Если подобные явления рассматриваются только в пространстве или во времени, они характеризуются критериями неполного подобия.




Наиболее часто, используют приблизительное подобие, при ко­тором не рассматриваются параметры, влияющие на данный процесс в незначительной степени.

Вследствие этого и результаты исследований будут приблизительными. Степень этого приближения определяется путем сравнения с практическими результатами. Речь идет в этом слу­чае о критериях приблизительного подобия.

Вторая теорема подобия (П - теорема). Она была сформули­рована в начале XX века учеными А. Федерманом и У. Букингемом следующим образом: каждое полное уравнение физического процес­са может быть представлено в форме (т-к) критериев (безраз­мерных зависимостей), где т есть число параметров, а к - число независимых единиц измерения.

Такое уравнение может быть решено по отношению к любому кри­терию и может быть представлено в виде критериального уравнения:

 

Третья теорема подобия. Эта теорема сформулирована акад. B.J1. Кирпичевым в 1930 г. следующим образом: необходимым и достаточным условием подобия является пропорциональность схожих параметров, составляющих часть условия однозначности, и равенство критериев подобия изучаемого явления.

Два физических явления подобны, если они описываются одной и той же системой дифференциальных уравнения и имеют подобные (граничные) условия однозначности, а их определяющие критерии подобия - численно равны.

Условиями однозначности являются условия, с помощью кото­рых конкретное явление отличают от всей совокупности явлений того же типа. Подобие условий однозначности устанавливается в соответ­ствии со следующими критериями:

- подобие геометрических параметров систем;

- пропорциональность физических постоянных, имеющих ос­новное значение для изучаемого процесса;

- подобие начальных условий систем;

- подобие граничных условий систем в течение всего рассмат­риваемого периода;

- равенство критериев, имеющих основное значение для изу­чаемого процесса.

Различают два типа задач в теории подобия: прямую и обрат­ную. Прямая задача состоит в определении подобия при известных уравнениях. Обратная задача заключается в установлении уравнения, которое описывает подобие схожих явлений. Решение задачи сводится к определению критериев подобия и безразмерных коэффициентов пропорциональности.

Критерии механического подобия. В горной науке наибольшее применение находят критерии механического подобия. При этом счи­тают, что другие физические явления (термические, электрические, магнитные и др.) не влияют на изучаемый процесс. Чтобы получить необходимые критерии и постоянные подобия используют закон ди­намического подобия Ньютона и метод анализа размерностей.

В качестве основных единиц принимаются длина, масса и время. Все остальные характеристики рассматриваемого процесса будут на­ходиться в зависимости от этих трех основных единиц. Следовательно, механическое подобие устанавливает критерии для длины (подобие геометрическое), времени (подобие кинематическое) и массы (подобие динамическое).

Геометрическое подобие двух подобных систем будет иметь место, если все размеры модели изменены в С1 раз по отношению к системе, имеющей реальные размеры. Иначе говоря, отношение рас­стояний в натуре и на модели между любой парой аналогичных точек есть величина постоянная, называемая геометрическим масштабом.

Отношение площадей подобных фигур равно квадрату коэффи­циента пропорциональности C2, отношение объемов - С)3.

Условие кинематического подобия будет иметь место, если аналогичные частицы систем, перемещаясь по геометрически подобным траекториям, проходят геометрически подобные расстояния за отрезки времени tn в натуре и tm на модели, которыеотличаются ко­эффициентом пропорциональности.

Условие динамического подобия будет иметь место, если, кроме двух предыдущих условий еще и массы аналогичных частиц подобных сис­тем отличаются одна от другой коэффициентом пропорциональности.

При использовании теории подобия удобно оперировать крите­риями подобия, которые обозначаются двумя латинскими буквами фамилии ученых. Рассмотрим некоторые критерии подобия.

Изучая потоки жидкостей, применяют критерий Рейнольда, ко­торый является показателем отношения сил инерции к силам трения:

 

Re= v·l/υ = idem,

 

где υ - динамическая вязкость.

4.5.Вероятностно-статистические методы исследований

Во многих случаях в горной науке необходимо исследовать не только детерминированные, но и случайные процессы. Все геомеханические процессы протекают в непрерывно изменяющихся условиях, когда те или иные события могут произойти, а могут и не произойти. При этом возникает необходимость анализировать случайные связи.

Несмотря на случайный характер событий, они подчиняются определенным закономерностям, рассматриваемым в теории вероят­ностей, которая изучает теоретические распределения случайных ве­личин и их характеристики. Способами обработки и анализа случай­ных эмпирических событий занимается другая наука, так называемая математическая статистика. Эти две родственные науки составляют единую математическую теорию массовых случайных процессов, ши­роко применяемую в научных исследованиях.

Элементы теории вероятностей и матстатистики. Под со­вокупностью понимают множество однородных событий случайной величины х, которая составляет первичный статистический материал. Совокупность может быть генеральной (большая выборка N), содер­жащей самые различные варианты массового явления, и выборочной (малая выборка N1), представляющая собой лишь часть генеральной совокупности.

Вероятностью Р(х) события х называют отношение числа случа­ев N(x), которые приводят к наступлению события х, к общему числу возможных случаев N:

P(x)=N(x)/N. (4.51)

 

В математической статистике аналогом вероятности является поня­тие частости события y(х), представляющей собой отношение числа слу­чаев п(х), при которых имело место событие, к общему числу событий:

у(х)=п(х)/п. (4.52)


 

 

 

которая характеризует рассеивание случайной величины по отноше­нию к математическому ожиданию. Дисперсию случайной величины иначе еще называют центральным моментом второго порядка.

Для непрерывной случайной величины дисперсия равна

соответствует единице, это означает, что кривая охватывает все значения случайных величин. Однако таких кривых, которые будут иметь площадь, равную единице, можно построить большое количество, т.е. они могут иметь различное рассеяние. Мерой рассеяния и является дисперсия или среднеквадратичное отклонение (рис. 4.12).

 


Выше мы рассмотрели основные характеристики теоретической кривой распределения, которые анализирует теория вероятностей. В статистике оперируют эмпирическими распределениями, а основной задачей статистики является подбор теоретических кривых по имею­щемуся эмпирическому закону распределения.

 

 


 

Рассмотрим основные теоретические кривые распределения. Наиболее часто в исследованиях применяют закон нормального рас­-

соответствуют точкам перегиба (заштрихованная область на рис. 4.12) кривой распределения.

При анализе многих случайных дискретных про­цессов используют распреде­ление Пуассона (краткосроч­ные события, протекающие в единицу времени).Вероят­ность появления чисел редких событий х=1, 2,... за данный отрезок времени выражается законом Пуассона (см. рис. 4.14):



Дисперсионный анализ. В исследованиях часто возникает во­прос: В какой мере влияет тот или иной случайный фактор на иссле­дуемый процесс? Методы установления основных факторов и их влия-


ние на исследуемый процесс рассматриваются в специальном разделе теории вероятностей и математической статистике - дисперсионном анализе. Различают одно - и многофакторный анализ. Дисперсионный анализ основывается на использовании нормального закона распреде­ления и на гипотезе, что центры нормальных распределений случай­ных величин равны. Следовательно, все измерения можно рассматри­вать как выборку из одной и той же нормальной совокупности.

Теория надежности: Методы теории вероятностей и матема­тической статистики часто применяют в теории надежности, которая широко используется в различных отраслях науки и техники. Под на­дежностью понимают свойство объекта выполнять заданные функции (сохранять установленные эксплуатационные показатели) в течение требуемого периода времени. В теории надежности отказа рассматри­ваются как случайные события. Для количественного описания отка­зов применяют математические модели - функции распределения ин­тервалов времени (нормальное и экспоненциальное распределение, Вейбулла, гамма-распределения). Задача состоит в нахождении веро­ятностей различных показателей.

Метод Монте-Карло. Для исследования сложных процессов вероятностного характера применяют метод Монте-Карло. С помощью этого метода решают задачи по нахождению наилучшего решения из множества рассматриваемых вариантов.

Метод Монте-Карло иначе еще называют методом статистиче­ского моделирования. Это численный метод, он основан на использо­вании случайных чисел, моделирующих вероятностные процессы. Ма­тематической основой метода является закон больших чисел, который формулируется сле-

 

 

(4.64)

 

дующим образом: при большом числе статистических испытаний вероятность того, что среднеарифметическое значение слу­чайной величины стремится к ее математическому ожиданию, равна 1:

где ε - любое малое положительное число.

Последовательность решения задач методом Монте-Карло:

- сбор, обработка и анализ статистических наблюдений;

- отбор главных и отбрасывание второстепенных факторов и составление математической модели;

- составление алгоритмов и решению задач на ЭВМ.

Для решения задач методом Монте-Карло необходимо иметь статистический ряд, знать закон его распределения, среднее значение х, математическое ожидание т(х) и среднеквадратичное отклонение. Решение эффективно лишь с использованием ЭВМ.

 

4.6. Методы системного анализа

Системный анализ - это комплекс приемов и методов изучения сложных систем, представляющих собой совокупность взаимодейст­вующих элементов, характеризующихся прямыми и обратными связя­ми. Суть системного анализа и состоит в выявлении этих связей и ус­тановлении их влияния на систему в целом. С использованием систем­ного подхода изучается развитие сложных систем, таких как экономи­ка отрасли, шахтостроительного управления и пр. Наиболее полно можно выполнить системный анализ с использованием научных поло­жений кибернетики.

Системный анализ складывается из четырех этапов:

- постановка задачи (определяют объект, цели и задачи иссле­дования);

- установление границ изучаемой системы и определение ее структуры (все объекты и процессы, имеющие отношение к постав­ленной цели, разбиваются на внешнюю среду и собственно изучаемую систему (замкнутую или открытую), затем выделяются части системы (элементы) и устанавливается взаимодействие между ними и внешней средой;

- составление математической модели системы (описывают вы­деленные элементы системы и процессы взаимодействия с помощью тех или иных параметров; математический аппарат использует в зави­симости от особенностей процессов (непрерывные и дискретные, де­терминированные и вероятностные);

- анализ системы (анализируют математическую модель, нахо­дят ее экстремальные условия, оптимизируют процессы и систему, формулируют выводы).

Наиболее ответственный момент - оптимизация, которая за­ключается в нахождении оптимума рассматриваемой функции и соот­ветственно оптимальных условий поведения данной системы. Оптими­зацию производят по критерию. Известны различные математические методы оптимизации исследуемых моделей (аналитические, градиент­ные, математическое программирование, вероятностно-статистиче­ские, автоматические).

Оптимизация систем аналитическими методами состоит в том, что необходимо определить экспериментальное (минимальное или максимальное) значение некоторой функции в опреде­ленной области значений ее параметров. Аналитические методы для оптимизации сложных процессов используют редко.

Чаще применяют метод градиентного (наискорейшего) спуска и подъема. Допустим, что необходимо найти экстремум целевой функ­ции, описывающей некоторую поверхность (рис. 4.18).


 

повторяют процедуру до тех пор, пока не достигнут экстремума.

Если целевая функция f и граничные уравнения являются ли­нейными, то для нахождения экстремума чаще всего применяют ме-


 

Метод линейного программирования изучен достаточно полно, для решения задач не требуется сложных вычислений, имеются стан­дартные программы на ЭВМ.

В ряде случаев встречаются задачи нелинейного программиро­вания, целевая функция которых записывается как сумма линейной и нелинейной частей. Если функции непрерывные и выражаются част­ными производными, то задача оптимизация решается классическими методами на основе дифференциального исчисления. Если перемен­ные дискретны, то задачи решаются методами целочисленного про­граммирования.

Различают также динамическое программирование, которое представляет собой математический метод оптимизации решений, специально приспособленный к многоэтапным изменениям. Чтобы решить задачу динамического программирования, необходимо оты­скать минимум (максимум) сложной дискретной функции большого количества переменных. Метод динамического программирования сводит эту задачу к простой путем - минимизации простых функций в обратном порядке.

Для оптимизации технологических процессов в строительстве применяется теория массового обслуживания (ТМО), которая имеет целью отыскать оптимальные условия, т.е. обеспечить эффективность работы системы в режиме "требование-обслуживание". Под обслужи­ванием понимают удовлетворение в потребности какой-либо заявки. Например, погрузка породы в надшахтном здании в автосамосвалы.

 

Задачей ТМО является установление наиболее достоверных за­висимостей между интенсивностью потока X и пропускной способно­стью ц, количеством требований и эффективностью обслуживания системы. Базируется теория массового обслуживания на анализе слу­чайных процессов.

Для оптимизации случайных процессов используют также тео­рию игр. Теория игр - это математическая теория конфликтов. Кон­фликт заключается в том, что интересы двух сторон не совпадают. Примером конфликтной ситуации являются спортивные игры. Однако методы теории игр применяют и для решения задач, в которых, на­пример, в качестве "противника" выступает природа.

В процессе проведения системного анализа, наряду с определе­нием экстремальных условий исследуемых моделей, выявляют и дру­гие закономерности в их поведении. После окончания исследований формулируют выводы и принимают решения об использовании полу­ченных результатов.

Выше были приведены основные сведения о некоторых теоре­тических методах, используемых в горной науке. Их список не полон, с успехом могут применяться и другие методы. В каждом конкретном случае при выполнении НИРС студент должен ознакомиться с ними в специальной литературе.


ТЕМА 5. МЕТОДЫЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

5.1. Методология экспериментальных исследований

Экспериментальные исследования - это один из основных спо­собов получения научных данных. В их основе лежит эксперимент, который представляет собой научно поставленный опыт в условиях, позволяющих следить за его ходом, управлять им и воссоздать при необходимости. От пассивного наблюдения эксперимент отличается активным воздействием исследователя на изучаемое явление. Цель эксперимента - проверка теоретических предположений, а также более широкое и глубокое изучение предмета исследования.

Различают эксперименты в естественных и искусственных ус­ловиях. Естественный эксперимент проводят в открытых системах при сложном влиянии внешних факторов (социальный, производственный и т.д.). Искусственный эксперимент широко применяется в техниче­ских науках, с его помощью изучают изолированное явление в специ­альных условиях с целью его оценки в количественном или качествен­ном отношении.

Экспериментальные исследования делятся на лабораторные и производственные. Лабораторные опыты проводят с применением типо­вых приборов, специальных моделирующих установок, стендов. Они по­зволяют получить научную информацию с минимальными затратами, но не всегда полностью моделируют реальное явление или процесс. Поэтому часто возникает потребность в производственных экспериментальных исследованиях. Они имеют целью изучить процесс в реальных услови­ях с учетом воздействия различных случайных факторов. Такие экспе­рименты проводят в шахтах, на строящихся объектах. К производст­венным исследованиям относят также специальные полевые экспеди­ции по обследованию эксплуатируемых объектов. Одной из разновид­ностей производственного эксперимента является собирание материа­лов в организациях, которые накапливают их по стандартным формам. Такие данные подвергаются обработке методами математической ста­тистики (анкетирование). Производственный эксперимент может про­водиться в виде опытов на специальных полигонах.

Зачастую на эксперимент затрачивается много средств и време­ни, проводится большое количество наблюдений и измерений, полу­чают множество графиков, на обработку и анализ затрачивается много труда. Иногда оказывается, что сделано много лишнего, а иногда, что экспериментатор не четко организовал эксперимент, не правильно вы­брал цель, а на её основе сформулировал задачи исследований. Поэто­му прежде чем приступить к экспериментальным исследованиям, не­обходимо четко продумать методологию эксперимента.

Методология эксперимента - это общие принципы, структура эксперимента, его постановка и последовательность выполнения. Ме­тодология эксперимента включает в себя следующие основные этапы:

- разработку плана-программы эксперимента;

- выбор средств для проведения эксперимента;

- проведение эксперимента;

- обработку и анализ экспериментальных данных.

Для того чтобы правильно организовать эксперимент, применя­ют математическую теорию планирования эксперимента, позволяю­щую повысить точность и уменьшить объем экспериментальных ис­следований.

В общем случае план-программа эксперимента включает: на­именование темы исследований; рабочую гипотезу; методику экспе­римента; перечень необходимых материалов, приборов, установок; ка­лендарный план работ; смету расходов на выполнение эксперимента.

Основу плана-программы составляет методика эксперимента. Методика - это система приемов и способов для последовательного наиболее эффективного экспериментального исследования. Методика включает в себя: цель и задачи эксперимента, выбор варьируемых факторов; обоснование средств и потребного количества измерений; описание проведения эксперимента; обоснование способов обработки и анализа результатов эксперимента.

Определение цели и задач исследования - это один из основных этапов эксперимента. Обосновывают цель на основе анализа информа­ции, рабочей гипотезы или результатов теоретических исследований. Имеющаяся до начала эксперимента научная информация позволяет судить об ожидаемых закономерностях, а, следовательно, она позволя­ет сформулировать задачи эксперимента (3-4 задачи).

Выбор варьируемых факторов заключается в установлении ос­новных и второстепенных факторов, влияющих на исследуемый про­цесс и составления из них убывающего по важности ряда (ранжирова­ние). Основным принципом установления степени важности характе­ристики является её роль в исследуемом процессе. Для этого изучают процесс в зависимости от какой-то одной переменной при остальных постоянных. Это возможно при небольшом количестве факторов, если же переменных величин много, целесообразно использовать много­факторный анализ и математическое планирование эксперимента.

Выбор необходимых для наблюдений и измерений приборов, оборудования, машин и др. производится на базе выпускаемых катало­гов и с помощью специальной науки - метрологии. В первую очередь используют стандартные приборы и машины, работа на которых рег­ламентируется стандартами. В отдельных случаях возникает потреб­ность в создании уникальных приборов, установок и стендов. При этом разработка и конструирование приборов и других средств должна быть тщательно обоснована теоретическими расчетами и практиче­скими соображениями.

При экспериментальном исследовании процесса или явления повторные отчеты, как правило, не одинаковы. Отклонения объясня­ются различными причинами: неоднородностью свойств объекта ис­следований, не современностью приборов и классом их точности, осо­бенностями эксперимента и др. Чем больше случайных факторов, влияющих на опыт, тем больше отклонения отдельных измерений от среднего значения. Это требует повторных измерений, следовательно, необходимо знать их потребное минимальное количество. Под мини­мальным количеством измерений понимают такое их количество, ко­торое в данном опыте обеспечивает устойчивое среднее значение из­меряемой величины, удовлетворяющее заданной степени точности. Установление потребного минимального количества измерений имеет большое значение, поскольку обеспечивает получение объективных результатов при минимальных затратах времени и средств.

Иногда для исключения систематической ошибки, возникающей при субъектном назначении последовательности испытаний, очеред­ность опытов устанавливают с использованием метода рандомизации, суть которого заключается в случайной последовательности опытов, назначаемой с помощью таблицы случайных чисел.

В методике подробно описывают процесс проведения экспери­мента. Вначале разрабатывают очередность выполнения операций на­блюдения и измерений, а затем описывают каждую операцию в от­дельности с учетом выбранных средств измерений. При этом уделяют внимание контролю качества операций, обеспечивая высокую надеж­ность и заданную точность при минимальном количестве измерений.

При проведении экспериментальных работ особое значение имеет добросовестность, терпение, настойчивость, выдержка. Обяза­тельным требованием при проведении эксперимента является ведение журнала наблюдений. Форма журнала может быть произвольной, од­нако вести его нужно аккуратно, без каких-либо исправлений. При получении резко отличающихся измерений, исполнитель должен ука­зать обстоятельства, сопутствующие указанному измерению, а не ис­ключать его, стремясь получить нужный результат. Экспериментатор должен непрерывно следить за средствами измерений и проводить их рабочую поверку.

Одновременно с производством измерений исполнитель должен проводить предварительную обработку результатов и их анализ, что позволяет контролировать исследуемый процесс, корректировать экспе­римент, улучшать методику и повышать эффективность эксперимента.

Особо тщательно необходимо соблюдать указанные требования при проведении производственных экспериментов. Вследствие боль­ших объемов работ и значительной их трудоемкости ошибки, допу­щенные в процессе эксперимента, могут существенно увеличить про­должительность исследований и уменьшить их точность.

Важным разделом методики является выбор методов обработки и анализа результатов эксперимента. Результаты экспериментов сис­тематизируется и анализируется, затем их представляют в виде таблиц, графиков, номограмм, формул, что позволяет быстро сопоставлять полученные данные.

Особое место занимают математические методы обработки и анализа опытных данных; установление эмпирических зависимостей; аппроксимация связей между факторами; нахождение критериев и до­верительных интервалов и др.


 

эксперимента возрастает. И, наконец, при поисковом эксперименте, если теоретических зависимостей не получено, объем эксперимен­тальных работ наиболее значителен, и в этом случае уместно использо­вать метод математического планирования эксперимента. На объем и тру­доемкость эксперимента также влияет его вид. Как правило, полевые экс­перименты имеют большую трудоемкость, чем лабораторные.

 

5.2.Выбор средств измерений и их статистическая оценка

Важным моментом в организации эксперимента является выбор средств измерений. Средства измерений должны отвечать следующим требованиям:

- соответствовать теме, цели и задачам НИР;

- обеспечивать высокую производительность труда с мини­мальными затратами времени;

- обеспечивать требуемое качество работ, т.е. заданную степень точности при минимальном количестве измерений;

- соответствовать требованиям эргономики, техники безопасности.

Желательно максимально использовать стандартные средства измерений, которые обязательно должны пройти метрологическую поверку.

Общая характеристика измерений. Измерение - это процесс нахождения какой-либо физической величины опытным путем с по­мощью специальных технических средств и её сравнения с известной величиной, принятой за единицу (эталон). Теорией и практикой изме­рений занимается специальная наука - метрология.

Различают измерения по видам измеряемых величин (статиче­ские и динамические), способу нахождения величины (прямые, когда величину устанавливают непосредственно из опыта, и косвенные, ко­гда интересующая величина определяется по функциональной зависи­мости от других величин, устанавливаемых прямыми измерениями). Различают также измерения по классам точности (особо точные, высо­коточные, технические). Особо точные - это эталонные измерения с максимально возможной точностью, применяются, например, в экспе­риментальной физике. Высокоточные измерения имеют погрешность, не превышающую заданную точность, и используются для наиболее ответственных экспериментов и в качестве контрольно-поверочных измерений. Технические измерения используются наиболее широко при экспериментальных исследованиях, их погрешность определяется особенностями средств измерений. Кроме того, различают абсолютные и относительные измерения. Абсолютные - это прямые измерения в


 

Средства измерений. Средства измерений - это совокупность тех­нических средств, которые дают необходимую информацию при выполне­нии эксперимента и имеют нормированные метрологические свойства.

В зависимости от принципа работы средства измерений подраз­деляются на пневматические, механические, электрические и т.д. Из­мерительные средства делят на образцовые и технические. Образцо­вые средства являются эталонами и предназначены для поверки тех­нических средств. Образцовые средства не обязательно должны быть точнее, они должны иметь большую стабильность и надежность.

К средствам измерений относят меры, измерительный инстру­мент, измерительные приборы, преобразователи и установки. Мерой называют средство измерения, предназначенное для воспроизведения физической величины заданного размера. Они могут быть однознач­ными и многозначными. Измерительным инструментом - называют обычно приспособления, предназначенные для измерения геометриче­ских параметров. Измерительным прибором называют средство изме­рения, вырабатывающее сигналы информации в форме, удобной для восприятия экспериментатором. В приборах измеряемая величина преобразуется в показание или сигнал.

Приборы классифицируют по различным признакам. По спосо­бу отсчета значения измеряемой величины, их делят на показывающие и регистрирующие. Наибольшее распространение получили показы­вающие приборы, отчетные устройства которых состоят из шкалы и указателя. Однако они менее точны, чем цифровые приборы, которые фиксируют измеряемую величину в виде цифр. Регистрирующие при­боры могут быть самопишущими и печатными. В первом случае изме­ряемая величина выдается в виде графика, а печатные приборы выда­ют информацию в виде цифр на специальной ленте. Кроме того, при­боры классифицируют по точности измерений, стабильности показа­ний, чувствительности, пределам измерений и т.д.

Измерительный преобразователь - средство измерения, генери­рующее сигнал в форме, удобной для передачи, дальнейшего преобра­зования, обработки и хранения, но без непосредственного восприятия наблюдателем.

Совокупность функционально связанных приборов, преобразо­вателей и других вспомогательных устройств, обеспечивающая выра­ботку измерительной информации, удобной для наблюдения, называ­ется измерительной установкой. Измерительные установки могут вы­рабатывать сигналы для автоматической обработки результатов изме­рений с помощью ЭВМ.

Выходной сигнал измерительных средств фиксируется отчет­ными устройствами, которые могут быть цифровыми, регистрирую­щими и шкальными. Число, отсчитываемое по отсчетному устройству при измерениях, называются отсчетом, а переход от отсчета к показа­ниям прибора осуществляется с помощью постоянной прибора, цены деления шкалы или градуированной кривой. Когда постоянная прибо­ра равна единице измеряемой величины, показания прибора и отсчет численно совпадают.

Шкала является важной частью отсчетного устройства и пред­ставляет собой совокупность отметок, соответствующих ряду после­довательных значений величин. Шкалы могут быть равномерными и неравномерными. Равномерные шкалы имеют постоянные интервалы и постоянную цену деления, неравномерные шкалы имеют неодинако­вые интервалы, а иногда и непостоянную цену деления. Цена деления - это разность значений измеряемой величины, соответствующих двум соседним отметкам. Разность между значениями измеряемой величи­ны, соответствующую началу и концу шкалы, называют диапазоном показаний прибора.

Погрешности измерений. Результаты измерений не могут быть получены абсолютно точно. Это обусловлено несовершенством метода и средств измерений, непостоянными условиями выполнения экспе­римента и т.д. Результаты измерений оценивают различными показа­телями: погрешность, точность и достоверность измерений.

Погрешность измерений - это отклонение результата измере­ния от истинного значения величины. Степень приближения измере­ния к действительному значению величины называют точностью измерений, она характеризует их качество. Степень доверия к резуль­татам измерения, т.е. вероятность отклонений измерения от действи­тельной величины, характеризуется достоверностью измерений.


 

Относительная погрешность обычно выражается в процентах и дает наиболее ясное представление о погрешности, поскольку харак­теризует соотношение между абсолютной погрешностью и истинной величиной:

 


 

Следует заметить, что точное значение X заранее неизвестно, по­этому погрешности измерений могут оцениваться только приближенно.

Чтобы повысить точность и достоверность измерений необхо­димо уменьшить погрешности, которые возникают вследствие несо­вершенства методов и средств измерений, недостатков проведения опыта, влияния различных внешних факторов, субъективных особен­ностей экспериментатора.

Погрешности классифицируются на систематические и случай­ные. Систематические погрешности остаются постоянными при по­вторных экспериментах или изменяются по определенному закону. Их разделяют на пять групп:

- инструментальные погрешности;

- погрешности из-за неправильной установки;

- погрешности в результате действия внешней среды (темпера­туры, магнитных и электрических полей, атмосферного давления, влажности, вибрации и колебаний);

- субъективные погрешности;

- погрешности метода.

Систематические погрешности необходимо обязательно исклю­чить, так как они могут привести к неправильным научным выводам. Они могут быть устранены следующими методами:

- путем регулирования средств измерений, тщательной их по­верки, устранения внешних воздействий;

- исключения погрешности в процессе эксперимента путем по­вторного измерения;

- путем нахождения погрешности с помощью более точного средства измерения и её учета.

Если систематическую погрешность устранить нельзя, то огра­ничиваются оценкой её границ.

Случайными называют погрешности, которые возникают слу­чайно и не могут быть исключены. Однако при наличии многократных повторений наиболее отклоняющиеся измерения можно исключить с помощью статистических методов. Разновидностью случайных по­грешностей являются грубые погрешности или промахи. Наиболее типичными причинами промахов являются ошибки при наблюдениях: неправильный отсчет, описки при записи результатов, различные ма­нипуляции с приборами.

Измерительные приборы также характеризуются погрешностью и точностью, стабильностью измерений и чувствительностью. Под аб­солютной погрешностью прибора понимают величину:


 

Погрешность прибора является важнейшей его характеристи­кой. Она возникает вследствие некачественного изготовления или не­удовлетворительной эксплуатации, что приводит к систематическим погрешностям. Кроме них, возникают и случайные погрешности, обу­словленные сочетанием различных факторов. Поэтому основными ха­рактеристиками прибора являются суммарные погрешности, опреде­ляющие его точность. В зависимости от величины допускаемых по­грешностей приборы делятся на классы точности: 1-й - наивысший, 4­й - наинизший.

Разность между максимальным и минимальным показателями прибора называют размахом. Если эта величина непостоянная при прямом и обратном ходах, то эту разность называют вариацией пока­заний. Под чувствительностью прибора понимают способность отсчи­тывающего устройства реагировать на изменения измеряемой величи­ны, а под стабильностью - свойства отсчетного устройства обеспечи­вать постоянство показаний одной и той же величины. Стабильность прибора определяется



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: