ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН




Основные положения

По конструкции погрузочно-транспортные машины делят на два типа [1, 3]:

- с совмещенным погрузочно-транспортным ковшом, самостоя­тельно загружающимся и служащим для транспортирования горной массы к месту разгрузки (тип ПД);

- с ковшовым исполнительным органом для погрузки горной массы в транспортный кузов, расположенный на самой маши­не (тип ПТ).

Машины типа ПД обеспечивают фронтальную или боковую разгрузку ковша, а типа ПТ – только заднюю разгрузку ков­ша. Машины имеют пневмошинный ход. Привод машин может быть электрический, дизельный и пневматический. Преимуще­ства погрузочно-транспортных машин: возможность осуществле­ния погрузки, транспортирования и разгрузки одной машиной; возможность использования их на вспомогательных операциях по зачистке почвы, оборудованию дорог, доставке вспомога­тельных грузов в забой в ковше или кузове.

Рациональная длина транспортирования составляет 250-300 м. Углы наклона выработок, по которым перевозится груз, равны 10°¸15°. Перегон машины может осуществляться по вы­работкам с углом наклона до 20°.

Минимальные радиусы закругления составляют 8¸10 м. По­грузочно-транспортные машины используют в основном в руд­ных шахтах на подготовительных и очистных работах.

Значительное распространение получила машина типа ПД с шарнирно-сочлененной рамой (рис.7.1). На полураме 4 рас­положен погрузочный орган, состоящий из ковша 3, стрелы 2, силовых гидроцилиндров 7 (два для подъема стрелы, два для поворота ковша). На задней полураме 5 расположены двига­тель, масляный бак, гидронасос, трансмиссия, механизм пово­рота машины 6 и кабина 1.


Рис.7.1. Погрузочно-транспортная машина типа ПД

 

Если в машине применяется дизельный двигатель, то он дополняется специальным очистительным устройством для вы­хлопных газов.

Погрузочно-транспортные машины типа ПТ (рис.7.2) со­стоят из ковшового погрузочного органа 1 с нижним черпани­ем, рамы, установленной на пневмоходу 2, кузова 6 и системы управления 7. Ковш закреплен на шарнирной рукоятке 3 и под­нимается с помощью цепи 4, наматываемой на барабан лебедки. Рессоры 5 служат для амортизации ударов рукоятки 3 при разгрузке ковша в кузов 6. Кузов разгружается при опрокиды­вании назад, при этом откидывается задний борт 8, освобождая груз для высыпания.

Все колеса машины являются ведущими, что обеспечивает высокую проходимость, большую напорную силу при внедрении ковша в отвал горной

Рис.7.2. Погрузочно-транспортная машина типа ПТ

 

массы. Машина имеет большую манев­ренность, поскольку каждая пара колес поворачивается в раз­ные стороны независимо. В настоящее время промышленность выпускает погрузочно-транспортные машины типа ПД с грузоподъемностью ковша 2, 3, 5, 8 и 12 т и типа ПТ с грузоподъем­ностью кузова 2, 5, 4, 6, 10 и 16 т. Максимальная скорость пе­редвижения машины – 18¸30 км/ч, средняя – 7¸12 км/ч.

Эксплуатационная производительность погрузочно-транспортной машины [1]

, т/ч, (7.1)

где g – плотность горной массы, т/м3; KЗ – коэффициент за­полнения емкости; K и – коэффициент использования машины во времени; V – вместимость грузонесущего органа (кузова или ковша), м3; Tц – время цикла по перемещению груза, с.

Время цикла

Tц = tn + tдв + tраз, с, (7.2)

где tn – время загрузки грузонесущей емкости, с; tдв – время движения машины от забоя до пункта разгрузки и обратно, с; tраз – время разгрузки машины, с.

Значение tn определяется равенством

tn = Kвр × nц × tц × kм / KЗ, (7.3)

где Kвр – коэффициент, учитывающий время, затрачиваемое на разборку негабарита в забое (Kвр = 1,15¸1,2); nц – число цик­лов черпания ковшом (для машины типа ПД nц = 1); tц – вре­мя цикла черпания погрузочным ковшом, с (для машин типа ПД tц = 50 с); kм – коэффициент, учитывающий время, затра­чиваемое на маневры машины в забое (kм =1,3); KЗ = 0,75¸0,9 – коэффициент заполнения ковша.

Время движения машины

tдв = 3600 × Lдв × Kдв × , с, (7.4)

где Lдв – длина транспортирования, км; υгр, υnop – скорость дви­жения соответственно груженой и порожней машины, км/ч; Kдв = 1,25¸1,3 – коэффициент, учитывающий неравномерность движения машины.

Время разгрузки машины принимается tраз = 30¸40 с.

Если грузонесущая способность одинаковая, то производи­тельность машины с грузонесущим ковшом оказывается зна­чительно большей по сравнению с машиной с грузонесущим кузовом.

Анализ зависимости (7.1) показывает, что производитель­ность погрузочно-транспортной машины падает по гиперболи­ческому закону с увеличением дальности транспортирования L, времени загрузки и разгрузки машины.

Возможное число рейсов машины за смену

, (7.5)

где tсм – время смены, мин; tпз = 40¸50 – продолжительность подготовительно-заключительных операций, мин.

Потребное число рейсов в смену

, (7.6)

где Aсм – количество горной массы, которую необходимо вы­везти в течение смены из забоев, т; Kн – коэффициент часовой неравномерности работы машины.

Потребное число машин

zин = Kр × , (7.7)

где Kр = 1,25¸1,5 – инвентарный коэффициент, учитывающий нахождение
машины в ремонте (меньшие значения принимают при двухсменной работе, большие – при трехсменной).

Задание. На основании данных табл.7.1 определить эксплуатационную производительность Q погрузочно-транспортной машины (ПТМ), потребное число машин zин. Построить график зависимости Q = f (Lдв).

 

Пример.

Исходные данные:

тип ПТМ – ПД; g = 5,1 т/м3; KЗ = 0,8; Kи = 0,8; V = 2,5 м3; Kвр = 1,2; nц = 1; tц = 50 с.; kм = 1,3; Lдв = 0,25 км; Kдв = 1,3; υгр = 12 км/ч; υпор = 25 км/ч; tраз = 30 с.; tсм = 360 мин.; tпз = 40 мин; Aсм = 1200 т.; Kн = 0,9; Kр = 1,5.

 

Для определения производительности Q по формуле (7.1) необходимо вначале определить время цикла по формуле (7.2). При этом необходимо определить в формуле (7.2) слагаемые.

Значение tn определяется из выражения (7.3)

tn = 1,2 × 1 × 50 × 1,3 / 0,8 = 97,5 с.

Время движения машины определим по формуле (7.4)

tдв = 3600 × 0,25 × 1,3 × = 144,3 с.

Время цикла на основании формулы (7.2)

Tц = 97,5 + 144,3 + 30 = 271,8 » 272 с.

Эксплуатационная производительность погрузочно-транспортной машины согласно формуле (7.1)

т/ч.

Возможное число рейсов машины за смену исходя из формулы (7.5)

» 70.

Потребное число рейсов в смену согласно формуле (7.6)

= 105,88 » 106.

Потребное число машин согласно формуле (7.7)

zин = 1,5 × = 2,25.

Округляем zин до 3.

 


Варианты заданий по расчёту производительности и потребного числа погрузочно-транспортных машин (ПТМ).

Таблица 7.1

Тип ПТМ V, м3 g, т/м3 KЗ Kи Kвр nц tц, с kм Lдв, км Kдв υгр, км/ч υпор, км/ч tраз, с tсм, мин tпз, мин Aсм, т Kн Kр
  ПД   4,9 0,75 0,6 1,15     1,3 0,15 1,25             0,8 1,25
  ПД 1,5 4,9 0,75 0,6 1,15     1,3 0,15 1,30             0,8 1,30
  ПД 2,5 4,9 0,75 0,6 1,15     1,3 0,15 1,25             0,8 1,45
  ПД   4,9 0,75 0,6 1,15     1,3 0,15 1,30             0,9 1,50
  ПД   4,9 0,75 0,6 1,15     1,3 0,15 1,25             0,9 1,25
  ПТ   5,3 0,75 0,6 1,15     1,3 0,15 1,30             0,8 1,30
  ПТ   5,3 0,75 0,6 1,15     1,3 0,15 1,25             0,8 1,45
  ПТ 2,5 5,3 0,75 0,6 1,15     1,3 0,15 1,30             0,8 1,50
  ПТ   5,3 0,75 0,6 1,15     1,3 0,15 1,25             0,8 1,25
  ПТ   5,3 0,75 0,6 1,15     1,3 0,15 1,30             0,9 1,30
  ПТ   5,3 0,75 0,6 1,15     1,3 0,15 1,25             0,9 1,45
  ПД   4,1 0,85 0,7 1,20     1,3 0,20 1,30             0,8 1,50
  ПД 1,5 4,1 0,85 0,7 1,20     1,3 0,20 1,25             0,8 1,25
  ПД 2,5 4,1 0,85 0,7 1,20     1,3 0,20 1,30             0,8 1,30
  ПД   4,1 0,85 0,7 1,20     1,3 0,20 1,25             0,9 1,45
  ПД   4,1 0,85 0,7 1,20     1,3 0,20 1,30             0,9 1,50
  ПТ   4,3 0,85 0,7 1,20     1,3 0,20 1,25             0,8 1,25
  ПТ   4,3 0,85 0,7 1,20     1,3 0,20 1,30             0,8 1,30
  ПТ 2,5 4,3 0,85 0,7 1,20     1,3 0,20 1,25             0,8 1,45
  ПТ   4,3 0,85 0,7 1,20     1,3 0,20 1,30             0,8 1,50
  ПТ   4,3 0,85 0,7 1,20     1,3 0,20 1,25             0,9 1,25
  ПТ   4,3 0,85 0,7 1,20     1,3 0,20 1,30             0,9 1,30
  ПД   3,0 0,90 0,75 1,15     1,3 0,30 1,25             0,8 1,45
  ПД 1,5 3,0 0,90 0,75 1,15     1,3 0,30 1,30             0,8 1,50
  ПД 2,5 3,0 0,90 0,75 1,15     1,3 0,30 1,25             0,8 1,25
  ПД   3,0 0,90 0,75 1,15     1,3 0,30 1,30             0,9 1,30
  ПД   3,0 0,90 0,75 1,15     1,3 0,30 1,25             0,9 1,45
  ПТ   3,5 0,90 0,75 1,15     1,3 0,30 1,30             0,8 1,50
  ПТ   3,5 0,90 0,75 1,15     1,3 0,30 1,25             0,8 1,25
  ПТ 2,5 3,5 0,90 0,75 1,15     1,3 0,30 1,30             0,8 1,30

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: