Определение конструктивных размеров зубчатых колес




Зубчатые колеса состоят из обода, несущего зубья, ступицы, насаживаемой на вал, и диска, соединяющего обод со ступицей. Цилиндрические и конические зубчатые колеса малых диаметров выпол­няют обычно коваными, при диаметрах до 500 мм - коваными или штам­пованными, при больших диаметрах - литыми с диском или со спицами.

Штампованные заготовки по форме соответствуют готовым деталям, поэтому механическая обработка нерабочих поверхностей не требуется.

Шестерни конструируют в двух исполнениях. Если шестерня выполнена в виде вала-шестерни, то её основные размеры должны быть определены при расчете зубчатой передачи на прочность. Если шестерня (или зубчатое колесо) изготавливается отдельно и затем насаживается на вал, например, посредством шпон­ки, то кроме известных размеров определяют также следующие (табл. 2.1):

 

Таблица 2.1 - Определение параметров зубчатых металлических колес

 

Параметры Формула
Диаметр ступицы стальных колес Длина ступицы Толщина обода цилиндрических колес То же, конических колес Толщина диска кованых колес То же, штампованных колес То же, литых колес

Примечания: - диаметр вала под зубчатым колесом; в – ширина зубчатого колеса.

 

Конические зубчатые стальные колеса при диаметрах до 500 мм изготовляют ковкой или штамповкой; при диаметрах, больших 300 мм, конические колеса можно изготовлять либо из стального, либо из чугунного литья.

Червяки выполняют, как правило, за одно целое с валом либо фрезерованием, либо нарезанием на токарных станках.

Червячные колеса изготовляют обычно составными: венец - бронзовый, центр чугунный или стальной. Венец соединяется с цен­тром либо посадкой с натягом, либо болтами, поставленными без зазора в отверстия.

Натяг бронзового венца на центре во время работы червячного колеса уменьшается, так как коэффициент линейного расширения бронзы больше, чем у чугуна или стали. Во избежание смещения венца относительно центра на стыке между ними устанавливают 4-6 винтов и проверяют их на срез по допускаемым напряжениям . Резьбу в отверстиях проверяют на смятие по допускаемым напряжениям: для бронзы , для чугуна

Определение конструктивных размеров

Корпуса редуктора

Редуктор состоит из основания (корпуса) и крышки, соединяемых болтами. Плоскость разъема проходит через оси валов. Иногда применяют неразъемные корпуса со съемными крышками.

Материал корпуса обычно чугун СЧ10 или СЧ15. Сварные конструк­ции из листовой стали Ст. 2 и Ст. 3 применяют редко.

Ориентировочные размеры элементов литых корпусов определяют по данным таблицы 3.1.

 

Таблица 3.1 - Определение размеров основных элементов корпуса редуктора из чугуна

 

Параметры Ориентировочные размеры
  Толщина стенки корпуса и крышки редуктора:   одноступенчатого цилиндрического одноступенчатого конического одноступенчатого червячного Толщина верхнего пояса (фланца) корпуса Толщина нижнего пояса (фланца) крышки Толщине нижнего пояса корпуса Толщина ребер основания корпуса Толщина ребер крышки   во всех случаях

 

 

Компоновка редуктора

Компоновку обычно проводят в два этапа. Первый этап служит для приближенного определения положения зубчатых колес, а также полумуфт, звездочек и других элементов, закрепленных на валах, с целью последующего определения опорных реакций и подбора подшипников.

Компоновочный чертеж выполняют в одной проекции в виде раз­реза по осям валов при снятой крышке редуктора в масштабе 1:1. На чертеже валы показывают осевыми линиями, а зубчатые колеса в виде прямоугольников, затем очерчивают внутреннюю стенку корпу­са редуктора, принимая зазоры в соответствии с изложенными выше рекомендациями. После этого производят предварительный выбор под­шипников, причем их габариты выбирают по диаметру вала в месте посадки и упрощенно показывают их на чертеже. Одновременно реша­ется вопрос о необходимости установки мазеудерживающих колец, которые препятствуют вымыванию пластичной смазки из подшипников, На основании этих данных определяют расстояния между опорами валов.

Второй этап компоновки редуктора имеет целью конструктивно оформить зубчатые колеса, валы, корпус, подшипниковые узлы и подготовить данные для проверки прочности валов и других деталей. При этом валы, зубчатые колеса, подшипники, мазеудерживающие коль­ца, крышки подшипников и т.д. вычерчиваются по конструктивным размерам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: