Различают экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления исследованиями.




В) повышение качества подготовки выпускаемых специалистов и магистров, что обеспечивается за счет совершенствования учебного процесса и активного участия студентов в научной деятельности.

Научно-исследовательская работа в вузах осуществляется в на­правлениях, соответствующих профилю подготовки специалистов, в этой связи она характеризуется большим разнообразием тем.

В вузе научная деятельность возглавляется проректором по на­учной работе, а регламентируется она годовым и перспективным пла­нами исследований. Для управления НИР в вузе создается научно­исследовательская часть (сектор) или управление. Каждая кафедра ведет исследова­тельские работы в соответствии с профилем подготовки специалистов за счет госбюджетных средств и договоров между вузом и заказчиком.

Одним из важных направлений деятельности вузовской науки является исследования по проблемам высшей школы. Они направлены на подготовку новых учебников и учебных пособий, разработку спе­циальных курсов, внедрение проблемных методов обучения. Для уси­ления связи вузовской науки с производством изыскиваются новые формы содружества (филиалы кафедр, договора о содружестве, учеб­но-научно-производственные объединения).

Участие в исследовательской работе является важнейшим фак­тором в вопросе повышения квалификации преподавателей вуза. За счет исследований повышается их эрудиция, расширяется кругозор и растет педагогическое мастерство. Преподаватель, который не ведет активную исследовательскую работу, не может успешно осуществлять творческую подготовку студентов.

Особенность студенческой научной работы состоит в том, что ее главной задачей является не решение важных научных проблем, а приобщение студентов к самостоятельной работе, углубление их зна­ний, развитие творческих способностей к решению поставленных за­дач. Развитие у студентов творческих способностей невозможно лишь с помощью традиционных видов учебных занятий. Это умение прихо­дит к нему в процессе коллективной исследовательской деятельности, при выполнении творческой работы, вход постановки и проведения экс­перимента, при публичном обсуждении результатов исследований и т.д.

Формированию творческих начал у будущих специалистов при­звана система научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Творчество, как говорил П.Л. Капица, - это создание новых ценностей по замыслу, установление новых фактов, разработка изобретений и подготовка открытий, т.е. получение новой, ценной информации для человечества. В широком смысле творчество проявляется при любой деятельности человека, когда он не имеет точной инструкции дейст­вий, а сам должен решать, как ему поступать. В этой связи НИРС иг­рает очень большую роль, так как она позволяет соединять науку, об­разование и производство через совокупность проблемных ситуаций. НИРС дает возможность эффективно вводить в учебный процесс эле­менты творчества, применять методы проблемного обучения, углуб­лять профессиональную направленность образования за счет рассмот­рения проблемных ситуаций, воспитывать специалистов с повышен­ным творческим потенциалом.

Для осуществления студенческой научно-исследовательской работы в вузе необходимо соблюдение следующих основных условий:

- участие студентов в научной работе на протяжении всего пе­риода обучения;

- последовательное увеличение сложности решаемых задач с посте­пенной ориентацией студента в направлении профиля его специальности;

- обеспечение преемственности при выполнении научной рабо­ты каждым студентом, а также в работе студентов младших и старших курсов, связи НИРС с научной работой кафедр.

Наилучшие результаты позволяет добиться комплексная систе­ма НИРС, охватывающая все дисциплины и формы учебных занятий и позволяющая придать им в течение всего времени обучения исследо­вательский характер.

Научная работа студентов имеет две основные формы. Первая из них, реализуется в научных кружках, студенческих конструктор­ских бюро, лабораториях и т.д. и не связана с учебным процессом. Вторая форма - это учебная научно-исследовательская работа, которая является обязательной для всех студентов и предусматривается учеб­ным планом.

Учебная исследовательская работа студентов условно может быть разделена на подготовительный (младшие курсы) и основной периоды. Характерной особенностью НИРС на первых годах обучения есть ее тесная связь с учебным процессом. С первыми элементами ис­следований студенты встречаются на семинарских и лабораторных занятиях. Здесь у них формируются начальные навыки исследований, они учатся читать научную литературу, подготавливать рефераты, оп­ределять необходимое число измерений, овладевать методикой обра­ботки опытных данных и анализировать полученные результаты.

При составлении тематики лабораторных работ предпочтение отдается темам, представляющим профессиональный интерес. Лабора­торные работы бывают двух видов: выполнение на стандартных уста­новках типовых заданий; участие в постановке новых работ исследо­вательского характера. Работы первого вида выполняют все студенты; ко вторым привлекаются наиболее способные к экспериментальной деятельности студенты. Такие работы обычно связаны с проводимыми на кафедрах исследованиями.

Еще одно направление учебно-исследовательских работ на младших курсах - участие в олимпиадах, проводимых общеобразова­тельными кафедрами. Это способствует выработке у студентов навы­ков теоретических исследований и творческого подхода к решению инженерных проблем.

Весьма полезными являются организуемые на младших курсах, после изучения некоторых важных для будущих горных специалистов дисциплин (например, геологии) семинары и кружки. Такие формы научной работы, развивающие обязательные разделы теоретического курса, помогают студентам критически осмыслить содержание дисци­плины, учат делать обобщения и выводы.

Широкое распространение получила такая форма привлечения студентов к самостоятельной работе, как подготовка рефератов, док­ладов, выступлений. Особенно полезна подготовка обзорных докладов по материалам, опубликованным в современных научно-технических изданиях по профилю специальности.

Расширяет кругозор молодых исследователей участие, совмест­но со старшекурсниками, в конструкторских и исследовательских ра­ботах, проводимых в студенческих бюро. Очень полезным для старше­курсников является присутствие студентов младших курсов и их по­мощь в проведении исследований.

Полезно введение элементов исследований в курсовое проекти­рование, а также в практику, когда каждый студент получает индиви­дуальное задание с указанием научной темы, сформулированной с учетом нужд производства.

Наиболее эффективно позволяет привлечь студентов к научной работе индивидуальная НИР. Большинство студенческих тем пред­ставляют собой повторение ранее выполненных исследований, однако наиболее способные студенты принимают участие в плановых хоздо­говорных и госбюджетных НИР кафедр. Исследования по таким темам завершаются выполнением дипломной научно-исследовательской ра­боты, квалификационной работой магистра или, как минимум, написа­нием специального раздела в типовом диплом проекте.

Благодаря участию в научной работе, еще обучаясь в вузе, сту­денты становятся авторами или соавторами заявок на изобретения, почти все студенты подают во время практик рационализаторские предложения, публикуют статьи в вузовском сборнике или других на­учно-технических изданиях. Результаты исследований студенты док­ладывают на семинаре, ежегодной научно-технической конференции университета и конференциях в других вузах. Важным стимулом при­общения студентов к творческой работе служат конкурсы НИРС, про­водимые на различных уровнях.

Широкое участие студентов в исследованиях благотворно ска­зывается на качестве учебного процесса. У студентов повышается от­ветственность за результаты учебы, улучшается теоретическая и прак­тическая подготовка. Опыт показывает, что студенты, прошедшие школу НИРС, становятся не только квалифицированными специали­стами, но и хорошими руководителями, организаторами производства.

 

 

2.3 Планирование и прогнозирование научных исследований

Научные исследования в нашей стране являются частью госу­дарственного плана развития и планируются Кабинетом Министров. Планирование научных исследований в общегосударственном мас­штабе обеспечивает согласованную работу всей науки страны, направ­ляет ее развитие в соответствии и тенденциями мировой науки и за­просами производства.

При планировании научных исследований составляются пер­спективные и годовые планы, при этом можно выделить следующие основные формы планирования НИР и использования достижений науки и техники:

а) государственный перспективный план по решению основных научно-технических проблем, который утверждается Кабинетом Ми­нистров и является частью плана развития страны;

б) координационные планы по решению основных научно­технических программ и проблем;

в) годовой план использования новых видов продукции, техно­логических процессов, образцов новой техники, имеющих общегосу­дарственное значение. Этот план является частью годового плана раз­вития страны и утверждается Кабинетом Министров;

г) отраслевые перспективные и годовые планы НИР, утвер­ждаемые отраслевыми министерствами;

д) план научных исследований Национальной Академии наук Украины (НАНУ);

е) перспективные и годовые планы научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ организаций, предприятий, фирм и пр.

Формирование планов представляет собой длительный процесс рассмотрения содержания НИР, начиная от подразделений научных учреждений до утверждающей вышестоящей организации. Работы, включенные в план на основании правительственных постановлений, составляют группу важнейших, они получают первоочередное финан­сирование и материально-техническое обеспечение.

В последнее время в стране нашел применение новый вид пла­нирования - программно-целевое, позволяющее решать крупные про­блемы межотраслевого и межрегионального значения. Программно­целевое планирование состоит в разработке и реализации комплекс­ных целевых программ, содержащих комплекс мероприятий, направ­ленных на достижение определенной цели. По каждой из программ утверждаются головные организации, ответственные за результаты их реализации. В качестве примера можно привести программу «Анкер» Минуглепрома Украины с привлечением специалистов ИГТМ НАНУ.

В вузах также оставляются план НИР и ОКР, план внедрения законченных исследований, план публикаций, план подготовки дис­сертаций и т.д. Хотя заранее предвидеть результаты творческой рабо­ты невозможно, планирование научной работы позволяет обеспечить ритмичность, целеустремленность и эффективность выполнения НИР, а также избежать дублирования исследований и неоправданных затрат времени и средств.

Планирование науки тесным образом связано с прогнозирова­нием ее развития. Прогнозирование научных исследований имеет це­лью дать вероятностную оценку путей их развития и достижения ре­зультатов в будущем, а также требуемых для их реализации ресурсов и организационных мер. Научно-технический прогресс, быстрое изме­нение научных концепций выдвигают задачу научного прогнозирова­ния на передний план науки. Так, если раньше изменения в технологии разработки месторождений полезных ископаемых происходили раз в 100 лет, то в настоящее время - через каждые 10-15 лет. Можно при­вести немало примеров, когда на вновь построенной шахте, еще до ее пуска в эксплуатацию, обнаруживались узкие места, а внедренные в производство новые технологические процессы не отвечали требова­ниям времени.

Прогнозы обычно составляют на 10-20 лет вперед. Выбор тако­го периода объясняется тем, что длительность прогноза совпадает с продолжительностью цикла «исследования - производство», т.е. на­учная идея пройдет через все этапы НИР и ОКР. За это время удваива­ется количество выполненных НИР, заканчивается срок действия па­тентов, на передовую линию прогресса выходит новое поколение спе­циалистов. Наряду с этим составляются отдельные прогнозы на 40-50 лет и более. За это время происходит полная смена поколений, удваи­вается количество теорий. Эти прогнозы дают в основном качествен­ные показатели.

Современные методы научно-технического прогнозирования могут быть подразделены на три группы: методы экстраполяции; экс­пертная оценка; моделирование.

Методы экстраполяции основаны на прямом и непосредствен­ном продолжении действующих в настоящее время закономерностей на будущее. Обычно экстраполируют статистически складывающиеся тенденции изменения тех или иных количественных характеристик (рост научных кадров, затраты на науку и т.д.).

Методы экспертных оценок связаны со сбором и систематиза­цией различного рода опросов. Экспертом может быть ведущий уче­ный специалист в конкретной области науки, выработавший гипотети­ческое представление о путях ее развития. Обычно используют мнение многих экспертов (метод комиссии). Оценки экспертов переводят в количественную форму (баллы), что позволяет обработать полученную информацию статистически. Эффективность метода зависит от компе­тенции эксперта, так как не все эксперты равноценны, их мнения субъ­ективны, на оценки экспертов влияет авторитет коллег и пр.


Методы моделирования при прогнозировании только разраба­тываются, однако их перспективность очевидна. Следует отметить метод «исторической аналогии», в основе которого лежит закон спи­рали. Согласно этому методу техника развивается, опираясь на накоп­ленный опыт, и в своем движении возвращается к старым идеям, ис­пользуя их на новой научной основе.

Методы научного прогнозирования имеют свои достоинства, ограничения и недостатки. Однако их комплекс представляет собой на­дежный инструмент научно обоснованного предвидения, что позволяет правильно определить политику в области развития науки и техники.

 

2.5.Организация научной работы и управление научными исследованиями

Под организацией научных исследований подразумевают сис­тему взаимосвязанных структур и функций, обеспечивающих опти­мальный режим и непрерывное совершенствование научного труда с целью получить наилучшие результаты.

В соответствии с иерархией структур научных учреждений и ведомств различают организацию исследований на разных уровнях:

- труда научного работника;

- работы подразделений научного учреждения;

- деятельности объединений научных учреждений в системе академий и министерств.

Научное творчество становится все более коллективным, что обусловлено, с одной стороны, концентрацией ученых в научных уч­реждениях. а с другой - расширением совместных научных поисков.

Поэтому особое внимание приобретают вопросы организации научных коллективов, структура которых должна обеспечивать воз­можность кооперации и специализации труда ученых и углубления знаний в определенных направлениях, четкое распределение обязан­ностей и равномерность загрузки исполнителей, проведения работ с наибольшим эффектом, создание единой системы планирования, орга­низации и контроля выполнения работ.

Важную роль в науке играет руководитель, обычно назначае­мый из числа наиболее квалифицированных и авторитетных научных работников. Он формирует научную тематику, организует ее выполне­ние и несет персональную ответственность за результаты деятельности руководимого им коллектива.

Управление научными исследованиями представляет собой це­ленаправленное воздействие на коллективы научных работников для организации и координации их деятельности в процессе производства новых научных знаний и эффективного использования их на практике.

Различают экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления исследованиями.

Экономические методы управления определяются производст­венными отношениями и уровнем развития страны. С одной стороны, государство централизованно финансирует из бюджета научные ис­следования, устанавливает фонд зарплаты, а с другой - поощряет ис­следования на основе хоздоговоров и частных инвесторов.

Организационные методы существуют в форме организацион­ного и распорядительного воздействия. Методы организационного воздействия определяют устойчивые отношения и связи научного уч­реждения. например, его структуру, нормативные документы. Распо­рядительное воздействие - более активная и гибкая форма. Оно на­правлено на устранение возникающих в ходе выполнения НИР раз­личных отклонений от поставленных администраций задач и реализу­ется в форме приказов и распоряжений.

Социально-психологические методы учитывают специфику творческого интеллектуального труда в науке. Эти методы приобретаю особое значение в условиях коллективного исследования, что ставит перед наукой ряд новых задач. Разрешить их можно только путем со­циальных, воспитательных, психологических и морально-этических мер воздействия на научного работника.

Управление научными исследованиями включает ряд функций:

- подбор, расстановка, повышение квалификации и воспитание научных кадров;

- планирование;

- оперативное управление и контроль за выполнением;

- внедрение результатов научной работы;

- организация службы научно-технической информации;

- развитие научного коллектива учреждения:

- совершенствование организации научного труда;

- организация финансовой деятельности и зарплаты сотрудников;

- материально-техническое обеспечение научных исследований;

- охрана собственности;

- обеспечение учета и отчетности;

- охрана труда, улучшение бытовых условий работников.

Процесс управления НИР многогранен, имеет свои специфиче­ские особенности и закономерности. Он включает следующие основные операции: определение цели управления, сбор информации и ее перера­ботку; принятие решения; организацию выполнения принятого решения; учет и контроль за выполнением решения. Этот процесс непрерывен, в нем задействован ряд лиц (руководителей и исполнителей). Круг вопро­сов, по которым принимают решения руководители коллективов (группа, кафедра и лаборатория, директор или ректор), различен.

Ответственный исполнитель - руководитель на рабочем месте. Руководит техническим персоналом, научными сотрудниками, в пер­вую очередь молодыми. Непосредственно участвуя в процессе исследо­ваний, он осуществляет оперативное управление, контроль за выполнени­ем темы НИР, внедрением полученных результатов в производство.

Заведующий лабораторией (кафедрой) отвечает за выполнение планирования НИР, внедрение, осуществля­ет воспитание и руководит повышением квалификации. Он координи­рует НИР между ответственными исполнителями. Руководитель реша­ет перспективные проблемы, руководит публикаций результатов, оформлением заявок на изобретения и т.д.

Руководитель учреждения принимает решение о подборе и рас­становке кадров, решет вопросы перспективного развития, определяет функции каждого подразделения. Свои решения он оформляет в форме приказов.

 

ТЕМА 3. АНАЛИЗ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫНАУЧНОЙ РАБОТЫ

3.1.Государственная система научно-технической информации

Характерной особенностью современной науки является бур­ный рост данных, получаемых в результате исследований. Общий объ­ем научно-технической литературы в настоящее время удваивается каждые 8-10 лет. Но это лишь около одной трети научных материалов. Остальные две трети (это диссертации, отчеты и пр.) не попадают в печать, хотя во многих случаях рукописные материалы представляют для ученых не меньший интерес, чем опубликованные.

Перед специалистом стоит всегда трудная проблема: Как оты­скать по интересующему вопросу новое и передовое? Как из такой огромной массы информации выбрать ту, которая ему необходима? Научный сотрудник тратит более трети своего рабочего времени на то, чтобы установить, что уже сделано по теме его исследований.

Чтобы повысить эффективность труда научных работников

Создана сеть ЦНТИ (центров научно-технической информации) — информационная служба в области науки и техники ко­торая решает следующие задачи:

- сбор и переработку документальной информации с целью бы­строго оповещения ученых и специалистов о новых достижениях в области науки и техники;

- хранение информации в информационно-поисковых системах (ИПС), позволяющих осуществлять быстрый поиск нужных знаний;

- переработку информации в информационно-логических сис­темах (ИЛС) для получения новой информации.

Система ЦНТИ включает в себя центральные и отраслевые ин­ституты научной и технико-экономической информации, межотрасле­вые и территориальные центры и библиотеки.

Самым крупным информационным центром на территории бывшего СССР является институт научной и технической информации (ВИНИТИ), который обрабатывает информацию со всего мира и издает реферативные журналы (РЖ). Реферативный журнал ВИНИТИ пользуется большой популярностью у исследователей, он выпускается в 20 сериях по различным отраслям знаний, в том числе серия «Горное дело». В нем содержатся краткие сведения о публикациях, выходящих в 120 странах мира.

Сегодня ЦНТИ расположены в около 70 городах России и входят в состав региональной информационной сети ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России.

 

Государственное регулирование в сфере интеллектуальной собственности осуществляет Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент):

функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества. Роспатент находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: