Основные положения
По конструкции погрузочно-транспортные машины делят на два типа [1, 3]:
- с совмещенным погрузочно-транспортным ковшом, самостоятельно загружающимся и служащим для транспортирования горной массы к месту разгрузки (тип ПД);
- с ковшовым исполнительным органом для погрузки горной массы в транспортный кузов, расположенный на самой машине (тип ПТ).
Машины типа ПД обеспечивают фронтальную или боковую разгрузку ковша, а типа ПТ – только заднюю разгрузку ковша. Машины имеют пневмошинный ход. Привод машин может быть электрический, дизельный и пневматический. Преимущества погрузочно-транспортных машин: возможность осуществления погрузки, транспортирования и разгрузки одной машиной; возможность использования их на вспомогательных операциях по зачистке почвы, оборудованию дорог, доставке вспомогательных грузов в забой в ковше или кузове.
Рациональная длина транспортирования составляет 250-300 м. Углы наклона выработок, по которым перевозится груз, равны 10°¸15°. Перегон машины может осуществляться по выработкам с углом наклона до 20°.
Минимальные радиусы закругления составляют 8¸10 м. Погрузочно-транспортные машины используют в основном в рудных шахтах на подготовительных и очистных работах.
Значительное распространение получила машина типа ПД с шарнирно-сочлененной рамой (рис.7.1). На полураме 4 расположен погрузочный орган, состоящий из ковша 3, стрелы 2, силовых гидроцилиндров 7 (два для подъема стрелы, два для поворота ковша). На задней полураме 5 расположены двигатель, масляный бак, гидронасос, трансмиссия, механизм поворота машины 6 и кабина 1.
Рис.7.1. Погрузочно-транспортная машина типа ПД
|
Если в машине применяется дизельный двигатель, то он дополняется специальным очистительным устройством для выхлопных газов.
Погрузочно-транспортные машины типа ПТ (рис.7.2) состоят из ковшового погрузочного органа 1 с нижним черпанием, рамы, установленной на пневмоходу 2, кузова 6 и системы управления 7. Ковш закреплен на шарнирной рукоятке 3 и поднимается с помощью цепи 4, наматываемой на барабан лебедки. Рессоры 5 служат для амортизации ударов рукоятки 3 при разгрузке ковша в кузов 6. Кузов разгружается при опрокидывании назад, при этом откидывается задний борт 8, освобождая груз для высыпания.
Все колеса машины являются ведущими, что обеспечивает высокую проходимость, большую напорную силу при внедрении ковша в отвал горной
Рис.7.2. Погрузочно-транспортная машина типа ПТ
массы. Машина имеет большую маневренность, поскольку каждая пара колес поворачивается в разные стороны независимо. В настоящее время промышленность выпускает погрузочно-транспортные машины типа ПД с грузоподъемностью ковша 2, 3, 5, 8 и 12 т и типа ПТ с грузоподъемностью кузова 2, 5, 4, 6, 10 и 16 т. Максимальная скорость передвижения машины – 18¸30 км/ч, средняя – 7¸12 км/ч.
Эксплуатационная производительность погрузочно-транспортной машины [1]
, т/ч, (7.1)
где g – плотность горной массы, т/м3; KЗ – коэффициент заполнения емкости; K и – коэффициент использования машины во времени; V – вместимость грузонесущего органа (кузова или ковша), м3; Tц – время цикла по перемещению груза, с.
Время цикла
Tц = tn + tдв + tраз, с, (7.2)
где tn – время загрузки грузонесущей емкости, с; tдв – время движения машины от забоя до пункта разгрузки и обратно, с; tраз – время разгрузки машины, с.
|
Значение tn определяется равенством
tn = Kвр × nц × tц × kм / KЗ, (7.3)
где Kвр – коэффициент, учитывающий время, затрачиваемое на разборку негабарита в забое (Kвр = 1,15¸1,2); nц – число циклов черпания ковшом (для машины типа ПД nц = 1); tц – время цикла черпания погрузочным ковшом, с (для машин типа ПД tц = 50 с); kм – коэффициент, учитывающий время, затрачиваемое на маневры машины в забое (kм =1,3); KЗ = 0,75¸0,9 – коэффициент заполнения ковша.
Время движения машины
tдв = 3600 × Lдв × Kдв × , с, (7.4)
где Lдв – длина транспортирования, км; υгр, υnop – скорость движения соответственно груженой и порожней машины, км/ч; Kдв = 1,25¸1,3 – коэффициент, учитывающий неравномерность движения машины.
Время разгрузки машины принимается tраз = 30¸40 с.
Если грузонесущая способность одинаковая, то производительность машины с грузонесущим ковшом оказывается значительно большей по сравнению с машиной с грузонесущим кузовом.
Анализ зависимости (7.1) показывает, что производительность погрузочно-транспортной машины падает по гиперболическому закону с увеличением дальности транспортирования L, времени загрузки и разгрузки машины.
Возможное число рейсов машины за смену
, (7.5)
где tсм – время смены, мин; tпз = 40¸50 – продолжительность подготовительно-заключительных операций, мин.
Потребное число рейсов в смену
, (7.6)
где Aсм – количество горной массы, которую необходимо вывезти в течение смены из забоев, т; Kн – коэффициент часовой неравномерности работы машины.
|
Потребное число машин
zин = Kр × , (7.7)
где Kр = 1,25¸1,5 – инвентарный коэффициент, учитывающий нахождение
машины в ремонте (меньшие значения принимают при двухсменной работе, большие – при трехсменной).
Задание. На основании данных табл.7.1 определить эксплуатационную производительность Q погрузочно-транспортной машины (ПТМ), потребное число машин zин. Построить график зависимости Q = f (Lдв).
Пример.
Исходные данные:
тип ПТМ – ПД; g = 5,1 т/м3; KЗ = 0,8; Kи = 0,8; V = 2,5 м3; Kвр = 1,2; nц = 1; tц = 50 с.; kм = 1,3; Lдв = 0,25 км; Kдв = 1,3; υгр = 12 км/ч; υпор = 25 км/ч; tраз = 30 с.; tсм = 360 мин.; tпз = 40 мин; Aсм = 1200 т.; Kн = 0,9; Kр = 1,5.
Для определения производительности Q по формуле (7.1) необходимо вначале определить время цикла по формуле (7.2). При этом необходимо определить в формуле (7.2) слагаемые.
Значение tn определяется из выражения (7.3)
tn = 1,2 × 1 × 50 × 1,3 / 0,8 = 97,5 с.
Время движения машины определим по формуле (7.4)
tдв = 3600 × 0,25 × 1,3 × = 144,3 с.
Время цикла на основании формулы (7.2)
Tц = 97,5 + 144,3 + 30 = 271,8 » 272 с.
Эксплуатационная производительность погрузочно-транспортной машины согласно формуле (7.1)
т/ч.
Возможное число рейсов машины за смену исходя из формулы (7.5)
» 70.
Потребное число рейсов в смену согласно формуле (7.6)
= 105,88 » 106.
Потребное число машин согласно формуле (7.7)
zин = 1,5 × = 2,25.
Округляем zин до 3.
Варианты заданий по расчёту производительности и потребного числа погрузочно-транспортных машин (ПТМ).
Таблица 7.1
№ | Тип ПТМ | V, м3 | g, т/м3 | KЗ | Kи | Kвр | nц | tц, с | kм | Lдв, км | Kдв | υгр, км/ч | υпор, км/ч | tраз, с | tсм, мин | tпз, мин | Aсм, т | Kн | Kр |
ПД | 4,9 | 0,75 | 0,6 | 1,15 | 1,3 | 0,15 | 1,25 | 0,8 | 1,25 | ||||||||||
ПД | 1,5 | 4,9 | 0,75 | 0,6 | 1,15 | 1,3 | 0,15 | 1,30 | 0,8 | 1,30 | |||||||||
ПД | 2,5 | 4,9 | 0,75 | 0,6 | 1,15 | 1,3 | 0,15 | 1,25 | 0,8 | 1,45 | |||||||||
ПД | 4,9 | 0,75 | 0,6 | 1,15 | 1,3 | 0,15 | 1,30 | 0,9 | 1,50 | ||||||||||
ПД | 4,9 | 0,75 | 0,6 | 1,15 | 1,3 | 0,15 | 1,25 | 0,9 | 1,25 | ||||||||||
ПТ | 5,3 | 0,75 | 0,6 | 1,15 | 1,3 | 0,15 | 1,30 | 0,8 | 1,30 | ||||||||||
ПТ | 5,3 | 0,75 | 0,6 | 1,15 | 1,3 | 0,15 | 1,25 | 0,8 | 1,45 | ||||||||||
ПТ | 2,5 | 5,3 | 0,75 | 0,6 | 1,15 | 1,3 | 0,15 | 1,30 | 0,8 | 1,50 | |||||||||
ПТ | 5,3 | 0,75 | 0,6 | 1,15 | 1,3 | 0,15 | 1,25 | 0,8 | 1,25 | ||||||||||
ПТ | 5,3 | 0,75 | 0,6 | 1,15 | 1,3 | 0,15 | 1,30 | 0,9 | 1,30 | ||||||||||
ПТ | 5,3 | 0,75 | 0,6 | 1,15 | 1,3 | 0,15 | 1,25 | 0,9 | 1,45 | ||||||||||
ПД | 4,1 | 0,85 | 0,7 | 1,20 | 1,3 | 0,20 | 1,30 | 0,8 | 1,50 | ||||||||||
ПД | 1,5 | 4,1 | 0,85 | 0,7 | 1,20 | 1,3 | 0,20 | 1,25 | 0,8 | 1,25 | |||||||||
ПД | 2,5 | 4,1 | 0,85 | 0,7 | 1,20 | 1,3 | 0,20 | 1,30 | 0,8 | 1,30 | |||||||||
ПД | 4,1 | 0,85 | 0,7 | 1,20 | 1,3 | 0,20 | 1,25 | 0,9 | 1,45 | ||||||||||
ПД | 4,1 | 0,85 | 0,7 | 1,20 | 1,3 | 0,20 | 1,30 | 0,9 | 1,50 | ||||||||||
ПТ | 4,3 | 0,85 | 0,7 | 1,20 | 1,3 | 0,20 | 1,25 | 0,8 | 1,25 | ||||||||||
ПТ | 4,3 | 0,85 | 0,7 | 1,20 | 1,3 | 0,20 | 1,30 | 0,8 | 1,30 | ||||||||||
ПТ | 2,5 | 4,3 | 0,85 | 0,7 | 1,20 | 1,3 | 0,20 | 1,25 | 0,8 | 1,45 | |||||||||
ПТ | 4,3 | 0,85 | 0,7 | 1,20 | 1,3 | 0,20 | 1,30 | 0,8 | 1,50 | ||||||||||
ПТ | 4,3 | 0,85 | 0,7 | 1,20 | 1,3 | 0,20 | 1,25 | 0,9 | 1,25 | ||||||||||
ПТ | 4,3 | 0,85 | 0,7 | 1,20 | 1,3 | 0,20 | 1,30 | 0,9 | 1,30 | ||||||||||
ПД | 3,0 | 0,90 | 0,75 | 1,15 | 1,3 | 0,30 | 1,25 | 0,8 | 1,45 | ||||||||||
ПД | 1,5 | 3,0 | 0,90 | 0,75 | 1,15 | 1,3 | 0,30 | 1,30 | 0,8 | 1,50 | |||||||||
ПД | 2,5 | 3,0 | 0,90 | 0,75 | 1,15 | 1,3 | 0,30 | 1,25 | 0,8 | 1,25 | |||||||||
ПД | 3,0 | 0,90 | 0,75 | 1,15 | 1,3 | 0,30 | 1,30 | 0,9 | 1,30 | ||||||||||
ПД | 3,0 | 0,90 | 0,75 | 1,15 | 1,3 | 0,30 | 1,25 | 0,9 | 1,45 | ||||||||||
ПТ | 3,5 | 0,90 | 0,75 | 1,15 | 1,3 | 0,30 | 1,30 | 0,8 | 1,50 | ||||||||||
ПТ | 3,5 | 0,90 | 0,75 | 1,15 | 1,3 | 0,30 | 1,25 | 0,8 | 1,25 | ||||||||||
ПТ | 2,5 | 3,5 | 0,90 | 0,75 | 1,15 | 1,3 | 0,30 | 1,30 | 0,8 | 1,30 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8