Старец Емилиан говорит по поводу этого поучения:
«У вас не должно быть дерзости, не должно быть чувства, что ближний – ваша собственность, ваш друг, ваш брат, и потому, вы можете обращаться с ним -- грубо, бестактно, не почтительно». Нельзя обижать ближних.
Действительно, сложнее всего нам сохранять -- благоговение по отношению к самым близким людям. Нам кажется, будто с ними можно общаться -- невежливо, говорить грубости, насмехаться. Все это, конечно, делается в шутливом тоне, и даже считается, что это – признак дружелюбия. Особенно это распространено среди людей молодых. Но на самом деле так не должно быть.
«Любовь -- «Не бесчинствует». Это означает -- уважение, вежливость добропорядочность, Высший отличительный признак поведения – Благородство. Хотя, сегодня многие забыли о том, что это такое и как это важно.Но при всем при том, Благородство остается -- ценной стороной любви. Неужели доброе поведение – не такое уж важное качество нашей личности? Разве мы с вами не удивляемся доброте, приятности, вежливости, когда видим эти качества в людях, встречающихся на нашем жизненном пути? Более того, мы все можем признать, что вежливое обращение с нами других людей влияет и на нас самих так, что смягчает нашу жестокость и враждебность. Так вот то, от чего смягчается сердце, и есть любовь, которая успокаивает всякую грубость, всякое возбуждение, одним словом, «не бесчинствует».
Действительно, с какими людьми нам приятнее общаться? Разве, не с теми, которые разговаривают со всеми вежливо и почтительно? А если нам приятно, когда с нами так говорят, то постараемся и мы общаться с другими людьми -- тоже деликатно, благоговейно – в этом проявится наша любовь.
|
Однажды Макарий Великий шел вместе со своим учеником в нитрийскую гору и попросил его идти впереди себя. Ученик, встретившись с идольским жрецом, сказал ему грубо: «Куда бежишь, демон?», за что тот жестоко избил его. А преподобный Макарий, увидев этого жреца, приветствовал его ласково и назвал трудолюбцем, и это очень умилило жреца, так что он затем обратился в христианство и принял монашество.
И нужно сказать, что всегда слово Пренебрежительное, грубое -- ОТТАЛКИВАЕТ ближнего и вносит -- разлад в отношения, а слово, сказанное с любовью, приветливым тоном, -- Трогает сердце человека и сближает нас с ним.
Старец Антоний, когда перед ним стоял выбор сделать -- полезное для себя или для ближнего, он никогда -- не решался выбрать себя. Потому что в пользе ближнего он видел и свою пользу, а именно – пользу Духовную.
Такое устроение должно быть и у нас: чтобы мы никогда, ни в какой ситуации -- не решались предпочесть себя ближнему, чтобы потом не мучиться угрызениями совести.
Старец Паисий рассказывал пример из своей жизни: «Однажды на гражданской войне манёвр мятежников отрезал нас от остальных сил за одной деревней. Солдаты собирались бросать жребий о том, кому идти в деревню за продовольствием. “Я пойду”, – сказал я. Если бы пошел кто-то неопытный и невнимательный, его могли бы убить, и меня потом мучила бы совесть. “Лучше будет, – думал я, – если убьют меня, чем кого-то другого, а меня потом всю жизнь будет убивать совесть. Как я такое вынесу?”
«Тот, кто думает только о себе, попадает -- в изоляцию и от людей, и от Бога – в двойную изоляцию – и Божественной Благодати не приемлет. Такой человек ни на что не годен. И посмотрите: ведь того, кто постоянно думает только о себе, о своих трудностях, в минуту нужды никто не поддержит даже по-человечески. То, что он не получит поддержки Божественной, – это ясно и так, но ведь и поддержки человеческой он -- не получит тоже! Потом этот человек будет искать помощи то здесь, то там, он будет мучиться, чтобы найти помощь от людей, но не сможет найти ее. И наоборот: о том, кто не думает о себе, но постоянно, думает о других – о таком человеке все время думает Бог. И другие люди -- тоже думают о нем. Чем больше человек забывает себя, тем больше -- помнит о нем Бог.
|
Итак, давайте предоставим Богу думать обо всех наших нуждах, и крупных, и малых. А сами будем думать только -- о ближних. Это должно быть правилом -- без всяких исключений.
Вот извечная проблема и в миру, и в монастыре: всем нам хочется, чтобы нас любили, чтобы с нами были ласковы. Авва Исайя предлагает простое решение этой проблемы. Когда ты идешь к какой-то сестре, не нужно ждать, что она очень обрадуется встрече с тобой. Может быть, она устала, расстроена, больна. Если ты ждешь, что тебя примут с радостью, то, скорее всего, ты разочаруешься. Но даже если сестра готова тебя принять радушно и ласково, то, из-за того, что ты ожидала особенного приема, тебе все покажется не так и ты уйдешь с огорчением. А если ты идешь, не ожидая – ничего для себя, тогда, как бы с тобой не обошлись, ты сохранишь -- Мирное настроение. (Преподобный Авва Исайя.)