Контрольная работа
По дисциплине:
ЛИДЕРСТВО И УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ
Выполнила студентка группы 37УПд-11
Терлецкая Александра Олеговна
Проверил преподаватель:
ФИО
Симферополь 2020
Вариант 3. Ключевые компетенции лидерства
Содержание
Введение
1. Подход к лидерству с точки зрения власти и влияния
2. Список оптимальных лидерских компетенций
3. Навыки и компетенции лидеров различных организационных культур
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Актуальность проблемы. Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций.
Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
|
Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с руководством. Быть менеджером и быть лидером в организации — это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. В отличии собственно руководства лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.
Подход к лидерству с точки зрения власти и влияния
Не каждый менеджер и не каждый лидер являются лидером организации.
Ключевые компетенции (т.е. совокупность полномочий, прав и обязанностей) менеджера:
1. планирование (постановка целей и задач, планирование действий и предварительный расчет ресурсов);
2. управление подчиненными (формирование организационной структуры, определение позиций каждого, установление системы контроля);
|
3. осуществление контроля (мониторинг деятельности, выявление проблем и их устранение).
Ключевые компетенции лидера:
1. определение направления (общее видение цели, стратегия, формирование организационной культуры);
2. объединение людей (формирование и управление коммуникацией, создание коалиций, налаживание связей);
3. мотивация и побуждение (стимулирование активности и творчества, поддержание ценностей и эмоций, обучение).
Совмещение компетенций лидера и менеджера является залогом успешного функционирования организации и развития ее конкурентных преимуществ в условиях динамично меняющейся среды.
Во-первых, только лидеры организаций могут выработать эффективную стратегию организации в жестких конкурентных условиях и объединить организационные усилия, направленные на достижение поставленных целей.
Во-вторых, только лидеры организаций способны осуществить кардинальные изменения, определяющие успешность деятельности организации на перспективу. Нельзя принудить людей к творчеству и инновациям, но можно воодушевить их на эту деятельность.
В-третьих, в условиях ограниченности ресурсов лидер организации более эффективно решает сложные проблемы, оптимально использует кадровый потенциал. Он обладает гораздо большим количеством рычагов воздействия на мотивацию подчиненных.
В-четвертых, лидер организации скорее выстроит прочные партнерские взаимоотношения внутри организации и вне ее, нежели менеджер без лидерских качеств.
|
Таким образом, посредством лидерства осуществляются координация индивидуальных усилий членов группы, организация их действий, а следовательно, и управление людьми.
Рассмотрим теперь основные подходы к проблеме лидерства.
Лидерство является одним из важных и эффективных механизмов реализации власти в группе. Данный подход описывает эффективность лидерства в терминах властных полномочий и типов власти. Власть важна не только в плане влияния на подчинённых, но и влияния на партнеров, клиентов, а также вышестоящих руководителей и поставщиков.
Основные вопросы, на которые ищут ответ исследователи этого направления:
1) Каковы основные типы и источники власти?
2) Как приобретается власть и как она теряется лидерами?
3) Как власть определяет эффективность лидерства?
Власть –это способность одного человека влиять на поведение другого; основу власти составляет зависимость.
Лидеры пользуются властью для достижения своих целей.
Руководители должны отчетливо представлять себе взаимозависимость своих властных отношений к персоналу, который может проявить неповиновение и продемонстрировать собственную власть в той или иной форме противодействия приказам руководства. А такое противодействие приводит к неэффективной деятельности фирмы и повышению издержек.
Существует несколько подходов к анализу власти.
С правовой точки зрения власть рассматривается как нормативная и дисциплинарная. Нормативная власть представляет собой право собственника или наемного руководителя, действующего в рамках законодательных норм устанавливать условия труда и его оплату. Дисциплинарная власть представляет собой непосредственное право управлять действиями работника, определяя в рамках действующего законодательства режим дисциплины труда и изменение карательных санкций в случае его нарушения.
С экономической точки зрения власть определяется как способность того или иного хозяйствующего субъекта использовать в своих интересах ограниченные материальные, финансовые и человеческие ресурсы, необходимые для достижения целей, стоящих перед организацией, а объем власти оценивается пропорционально доле этих ресурсов, находящихся в распоряжении данного хозяйствующего субъекта.
С психологической точки зрения власть раскрывается через влияние на других людей. Инструментами влияния являются слова, жесты, мимика и символы – особые знаки, в которых с помощью условного обозначения подразумевается значимая ценность (например, царские регалии – корона, скипетр, держава, вызывающие у людей желание повиноваться). Сила влияния определяется степенью внушаемости людей, их склонностью принимать точку зрения других людей или терпимостью к точке зрения других людей, а также традициями, принятыми в данной организации и особенностями формирования организационной культуры. Особенностью психологической власти является то обстоятельство, что она не всегда отчетливо осознается людьми в отличие от власти правовой. Часто психологическая власть реализуется через лидерство того или иного лица.
Источники власти достаточно многообразны. Проанализируем некоторые из них.
1. Собственность. Это основной и исходный источник власти в любой организации, начиная от государства и заканчивая фирмой. Она содержит права владения, пользования, распоряжения и предполагает возможность передачи любого из этих прав другим лицам. Существуют разнообразные формы собственности. В рамках частной собственности, являющейся основой рыночной экономики имущество может принадлежать как физическому, так и юридическому лицу. Юридические лица организуют различные организационно-правовые формы предприятий, в которых и складываются свои механизмы реализации прав собственности. Они зафиксированы учредительными документами предприятия, которые являются организующей основой построения властной структуры;
2. Трудовой договор. Это источник власти, фиксирующий одновременно и легальный характер отношений подчинения, и согласие подчиняться. При заключении договора фиксируются права и обязанности обеих сторон – работника и работодателя. Трудовой договор закрепляет власть руководителя над подчиненным;
3. Полномочия. Этот источник власти реализуется посредством механизма делегирования полномочий, определяемого иерархической структурой фирмы. При делегировании полномочий происходит передача части прав и обязанностей в принятии решений и в осуществлении тех или иных действий из сферы деятельности руководителя подчиненному, который принимает на себя ответственность за них;
4. Квалификация и компетентность. Высококвалифицированный труд трудно регламентировать и контролировать. Поэтому компетентность квалифицированного работника также может являться источником серьезной власти на предприятии;
5. Неформальные структуры. Они возникают на общности интересов работников, имеют собственную властную иерархию, которая может оказаться в противоречии с интересами фирмы;
6. Доступ к информации. Возможности такого доступа на предприятии формируют неравноценную возможность получения информации сотрудниками и ее использования. Однако существуют такие формы как «утечка» информации и получение ее с использованием служебного положения. Такие формы также могут рассматриваться как источник власти в организации.
Существуют следующие типы власти, позволяющие влиять на поведение людей:
1) власть, основанная на страхе (например, боязнь увольнения или разглашения личной тайны);
2) власть, основанная на убеждении (например, успешная презентация нового товара может повлиять на заключение договоров на производство этого товара);
3) власть, основанная на вознаграждениях (повышение заработной платы, распределение премий и вознаграждений по итогам года, присвоение титулов и званий);
4) власть, основанная на владении важной информацией (особенно если эта информация необходима для принятия решений);
Различают 7 основных тактических способов власти:
1) убеждение (использование цифр, фактов, а также тщательно продуманная презентация идей и материалов);
2) дружелюбие (создание благоприятной атмосферы, проявление дружеского расположения до того, как предстоит обратиться к человеку с просьбой);
3) создание коалиции (объединение усилий, получение поддержки со стороны людей);
4) соглашение (использование переговоров для достижения согласия и получения желаемых результатов);
5) требование считаться с установленными правилами (напоминание об инструкциях, приказах, ранее сделанных распоряжениях и принятых решениях);
6) обращение к авторитетам (получение поддержки на более высоком уровне управления, а также обращение к примерам из практики известных преуспевающих компаний);
7) применение санкций (использование системы поощрений и мер дисциплинарного воздействия).