Развитие музыкально – ритмических способностей детей,
На основе собственного опыта и системы «Солнышко» Е. Р. Ремизовской, составлена работа на тему: «Развитие музыкально-ритмических способностей детей на музыкальных занятиях», главной целью, которой является: развить творческую фантазию и воображение, а так же выразительно и эмоционально исполнить образы; уметь в движении передавать настроение.
В своей работе с детьми, отталкиваясь от системы Е.Р.Ремизовской, использую проведение тематических занятий, с логическими переходами-связками от одного вида деятельности к другому. С помощью вопросов, требующих активизации мысли ребят, создаю поисково-игровую ситуацию, в которой ребенок может активно и самостоятельно действовать. А так же использую занятия, которые объединены одной темой. Темами могут быть: «Кукла», «Медведь», «Осень» и т.д. Характерно и то, что дети на занятиях не пассивные слушатели, а активные деятели. Все занятие они находятся в движении. Через движения ребята показывают тот или иной образ.
Работая в группах раннего и младшего возраста, использую игровые, наглядно-зрительные, двигательные методы. Делаю акцент на эмоциональный настрой ребенка, его общего состояния и желания петь, танцевать. В раннем детстве, музыкально - ритмическая деятельность малыша, выражается в чисто импульсивной реакции на звуки музыки и отличается большой подражательностью. Активизируя ребенка своим исполнением, заставляю малышей реагировать веселым двигательным возбуждением на плясовую мелодию и более спокойно на колыбельную. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку посредством движения.
|
Чтобы дети лучше воспринимали музыку, чувствовали ее характер, на занятиях использую игрушки, иллюстрации, атрибуты. Например: погремушки, платочки, султанчики и т.д. Внимание ребенка в этом возрасте длится 10-15 секунд, поэтому чтобы заинтересовать малышей, «вовлечь в занятие», использую быструю смену видов деятельности, ввожу близкие им образы. Это зайка, киска, мишка и т.д. В развитии музыкально-ритмических способностей добиваюсь, чтобы малыши чувствовали метрическую пульсацию, исполнения простейших движений. Например: хлопки в ладоши, «пружинку», повороты кистями и другие.
Начиная со второй младшей группы, дети приобретают навыки правильного исполнения ритма, не только выполняя ритмические упражнения - хлопая в ладоши, притопывая ножкой, но и играя на музыкальных инструментах. Поэтому на занятиях использую колокольчик, деревянные ложки, погремушки, кубики. Развитие ритмического слуха, в дальнейшем поможет ребятам ритмично выполнять танцевальные движения, маршировать, выполнять упражнения.
Работая в средней группе, пришла к выводу, что дети хорошо чувствуют темповые и динамические изменения. Они с большим желанием танцуют, играют на музыкальных инструментах. На этом этапе широко использую различные музыкальные игры. Например: «Кот и мыши», «Зайцы и лиса», «Курочки и петушок» и другие. На простейших образах, игровых ситуациях, построена работа над координированным движением рук и ног. Совершенствуются основные движения: ходьба под музыку, легкий бег. Приучаю детей слушать музыку, вслушиваться в музыкальные фразы, слышать их окончание. На занятиях использую следующие методы: наглядный, игровой, показа, упражнения. Для успешного развития музыкально-ритмических способностей детей постоянно использую игру на детских музыкальных инструментах: металлофоны, бубны, колокольчики, барабаны, ксилофоны.
|
На занятиях в старшей группе, особое внимание обращаю на развитие самостоятельности детей, их творческую деятельность. Лучше всего это достигается в игре, так как развитие сюжета направляет музыка, определяя изменение и характер движений. Например, музыкальная игра «Ворон», русская народная мелодия. Объясняю ребятам, как выполнить хороводное движение по кругу, затем даю им возможность, прислушиваясь к музыке, словам песни, по-своему изобразить «ворона». Если у ребенка плохо, получается, выполнить роль водящего, то на следующем занятии предлагаю всем детям быть «воронами», упражняя их в характерной передаче образа.
Выразительности музыкально-игровых образов помогают творческие задания. Дети сами ищут движения, характерные тому или иному персонажу.
В подготовительной группе использую следующие методы работы: наглядный, игровой, метод упражнения. В ходе освоения навыков и умений, постоянно упражняю детей в движениях. При разучивании игр, хороводов, плясок последовательно усложняю задания, неоднократно повторяю выученный материал, закрепляю полученные знания. Например. На первом занятии учим движение «ковырялочка». Обращаю внимание детей только на «носок» и «пятку». На втором занятии закрепляю это умение и акцентирую внимание на точном исполнении притопа. На третьем занятии закрепляю предыдущие навыки, добиваюсь точного исполнения всего движения целиком. В последствии ставлю другие задачи.
|
На занятиях стараюсь использовать как можно больше атрибутов. Например: упражнения с ленточками, танец с кольцами, пляска с платочками, упражнения с султанчиками и другие.
Чтобы активизировать творческую деятельность детей, использую музыкальные игры. Они могут быть сюжетные, где присутствуют определенные персонажи (например: «Сапожник», «Садовник»), и несюжетные - двигаться в соответствии с характером, содержанием и формой музыкального произведения.
Выполнение творческих заданий стимулирует творческую самостоятельность ребят. Например: музыкальная игра И.Насауленко «Звездочет», развивает мышление и фантазию. Задание: придумать движение звездочета (думают, считают звезды, записывают подсчеты). Музыкальная игра Е.Ремизовской «Веселые нотки»: приучать детей слушать внимательно музыку, приседать точно в такт, выдержав паузу. Отталкиваясь от того или другого образа, на занятиях развиваю музыкально-ритмические способности детей, умение в движениях передавать настроение и характер музыки, а так же развиваю музыкальное мышление, память, фантазию.
Неотъемлемой частью занятия является игра на детских музыкальных инструментах. Это ударные (треугольник, барабан, бубен), духовые (дудочки, триолы, рожки), звуковысотные (металлофон, ксилофон). В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть, петь и подыгрывать себе и т.д. Все эти виды деятельности развивают детей и дают хорошую базу для исполнения танцев, упражнений.
В своей работе с детьми я использую разнообразные и разнохарактерные пляски, танцы, хороводы, упражнения, перестроения. Так же использую элементы бальных, классических танцев, комбинированных плясок, имеющих зафиксированные движения и свободную импровизацию. Например: пляска-игра «Собери друзей». Звучат две контрастные мелодии: первая - «От улыбки» В.Шаинского (отрывок куплета), дети идут спокойным шагом по кругу; другая - задорная, живая «Чунга-чанга» Шаинского, свободная пляска. Обращаю внимание детей на то, чтобы движения у каждого были разные, не повторялись.
В старших группах обучаю детей выполнять движения не только под фортепиано, но и под аккордеон. Это русские народные песни с движениями: «Во поле береза стояла», «По малину в сад пойдем», «А я по лугу» и т.д. Умение петь и выполнять движения под аккордеон, позволяет проводить праздники и развлечения на улице: «Масленица», «Здравствуй лето», «Праздник цветов» и т.д.
Особое удовольствие детям доставляет исполнение танцев, упражнений под фонограмму. Например: А.Лядов «Музыкальная табакерка» - «Танец лучиков», Брамс «Вальс» - «Лирический вальс», И.Дунаевский «Летите голуби» - упражнение с голубями, П.И.Чайковский «Сладкая греза» - танец подснежников и т.д. Звучание симфонического оркестра по-особенному настраивает детей, придает настроение величия, грациозности. Исполнение танцев под эстрадную музыку веселит их. Хорошо выученный и ритмично исполненный танец, поднимает эмоциональный настрой ребенка и вызывает гордость за правильное исполнение.