В) повышение качества подготовки выпускаемых специалистов и магистров, что обеспечивается за счет совершенствования учебного процесса и активного участия студентов в научной деятельности.
Научно-исследовательская работа в вузах осуществляется в направлениях, соответствующих профилю подготовки специалистов, в этой связи она характеризуется большим разнообразием тем.
В вузе научная деятельность возглавляется проректором по научной работе, а регламентируется она годовым и перспективным планами исследований. Для управления НИР в вузе создается научноисследовательская часть (сектор) или управление. Каждая кафедра ведет исследовательские работы в соответствии с профилем подготовки специалистов за счет госбюджетных средств и договоров между вузом и заказчиком.
Одним из важных направлений деятельности вузовской науки является исследования по проблемам высшей школы. Они направлены на подготовку новых учебников и учебных пособий, разработку специальных курсов, внедрение проблемных методов обучения. Для усиления связи вузовской науки с производством изыскиваются новые формы содружества (филиалы кафедр, договора о содружестве, учебно-научно-производственные объединения).
Участие в исследовательской работе является важнейшим фактором в вопросе повышения квалификации преподавателей вуза. За счет исследований повышается их эрудиция, расширяется кругозор и растет педагогическое мастерство. Преподаватель, который не ведет активную исследовательскую работу, не может успешно осуществлять творческую подготовку студентов.
Особенность студенческой научной работы состоит в том, что ее главной задачей является не решение важных научных проблем, а приобщение студентов к самостоятельной работе, углубление их знаний, развитие творческих способностей к решению поставленных задач. Развитие у студентов творческих способностей невозможно лишь с помощью традиционных видов учебных занятий. Это умение приходит к нему в процессе коллективной исследовательской деятельности, при выполнении творческой работы, вход постановки и проведения эксперимента, при публичном обсуждении результатов исследований и т.д.
Формированию творческих начал у будущих специалистов призвана система научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Творчество, как говорил П.Л. Капица, - это создание новых ценностей по замыслу, установление новых фактов, разработка изобретений и подготовка открытий, т.е. получение новой, ценной информации для человечества. В широком смысле творчество проявляется при любой деятельности человека, когда он не имеет точной инструкции действий, а сам должен решать, как ему поступать. В этой связи НИРС играет очень большую роль, так как она позволяет соединять науку, образование и производство через совокупность проблемных ситуаций. НИРС дает возможность эффективно вводить в учебный процесс элементы творчества, применять методы проблемного обучения, углублять профессиональную направленность образования за счет рассмотрения проблемных ситуаций, воспитывать специалистов с повышенным творческим потенциалом.
Для осуществления студенческой научно-исследовательской работы в вузе необходимо соблюдение следующих основных условий:
- участие студентов в научной работе на протяжении всего периода обучения;
- последовательное увеличение сложности решаемых задач с постепенной ориентацией студента в направлении профиля его специальности;
- обеспечение преемственности при выполнении научной работы каждым студентом, а также в работе студентов младших и старших курсов, связи НИРС с научной работой кафедр.
Наилучшие результаты позволяет добиться комплексная система НИРС, охватывающая все дисциплины и формы учебных занятий и позволяющая придать им в течение всего времени обучения исследовательский характер.
Научная работа студентов имеет две основные формы. Первая из них, реализуется в научных кружках, студенческих конструкторских бюро, лабораториях и т.д. и не связана с учебным процессом. Вторая форма - это учебная научно-исследовательская работа, которая является обязательной для всех студентов и предусматривается учебным планом.
Учебная исследовательская работа студентов условно может быть разделена на подготовительный (младшие курсы) и основной периоды. Характерной особенностью НИРС на первых годах обучения есть ее тесная связь с учебным процессом. С первыми элементами исследований студенты встречаются на семинарских и лабораторных занятиях. Здесь у них формируются начальные навыки исследований, они учатся читать научную литературу, подготавливать рефераты, определять необходимое число измерений, овладевать методикой обработки опытных данных и анализировать полученные результаты.
При составлении тематики лабораторных работ предпочтение отдается темам, представляющим профессиональный интерес. Лабораторные работы бывают двух видов: выполнение на стандартных установках типовых заданий; участие в постановке новых работ исследовательского характера. Работы первого вида выполняют все студенты; ко вторым привлекаются наиболее способные к экспериментальной деятельности студенты. Такие работы обычно связаны с проводимыми на кафедрах исследованиями.
Еще одно направление учебно-исследовательских работ на младших курсах - участие в олимпиадах, проводимых общеобразовательными кафедрами. Это способствует выработке у студентов навыков теоретических исследований и творческого подхода к решению инженерных проблем.
Весьма полезными являются организуемые на младших курсах, после изучения некоторых важных для будущих горных специалистов дисциплин (например, геологии) семинары и кружки. Такие формы научной работы, развивающие обязательные разделы теоретического курса, помогают студентам критически осмыслить содержание дисциплины, учат делать обобщения и выводы.
Широкое распространение получила такая форма привлечения студентов к самостоятельной работе, как подготовка рефератов, докладов, выступлений. Особенно полезна подготовка обзорных докладов по материалам, опубликованным в современных научно-технических изданиях по профилю специальности.
Расширяет кругозор молодых исследователей участие, совместно со старшекурсниками, в конструкторских и исследовательских работах, проводимых в студенческих бюро. Очень полезным для старшекурсников является присутствие студентов младших курсов и их помощь в проведении исследований.
Полезно введение элементов исследований в курсовое проектирование, а также в практику, когда каждый студент получает индивидуальное задание с указанием научной темы, сформулированной с учетом нужд производства.
Наиболее эффективно позволяет привлечь студентов к научной работе индивидуальная НИР. Большинство студенческих тем представляют собой повторение ранее выполненных исследований, однако наиболее способные студенты принимают участие в плановых хоздоговорных и госбюджетных НИР кафедр. Исследования по таким темам завершаются выполнением дипломной научно-исследовательской работы, квалификационной работой магистра или, как минимум, написанием специального раздела в типовом диплом проекте.
Благодаря участию в научной работе, еще обучаясь в вузе, студенты становятся авторами или соавторами заявок на изобретения, почти все студенты подают во время практик рационализаторские предложения, публикуют статьи в вузовском сборнике или других научно-технических изданиях. Результаты исследований студенты докладывают на семинаре, ежегодной научно-технической конференции университета и конференциях в других вузах. Важным стимулом приобщения студентов к творческой работе служат конкурсы НИРС, проводимые на различных уровнях.
Широкое участие студентов в исследованиях благотворно сказывается на качестве учебного процесса. У студентов повышается ответственность за результаты учебы, улучшается теоретическая и практическая подготовка. Опыт показывает, что студенты, прошедшие школу НИРС, становятся не только квалифицированными специалистами, но и хорошими руководителями, организаторами производства.
2.3 Планирование и прогнозирование научных исследований
Научные исследования в нашей стране являются частью государственного плана развития и планируются Кабинетом Министров. Планирование научных исследований в общегосударственном масштабе обеспечивает согласованную работу всей науки страны, направляет ее развитие в соответствии и тенденциями мировой науки и запросами производства.
При планировании научных исследований составляются перспективные и годовые планы, при этом можно выделить следующие основные формы планирования НИР и использования достижений науки и техники:
а) государственный перспективный план по решению основных научно-технических проблем, который утверждается Кабинетом Министров и является частью плана развития страны;
б) координационные планы по решению основных научнотехнических программ и проблем;
в) годовой план использования новых видов продукции, технологических процессов, образцов новой техники, имеющих общегосударственное значение. Этот план является частью годового плана развития страны и утверждается Кабинетом Министров;
г) отраслевые перспективные и годовые планы НИР, утверждаемые отраслевыми министерствами;
д) план научных исследований Национальной Академии наук Украины (НАНУ);
е) перспективные и годовые планы научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ организаций, предприятий, фирм и пр.
Формирование планов представляет собой длительный процесс рассмотрения содержания НИР, начиная от подразделений научных учреждений до утверждающей вышестоящей организации. Работы, включенные в план на основании правительственных постановлений, составляют группу важнейших, они получают первоочередное финансирование и материально-техническое обеспечение.
В последнее время в стране нашел применение новый вид планирования - программно-целевое, позволяющее решать крупные проблемы межотраслевого и межрегионального значения. Программноцелевое планирование состоит в разработке и реализации комплексных целевых программ, содержащих комплекс мероприятий, направленных на достижение определенной цели. По каждой из программ утверждаются головные организации, ответственные за результаты их реализации. В качестве примера можно привести программу «Анкер» Минуглепрома Украины с привлечением специалистов ИГТМ НАНУ.
В вузах также оставляются план НИР и ОКР, план внедрения законченных исследований, план публикаций, план подготовки диссертаций и т.д. Хотя заранее предвидеть результаты творческой работы невозможно, планирование научной работы позволяет обеспечить ритмичность, целеустремленность и эффективность выполнения НИР, а также избежать дублирования исследований и неоправданных затрат времени и средств.
Планирование науки тесным образом связано с прогнозированием ее развития. Прогнозирование научных исследований имеет целью дать вероятностную оценку путей их развития и достижения результатов в будущем, а также требуемых для их реализации ресурсов и организационных мер. Научно-технический прогресс, быстрое изменение научных концепций выдвигают задачу научного прогнозирования на передний план науки. Так, если раньше изменения в технологии разработки месторождений полезных ископаемых происходили раз в 100 лет, то в настоящее время - через каждые 10-15 лет. Можно привести немало примеров, когда на вновь построенной шахте, еще до ее пуска в эксплуатацию, обнаруживались узкие места, а внедренные в производство новые технологические процессы не отвечали требованиям времени.
Прогнозы обычно составляют на 10-20 лет вперед. Выбор такого периода объясняется тем, что длительность прогноза совпадает с продолжительностью цикла «исследования - производство», т.е. научная идея пройдет через все этапы НИР и ОКР. За это время удваивается количество выполненных НИР, заканчивается срок действия патентов, на передовую линию прогресса выходит новое поколение специалистов. Наряду с этим составляются отдельные прогнозы на 40-50 лет и более. За это время происходит полная смена поколений, удваивается количество теорий. Эти прогнозы дают в основном качественные показатели.
Современные методы научно-технического прогнозирования могут быть подразделены на три группы: методы экстраполяции; экспертная оценка; моделирование.
Методы экстраполяции основаны на прямом и непосредственном продолжении действующих в настоящее время закономерностей на будущее. Обычно экстраполируют статистически складывающиеся тенденции изменения тех или иных количественных характеристик (рост научных кадров, затраты на науку и т.д.).
Методы экспертных оценок связаны со сбором и систематизацией различного рода опросов. Экспертом может быть ведущий ученый специалист в конкретной области науки, выработавший гипотетическое представление о путях ее развития. Обычно используют мнение многих экспертов (метод комиссии). Оценки экспертов переводят в количественную форму (баллы), что позволяет обработать полученную информацию статистически. Эффективность метода зависит от компетенции эксперта, так как не все эксперты равноценны, их мнения субъективны, на оценки экспертов влияет авторитет коллег и пр.
Методы моделирования при прогнозировании только разрабатываются, однако их перспективность очевидна. Следует отметить метод «исторической аналогии», в основе которого лежит закон спирали. Согласно этому методу техника развивается, опираясь на накопленный опыт, и в своем движении возвращается к старым идеям, используя их на новой научной основе.
Методы научного прогнозирования имеют свои достоинства, ограничения и недостатки. Однако их комплекс представляет собой надежный инструмент научно обоснованного предвидения, что позволяет правильно определить политику в области развития науки и техники.
2.5.Организация научной работы и управление научными исследованиями
Под организацией научных исследований подразумевают систему взаимосвязанных структур и функций, обеспечивающих оптимальный режим и непрерывное совершенствование научного труда с целью получить наилучшие результаты.
В соответствии с иерархией структур научных учреждений и ведомств различают организацию исследований на разных уровнях:
- труда научного работника;
- работы подразделений научного учреждения;
- деятельности объединений научных учреждений в системе академий и министерств.
Научное творчество становится все более коллективным, что обусловлено, с одной стороны, концентрацией ученых в научных учреждениях. а с другой - расширением совместных научных поисков.
Поэтому особое внимание приобретают вопросы организации научных коллективов, структура которых должна обеспечивать возможность кооперации и специализации труда ученых и углубления знаний в определенных направлениях, четкое распределение обязанностей и равномерность загрузки исполнителей, проведения работ с наибольшим эффектом, создание единой системы планирования, организации и контроля выполнения работ.
Важную роль в науке играет руководитель, обычно назначаемый из числа наиболее квалифицированных и авторитетных научных работников. Он формирует научную тематику, организует ее выполнение и несет персональную ответственность за результаты деятельности руководимого им коллектива.
Управление научными исследованиями представляет собой целенаправленное воздействие на коллективы научных работников для организации и координации их деятельности в процессе производства новых научных знаний и эффективного использования их на практике.
Различают экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления исследованиями.
Экономические методы управления определяются производственными отношениями и уровнем развития страны. С одной стороны, государство централизованно финансирует из бюджета научные исследования, устанавливает фонд зарплаты, а с другой - поощряет исследования на основе хоздоговоров и частных инвесторов.
Организационные методы существуют в форме организационного и распорядительного воздействия. Методы организационного воздействия определяют устойчивые отношения и связи научного учреждения. например, его структуру, нормативные документы. Распорядительное воздействие - более активная и гибкая форма. Оно направлено на устранение возникающих в ходе выполнения НИР различных отклонений от поставленных администраций задач и реализуется в форме приказов и распоряжений.
Социально-психологические методы учитывают специфику творческого интеллектуального труда в науке. Эти методы приобретаю особое значение в условиях коллективного исследования, что ставит перед наукой ряд новых задач. Разрешить их можно только путем социальных, воспитательных, психологических и морально-этических мер воздействия на научного работника.
Управление научными исследованиями включает ряд функций:
- подбор, расстановка, повышение квалификации и воспитание научных кадров;
- планирование;
- оперативное управление и контроль за выполнением;
- внедрение результатов научной работы;
- организация службы научно-технической информации;
- развитие научного коллектива учреждения:
- совершенствование организации научного труда;
- организация финансовой деятельности и зарплаты сотрудников;
- материально-техническое обеспечение научных исследований;
- охрана собственности;
- обеспечение учета и отчетности;
- охрана труда, улучшение бытовых условий работников.
Процесс управления НИР многогранен, имеет свои специфические особенности и закономерности. Он включает следующие основные операции: определение цели управления, сбор информации и ее переработку; принятие решения; организацию выполнения принятого решения; учет и контроль за выполнением решения. Этот процесс непрерывен, в нем задействован ряд лиц (руководителей и исполнителей). Круг вопросов, по которым принимают решения руководители коллективов (группа, кафедра и лаборатория, директор или ректор), различен.
Ответственный исполнитель - руководитель на рабочем месте. Руководит техническим персоналом, научными сотрудниками, в первую очередь молодыми. Непосредственно участвуя в процессе исследований, он осуществляет оперативное управление, контроль за выполнением темы НИР, внедрением полученных результатов в производство.
Заведующий лабораторией (кафедрой) отвечает за выполнение планирования НИР, внедрение, осуществляет воспитание и руководит повышением квалификации. Он координирует НИР между ответственными исполнителями. Руководитель решает перспективные проблемы, руководит публикаций результатов, оформлением заявок на изобретения и т.д.
Руководитель учреждения принимает решение о подборе и расстановке кадров, решет вопросы перспективного развития, определяет функции каждого подразделения. Свои решения он оформляет в форме приказов.
ТЕМА 3. АНАЛИЗ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫНАУЧНОЙ РАБОТЫ
3.1.Государственная система научно-технической информации
Характерной особенностью современной науки является бурный рост данных, получаемых в результате исследований. Общий объем научно-технической литературы в настоящее время удваивается каждые 8-10 лет. Но это лишь около одной трети научных материалов. Остальные две трети (это диссертации, отчеты и пр.) не попадают в печать, хотя во многих случаях рукописные материалы представляют для ученых не меньший интерес, чем опубликованные.
Перед специалистом стоит всегда трудная проблема: Как отыскать по интересующему вопросу новое и передовое? Как из такой огромной массы информации выбрать ту, которая ему необходима? Научный сотрудник тратит более трети своего рабочего времени на то, чтобы установить, что уже сделано по теме его исследований.
Чтобы повысить эффективность труда научных работников
Создана сеть ЦНТИ (центров научно-технической информации) — информационная служба в области науки и техники которая решает следующие задачи:
- сбор и переработку документальной информации с целью быстрого оповещения ученых и специалистов о новых достижениях в области науки и техники;
- хранение информации в информационно-поисковых системах (ИПС), позволяющих осуществлять быстрый поиск нужных знаний;
- переработку информации в информационно-логических системах (ИЛС) для получения новой информации.
Система ЦНТИ включает в себя центральные и отраслевые институты научной и технико-экономической информации, межотраслевые и территориальные центры и библиотеки.
Самым крупным информационным центром на территории бывшего СССР является институт научной и технической информации (ВИНИТИ), который обрабатывает информацию со всего мира и издает реферативные журналы (РЖ). Реферативный журнал ВИНИТИ пользуется большой популярностью у исследователей, он выпускается в 20 сериях по различным отраслям знаний, в том числе серия «Горное дело». В нем содержатся краткие сведения о публикациях, выходящих в 120 странах мира.
Сегодня ЦНТИ расположены в около 70 городах России и входят в состав региональной информационной сети ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России.
Государственное регулирование в сфере интеллектуальной собственности осуществляет Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент):
функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества. Роспатент находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.