Классифицируют лекарственные средства, исходя из системного принципа:
- средства, регулирующие функции нервной системы (периферической и центральной);
- средства, регулирующие функции исполнительных органов (дыхания, кровообращения);
- выделяют группы веществ, влияющих на патологические процессы (ЛС для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатипёрстной кишки, для лечения нарушений сердечного ритма).
Часто используют комбинированные классификации ЛС.
ПРИНЦИПЫНАИМЕНОВАНИЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.
1.Полное химическое название ЛС, например, 2,4–диамино–6–пиперидинопиримидин–3–оксид – полное химическое название агониста калиевых каналов миноксидила. Химические наименования в медицинской практике не используют, приводят только в справочных изданиях.
2.Международное непатентованное название (МНН, INN) – единое принятое во всех странах название. Система МНН разработана Всемирной организацией здравооохранения (ВОЗ). Например: МНН метамизол – синоним: анальгин; МНН дротаверин – синоним: но-шпа; МНН ацетаминофен – синоним: парацетамол.
3.Коммерческое (патентованное), фирменное, торговое или брэндовое – является собственностью фирмы-изготовителя, т.е. один препарат может иметь неограниченное количество названий (например, МНН нифедипин – коммерческие названия или синонимы: коринфар, адалат, фенигидин, кордипин, нифекард. Нифедипин имеет более 40 названий.
На упаковке крупными буквами указано коммерческое, а мелкими буквами – международное непатентованное название.
ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ
Контрольные вопросы к теме:
1.Виды фармакотерапии:
- этиотропная;
- патогенетическая;
|
- заместительная;
- симптоматическая;
- паллиативная;
- профилактическая;
- диагностическая.
2.Принципы классификации лекарственных средств.
3.Принципы наименований лекарственных средств.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ»
Сопоставьте по смыслу сведения в правом и левом столбце:
1.ФармакологияА) лечение заболеваний
лекарственными средствами.
2. Фармакотерапия Б) изучает изготовление,
стандартизацию, качество,
хранение и отпуск ЛС,
организацию лекарственного
обеспечения.
3.Фармация В)наука о лекарствах, изучает
взаимодействие лекарств и
организма.
К каждому вопросу подберите одно или несколько подходящих утверждений:
4.Фармакокинетика изучает вопросы:
1.Всасывания. А.верно всё.
2.Распределения. Б. 1,2,5.
3.Депонирования. В. 1,2,3,4.
4.Метаболизма. Г. 3,4,5.
5.Выведения.
5. При энтеральном пути введения лекарственные препараты вводятся:
А. минуя ЖКТ.
Б. через ЖКТ.
6. К парэнтеральным путям введения относятся:
1.Субарахноидальный. А. 2,4.
2.Ректальный. Б. 1,3.
3.Внутривенный. В. 2,3.
4.Пероральный. Г. 1,4.
7.При пероральном применении лекарственных веществ эффект развивается через:
А. 1-2 минуты.
Б. 5-7 минут.
Г. 15-30 минут.
Д. 30-60 минут.
8. Механизм всасывания в тонком кишечнике большинства веществ:
А. Пассивная диффузия.
Б. Фильтрация.
В. Активный транспорт.
Г. Пиноцитоз.
9. Факторы, влияющие на всасывание лекарственных веществ:
1. Химическое строение. А. 1,3,5.
2. Физико-химические свойства. Б. 2,3,6.
3. Доза. В. 3,4,5.
4. Пол. Г. Верно всё.
5. Возраст.
6.Биофармацевтические факторы.
|
Сопоставьте по смыслу сведения в правом и левом столбце:
10.Метаболизм. А) выделение из организма
конечных продуктов
нейтрализации ЛС.
11.Элиминация. Б) биохимические превращения
ЛС с образованием легко
выводимых из организма
водорастворимых веществ.
12.Экскреция. В) потери лекарственного
вещества за счёт разрушения в
организме.
Сопоставьте по смыслу сведения в правом и левом столбце:
13. Фильтрация. А) осуществляется с помощью
белков-переносчиков.
14. Пассивная диффузия. Б) осуществляется через поры
мембран.
15. Пиноцитоз. В) осуществляется до
выравнивания концентрации.
16. Активный транспорт. Г) осуществляется с помощью
пузырька.
Дать определение терминов:
17.Фармакодинамика.
18.Фармакологический эффект.
19.Механизм действия.
К каждому вопросу подберите одно или несколько подходящих утверждений:
20.Основные пути выведения лекарственных веществ из организма:
1.Печёночная экскреция. А.1,4.
2.Потовые железы. Б. 2,5.
3.Лёгкие. В. Верно всё.
4.Почки. Г. 3,4.
5.Молочные железы.
21. Широта терапевтического действия:
А. Диапазон доз от минимальной терапевтической до максимальной терапевтической.
Б. Диапазон доз от средней терапевтической до летальной.
В. Диапазон доз от средней терапевтической до минимальной токсической.
Отобразите графически характер фармакодинамического взаимодействия веществ А и Б при их комбинированном применении:
22.Синергизм суммационный.
23.Синергизм потенцированный.
24.Антагонизм.
Сопоставьте по смыслу сведения в правом и левом столбце.
25.Кумуляция. А) очень быстро возникающее
|
привыкание, иногда после
первого приёма ЛС.
26.Сенсибилизация. Б) накопление лекарственного
вещества или эффекта.
27.Привыкание(толерантность). В) повышение чувствительности
организма к данному
веществу при повторном
введении.
28.Тахифилаксия. Г) постепенное ослабление, до
полной утраты, лечебного
действия при длительном
приёме.
Дать определение терминов:
29.Зависимость от лекарственных средств (пристрастие).
30.Феномен отмены.
ЭТАЛОНЫОТВЕТОВ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1.В 11.В 21.А
2.А 12.А 22.Усиление
действия ЛС.
3.Б 13.Б 23.Значительное
усиление действ.ЛС
4.А 14.В 24.
5.Б 15.Г 25.Б
6.Б 16.А 26.В
7.Г 17.Эффекты и механизмы. 27.Г
8.А 18.Изменения под действ.ЛС 28.А
9.Г 19.Способы, которыми ЛС 29.Непреодолимое
вызывают эффекты. стремление к
приёму ЛС.
10.Б 20.А 30.Острая недоста-
точность при рез-
кой отмене ЛС.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Виноградов В.М. Фармакология с рецептурой - учебник для средних проф.
учебных заведений.- С-П.;Спецлит, 2002.
2.Крыжановский С.А. Фармакология - учебник для средних проф.
учебных заведений.- М.;Академия, 2007.
3.Харкевич Д.А. Фармакология – учебник для вузов.- М.;ГЭОТАР,2008.
4.Белоусова Ю.Б. Основы клинической фармакологии и рациональной фармакотерапии – руководство для практикующих врачей. – М.; Бионика, 2002.
5.Машковский М.Д. Лекарственные средства – М.; Новая Волна, 2008.
6.РЛС «Энциклопедия лекарств России» - М.; РЛС – 2008.
7. Справочник ВИДАЛЬ – М.; Астра Фарм Сервис – 2007.