Задачи и приоритетные направления исследований




Тема 1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Требования к компетентности по теме

· знать и содержательно интерпретировать понятия «специальная (коррекционная) педагогика», «дефектология»; давать краткую характеристику этапов развития специальной педагогики в рамках дефектологии;

· уметь обосновать объект и предмет специальной педагогики; определять основные понятия специальной педагогики, раскрывать задачи и приоритетные направления исследований в специальной педагогике;

· называть предметные области специальной педагогики, характеризовать ее связи с другими отраслями научного знания;

· понимать роль и значение учебной дисциплины «Теория и практика специального образования в системе профессиональной подготовки учителя.

Основные вопросы

1. Становление и развитие специальной педагогики в рамках дефектологии.

2. Объект, предмет, основные понятия коррекционной педагогики.

3. Задачи и приоритетные направления исследований в специальной педагогике.

4. Предметные области специальной педагогики. Связь специальной педагогики с другими отраслями научного знания.

5. Учебная дисциплина «Теория и практика специального образования», ее значение и задачи в системе профессиональной подготовки педагога.

 

Становление и развитие специальной педагогики

В рамках дефектологии

 

Коррекционная педагогика как научное понятие и как научная отрасль педагогики обрела официальный статус сравнительно недавно. Становление коррекционной (специальной) педагогики происходило в рамках дефектологии (от лат. defectus – недостаток и греч. logos – слово, учение) – интегративной области научного знания о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, содержании, методах, формах организации их воспитания и обучения.

Исторически первыми возникли и стали развиваться в начале XIX века такие разделы отечественной дефектологии, как сурдопедагогика и тифлопедагогика, в последней четверти XIX века – олигофренопедагогика (рис. 1).

Рис.1. Научные отрасли дефектологии

Указанные научные разделы дефектологии уже в то время были направлены на разрешение проблем обучения и воспитания, культурного развития и преодоления нарушений в развитии у ребенка, нормализации его взаимодействия с окружающим миром, подготовки к взрослой и, насколько это возможно, самостоятельной жизни [4]. При этом основоположники отечественной сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики подчиняли свои научные поиски и практическую работу решению задач культурного развития и преодоления нарушений развития у детей посредством специального обучения и воспитания. Крупным достижением дореволюционного этапа развития дефектологии стало создание в России к началу ХХ века сети специальных учебных заведений для детей с нарушениями слуха, зрения и интеллектуальной недостаточностью. На следующем этапе развития, который соотносится со временем становления и укрепления советского государства, дефектология расширила сферу своих исследований и область их практического применения. В это время интенсивно развивалась теория и практика логопедии (рис. 1), осуществлялась разработка классификации детей с тяжелыми нарушениями речи и подходов к системной коррекции различных нарушений речи.

В конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века система специального образования охватывала уже не только детей с нарушенным слухом (глухих и слабослышащих), зрением (слепых и слабовидящих), детей с умственной недостаточностью, детей с тяжелыми нарушениями речи, но и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития.

Определенным достижением советского периода развития дефектологической науки стала разработка научно-методических основ дифференцированной системы специального образования учащихся с нарушениями психофизического развития. Были созданы восемь видов специальных школ; разработаны шестнадцать типов специального обучения. Появились специальные дошкольные учреждения, а также учебные заведения, в которых выпускники специальных школ могли получать дальнейшее общее и профессиональное образование. Для каждой категории детей, обучающихся в специальном учреждении образования соответствующего вида, были определены принципы, задачи, содержание обучения, формы организации учебного процесса, разработаны методы, приемы и средства коррекционно-педагогической деятельности. Основной проблемой современного этапа развития коррекционной педагогики является научное обеспечение процесса перехода к системе специального образования нового типа, ориентированной на ценности открытого гражданского общества и обеспечивающей инклюзивные процессы в образовании [4].

В 90-е годы ХХ века обществом была осознана необходимость отказа от употребления терминов, указывающих на дефект (недостаток), которые воспринимались как «ярлыки» уничижительного характера. В их число попали термины «дефектология», «дефект», «аномальные дети», «аномальное развитие», «умственная отсталость» и т.п., которые вышли из широкого употребления. Вместе с тем, до сих пор не найден социально приемлемый, корректный эквивалент термина «дефектология», адекватно отражающий содержание данной науки. Одни исследователи используют термин «коррекционная педагогика» как полностью адекватный термину «дефектология», другие охватывают этим термином и основы психолого-педагогических знаний о сущности и закономерностях образования детей, имеющих нерезко выраженные нарушения в развитии психики и отклонения в поведении. Еще одна группа исследователей применяет термин «коррекционная педагогика» для обозначения области педагогического знания, изучающей сферу педагогической помощи детям и подросткам, испытывающим адаптационные трудности в учреждениях образования. В настоящее время термины «специальная педагогика» и «коррекционная педагогика» используются в научном и социальном контекстах как синонимы для обозначения рассматриваемой отрасли педагогики.

Таким образом, коррекционная (специальная) педагогика – это отрасль педагогики, изучающая закономерности, условия, содержание, методы, формы, средства обучения и воспитания (образования) детей с нарушениями психофизического развития или с отклонениями в поведении, необходимые для достижения ими максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни [4]. Коррекционная педагогика занимается исследованием теории и практики специального образования лиц с нарушениями в физическом и (или) психическом развитии или в поведении, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств затруднительно или невозможно (по Н.М. Назаровой).

 

2. О бъект, предмет, основные понятия коррекционной педагогики

 

По вопросу объекта и предмета коррекционной педагогики у исследователей нет единой точки зрения. Большинство из них объектом коррекционной педагогики считают образование ребенка, имеющего нарушения в психофизическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и адаптацию в учреждениях образования. Поэтому логично выбрать в качестве объекта коррекционной (специальной) педагогики специальное образование детей (лиц) с особыми образовательными потребностями, рассматривая его как социокультурное явление. Разнообразны подходы исследователей и к определению предмета коррекционной педагогики. Некоторые из них представлены на рис. 2.

 

Рис.2. Предмет коррекционной педагогики

 

Обобщив вышесказанное, в качестве предмета коррекционной педагогики определим закономерности, условия, содержание, средства образования лиц с нарушениями психофизического развития или отклонениями в поведении. При этом, под нарушениями (отклонениями) в психофизическом развитии детей будем понимать общее наименование разнообразных трудностей (осложнений) развития детей.

Коррекционная педагогика как научная отрасль педагогики использует основные категории педагогики (образование, обучение, воспитание) и ее понятийный аппарат в целом. Вместе с тем, она оперирует собственными специальными понятиями и обозначающими их терминами. К основным понятиям специальной педагогики относятся «нарушение развития», «норма», «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация», коррекционно-педагогическая деятельность, специальное образование и др. Часть из них рассмотрим в рамках данной темы (табл.1).

Таблица 1

Другие понятия коррекционной педагогики будут определены при изложении содержания соответствующих тем и вопросов.

 

Задачи и приоритетные направления исследований



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: