Вопрос 13. Ногайский период в волго-уральском регионе.
Еще одним тюркским народом, издревле проживающим в Волго-Уральском регионе, являются башкиры. По данным переписи 1989 г. в СССР проживало около 1 млн. 450 тыс. башкир, в Российской Федерации – 1 млн. 345 тыс. В Башкирской АССР (ныне Республика Башкортостан) на то время жило около 864 тыс. башкир.
По данным Всероссийской переписи 2002 г. в Российской Федерации на этот год проживало 1 млн. 674 тыс. башкир.
Хотя основная часть башкирского народа расселена на территории Республики Башкортостан, значительные по численности группы башкир проживают также в Татарстане, в Оренбургской, Свердловской, Челябинской, Тюменской, Курганской областях, Пермском крае. Самоназвание башкир – башkорт, от этого термина происходит и русское их название – башкир. К сегодняшнему дню предложено более двух десятков толкований происхождения этого этнонима, из которых наиболее известными являются два нижеследующих.
1. Термин башkорт раскладывается на две составные части: баш ‘голова; главный’ и kорт, корень имеющийся в тюркских языках огузской группы, означающий ‘волк’. Волк занимал значительное место в языческих верованиях древних тюрков, достаточно вспомнить легенду о происхождении тюрков.
2. Этноним башkорт рассматривается как трехсоставное слово: баш ‘голова; главный’, kор ‘круг; корень; племя’ и -т – суффикс множественного числа, заимствованный из монгольских языков.
Башкирский народ принято подразделять на три основные этнографические группы, отличающиеся своим происхождением, расселением, языком, хозяйственным укладом и традиционной культурой: северо-западную (в центральных и северо-западных районах Башкирии, на юге Пермского края) восточную (на востоке Башкирии и в Челябинской обл.) и южную (на юге Башкирии и в Оренбургской обл.).
|
Начальный этап истории башкирского народа связывается с тюркским печенежским союзом племен, сложившимся в VII-VIII вв. в Приаралье и на р.Сырдарье. В составе этого союза предки башкир, известные восточным средневековым источникам под именами баджгардов и бурджан, в VIII-IX вв. проникают в степные и лесостепные районы, лежащие между Волгой и Южным Уралом. Здесь на территории Бугульминской возвышенности (юго-восток Татарстана и прилегающие районы Башкирии и Оренбургской обл.), ограниченной с северо-востока средним течением р.Белой, с запада – левыми притоками р.Волги, а с юга – степями, лежащими в бассейне р.Самары в IX-X вв. складывается группировка древнебашкирских племен.
Предполагается, что в этот период башкиры тесно и интенсивно контактировали древнемадьярскими племенами (предками венгров), жившими по соседству в центральных и северных районах современной Башкирии. Согласно некоторым средневековым венгерским историческим и псевдоисторическим сочинениям, прародина венгров находилась далеко на востоке в легендарной стране Ungaria Magna (‘Великая Венгрия’). В сочинениях арабских и персидских географов, начиная с X в. названия мадьяр и башкир часто отождествлялись, и о башкирах и мадьярах говорили, как об одном и том же народе. Такое отождествление привело к тому, что с XIII в. в европейских источниках земля башкир стала связываться с «Великой Венгрией». Однако, вряд ли можно говорить о том, что предки башкир столкнулись и длительное время контактировали в Южном Приуралье с прямыми предками нынешнего венгерского народа. Есть основания предполагать, что еще до прихода прихода в этот край предков башкир, протомадьярские племена действительно проживали в бассейне р.Белой и некоторых сопредельных районах, проникнув туда из-за Урала еще в VI в. н.э. Археологическим аналогом этих племен принято считать носителей кушнаренковской и караякуповской археологических культур (VI – IX вв.), распространенных в бассейне Белой, в верховьях р. Урал и отчасти на Нижней Каме. По всей видимости, не позже рубежа VIII-IX вв. какая-то часть этих племен, возможно под давлением булгар и древних башкир, проникших в эту эпоху соответственно в Среднее Поволжье и Южное Предуралье, покинула свои прежние земли и уже в начале IX в. оказалась в Подонье, в пределах Хазарского каганата (см. раздел 3.5.). Позднее (в 896 г.) именно эта группа протомадьяр вторглась в Паннонию (нынешняя Венгрия) послужила этнической основой для сложения венгерского народа. Таким образом, предки башкир могли взаимодействовать и постепенно ассимлировать лишь ту часть протомадьяр, которая осталась на прежней территории. Венгерский путешественник монах Юлиан, посетивший Волжскую Булгарию в 20-х гг. XIII в., позднее писал, что встретил в одном из ее городов язычников, говоривших на языке, похожем на венгерский. Вероятно, это и были последние остатки тех самых протомадьяр.
|
Первые письменные известия о башкирах в Волго-Уралье относятся к X в. По сообщению арабского ученого ибн-Русте (X в.), одна из групп башкир населяла земли в непосредственной близости от Волжской Булгарии и находилась в зависимости от булгарского царя. Другой восточный сочинитель X в. – ал-Балхи писал, что башкиры делились на два племени, одно из которых жило по соседству с булгарами. Арабский путешественник Ахмед ибн-Фадлан, участвовавший в путешествии арабского посольства в Волжскую Булгарию в 922 г., лично столкнулся с башкирами, и в своем отчете о путешествии поместил их земли – «страну народа из тюрок по имени башкард» – по левым притокам Волги – Иргизу, Моче, Кинели, Самаре, Кундурче. Эти и другие ранние известия о башкирах говорят о тесном взаимодействии древних башкир с волжскими булгарами.
|
По всей видимости, уже изначально башкирский этнос в Предуралье представлял из себя конгломерат различных по происхождению племенных групп, которые к тому же постоянно смешивались друг с другом и включали в свой состав иноэтнические компоненты. После монгольского вторжения в Восточную Европу башкирские земли оказались включенными в состав Улуса Джучи – Золотой Орды. В XIII-XIV вв. произошел мощный приток на башкирские земли кипчакских племен, который происходил параллельно с таким же притоком кипчаков на волжско-булгарские земли (см. разделы 3.9.и 3.10.). Кипчакская миграция окончательно определила культурный и языковой облик башкирских племен. Как и татарский, современный башкирский язык относится именно к кипчакской группе тюркских языков. К концу XIV в. этническая территория башкир значительно расширилась к северу и востоку и приобрела очертания близкие к современным.
После распада Золотой Орды, в XV в. – первой половине XVI вв. большая часть башкирских племен подпала под власть ханов Ногайской Орды (ханства). Основное население Ногайской Орды составляли племена, некогда (в XIII в.) входившие в состав войска золотоордынского темника Ногая (отсюда и данное название). В золотоордынскую эпоху монгольское племя мангыт, из которого и происходил Ногай смешалось тюрками-кипчаками и полностью кипчакизировалось. К началу XV в. ногайцы стали властвовать на всей территории Волго-Яицкого междуречья (Яик – старое название р. Урал), а на севере их господство распространилось на большую часть Башкирии: на западе оно достигало нижнего течения р. Белой, а на востоке рр. Яика и Ая.
В первой половине XVI в. Ногайское ханство распалось на две самостоятельные орды – Большую и Малую. Башкиры остались под властью Большой Ногайской Орды. Ногайский гнет привел к тому, что в XV в. усилился отток башкирского населения из юго-западной части Башкирии в ее северные районы – в леса нижнебельской долины, а также на юг нынешней Пермского края и в горный Урал. В этот же период башкиры начинают заселять левый берег р. Камы. В первой половине XVI в. борьба башкир с ногайскими феодалами резко обострилась. В середине XVI в. ногайские правители, ослабленные десятилетиями межклановой борьбы, с большим уроном для себя пережившие небывалый голод и эпидемию чумы конца 1540-х гг., уже не смогли удерживать под своим контролем башкирские племена. После падения Казанского ханства большая часть ногайцев переселилась в низовья Волги и на Северный Кавказ. Однако, часть их осталась на башкирских землях и быстро растворилась среди башкир, главным образом, среди южных. Длительным ногайским господством и значительными масштабами башкирско-ногайского смешения объясняется обычай, распространенный в прошлом среди казахов и среднеазиатских народов, называть башкир словом нугай ‘ногаец’. В середине – второй половине XVI в. бóльшая часть башкирских племен перешла под русское подданство.
Последние значительные вкрапления иноэтнических компонентов в башкирскую среду происходили в XVII-XVIII вв., что в итоге и привело к окончательному сложению современных этнографических групп башкир. Помимо ногайцев, южные и особенно восточные башкиры в эту эпоху поддерживали тесные связи с казахами и каракалпаками. В XVII в. в их среде растворились отдельные группы калмыков, проникших в Поволжье и на Южный Урал из степей Казахстана. Эти контакты и смешения способствовали сохранению вплоть до начала XX в. у южных и восточных башкир ярко выраженного степного кочевого уклада жизни.
В то же самое время на северо-западные башкирские земли переселяется значительное число переселенцев из Среднего Поволжья – татар, чувашей, марийцев, мордвы и удмуртов, которые также в большей или меньшей степени смешивались с башкирами. Особенно сильным было смешение и этнокультурное взаимодействие башкир с татарскими переселенцами, чему безусловно способствовали приверженность обоих народов к мусульманской религии, а также чрезвычайная близость татарского и башкирского языков. Для того, чтобы проиллюстрировать последнее положение, достаточно сказать, что вплоть до 1920-х гг. у башкир не существовало своего письменного литературного языка. Грамотные башкиры в качестве такового использовали татарский язык и в общем-то не испытывали при этом никаких особых проблем. В результате данного взаимодействия в XVII-XIX вв. складывается этнографическая группа северо-западных башкир, существенно отличающаяся по своей культуре от южных и восточных башкир. Именно у северо-западных башкир, под воздействием их новых соседей, сравнительно рано произошел переход от кочевого скотоводства к стойловому, а также появилось земледелие.
После присоединения Башкирии к России в рамках Российского государства завершилась консолидация башкирских родоплеменных группировок в единую народность. Не всегда взаимоотношения между российским правительством и башкирами складывались мирно. Национальный и феодальный гнет, который испытывали башкиры под властью российской короны, неоднократно вызывал организованное вооруженное сопротивление башкир, так называемые «башкирские восстания» XVII-XVIII вв., в которых помимо башкир, принимали активное участие и другие народы края. Широко известно также участие башкир в пугачевской Крестьянской войне 1773-1775 гг., под руководством Салавата Юлаева, ставшего башкирским национальным героем. Для того, чтобы усилить контроль за башкирами и окончательно включить их в государственную систему Российской империи в 1798 г. специальным указом все башкирское население было превращено в иррегулярное казачье войско и оставалось таким вплоть до 1863 г. Развитие капитализма в России в XIX в. привело к окончательному разрушению родоплеменных отношений у башкир.
После Октября 1917 г. пришел новый этап в развитии башкирской нации. У башкир наконец появился свой национальный литературный язык, и следовательно, национальная литература, своя довольно многочисленная творческая интеллигенция, свой театр и т.п. Кроме того, башкирам удалось создать свою национально-территориальную автономию в рамках Российской Федерации (см. также раздел 3.10.). 23 марта 1919 г. была образована Башкирская АССР в составе РСФСР. С февраля 1992 г. она официально именуется Республикой Башкортостан.