О второй ступени ЭОТ.
ЭОТ - это аналитически действенный метод, помогающий раскрывать внутреннюю психическую причину проблем человека путем образного диалога с бессознательным миром клиента.
"Вторая ступень отличается большим вниманием к техникам и профессиональному использованию ЭОТ в психотерапевтической практике. Но участники учатся как всегда на себе.
Здесь ведется работа в тройках, участники пробуют себя как психотерапевты. Большое внимание уделяется принципам интерпретации образов, анализу проблемы, формированию и проверке гипотезы. Больше интервизии и супервизии. Участники также проходят личную проработку прямо на группе." Линде Н.Д.
– Обучение состоит из лекций, семинаров и практической работы, разделенных на несколько последовательных модулей по два-три дня (итого 72 академ. часа).
– Каждое занятие посвящено определённой теме (см.программу).
– Теоретическая часть включает в себя изучение основ метода, основных этапов работы методом ЭОТ, методов анализа и трансформации образов, основных моделей возникновения негативных эмоциональных состояний, философии метода и т.д.
– Во время практики ведущий проводит медитативные упражнения для группы, обсуждает и интерпретирует образы, при этом возникающие, работает над проблемами участников группы «на горячем стуле», проводит демонстрационные сессии.
– Участники также работают друг с другом в тройках под наблюдением и при поддержке ведущего, ведущий проводит супервизию их работы.
Программа 2-ой ступени ЭОТ.
Модуль 1. ( 19-20марта)
ü Практика работы с проблемой потери смысла жизни.
Понятие «Смысл жизни» (З. Фрейд, А. Адлер, В. Франкл,).
Выделенные в психоанализе фазы психосексуального развития итипы тревоги (оральная, сепарационная, кастрационная, экзистенциальная) (З.Фрейд). Подробный разбор.(Авторские схемы Ковалёвой Л.В.)
Четыре фундаментальных вопроса смысла бытия по А. Лэнгле.
Понятие «ложного» и «истинного» смысла жизни.
Медитативное упражнение: «Смысл жизни» (автор Н.Д. Линде).
Обратная связь по упражнению, практика построения первичной терапевтической гипотезы, «горячий стул» с коментариями.
Самостоятельная работа в тройках или парах- на всех темах.
ü Работа с Внутренним Ребёнком
Теория Эго-состояний по теории Э.Бёрна. Понятие внутреннего ребёнка. Естественный и адаптивный ребёнок. Понятие ребенка-саботажника. Травмированная часть и как ей помочь. К чему могут приводить родительские предписания и установки. Принципы работы с внутренним ребёнком в эмоционально-образной терапии.
Упражнение «Встреча с маленьким собой» или «Дом, в котором живёт ребёнок».
Обратная связь по упражнению, практика построения первичной терапевтической гипотезы, «горячий стул» с коментариями.
Самостоятельная работа в тройках.
Модуль 2. (16-17апреля)
ü Работа с психосоматическими заболеваниями
Определение. Особенности работы с психосоматикой. Стадии развития психосоматического симптома (Ф. Лёш). «Большая семерка»- семь классических психосоматозов. Модели возникновения психосомат.проблемм:
· Конверсионная модель З.Фрейда;
· Модель вегетативного невроза Ф.Александера;
· Психосоматика, как результат родительских предписаний;
· Психосоматика, как результат стремления к выгоде.
Медитативное упр. «Тело-цветок» (авт. Линде.Н.Д.)
Обратная связь по упражнению, практика построения первичной терапевтической гипотезы, «горячий стул» с коментариями.
Самостоятельная работа в тройках.
ü Работа с психосоматическими заболеваниями (болями)
Работа в ЭОТ с болями различной локализации. Механизм боли.
Исцеление головных, сердечных и других болей.
· Метод созерцания
· Метод прослушивания боли
· Метод обоняния боли
· Метод мысленного действия
· Метод выражения чувства
· Метод диалога
Работа с психосоматическими заболеваниями женской репродуктивнойсферы:
Эндометриоз; кисты; психологическое бесплодие.
Медитативное диагностическое упражнение.
Обратная связь по упражнению, практика построения первичной терапевтической гипотезы, «горячий стул» с коментариями.
Самостоятельная работа в тройках.
Модуль 3. (21-22 мая)
ü Практика работы с мужской и женской энергиями.
Западный подход (К.Г. Юнг): А́нима и Анимус-Внутренний Мужчина и Внутренняя Женщина. Их влияние, особенности взаимодействия. Влияние баланса на выбор партнера.
Восточный подход: Инь(женская энергия) и Ян(мужская энергия)- понятия восточной философии. Характеристики энергий. Взаимодействие этих энергий в природе и нашей жизни. Принцип мировой гармонии. Гармония энергий в теле, психике и в отношениях людей. Философия ЭОТ о мужских и женских энергиях.
Исследовательское упражнение «энергия Инь-Ян».
Обратная связь по упражнению, практика построения первичной терапевтической гипотезы, «горячий стул» с коментариями.
Самостоятельная работа в тройках.
ü Психологические границы.
Виды границ: физические, психологические и т.д.
Близость-дистанция;
Слияние –автономность;
Созависимость-взаимозависимость;
Жесткие-гибкие границы; Проницаемые-непробиваемые границы; Открытые –закрытые.
Упр. Авторское на границы.
Модуль 4. (18-19июня)
ü Работа с травмой.
Травматический стресс. Фазы психологической реакции на травму: Шок, отреагирование, переосмысление и принятие. Основные характеристики психологической травмы. Физиологические и психологические стрессоры. Позиция жертвы.
ПТСР. Характерные состояния и чувства пострадавших.
Методы работы: Энергетизация слабой части личности.Разрешение на выражение чувств.Отпор преследователям. Возврат причиненного зла.Конверсия негативной энергии.Упражнение «Повреждённый предмет» или подобное.Обратная связь по упражнению, практика построения первичной терапевтической гипотезы, «горячий стул» с коментариями.
Самостоятельная работа в тройках.
ü Структурная диссоциации личности и терапия последствий травмы.
(П.Жанэ; ЭлертР.С.;Ван дер Харт.)
-Фрагментированность личности.
-Причины.
-Механизм диссоциации, функции фрагментов личности.
-Особенности взаимодействия фрагментовличности.
-Пути решения в терапии.
Упражнение «Встреча с фрагментами» авт.Ковалёв Д.С.
Обратная связь по упражнению, практика построения первичной терапевтической гипотезы, «горячий стул» с коментариями.
Самостоятельная работа в тройках.
Модуль 5. (23-24 июля).
ü Работа с психологическими защитами в ЭОТ.
Теория психологических защит (З. Фрейд, Ф. Перлз, Н.Мак-Вильямс). Мышечная броня и подавленные чувства (В. Райх). Виды псих. защит: вытеснение, подавление, замораживание (Линде Н.Д.) и др.
Примеры образов психологических защит. Методы работы с психологическими защитами в ЭОТ.
Упражнение: «Путешествие в замороженную страну».
Обратная связь по упражнению, практика построения первичной терапевтической гипотезы, «горячий стул» с коментариями.
Самостоятельная работа в тройках.
ü Истинное «Я», Самость.
(К.Юнг; Л.Сонди; Б.Хеллингер)
-Истинное-ложное Я;
-диффузное Я,
-Тень-Персона;
-Интроекты, предки: навязанная судьба-свободная судьба;
-интеграция личностного потенциала.
Медитативное диагностическое упражнение «Встреча со своим истинным Я». Обсуждение результатов, формирование гипотез. Работа в тройках.