Катастрофический сценарий исходит из того, что развивать реальное производство в России экономически невыгодно (в сравнении с более удобными для инвестиций азиатскими рынками), и, следовательно, рассчитывать на увеличение притока иностранных инвестиций в массовые производства не приходится. Таким образом, Россия и после вступления в ВТО будет представлять собой периферийный сырьевой рынок. Высокая зависимость от конъюнктуры мировых сырьевых рынков не позволит России адаптироваться к условиям ВТО, сырьевые отрасли будут развиваться за счет резкого сокращения перерабатывающих производств. Рост импорта и повышение тарифов на энергоносители приведет к массовому закрытию производств большинства отраслей (через цепочку межотраслевых связей), масштабной безработице в промышленном секторе и шоковым последствиям для населения. Крах лишенного государственной поддержки товарного производства в сельском хозяйстве подорвет социальную стабильность. Рост транспортных тарифов может вызвать фрагментацию страны. В перспективе сочетание этих факторов может привести к ослаблению государственности.
Оптимистический сценарий среднесрочных последствий вступления России в ВТО исходит из того, что существующие протекционистские меры экономически неэффективны, подписывают коррупцию и перекладывают бремя расходов на конечного потребителя. Их отмена (или существенное снижение уровня протекционизма в отдельных отраслях) даст импульс отечественному товаропроизводителю. Увеличение объемов импорта приведет к росту конкуренции на внутреннем рынке. Введение прозрачного механизма расчета импортной пошлины увеличит ее собираемость и уровень защиты рынка. Улучшение инвестиционного климата позволит привлечь прямые иностранные инвестиции. Все это будет способствовать модернизации производственных мощностей, росту производства и повышению качества российских товаров. Конкурентоспособные российские товары получат гарантированный недискриминационный доступ на внешние рынки.
|
Реалистический сценарий предполагает, что в течение первых 3-4 лет после вступления в ВТО Россия сможет получить определенный выигрыш за счет прекращения дискриминационных мер в отношении российских экспортеров сырья на внешних рынках. Отмена санкций позволит создать дополнительные рабочие места и нарастить мощности на предприятиях, несущих в настоящее время потери (по оценкам Минэкономразвития, прямые и косвенные убытки российских экспортеров составляют от 2,5 до 4 млрд. долл. в год). При этом рост экономики в целом составит от 1 до 3,3 % ВВП 2004 г. (по оценкам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН и Всемирного банка соответственно). Переходный период (от пяти до восьми лет), в течение которого будет осуществляться тарифная защита российских товаров, будет использован для модернизации производства. Эксперты Всемирного банка исходят из того, что на первом этапе приток доступной по цене и качественной импортной продукции может привести к спаду производства на российских предприятиях и росту безработицы, однако считают, что приток прямых иностранных инвестиций в перспективе будет способствовать увеличению числа рабочих мест, росту объема налоговых поступлений и платежеспособного спроса населения, что станет дополнительным стимулом для экономики.
|
ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ТОРГОВОГО РЕЖИМА
Основу переговоров в рамках присоединения России к ВТО составляет согласование максимальных уровней импортных тарифов (уровней «связывания») по каждой категории товаров. По итогам переговоров Россия возьмет на себя обязательства по постепенному снижению существующих уровней импортной пошлины до конечных согласованных уровней.
Сырьевые отрасли
· Российские компании-экспортеры энергетического сырья после вступления ВТО продолжат действовать на основе имеющихся двусторонних торговых соглашений с основными импортерами. По имеющимся сведениям, в соответствии с обязательствами, взятыми Россией на переговорах о присоединении к ВТО, экспортные пошлины на нефть и газ будут заморожены после вступления в ВТО, по истечении определенного срока часть пошлин будет снижена, часть – ликвидирована.
· Положениями Энергетической стратегии России до 2020 года и коммюнике Комиссии ЕС по итогам Московского саммита Россия-ЕС предусматривается, что цена на газ для промышленных потребителей должна покрывать издержки, прибыль и инвестиции, необходимые для эксплуатации новых месторождений. Уже к 2010 г. реальные отпускные цены на газ для промышленных потребителей будут удвоены. Удорожание энергоресурсов может совпасть со снижением промышленного спроса на них в связи с обострением конкуренции и закрытием предприятий и послужит компенсацией отрасли от возможных убытков.
|
· Теоретически увеличение цены на природный газ может привести к повышению конкурентоспособности энергетического угля на внутреннем рынке за счет увеличения потребительского спроса и объемов добычи. Однако если цены на уголь будут расти быстрее регулируемых цен на газ, предусмотренное Энергетической стратегией России вытеснение газа углем из топливно-энергетического баланса может не произойти.
Машиностроение
· Вступление в ВТО может подорвать позиции российского машиностроения, нуждающегося в дорогостоящей и долговременной модернизации производства (износ основных фондов по отрасли превышает 80%). Рост цен на энергоносители и металл уже сейчас приводит к существенному снижению рентабельности и конкурентоспособности продукции машиностроения. Вступление в ВТО лишь усилит данную тенденцию. Можно прогнозировать в среднесрочной перспективе прекращение национального производства в ряде подотраслей.
· Машиностроители рассчитывают на сохранение высоких импортных пошлин (10-15% для нефтегазового оборудования, 20% для авиалайнеров, 25% для легковых автомобилей, что составляет исключение из унифицированной системы импортных тарифов) на переходный период, который должен составлять не меньше 7 лет (примерный срок окупаемости инвестиций). Сохранение заградительных пошлин на западную авиатехнику неизбежно подорвет рынок российских авиаперевозчиков.
· Выходом для автомобилестроителей, по мнению специалистов, могло бы стать укрупнение предприятий, концентрация на «мозаичном» производстве ограниченного числа конкурентоспособных комплектующих (в первую очередь литья) для иностранных инвесторов. Авиастроение не устоит без государственной поддержки одного – двух вертикально-интегрированных холдингов, разрабатывающих один тип самолета, удовлетворяющего реальные нужды авиаперевозчиков. Альтернативой может быть производство комплектующих для зарубежных авиационных концернов.
Металлургия
· Предполагается, что отмена дискриминационных квот и пошлин на вывоз российского металла приведет к росту поставок металлургической продукции на внешний рынок. В то же время, высокий износ производственных мощностей российских предприятий, рост цен на товары и услуги естественных монополий, а также переизбыток мощностей по производству стали на международном рынке могут стать препятствиями для экспансии российского металла.
· Одновременно с либерализацией экспорта произойдет снижение ставок импортных тарифов до нуля, что приведет к притоку импорта, снижению внутренних цен, перенасыщению рынка (в том числе из-за снижения потребителей машиностроения) и разорению мелких предприятий отрасли. По разным оценкам консорциума «Русская сталь», прекратит свою деятельность почти треть из 1400 предприятий отрасли. В преддверии вступления в ВТО металлургическим предприятиям понадобится активизировать усилия по снижению издержек, выводу устаревших мощностей и непрофильных производств.
· С большей степенью вероятности увеличат свой экспортный потенциал компании, добывающие редкоземельные металлы, и предприятия цветной металлургии, продукция которых котируется на Лондонской бирже металлов. Снижение вывозных пошлин на продукцию цветной металлургии повысит рентабельность экспорта.