Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой “желтой” корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы “квадро” (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. При этом позиция России по разрешенным объемам господдержки осталась неизменной: репрезентативный период – 1993-1995 гг. с объемом поддержки в 9,5 млрд. долларов.
3. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. Последняя серия переговоров с 14 членами РГ состоялась в апреле 2006 г. К настоящему времени подписаны протоколы по доступу на рынок услуг практически со всеми членами РГ, с которыми проводились двусторонние переговоры: Венгрией, ЕС, Китаем, Кореей, Тайванем, Таиландом, Турцией, Чили, Сингапуром, Венесуэлой, Новой Зеландией, Мексикой, Норвегией, Турцией, Эквадором, Грузией, Киргизией, Молдавией, Болгарией, Египтом, Канадой. С Японией, Индией Парагваем, Болгарией переговоры завершены.
Наиболее сложно переговоры продвигаются по "таким чувствительным" секторам как финансовые и “энергетические” услуги, доступ на российский рынок которых представляет особый коммерческий интерес для ведущих стран-членов ВТО. Кроме того, некоторые страны были весьма заинтересованы в улучшении условий доступа на российский рынок поставщиков услуг, являющихся физическими лицами (Индия, Канада, Швейцария).
|
По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства (т.е. открыть в определенной мере тот или иной сектор) примерно по 110 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В некоторых случаях позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством. Такая позиция позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции в будущем.
4. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ (далее Доклад) – ключевой документ, где будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три группы:
1) несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики положениям ВТО. Основные обеспокоенности членов РГ касаются применения ряда положений таможенного законодательства, тарифных квот на мясо, излишних требований, предъявляемых к импортным товарам в сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения этих “стандартных” положений с момента присоединения России к ВТО;
|
2) использование Россией после присоединения некоторых элементов регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности (в принципе разрешенных ВТО), что должно быть обусловлено определенными обязательствами, зафиксированными в докладе РГ (“переговорные” требования);
3) запросы отдельных стран-членов РГ, выходящие за рамки обязательств многосторонних торговых соглашений ВТО (требования “ВТО+”): присоединение к “необязательным” соглашениям по правительственным закупкам и гражданской авиатехнике, отмена экспортных пошлин и т.д. Помимо этого, ряд членов РГ в рамках обсуждения системных вопросов пытаются решить проблемы сугубо двусторонних торгово-экономических отношений, не входящих в компетенцию ВТО.
13-18 декабря 2005 г. в г. Гонконге состоялась VI Министерская конференция ВТО. Гонконгская конференция сыграла роль промежуточного этапа на пути выработки полномасштабных договоренностей Доха-раунда. Принятая в ходе напряженных переговоров Министерская декларация закрепляет достигнутый прогресс на переговорах и определяет ориентиры работы по обеспечению завершения раунда в 2006 г.
23-25 января 2006 г. в Берне и Женеве состоялись двусторонние консультации со Швейцарией, завершившиеся подписанием соответствующих двусторонних протоколов.
22-25 января 2006 г. в Женеве прошло подписание протоколов с Доминиканской Республикой и Гондурасом.
|
С 28 февраля по 9 марта 2006 г. в Женеве прошли консультации с заинтересованными членами РГ, в ходе которых состоялось обсуждение ряда разделов проекта Доклада РГ, а также прошли двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров с Колумбией и Австралией.
26-27 сентября 2005 г. состоялся визит Министра Г.О.Грефа в США, в рамках которого были проведены встречи с Торговым представителем США Р.Портманом, Министром торговли США К.Гуттьересом, а также ряд консультаций в Конгрессе США. По итогам мероприятий был согласован план совместной работы на октябрь-ноябрь 2005 г., реализация которого позволит завершить переговоры до конца с. г.
В рамках Министерской конференции форума АТЭС (15-16 ноября 2005 г., Пусан, Республика Корея) был подписан протокол с Перу о завершении переговоров по товарам. 21 ноября во время визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Японию был подписан протокол о завершении двусторонних переговоров по товарам и услугам.
26-29 января с.г. в Давосе (Швейцария) состоялся Международный экономический форум. В рамках форума состоялись встречи Министра экономического развития и торговли РФ Г.О.Грефа с торговым представителем США Р.Портманом, с Гендиректором ВТО П.Лами, с Комиссаром по внешней торговли ЕС П.Мандельсоном, с Федеральным Министром экономики Швейцарии Дж.Дэйсом, с Министром развития промышленности и внешней торговли Бразилии Л.Фурланом. В рамках визита был проведен раунд двусторонних переговоров с делегациями США и Австралии. Состоялось подписание двустороннего протокола с Бразилией.
7 февраля 2006 г. в Дели (Индия) в рамках визита Министра Г.О.Грефа состоялось подписание протоколов о завершении двусторонних переговоров с Индией.
В рамках официального визита в США 6-8 марта 2006 г. глава МИД РФ Сергей Лавров обсудил вопросы присоединения России к ВТО в ходе встреч с Президентом США Дж. Бушем и Госсекретарем США Кондолизой Райс.
Вопросы присоединения России к ВТО постоянно находятся в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития, которую возглавил Председатель Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадков. В состав этого органа входят представители ключевых министерств и ведомств. Основная функция Комиссии – координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны.
Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.
В результате интенсификации переговорного процесса в 2003-2005 годах российская делегация вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решить наиболее сложные и проблемные вопросы. Обсуждение условий присоединения с основными торговыми партнерами проходит практически в непрерывном режиме. Следует подчеркнуть, что Россия не может присоединиться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут приниматься на основе реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с тем, чтобы обеспечить необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.
Завершение двусторонних переговоров с США с учетом влияния этой страны в ВТО и ее значения как торгового партнера для России имело первостепенное значение для скорейшего окончания переговорного процесса по присоединению России к ВТО.
В июле 2006 г. стороны вплотную приблизились к завершению двусторонних переговоров по доступу на российские рынки товаров и услуг. Правда, совсем нелегко. Ожидалось, что соглашение с США будет достигнуто в июле 2006 года в ходе саммита G8 в Санкт-Петербурге, однако этого не произошло. Главной проблемой оказался вопрос о ветеринарном контроле над поставками американского мяса. Американцы поставили обязательным условием подписания двустороннего протокола в рамках ВТО выдачу ветеринарных сертификатов на поставку американской говядины и свинины. Греф на это ответил, что в соответствии с законом Россия имеет право на проведение аудита качества поставляемой продукции и системы ее сертификации. Американцы предложили обойтись без аудита, российская сторона с этим не согласилась.
В ноябре 2006 года Россия все-таки преодолела едва ли не основной барьер на пути в торговую организацию: двустороннее соглашение о вступлении нашей страны в ВТО было подписано с США на саммите стран Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в столице Вьетнама Ханое. Ряд наблюдателей высказывал предположение, что США дали свое согласие в обмен на поддержку России жесткой резолюции по Северной Корее.
Украинские чиновники заявляли и о том, что Украина может не пустить Россию в ВТО, и говорили, что точно пустит. Тема, разумеется, не стоит и гроша, но вступление Украины в ВТО позволяет нашим странам раздуть из этого политический конфликт. России могут вспомнить и квоты на трубы, и бензиновый кризис образца 2005 года и еще многое другое. Россия, в свою очередь, может вспомнить все старые обиды, что, учитывая крайний популизм российских чиновников по принципу "я так думаю", может перерасти в настоящее противостояние.
В сентябре 2011 года Россия еще на шаг приблизилась к вступлению во Всемирную торговую организацию, достигнув рамочного соглашения с Евросоюзом, наиболее могущественным блоком, возражающим против участия России в ВТО. В результате переговоров в Женеве был составлен проект соглашения, касающегося законов, регулирующих инвестиции в быстро развивающийся автомобильный сектор страны, теперь представители ЕС представят это предложение 27 государствам блока, которые должны одобрить вступление России.
Российская экономика объемом $1,2 триллиона - крупнейшая за пределами ВТО. Присоединение к торговому органу, как ожидается, может увеличить ВВП страны на 11 процентов в долгосрочной перспективе.
Единственным препятствием на пути Москвы в ВТО после одобрения Евросоюзом останется Грузия. Ранее Тбилиси угрожал заблокировать вступление России в ВТО, добиваясь права таможенного контроля на границах Южной Осетии и Абхазии, провозгласивших при поддержке Москвы независимость в 2008 г.
Останется неизменной заградительная пошлина на спирт, снизятся с 20% до 12% ставки пошлин на иностранные вина и коньяки, шампанское и виски.
После присоединения России к ВТО средневзвешенная ставка российских пошлин на сельскохозяйственные товары снизится примерно на 3 процентных пункта. Аналогичное трехпроцентное снижение произойдет и на тарифы на ввоз промышленных товаров. При этом:
- Снизятся ставки пошлин на иностранные лекарства и, одновременно, на медицинское оборудование и лекарственные субстанции, из которых лекарства делаются в России. Система регистрации лекарственных средств будет приведена в соответствие с международными правилами, что также снизит цену лекарств.
- Будут снижены, а в ряде случаев, отменены пошлины на кожевенное и меховое сырье, а также на шерсть и текстильное сырье. Эти меры являются частью программы поддержки российских текстильщиков и обувщиков.
- Останутся практически неизменными ставки пошлин на готовую одежду, стекло и керамику.
- Постепенно за 3 - 4 года произойдет снижение ставок пошлин и частичное открытие рынка химических товаров, бумаги и изделий из нее. Это приведет к усилению конкуренции в этих секторах, но не нанесет ущерба российским производителям.
- Будут переведены на платежеспособный уровень ставки пошлин на обувь, бытовую электронику и электротехнику, что позволит исключить «серые» и «черные» схемы импорта в этих областях.
- Будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование.
- В течение 3 лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу.
Россия приняла обязательства более чем по 100 секторам услуг, обеспечив, таким образом стабильные и предсказуемые условия работы в России иностранных поставщиков услуг и иностранных инвесторов.
Поиск компромисса по сектору финансовых услуг был наиболее трудным. Мы не приняли на себя обязательства по доступу на рынок прямых филиалов иностранных банков, а также сохранили возможность применения 50% квот иностранного участия в банковской и страховой системе. Вместе с тем, мы согласились допустить прямые филиалы иностранных страховых компаний через 9 лет после присоединения России к ВТО. Обязательства позволят нам применять к филиалам иностранных страховых компаний, работающим в России, все меры, необходимые для обеспечения финансовой устойчивости такого филиала, качества оказываемых услуг и их соответствия всем требованиям российского законодательства. По сути, мы сможем применять к филиалам такое же регулирование, которое применяется к российским юридическим лицам, имеющим лицензию на осуществление страховой деятельности. Одновременно, мы подтвердили существующие нормы законодательства, исключающие возможность - как общее правило - ограничения доли иностранного участия в капитале создаваемых на территории России банков и страховых компаний. Такие ограничения будут применяться только в отношении отдельных видов страхования в течение переходного периода в 5 лет.
Таким образом, присоединение России к ВТО будет работать, прежде всего, в интересах самой России, ее товаропроизводителей, инвесторов и потребителей.