Радионавигационное оборудование




Радиокомпас АРК-9

Автоматический средневолновый радиокомпас АРК-9 обеспечивает получение непрерывного отсчета курсового угла радиостанции (угла между продольной осью вертолета и направлением на радиостанцию) и применяется для вертолетовожденкя по приводным и широковещательным радиостанциям.

Радиокомпас позволяет решать следующие навигационные задачи:
- совершать полет на радиостанцию и от радиостанции с визуальной индикацией курса;
- автоматически определять пеленг на радиостанцию по указателю курса;
- совершать заходы на посадку по приборам системы ОСП;
- работать как средневолновый радиоприемник.

Радиокомпас АРК-9 может использоваться в следующих режимах работы: «Компас», «Рамка», «Антенна». В этих режимах радиокомпас позволяет прослушивать сигналы станций, работающих как модулированными, так и немодулированными колебаниями. Прослушивание сигналов приводных радиостанций обеспечивается через телефонные гарнитуры летчика при установке переключателя абонентского аппарата СПУ-7 в положение «РК-1».

ПРИМЕЧАНИЕ.С рабочего места бортмеханика можно прослушивать сигналы, принимаемые радиокомпасами АРК-9 или АРК-У2 в зависимости от положения переключателя ППНГ-15К с трафаретом «ПРОСЛУШ: АРК-9 - АРК-У2», установленного в кабине летчиков на правой этажерке рядом с кнопкой «СПУ».

В комплект радиокомпаса АРК-9 входят: приемник, пульт дистанционного управления, блок направленной антенны (рамочная антенна), дистанционный переключатель волн (ДПВ), антенный усилитель (антенный блок), блок питания.

Указателями курса радиокомпаса АРК-9 служат совмещенные указатели УГР-4УК.

Питание радиокомпаса АРК-9 осуществляется от аккумуляторной шины через автомат защиты сети АЗСГК-2 «АРК-9» и шины переменного тока «~115 В» через стеклянно-плавкий предохранитель СП-1.

Диапазон частот: - поддиапазон I - поддиапазон II - поддиапазон III - поддиапазон IV от 150 до 1300 кГц 150...300 кГц 300...600 кГц 600...900 кГц 900...1300 кГц
Чувствительность приемника радиокомпаса в режиме «Антенна» при уровне шумов на выходе не более 10 В при установке переключателя «ТЛФ -ТЛГ»: а) в положение «ТЛФ»: - на поддиапазоне I - на остальных поддиапазонах при соотношении сигнал-шум 1,5:1 б) в положение «ТЛГ»: - на поддиапазоне 1 - на остальных поддиапазонах 12 мкВ порядка 10 мкВ 6 мкВ 5 мкВ
Предельная чувствительность радиокомпаса по приводу при приеме модулированных и немодулированных сигналов при величине отклонения пеленга не более чем на ±10° и колебаниях стрелки указателя пеленга не более чем ±3° не хуже 50 мкВ/м
Предельная чувствительность радиокомпаса по пеленгу приема модулированных или немодулированных сигналов при величине отклонения пеленга не более чем на ±3° и колебаниях стрелки указателя пеленга не более чем ±2° не хуже 180 мкВ/м
Скорость автоматического вращения рамки на любой частоте равна: - при напряженности поля сигнала 1000 мкВ/м - при напряженности поля, соответствующей предельной чувствительности 30 - 60 град/c 15 град/c
Погрешность пеленга при напряженности поля сигнала 1000 мкВ/м не хуже ± 3°
Ток потребления в цепи постоянного напряжения 27В±10% не более 2 А
Ток потребления в цепи переменного напряжения 115В 400Гц не более 1 А

Режим автоматического однозначного пеленгования «Компас» является основным рабочим режимом радиокомпаса. В этом режиме радиокомпас при настройке его на частоту пеленгуемой радиостанции автоматически устанавливает стрелку индикатора курса в положение, соответствующее курсовому углу на эту радиостанцию. При этом сигналы радиостанции прослушиваются с помощью телефонов, включенных на выходе радиокомпаса.

В режиме двухзначного слухового пеленгования «Рамка» радиокомпас при настройке его на частоту пеленгуемой радиостанции позволяет путем поворота рамки переключателем «Л - РАМКА - П» на пульте управления с одновременным прослушиванием сигналов станции или одновременным наблюдением за величиной сигнала на индикаторе радиокомпаса определить направление рамки, соответствующее минимальному (или нулевому) приему. Стрелка указателя курса в этом положении указывает курсовой угол на пеленгуемую радиостанцию (или угол, отличный от него на 180°).

В режиме «Антенна» радиокомпас используется как обычный средневолновый связной приемник с достаточно высокой чувствительностью. В телефонах, включенных на выходе радиокомпаса, могут прослушиваться сигналы станций, работающих как модулированными, так и немодулированными колебаниями.

Приемник радиокомпаса установлен в кабине летчиков на правой этажерке

Пульт управления установлен на правой панели электропульта.

Блок направленной антенны (рамочная антенна) установлен в специальной чаше под полом грузовой кабины между шп. №№ 5 и 6 и жестко закреплен на чаше винтами. В обшивке фюзеляжа под рамкой сделан вырез, закрытый обтекателем из радиопрозрачного материала с вклеенной щелевой антенной. Для осмотра рамки в полу грузовой кабины вырезан лючок, закрытый крышкой. Корпус рамки допускает поворот его в горизонтальной плоскости на угол не более ± 5°. Антенный усилитель установлен рядом.

Дистанционный переключатель волн установлен на правой панели электропульта летчиков.

Блок питания установлен в кабине летчиков на правой этажерке.

Указатели курса УГР-4УК расположены на левой и правой приборных досках.

 

Радиокомпас АРК-У2

Предельная чувствительность радиокомпаса по приводу пеленга в сектор ±13° со скоростью не менее 15 °/с не хуже 50 мкВ/м
Инструментальная погрешность пеленга по рабочему диапазону частот при напряженности поля не ниже 1000 мкВ/м на нулевом курсе не более ±3°
Скорость автоматического возвращения антенны в положение пеленга 0° от положения ±165°: - при напряженности поля 1000 мкВ/м - при напряженности поля 50 мкВ/м не менее 30 град/c не менее 15 град/c
Дальность действия радиокомпаса при полете на аварийную радиостанцию Р-855У на высоте полета 1000 м не менее 40 км
Ток, потребляемый радиокомпасом: - от бортсети постоянного тока напряжением 27 В±10% - от бортсети переменного тока напряжением 115 В 400 Гц не более 1,2 А не более 1 А

Принцип действия радиокомпаса основан на одновременном приеме сигналов направленной (рамочной) и ненаправленной антеннами, результирующая диаграмма направленности которых имеет форму кардиоиды.

ЭДС, наведенные в антеннах антенного блока принимаемым сигналом, поступают на балансный модулятор, который находится в поворотной части антенного блока. На балансный модулятор также подается напряжение низкой частоты (30 Гц) от звукового генератора блока управляющей схемы.

Сигнал, промодулированный низкой частотой 30 Гц, с балансного модулятора поступает через антенный усилитель и коммутационную коробку на вход радиоприемника Р-852.

В приемнике ВЧ сигнал, модулированный частотой 30 Гц, усиливается, детектируется и подается на схему автоматического управления вращением рамочной антенны на управляющую схему.

В управляющей схеме сигнал сравнивается по фазе с напряжением местного звукового генератора, преобразуется в напряжение частоты питания исполнительного двигателя (400 Гц), усиливается по напряжению и по мощности и подается на двигатель, механически связанный с подвижной частью антенного блока.

Управляющая схема вырабатывает напряжение, заставляющее вращаться мотор и связанную о ним подвижную часть антенного блока, до тех пор, пока продольная ось симметрии рамочной антенны не совпадет с направлением прихода принимаемого сигнала.

При этом ЭДС, наведенная в рамочной антенне, станет равной нулю, и напряжение, заставляющее вращаться двигатель, также будет равно нулю.

Вращение подвижной части антенного блока через механическую систему передается оси сельсина-датчика. Сельсин-приемник указателя повторяет положение оси сельсина-датчика.

Рамочная антенна радиокомпаса установлена под полом грузовой кабины между шп. №№ 11 и 12 в специальной чаше и закреплена на ней шестью винтами. Снаружи рамка закрыта обтекателем из радиопрозрачного материала. Рядом расположен антенный усилитель.

Блок управляющей схемы и коммутационная коробка установлены в радиоотсеке с правой стороны между шп. №№ 16 и 17.

Пульт управления установлен в кабине летчиков на левой боковой панели электропульта. Указатель курса БСУП-2 установлен на левой приборной доске.

 

Радиокомпас АРК-УД

Диапазон частот: УКВ ДЦВ 114,166 - 124,1 МГц 243 МГц
Предельная чувствительность по приводу в нормальных условиях при непрерывном режиме работы, при возврате стрелки указателя курса в сектор ±13 со скоростью 15 град/с: - в широкой полосе - в узкой полосе не хуже 25 мкВ/м не хуже 10 мкВ/м
Предельная чувствительность по приводу в импульсном режиме в нормальных условиях ( при сигналах длительностью импульсов t=40 мс и частоте повторения импульсов Fn=300 Гц) не хуже 75 мкВ/м
Точность выхода поискового вертолета на аварийную радиостанцию (радиомаяк) по боковому уклонению на высоте полета 1000м не превышает ± 200 м
Инструментальная погрешность пеленга радиокомпаса АРК-УД при напряженности поля не ниже 1000 мкВ/м на КУР=0° не более ±3°
Дальность действия по приводу радиокомпаса АРК-УД при полетах на пеленгуемые радиостанции типа Р-855УМ при высоте полета 3000 м и нахождении этих радиостанций на высоте 1,5 м над землей не менее 30 км
Потребляемые токи от бортсети: - постоянного тока ±27 В - переменного тока 115 В 400 Гц - переменного тока напряжением 36 В 400 Гц не более 2,0 А не более 0,1 А не более 0,2 А

Автоматический радиокомпас АРК-УД предназначен для привода вертолета на радиомаяки непрерывного и импульсного излучения с целью осуществления поиска и обнаружения самолетов (вертолетов) и их экипажей и других объектов, подлежащих поиску и снабженных УКВ и ДЦВ радиомаяками (радиостанциями).

Радиокомпас АРК-УД на вертолете обеспечивает:
— круговое автоматическое курсоуказание и привод вертолета на УКВ и ДЦВ радиомаяки (радиостанции), работающие с кварцевой стабилизацией частоты;
— четкую отметку момента пролета вертолетом радиомаяка (радиостанции) путем изменения показаний индикатора курса БСУП-2 на 180°;
— опознавание летчиком сигналов радиомаяка (радиостанции), на который осуществляется привод вертолета.

Радиокомпас АРК-УД имеет следующие режимы работы:
- режим работы в широкой полосе по сигналам маяков непрерывного излучения («ШП»);
- режим работы в узкой полосе по сигналам маяков непрерывного излучения («УП»);
- импульсный режим работы по сигналам импульсных маяков (t=40 мкc, Fn =300 Гц).

Выбор каналов может производиться в полете с пульта управления.

Канал Частота (МГц)
УКВ ДЦВ
114,166 243,0
114,333 -
114,583 -
121,5 -
123,1 -
124,1 -

Градуировка частот на пульте приведена в условных номерах от 1 до 6.

В комплект радиокомпаса АРК-УД входят: антенный блок, антенный усилитель, приемопеленгаторное устройство, пульт управления, коммутационная коробка, генератор встроенного контроля. Для связи АРК-УД с индикатором курса БСУП-2 служит блок переходной механический.

На кронштейне рядом с пультом управления радиокомпасом АРК-УД установлен выключатель «БЛОКИРОВКА АРК-УД», позволяющий выключать блокировку АРК-УД при работе командной радиостанции на частотах, на которых влияние радиопередатчика командной радиостанции на АРК-УД невелико.

Питание радиокомпаса постоянным током производится от аккумуляторной шины через автомат защиты сети АЗСГК-5. Питание радиокомпаса переменным током напряжением 115 В 400 Гц подается от шины «115 В 400 Гц» через предохранитель СП-1, установленный на щитке предохранителей. Питание радиокомпаса переменным током напряжением 36 В 400 Гц подается от шины «36 В 400 Гц» (2-я и 3-я фазы) через предохранители СП-1, установленные в РК правого генератора и аккумуляторов.

Антенный блок (рамочная антенна) установлен под полом грузовой кабины между шпангоутами №11 и 12 в специальной чаше. Снаружи рамка закрыта обтекателем из радиопрозрачного материала.

Приемопеленгаторное устройство установлено в радиоотсеке, справа между командной радиостанцией и приемопередатчиком радиовысотомера.

Пульт управления установлен на кронштейне пульта управления автопилота.

Антенный усилитель установлен под полом грузовой кабины между шпангоутами №11 и 12.

Коммутационная коробка установлена в радиоотсеке, справа по полету, между шпангоутами №16 и 17.

Генератор встроенного контроля установлен в радиоотсеке, справа по полету, между шпангоутами № 18 и 19.

Радиокомпас работает с ненаправленной антенной (антенной обнаружения) типа АШС-УД, установленной сверху на хвостовой балке между шпангоутами №1 и 2.

Индикатором курсовых углов пеленгуемых радиостанций служит указатель типа БСУП-2, расположенный на левой приборной доске. Для согласования антенного блока радиокомпаса о указателем БСУП-2 на вертолете установлен блок механический переходной (БМП), расположенный под полом кабины летчиков между шпангоутами № ЗН и 4Н

Радиовысотомер РВ-3

Радиовысотомер малых высот РВ-З служит для измерения истинной высоты полета над поверхностью суши или моря в диапазоне от 0 до 300 м.

Радиовысотомер работает в диапазоне дециметровых волн и представляет собой радиолокатор непрерывного излучения частотно-модулированных сигналов.

Показания радиовысотомера не зависят от покрова местности и атмосферных условие (температуры, влажности, давления и т.д.), за исключением полетов над слоем снега или льда в несколько метров толщиной.

Радиовысотомером затруднительно пользоваться при полетах над горной местностью, когда резкие изменения расстояния до земли могут превышать диапазон измеряемых высот.

При значительных углах крена и тангажа (более 30°), в особенности над сушей, показания радиовысотомера могут быть ошибочными и пользоваться ими в этих случаях не рекомендуется.

В комплект радиовысотомера РВ-3 входят:
- приемопередатчик ПП-П1;
- рупорная антенна АР-В8 (2 шт.);
- указатель высоты УВ-П1.

Приемопередатчик установлен на амортизационной раме в радиоотсеке фюзеляжа по правому борту между шп. №№ 19 и 20.

Приемная и передающая антенны установлены в нижней части хвостовой балки соответственно между шп. №№ 6 и 7 и №№ 11 и 12.

Указатель высоты установлен на левой приборной доске. Рядом с указателем установлены выключатель радиовысотомера и табло «РВ НЕ РАБОТАЕТ» с красным свтофильтром.

Питание радиовысотомера осуществляется от аккумуляторной шины через автомат защиты сети АЗСГК-2 и шины переменного тока «115 В 400 Гц» через стеклянно-плавкий предохранитель СП-2.

 

Диапазон измеряемых высот от 0 до 300 м
Точность измерения высоты: - до высоты 10 м - свыше 10 м ±1 м ±10% от Низм
Средняя частота передатчика (2000±15) МГц
Основная частота полосы модуляции (50±10) МГц
Основная частота модуляции (170±10) Гц
Излучаемая мощность 0,3...1 Вт
Общая чувствительность (на 80-метровой задержке тестера Т-П1) не менее 90 дБ
Сигнализация опасной высоты (звуковая и световая) выдает соответствущие сигналы в диапазоне высот от 0 до 300 м
Точность выдачи сигнала опасной высоты по отношению к заданной по указателю высоты: - на высотах менее 25 м - на высотах более 25 м не более 0,5 м ± 6 % Низм
Потребляемая мощность: - постоянного тока напряжением 27В - переменного тока напряжением 115 В 400 Гц 15 Вт 75 В*

 

 

Работа радиовысотомера основана на явлении отражения радиоволн от земной поверхности. Как известно, скорость распространения радиоволн в воздушной среде

постоянная и равна примерно 3*108м/сек. Следовательно, для определения высоты полета необходимо измерить время, которое требуется для прохождения радиоволн от вертолета до земли и обратно (Т):

Для определения этого времени в радиовысотомере применен частотный метод измерений, сущность которого состоит в следующем. Передатчик излучает через передающую антенну по направлению к земле модулированные по частоте высокочастотные колебания. Часть падающей на земную поверхность высокочастотной энергии отражается от земли, принимается приемной антенной и поступает в приемник (отраженный сигнал). Одновременно в приемник через короткий фидер подаются колебания непосредственно от передатчика (прямой сигнал).

Так как частота генератора во времени меняется, а путь отраженного сигнала значительно превышает путь прямого, то между излучаемым и принятым в данный момент времени сигналами появляется различие по частоте. После смешения этих сигналов в приемнике выделяется напряжение, частота которого равна разности частот прямого и отраженного от земли высокочастотных сигналов - напряжение частоты биений (Fб).

Частота биений связана с высотой и параметрами передатчика следующей зависимостью:

Из формулы видно, что частота биений пропорциональна высоте полета.

Частота биений измеряется с помощью специальной схемы, состоящей из ограничителя, счетчика и следящей системы. Угол поворота ротора двигателя следящей системы пропорционален измеряемой высоте. Шкала указателя отградуирована в метрах высоты полета.

 

При измерении высоты во время полета над поверхностью земли, покрытой слоем снега или льда, необходимо учитывать особенности распространения радиоволн в этих условиях.

При полете над поверхностью земли, покрытой слоем снега, почти вся энергия излучаемой радиоволны пройдет в снег и отразится от земной поверхности. В этом случае радиовысотомер измерит расстояние не до поверхности снега, а до покрытой снегом почвы. В слое снега за счет диэлектрических потерь произойдет ослабление сигнала радиоволны.

Если толщина снегового покрова невелика, то потери энергии радиоволны, прошедшей через слой снега, не вызовут нарушения работоспособности радиовысотомера даже на максимальной высоте рабочего диапазона. Измеренная радиовысотомером высота в этом случае будет мало отличаться от действительной геометрической высоты полета вертолета (относительно поверхности снега).

При большой толщине снегового покрова потери энергии радиоволны, прошедшей через слой снега, могут быть значительны. Это вызовет нарушение работоспособности радиовысотомера на высотах, близких к максимальной высоте рабочего диапазона. Показания высоты радиовысотомера (относительно поверхности снега) будут при этом завышены. Ошибка радиовысотомера будет того же порядка, что и толщина снегового покрова.

При полете над толстым слоем льда часть энергии радиоволны отражается от поверхности льда, а часть проходит через слой льда и отражается от поверхности земли. Потери энергии радиоволны, прошедшей через слой льда, будут больше по сравнению с потерями энергии радиоволны, прошедшей через слой воздуха. Из-за того, что скорость распространения радиоволн в слое льда в несколько раз меньше, чем в воздухе, сигнал, отраженный от нижней поверхности льда, будет соответствовать большей высоте, чем расстояние от вертолета до верхней границы льда. Это приводит к тому, что над толстым слоем льда ошибка радиовысотомера может быть того же порядка, что и толщина льда.

Поэтому при полетах над толстым слоем льда пользоваться радиовысотомером можно только в тех случаях, когда высота полета не менее, чем в десять раз превышает толщину льда.

...





Читайте также:
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...
Назначение, устройство и принцип работы автосцепки СА-3 и поглощающего аппарата: Дальнейшее развитие автосцепки подвижного состава...
Этапы развития человечества: В последние годы определенную известность приобрели попытки...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.053 с.