосабливать к различным изменениям в экономике, политике, потребностях и т.п. В этом случае туризм будет важным фактором экономического прогресса страны.

Массовый туризм имеет два основных недостатка:

1) сезонный характер, который обычно совпадает с летним периодом;

2) прямая зависимость от туроператоров, которые ориентируют массовый туризм в те направления, где можно получить наибольшие прибыли.

Эти проблемы массового туризма, а также другие факторы, влияющие на организацию туризма, рано или поздно будут приняты во внимание государственными организациями.

Существует потребность в других видах туризма, которые не связаны с летним сезоном и независимы от туроператоров. К этим видам туризма относятся конгрессный туризм, туризм для здоровья, поощрительный туризм и т.д. Для развития этих динамичных форм туризма необходимо прежде всего разработать специальные программы, создать необходимую инфраструктуру, подготовить соответствующих специалистов.


Экономика туризма

 

Люди, живущие в развитом обществе, помимо биологических нужд имеют много других потребностей и желаний. Одной из потребностей является потребность в туризме. Удовлетворение туристских потребностей и желаний предполагает производство туристских продуктов и услуг, а это, в свою очередь влияет на развитие производственной деятельности и развитие туристских ресурсов.

Экономику туриндустрии можно определить как дисциплину, которая изучает и анализирует экономические отношения, развивающиеся в процессе производства и потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей и желаний путешественников.

Эти отношения можно рассматривать как на макроуровне (уровень государства, региона, дестинации), так и на микроуровне (уровень конкретно взятого региона либо предприятия, производящего туристские продукты и услуги). Производство продукции и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей, с одной стороны, непосредственно зависит от желаний самих потребителей – туристов. С другой стороны, на развитие самой туристской индустрии влияет множество различных как внешних, таки внутренних факторов. Поэтому экономку туризма определяют как быстро развивающуюся, динамичную, неопределенную составляющую национальной экономики. Для многих стран она находится еще в стадии развития.

В прошлом туризм не рассматривался как отрасль экономики. Его производственная активность была не важна, и в большинстве случаев развитию туризма даже не придавалось особого значения. С течением времени туризм начал постепенно развиваться качественно и количественно. Только тогда экономисты поняли важность туризма как экономического феномена и ту роль, которую он может играть для развития национальной экономики. При этом они были вынуждены обратить внимание на конкретные экономические проблемы, возникающие в процессе туристской деятельности. Тогда туризм как экономический феномен выдвинулся на передний план.

Бурное развитие мирового туризма рост его влияния на экономику различных стран привел к необходимости его научного исследования. Эти исследования касались различных проблем экономики, в том числе изучения туризма как самостоятельной отрасли, выявления основных тенденций развития и др. Экономика туризма родилась в силу необходимости изучения и анализа экономических отношений, возникающих между отдельными людьми, принимающими участие в туристской деятельности.

Как и любая экономика, экономика туризма отвечает на основные вопросы: что? Как? Для кого? Но с учетом ее специфики необходимо добавить вопрос о том, как данная экономика будет развиваться во времени.

В общем, можно сказать, что экономика туризма исследует и анализирует способы, которыми организованная социальная система решает следующие проблемы:

1) какие туристские продукты и услуги будут произведены в определенный период времени, а также в каком количестве, какого качества и насколько разнообразные;

2) как эти туристские продукты и услуги будут произведены, т.е. из каких источников и по какой технологии;

3) как данные туристские продукты и услуги будут распределены среди внутренних и внешних туристов;

4) как экономическая деятельность будет развиваться во времени.

 

Проблемы экономики туриндустрии

 

Хорошо известно, что все общества независимо от места, времени и уровня развития сталкиваются с экономическими проблемами в туризме, которые связаны с тем, что:

а) неопределенное количество туристских потребностей и пожеланий индивидуумов сочетается с задачей их распределения в порядке важности;

б)ограниченные или редкие туристские ресурсы, которые используются для удовлетворения потребностей и пожеланий туристов, должны сочетаться с различными способами использования этих ресурсов. Эти проблемы связаны с созданием туристских продуктов, определением цены, по которой они будут распределяться, размещением туристских компаний и т.д.

В рыночной экономике справедливое распределение туристских ресурсов, подержание устойчивой экономики туризма, ее развитие, а также распределение туристского дохода осуществляются с помощью механизмов туристского рынка.

В плановой экономике, известной как социалистическая, экономические отношения не регулировались посредством рыночных механизмов, и руководящая роль в экономике туризма принадлежала государству или центральным органам. Государство от имени туристских компаний и самих туристов принимало и координировало ежедневные решения, а роль туристского рынка была второстепенна.

Практический опыт показывает, что посредством механизмов туристского рынка основные проблемы экономики туризма не могут быть решены в полной мере. Поэтому современное государство вовлекается в процесс регулирования экономики туризма для того, чтобы предотвратить ее нежелательное развитие и возможное негативное влияние на другие отрасли экономики. Вовлечение государства в экономику туризма достигается туристской политикой, цель которой – корректировка слабых мест и нежелательных влияний механизмов туристского рынка. Таким образом, туристская политика необходима для корректировки и решения проблем экономики туризма, среди которых можно выделить четыре основные:

· Проблема эффективного распределения ограниченных и редких туристских ресурсов;

· Проблема поддержания устойчивой экономики туризма;

· Проблема развития или роста туризма;

· Проблема справедливого распределения туристского производства ли туристского дохода.

Вовлечение государства в рабочие механизмы регулирования туристского рынка возможно только для корректировки слабых мест и нежелательных последствий в экономике туризма.

 

Доход от туризма

 

Туризм влияет на экономику страны прямо или косвенно.

Прямое влияние – это результат расходов туристов на покупку туристских услуг и товаров. Деньги туристов начинают полностью работать на экономику Региона, когда туристское предприятие покупает местные(региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров и оплату услуг и т.д. то есть туризм генерирует вторичный спрос на товары и услуги. Этот процесс представляет собой косвенное влияние туризма на экономику страны или региона. Косвенный вклад туризма в экономику страны или региона проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время в определенном месте. Этот эффект называется эффектом мультипликации или мультипликатором.

Мультипликационное влияние туризма проявляется в том, что в результате цепной реакции «расходы-доходы» доход, получаемый от одного туриста, превышает сумму денег, израсходованных им в месте пребывания на покупку товаров и услуг. Упрощенно модель мультипликатора можно представить выражением, которое в экономике получило название просто мультипликатора Кейнса:

 


1/(1 – В)

 

Где В – предельная склонность к потреблению, которая определяется отношением изменения расхода к изменению дохода.

Экономический смысл мультипликатора заключается в следующем: он показывает, во сколько раз возрастет равновесный уровень дохода (в замкнутой экономике) в результате роста расхода на единицу.

Основными источниками дохода, получаемого от туризма, служат:

1)реальные деньги, потраченные туристами на оплату гостиниц, питания транспорта развлечений и т.п.

2)налоги, взимаемые с туристов и с доходов коммерческих предприятий;

3)таможенные пошлины;

4)аренда;

5)продажа сувениров как местного производства, так и импортированных;

6)приобретение товаров, необходимых как путешествии, так и для использования в домашних условиях.

Определяя действительный вклад, вносимый туризмом в какой-либо район страны или страну в целом, необходимо учитывать прямой, а также некоторый дополнительный доход, получаемый экономикой страны в дополнение к первоначальному «вливанию» денег туристами. Разновидностей такого дохода несколько: прямой, косвенный, стимулированный.

Прямой доход – это доход, получаемый от реальных денег, потраченных туристами на оплату гостиницы, питания, освежающих напитков, транспорта, занятий спортом и т.д., в стране или каком-либо ее регионе. Доход – это выручка предприятий от продажи туристам товаров и услуг. Доход региона – это налоги, выплачиваемые из этой выручки и остающиеся в распоряжении региона.

Косвенный доход – это доход, получаемый в результате развития деловой активности, т.е. коммерческой деятельности, с целью извлечения прямой прибыли. Например, часть денег, получаемых с туристов отелями, ресторанами, затем расходуется ими на покупку товаров в местных магазинах и оплату услуг, предоставляемых местными коммерческими предприятиями (складами, банками, страховыми компаниями и т.д.), которые, в свою очередь, могут снова потратить часть своего дохода в другой области коммерческой деятельности, например на закупку большой партии товаров непосредственно у производителя этой продукции.

Стимулированный доход – это доход, который происходит из заработной платы, получаемой персоналом, занятым в туризме, и теми, кто получает прибыль от туризма. Большая часть заработной платы расходуется на покупку товаров и услуг, поставляемых местными предприятиями, которые, в свою очередь, выплачивают жалованье своим работникам, и его часть снова расходуется на приобретение товаров и т.д.

В результате рециркуляции (оборота) доходов их общее воздействие на экономику страны значительно сильнее, нежели от текущих прямых расходов туристов, что как раз выражается туристским мультипликатором.

Но не следует упускать из вида потери, которые вызваны тем, что не вся полученная прибыль вновь приносится в экономику страны (региона). Имеет место три вида потерь из дохода страны (региона):

*затраты на импорт

*личные сбережения

*налоги.

Сумма этих потерь изымается из рециркуляции, потому что экономика региона непосредственно не извлекает из них пользы, хотя налоги используются правительством. Часть налогов может возвратиться в данный регион, что еще больше усиливает влияние туризма на развитие экономики региона.

Поскольку процент утечки известен, может быть использована следующая простая формула для определения коэффициента дохода от туризма (КДТ):

 

КДТ=1/% утечки

 

Создается также другой, так называемый качественный (социальный) туристский феномен. Развитие туризма требует дополнительных рабочих мест, что приводит к качественным изменениям экономики и жизни данного региона (дестинации), повышает коэффициент занятости. Увеличивается количество людей, работающих на предприятиях туриндустрии гостеприимства, в производстве промышленных и сельскохозяйственных товаров, в различных обслуживающих отраслях. Более того, часть налогов, полученных от туризма, направляется обратно в эту же отрасль.

Для каждой страны коэффициент дохода от туризма (или мультипликатор) зависит от процента потерь. Например, мультипликатор будет меньше в тех странах, где большая часть дохода тратится на импорт и (или) установлен высокий уровень налогов. С другой стороны, мультипликатор будет высоким, если сравнительно мало тратится на импорт и (или) существует низкий уровень налогов. Из практики известно (по оценке швейцарских ученых), что значение коэффициента дохода от туризма колеблется в пределах 100 – 400 % прямых затрат туристов, т.е. прямого дохода. Для того, чтобы вычислить коэффициент дохода от туризма, надо прежде всего определить размер прямого дохода, т.е. прямые затраты туристов. Ответ на этот вопрос может дать статистика расходов и статистика прибытия.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: