«Лидерство — это искусство заставлять других делать то, что ты хочешь, так, чтобы они думали, будто сами хотят делать это», — говорил Д. Эйзенхауэр, президент США, имея в виду способность лидера оказывать влияние на своих последователей. «Менеджмент — это искусство добиваться необходимого, а лидерство — искусство определять, чего необходимо добиться», — утверждал П. Друкер, классик менеджмента, подразумевая различие между управлением в рамках заданной системы и способностью изменять саму систему. Эту же мысль подчеркивал предприниматель Р. Перо: «Людьми нельзя управлять. Управлять можно запасами, а людей необходимо вести за собой».
Лидерство — это способность вести за собой людей для достижения конкретных целей. Лидеры создают для последователей притягательную картину будущего, обращаясь к человеческим потребностям более высокого порядка. Сила и принуждение при этом заменяются побуждением и воодушевлением. Результатом лидерства становится неординарное поведение последователей, устойчиво добивающихся результатов, значительно превышающих средние.
Более 200 лет назад Наполеон создал первую в истории управленческую матрицу, классифицировав своих последователей по силе их ума и энергии. Обладающим обоими качествами отводилась роль лидеров-генералов, только умом — штабистов, лишенных этого качества энергичных мужчин, ждала пехота, а остальных великий император предлагал расстреливать. С тех пор попытки выявить наиболее эффективные лидерские компетенции не прекращаются.
М. Бауэр | Компания McKinsey | Д. Големан |
Честность. Честность во всем — хороший способ завоевать доверие внутри организации и за ее пределами | Чувство перспективы— видение того, к чему нужно стремиться, в каком направлении двигаться и как — хотя бы в принципе — достичь цели | Знание себя— способность различать и интерпретировать свои настроения, эмоции, порывы, их влияние на других |
Сдержанность и непринужденность. Человек высокомерный, заносчивый и самовлюбленный не может быть лидером. Настоящие лидеры думают не о себе, а о компании и подчиненных, ведут себя неформально и непринужденно и поэтому формируют вокруг себя неформальную среду | Страстность— одержимость своей целью, эмоциональная вовлеченность, эмпатия. Лидеры убеждены в правильности собственных действий и способны заражать этой убежденностью и одержимостью не только своих сотрудников, но и потребителей и инвесторов | Саморегулирование— способность думать, прежде чем действовать, контролировать и направлять в нужное русло свои импульсы и порывы |
Умение слушать | Настойчивость— никогда не сдаваться, в случае неудачи предпринимать новые попытки | Мотивация— страсть к работе, драйв, несгибаемое стремление добиваться цели |
Восприимчивость. Лидер лучше информирован, у него более продуктивные отношения с коллегами и подчиненными. Он никогда не говорит «нет» сразу, а оставляет себе время на размышление и, каким бы ни было его решение, не забывает сообщить о нем тем, кого оно касается | Убедительность— умение добиться своего, воздействовать на людей и, руководя ими, находить единственно верное соотношение между приказами и убеждением. Лидерство зависит как от способности мотивировать сотрудников, как и от умения приказывать | Эмпатия— способность понимать эмоциональное состояние других и взаимодействовать с ними с учетом их чувств и реакций |
Умение войти в положение другого. Чтобы убеждать других, нужно знать, что они думают. Конечно, сотрудники не будут все время откровенничать с начальником, но он может развить в себе способность чувствовать, что происходит с ними | Терпение— умение ждать подходящего момента, не спеша продумывать все последующие шаги. Эта способность особенно важна при построении нового бизнеса или управлении быстрорастущей компанией, когда нужно выбрать правильную стратегию захвата рынка | Социальный навык— умение находить общий язык, устанавливать и поддерживать отношения с людьми вне зависимости от их предрасположения к этому |
|
|
Заключение
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определённого набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой – лидерство – это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Новые подходы концентрируют свое внимание на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, передать ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению целей.
|
Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию. Стиль руководства напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них менеджер добивается эффективности, структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допускает подчиненных к участию в решениях производственных проблем, в-третьих - безболезненно меняет стиль под нажимом начальства или обстоятельств. В любом случае стиль настоящего лидера должен быть гибким орудием эффективного управления производством.
Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.
Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся в компетенции лидера, основными являются: утверждение и развитие определенного типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; построение коалиций и развитие партнерских отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями.
Эффективность управления непосредственно связана с оптимальным использованием ресурсов организации при решении насущных проблем и ее способностью достойно встретить требования ближайшего будущего.
Список источников и литературы
1. Веснин В. Р. Менеджмент.
2. Виханский О. С., Наумов А.И., Менеджмент-1995 г.
3. Глухов В. В. Менеджмент.
4. Кабаченко Т. С. Психология в управлении человеческими ресурсами.
5. Карпов А. В. Психология менеджмента.
6. Никифоров Г. С. Психология менеджмента.
7. Поршнев А.К. Управление организацией.
8. Якокка Л. Карьера менеджера. М., 1995.
9. Мескон М. Х. Основы менеджмента. - М.: Человек, 1995.- 275с.
10. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера, 2004.
11. Роббинс С., Коултер М. Менеджмент, 2002.
12. Уоррен Беннис. «Совместное руководство». М. 1999.
13. В.А. Розанова. «Психология управления». М. 2000.
14. Джон П. Коттер. «Как стать эффективным руководителем». М. 2005.
15. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. «Управление персоналом». М. 2001 г.
16. Уоррен Беннис, Берт Нанус. «Лидеры». М. 2001.
17. Ландсберг М. «Лидерство. Видение, вдохновение и энергия». – М. 2004.
18. Томас Дж. Нефф, Джеймс М. Ситрин. «Уроки лидеров». М. 2003.