Если на этапе концептуальной проработки проекта подробно описываются практические проблемы и противоречия, которые возможно решить в рамках создаваемого проекта, определяются конкретные способы решения четко обозначенного круга практических проблем, то следующим этапом является определение категорий участников разрабатываемого проекта. Выстраивается общая картина кадрового, профессионального распределения участников, их взаимосвязи, прорабатываются способы их кооперации и координации. В рамках отдельных направлений деятельности определяются (выявляются) конкретные виды работ. Эти работы (направления) распределяются во временной последовательности с необходимыми ресурсными затратами. Фактически, по отдельным направлениям с учетом целевых установок общего проекта создаются своеобразные микропрограммы со своими целями и задачами.
Определение полного состава участников инновационного проекта, построения его функциональной и организационной структур для каждого проекта осуществляется на основе разработки предыдущего этапа – начальной фазе, когда определена предметная область проекта – цели, задачи, виды работ, основные результаты, масштабы, сложность, допустимые сроки.
На фазе разработки проекта определяют:
основные идеи реализации проекта; Определить, как сделать? Идеи реализации одного и того же проекта могут быть различными и зависят они от множества факторов, например на идеи реализации оказывают сильное влияние ресурсное обеспечение (кадровое, материально-техническое, финансовое, информационное), окружение (местные специфические условия) и множество других составляющих.
круг основных активных участников проекта; Определить кто будет разрабатывать проект? Рассматривая вопросы формирования группы разработчиков необходимо исходить из масштаба поставленных целей проекта и соответственно сложности, трудоемкости, научности, новизны решаемых в проекте задач. В состав участников разработки проекта могут входить как ученые, практики, инженеры той сферы или нескольких сфер в рамках которой (которых) осуществляется разработка проекта. Однако если проект локальный и осуществляется в рамках учебной дисциплины, то соответственно круг разработчиков значительно сужается и может быть ограничен специалистами данной дисциплины.
|
круг основных пассивных участников проекта; Определить кого касается проект? Неотъемлемой частью проектирования является прогнозирование того состояния, в который мы хотим перевести предмет разработки. В педагогике прогноз всех составляющих, которые будут претерпевать изменения в процессе проектирования (программы обучения, методы, приемы, технологии, набор и содержание учебных дисциплин, кадровый состав) можно определить исходя из того, с какими детьми предстоит работать в учебном заведении. Одаренные дети требуют одного набора этих составляющих, то есть для них нужны специальные программы, нетрадиционные методики, особое содержание образования, иногда и специальные помещения (лаборатории и пр.), особый кадровый состав педагогов, психологов, физиологов, то же можно сказать и про детей с ограниченными возможностями. Составляющие процесса обучения будут изменяться в зависимости от контингента учащихся того или иного типа и вида учебного заведения и это необходимо учитывать в процессе проектирования.
|
мотивации участников проекта. Определить каковы мотивации участников?
Ответы на эти вопросы позволяют выявить участников проекта, их цели, мотивации, определить взаимоотношения и на этой основе принять обоснованное решение по организации и управлению проектом. Учитывая, что по степени мотивации к инновациям коллектив разделяется на четыре группы в следующем процентном соотношении: лидеры –1-3%; позитивисты – 50-60%; нейтралы – 30%; негативисты 10-20%, необходимо используя имеющиеся управленческие методики по мотивации коллектива на нововведения перевести в группу с повышенной мотивацией, достаточно большую группу слабо мотивированных.
Разработка инновационного проекта включает следующие работы:
назначение научного руководителя проекта и формирования команды, в первую очередь ключевых членов команды;
установление деловых контактов и изучение целей и мотивации участников инновационного проекта;
развитие концепции и разработка основного содержания проекта (конечные результаты; стандарты качества; структура проекта; основные работы; требуемые ресурсы);
структурное планирование (декомпозиция проекта; календарные планы; смета и бюджет проекта; потребность в ресурсах; процедуры управления проектом и техника контроля; определение рисков).
Таким образом, обязательным условием успешной работы является специально организованная работа с коллективом исполнителей: их отбор, формирование команды, мотивация на разработку и выполнение проекта, корректировку задач и т.п. Формы этой работы определяются особо в каждом конкретном случае.
При разработке проекта используются: методы структурной декомпозиции; методы имитационного моделирования; методы календарного планирования; временной, стоимостной, ресурсный анализ, планирование ресурсов и затрат; учет риска, надежности; методы управления качеством; методы управления риском; методы проектного анализа.