Если учебное заведение придерживается стратегии частичных изменений, то ее проект связан с решением проблем протекающих преимущественно в форме не связанных между собой единичных (локальных) нововведений, которые могут быть представлены в виде отдельных мини-проектов.
Локальные нововведения предусматривают небольшие изменения на конкретном узком участке работы учебного заведения. Если локальные новшества привнесены извне, педагогам – инноваторам и управленцам необходимо учесть внешние специфические особенности, которые могут оказать влияние на внедрение новшества. Специфические особенности могут коренным образом изменить само новшество или его целевые установки. Поэтому работа по проектированию инноваций или его освоению требует тщательного планирования. Планирование локальных (единичных) нововведений может быть представлено в инновационном мини-проекте, в котором найдут отражение основные этапы разработки инновационного проекта.
Модульные инновации можно рассматривать как совокупность локальных (единичных) нововведений, со всей выше представленной структурой разработки.
В случае рассмотрения системных инновационных изменений, можем говорить об инновационном проекте, имеющем достаточно сложную структуру в процессе проектирования которого, могут быть разработаны различные модели: управленческие, организационные, воспитательные, содержательные, нормативно-правовые, технологические. Каждая из моделей, в последующем, может быть рассмотрена как самостоятельный проект. Однако результаты проектирования будут более приближены к планируемым, если инновационный проект не затрагивает (меняет) систему в целом, а ограничивается одной или двумя наиболее важными системами деятельности.
|
Проектирование инновационных образовательных учреждений, если в них реализуются несколько проектов, проходит следующие этапы соорганизациисубъектов проектирования:
1. Концептуально-позиционный (ценностно-мировоззренческой соорганизации).
2. Образовательный (соорганизация культурно-образовательного самоопределения).
3. Организационный (соорганизация функционалов субъектов проектирования).
4. Управленческий (соорганизация способов коррективного управления субъектов проектирования и выход в режим саморазвития).
5. Нормативный (институализация в социокультурном пространстве).
Как было отмечено выше, при разработке и реализации проекта большое количество неопределенных факторов оказывают влияние на эти процессы, поэтому приводим здесь факторы, учет которых способствует эффективной деятельности, а также факторы, которые могут привести к негативным результатам.
Наиболее существенные предпосылки успешной реализации проекта:
1. Создание определенного центрального руководства с достаточными полномочиями на принятие решений, способного действовать энергично и целеустремленно.
2. Определение и четкая формулировка целей, выделение различий между старым и новым. Описание проекта.
3. Оценка экономии, которая должна быть достигнута.
4. Своевременное обучение лиц, выделенных для работы над проектом, желательно провести обучение еще до начала реализации проекта.
5. Выделение необходимых людских и финансовых средств, для осуществления планируемых изменений (лучше специалистов).
|
6. Позаботится о том, чтобы проводимые изменения соответствовали интересам большинства.
7. Обеспечение в проекте таких аспектов, которые заинтересовали бы всю организацию.
8. Поддержание коллектива в курсе дел относительно реализации проекта путем достаточно подробной информации (периодические сообщения, наглядная агитация, связь с общественностью, средства массовой информации).
9. Обеспечение наличия консультационной и информационной сети с четким разграничением компетенции и способностью решать конфликтные ситуации (не оставлять без внимания малейшие сигналы).
10. Постоянный контроль за узкими местами в проекте и быстрое реагирование на возникающие сложности.
11. Постоянная коррекция хода реализации проекта (планирование, согласование, информация и обучение).
12. Коррекция временного графика: проекты, рассчитанные на длительный период времени, нередко устаревают.
13. Постоянный контроль за полученными результатами: систематическая оценка хода реализации проекта. (6)
Основные причины неудачной реализации проектов (Опыт всемирного банка):
- отсутствие четко определенных целей проекта;
-недостаточный учет внешней среды;
-отсутствие эффективной системы управления проектом;
-недостаточное внимание к последствиям от реализации проекта (влияние на участников проекта, быстрому разрешению конфликтов, политическим и социальным аспектам).
Применение теоретических подходов при проектировании инновационной деятельности в образовании и управление педагогическими проектами позволит продуманно осуществлять инновации, рассматривая и учитывая многообразие реальных ситуаций, подводя научную основу под разработку и реализацию новых образовательных практик. Следует учитывать, что каждый конкретный случай требует специфических подходов и адекватных им методов решения.
|
Литература.
1. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. – М., СИНТЕГ – ГЕО, 1997.
2. Воропаев В.И. Управление проектами в России. – М., Аланс, 1995.
3. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. – М.: МАРО, 1996.
4. Добров Г.М. Прогнозирование науки и техники. – М.: Наука, 1977.
5. Джонс Дж. К. Методы проектирования: Пер. с англ. – 2-ое изд. – М.: Мир,1986.
6. Йеннекенс Ж. Осуществление преобразований. В кн. Менеджмент в условиях рыночной экономики. – Минск: ЭНИС, 1992.
7. Занковский А.Н. Организационная психология. - М., Флинта, 2000.
8. Моисеев А.М. Проектирование систем внутришкольного управления. – М., Педагогическое общество России,2001.
9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М., Наука, 1984.
10. Панов А.И. Проектная и экспертная работа в образовании. – Томск,1998.
11. Пономарева Г.М. Развитие образовательных систем и проблема реформирования образования.- М., Академический вестник, № 6, АПКиПРО, 2001.
12. Саймон Г. Науки об искусственном. – М.: Мир,1972
13. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры.// Вопросы философии, 1984. - №10. с.87-99.
14. Системный подход к отбору содержания, методов, организационных форм и средств обучения. - М., 1991.
15.Слободчиков В.И. Характеристика этапов социально-педагогического проектирования / Учительская газете, №41-45, 1992.