Специфика функционирования государственного механизма




 

Функции государства характеризуют основные направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества.

Так в процессе функционирования государство оказывает целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи. Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, различных преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов, их ди­намику и направленность.

Под механизмом государства понимается система взаимосвязанных и взаимодействующих органов государства, посредством которых оно осуществляет государ­ственную власть и реализует свои функции. Именно посредством деятельности механизма государства осуществляются его основные функции.

Вместе с этим не стоит отождествлять функции государства и функции государственного механизма, так как вторые являются лишь средством достижения целей и решения задач, которые ставит перед собой государство в процессе функционирования. Поэтому можно сказать, что отдельные функции государства, осуществляются через функционирование государственного механизма. Так, например, функция охраны правопорядка, осуществляется посредством функционирования органов внутренних дел, прокуратуры, системы правосудия и других государственных органов, таможни, юстиции и тд.

Основными характеризующими признаками функций государства являются:

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах жизни общества;

2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в функциях государства;

3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе;

4) особые формы реализации функций государства (правовые и организационные), обусловленные применением специфичес­ких методов управления (в том числе властно-принудительных).

Сущность (предназначение) государства является ключевым фактором в определении основных направлений деятельности государства, в постановке его целей и задач на соответст­вующем этапе развития общества.

Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность воз­никновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также постав­ленных целей.

В разное время приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а, следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое значе­ние приобретает экономическая функция; на других – в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации по­литических функций государственной власти.

Каждая функция государства имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной сфере обще­ственной жизни. Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они ре­шают. Содержание функций не остается неизменным, оно изме­няется под влиянием различных факторов.

Престиж государства, политической власти, их поддержка народом непосредственно зависят от демократического содержания его функций, умения и желания считаться и учитывать в своей деятельности многообразные интересы, опираться на общечеловеческие ценности. Государство, откровенно попирающее права человека, игнорирующее естественные неотъемлемые права и свободы, осуществляющее террор против собственного народа или от­дельных национальных групп, препятствующее контактам между людьми и организациями разных стран, не может считаться ци­вилизованным. Оно не вправе рассчитывать на нормальное сотруд­ничество с другими государствами.

На характер и содержание функций государства серьезное влияние оказывает международная обстановка. В последние де­сятилетия наблюдается увеличение влияния межгосударствен­ных отношений, международных организаций, международных норм и принципов на внутреннюю жизнь государств.

Проблемный вопрос: «Анализ принципов организации и функционирования государства».

Рассмотрим, какие же функции может осуществлять государство.

Известно, что выполняемые государством функции весьма разнообразны по содержанию и сфере проявления. Поэтому их классификация должна проводится по различным критериям (основаниям).

К числу основных критериев можно отнести классификацию функций государства по формам деятельности, основанную на принципе разделения властей. Соответственно функции подразделяются на законотворческие, управленческие и судебные (правоохранительные).

По продолжительности действия функции государства подраз­деляются на постоянные и временные.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни – внутренней или внешней – осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат – внутриполитических или внешнеполитических – они подразделяются на внутренние и внешние.

Охарактеризуем основные внутренние функции государства:

1)Политическая – направлена на формирование, обеспечение и гарантирование правил «политической игры» с целью достижения власти (классовое государство) или в целях создания жизнеспособного демократического общества и обеспечения народовластия в различных формах (общесоциальное государство).

2)Экономическая – состоит в воздействии государства на экономику в форме выработки экономической политики, планирования, управления государственными предприятиями, установление правовых основ рынка и ценовой политики, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции, защита прав потребителей и др.

3)Социальная – заключается в создании условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека посредством гарантирования определенного уровня жизни за счет государства. Государство охраняет труд и здоровье людей, устанавливает гарантированный размер оплаты труда, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

4)Экологическая – направлена на обеспечение экологического благополучия граждан, их экологической безопасности. Государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства пред своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.

5)Функция налогообложения и финансового контроля – состоит в формировании и пополнении казны за счет всех видов налогов, а также предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей.

Теперь рассмотрим основные внешние функции государства.

1)Функция обороны – направлена на поддержание достаточного уровня обороноспособности страны с целью предупреждения и отражения вооруженной агрессии.

2)Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка – состоит в сохранении мира, предотвращении войны, разоружении, ликвидации ядерного оружия, а также сотрудничестве с другими государствами в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и в регулировании международных конфликтов.

3)Функция интеграции в мировую экономику (экономическая) – представляет собой реализацию интересов государства в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством интеграции государства в мировую экономику.

4)Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем – включает в себя поиск и нахождение взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы народа и человечества в целом и требуют международного реагирования на сбои в демографической сырьевой, космической и иных подобных сферах. Это проблемы защиты мирового океана, охраны растительного и животного мира, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями, предотвращение и ликвидации последствий аварий, катастроф.

Важно отметить, что государство осуществляет свои функции в особых формах и специфическими методами.

Формы реализации функций государ­ства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятель­ность государства, как она оформлена.

В теории государства и права обычно выделяют правовые и организа­ционные формы. Среди правовых форм обычно называют правотворческую, правоприменительную и интерпретационную.

- правотворческая – представляет собой деятельность компетентных субъектов по созданию, изменению или отмене правовых предписаний,

- правоприменительная – включает в себя две формы деятельности: правоисполнительную (деятельность компетентных субъектов, осуществляемая в целях реализации права, в ходе которой определяются индивидуальные права и обязанности) и правоохранительную (деятельность компетентных субъектов, осуществляемая в целях реализации права, в ходе которой применяется государственное принуждение и определятся мера юридической ответственности лицам нарушившим установленные государством запреты),

- интерпретационная – деятельность компетентных субъектов по разъяснению смысла и содержания правовых препдписаний.

Ор­ганизационные формы представляют собой фактические действия, способствующие реа­лизации принятых юридических актов. К организационным фор­мам можно отнести создание конкретных государственных орга­нов, их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы, подбор соответствующих кадров специалистов, технического обслуживающего персонала, делопроизводство и т.д. Они делятся на:

- Организационно-регламентирующая – это деятельность по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государствен­ного механизма.

- Организационно-хозяйственная – это опера­тивно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т. п.) по матери­альному обеспечению выполнения различных государственных функций.

- Организационно-идеологическая – это повсе­дневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (напри­мер, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой ин­формации и т. д.).

Методы осуществления функций государства представляют собой способы и средства, ис­пользуемые при функционировании государства.

Среди методов осуществления функций государства можно выделить:

- метод убеждения, состоящий в выработке у субъектов права надлежащей правовой мотивации и ориентирующий их на адекватное правомерное поведение,

- метод принуждения, заключающийся в применении мер государственного принуждения к лицам, ведущим себя противоправно,

- метод рекомендаций, посредством которого субъекты права ориентируются на наиболее благоприятный для государства вариант правового поведения,

- метод поощрения, используемый в качестве позитивной реакции государства на правомерное поведение субъектов права.

В заключение отметим, что данная нами общетеоретическая характеристика функций государства позволит беспрепятственно анализировать особенности осуществления функции механизмом конкретного государства.

 

 

3) Проблемные вопросы типологии государства

Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменных формальных признаках (территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения. Изменяются содержание и методы управления, цели, задачи и социальная направленность. На характер государственности и государственное устройство влияют национальный состав населения, своеобразие его культуры, размер территории, географическое положение, укоренившиеся обычаи и традиции народа, религиозные воззрения и другие факторы.

Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют, тем не менее, выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием[6].

Прогрессивные мыслители прошлого искали те пути общественного развития, при которых государство выступало бы главным инструментом установления социальной справедливости. Из этого принципиального положения исходила передовая политико-правовая мысль, конструируя типологию государств. Однако единства взглядов на эту проблему не было. Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало объективной основой концептуального плюрализма типологии государства.

Типология, или классификация по типам государств и их правовых систем, отмечает М.Н. Марченко, представляет собой объективно необ­ходимый, закономерный процесс познания государственно-правовой материи, отражает логику естественно-исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов госу­дарства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства и пра­ва.[7]

Типология есть учение о типах – больших группах тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков.

Типология государств предназначена для «разделения» всех государств, которые существовали в истории человечества и существуют сейчас.

Посредством типологии различные государства подразделяются на определенные типы.

Тип государства – это разновидность государства, характеризующаяся наиболее существенными признаками, присущими различным государствам. Тип государства представляет собой совокупность, систему его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой. Всем государствам определенной исторической эпохи свойственны одни и те же сущностные черты. Категория "тип государства и права" отражает изменяющуюся сущность государства и права, особенности их возникновения и эволюции.

В современной типологии государства существует несколько подходов. Наиболее распространенные:

- формационный подход,

- цивилизационный.

Формационный подход. В рамках формационного подхода главным критерием выступают социально-экономические факторы, т.е. общественно-экономическая формация.

Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Уровень развития производительных сил определяет материально – техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления.

Переход от одной общественно – экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Вывод о том, что решающей силой исторического процесса являются материальные производственные отношения (экономический базис), дал твердое основание для представления развития общественных формаций естественно-историческим путем. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права.

Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития. Исторический тип государства, согласно марксистско-ленинской теории, выражает единство классовой сущности всех государств обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства, а, следовательно, в экономическом господстве определенного класса (классов), в общности основных черт классовой структуры общества, оказывающей определяющее влияние на классовое содержание государства и права[8].

Господство производственных отношений одного типа в различных странах, относящихся в силу этого к одной общественно – экономической формации, обуславливает общность классовой сущности государства в этих странах. Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономики господствующего класса.[9]

Формационный критерий, лежащий в основе марксистской типологии государства, выделят три основных типа эксплуататорского государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное – и последний исторический тип – социалистическое государство, которое, теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление.

По данной теории все государства проходили заданный историей четкий и последовательный путь, в котором один тип государства обязательно сменял другой.

Каждый последующий тип государства более совершенный, чем предыдущий. Задачи, функции каждого последующего типа государства намного богаче и сложнее, чем в предшествующих формациях. Каждый новый господствующий класс, заимствует те элементы государственной и правовой организации старых классов, которые приемлемы для него и могут быть наполнены новым классовым содержанием (например, организация власти, полиции, судов, уголовное и гражданское судопроизводство).

Переход из одного состояния, типа государства в другое осуществляется путем революций.

Дадим основные характеристики различных типов государства, выделяемых на основании данной концепции.

Рабовладельческое государство возникло в связи с появлением частной собственности, имущественным расслоением, расколом общества на классы. Базис рабовладельческого государства составляла собственность рабо­владельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников – рабов.

Такое государство создано в целях охраны, укре­пления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры. Аппарату принуждения им был необходим для удержания в повиновении рабов. Основные классы такого общества - ра­бовладельцы и рабы, помимо них – ремесленники, мелкие землевладельцы, которые считались свободными, но без частной собственности и также экс­плуатировались рабовладельцами.

Фео­дальное государство согласно марксисткой теории, есть орудие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетение и подавление зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда. Этим же задачам служит и правовая система феодального государства.

Буржуазное государство функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической зависимости рабочих от эксплуататоров.

Это государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий, юридиче­ски будучи свободным, не может осуществлять в полной мере свою свободу, так как вынужден, не имея собственности на средства производства, прода­вать свою рабочую силу и способности.

Экономическая основа этого типа характеризуется капиталистической частной собственностью на средства производства. Формально граждане равны, однако в обществе проводится расслоение по имущественному при­знаку – экономическое неравенство.

В данном типе выделяются различные стадии развития – капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное.

Из утверждений основоположников марксизма – ленинизма, буржуазный тип государства – последний тип эксплуататорского государства. Объективные противоречия капиталистического общества обуславливают неизбежность пролетарской революции, перехода государственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, возникновение социалистического типа государства, а затем полное отмирание государственности как таковой.

Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, есть отмирающее государство, которое имеет своим базисом общественную собственность на средства производст­ва.

Главной функцией государства «диктатуры пролетариата» является подавление сопротивления эксплуататорских классов, а впоследствии – создание экономической базы коммунизма.

В своей основе формационный подход к типологии государства является вполне здравым и полезным для государствоведения, раскрывая ту закономерность, что государства, базирующиеся на одном и том же типе экономической структуры общества, обладают характерным набором общих признаков, т.е. государства независимо от времени их существования и месте дислокации, основанные на одном и том же типе базиса, будут однотипны в своих принципиальных характеристиках.

Вместе с тем в учебной литературе обращается внимание и на ряд недо­статков формационного подхода:

- однолинейность в трактовке исторического развития государственности как механической смены одного исторического типа государства другим (что не отвечает реальному ходу истории с его многообразием путей и форм госу­дарственного развития, с цикличностью этого развития, возможностью воз­вратных процессов при смене типов государств);

- деление исторических типов государства на эксплуататорские - рабовла­дельческий, феодальный, буржуазный и антиэксплуататорский - социалисти­ческий;

- характеристика социалистического типа государства как исторически последнего и высшего исторического типа государства;

- умаление роли культурно-духовной жизни общества в развитии и типо­логии государственности, ее ограничение кругом тех идей, представлений и ценностей, которые отражают интересы антагонистических классов.[10]

Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при харак­теристике развития конкретных стран и народов следует учиты­вать не только развитие процессов производства и классовых от­ношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отне­сти особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе ре­лигии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, своеобразие обычаев, традиций и т.д. В своей со­вокупности эти факторы образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Совокупность родственных культур образует цивилизацию.

С этих позиций цивилизацию можно определить как своеобразную и це­лостную совокупность (систему) материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, обес­печивающую устойчивое функционирование общества и жизнедеятельность человека.

Циви­лизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других призна­ков.

Основное отличие понятия «цивилизация» от понятия «формация» состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценности и целях ее собственной деятельности. Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную – во всем многообразии общественных связей. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не как классово-обезличенный индивид.

Понятием цивилизационный тип государства обозначается совокупность признаков государства, отражающих уровень и особенности культуры в сфере взаимодействия общества с природой. Особенности взаи­модействия государства (общества) с природой определяются религиозными (идеологическими), географическими, этническими и технико-экономическими факторами. Все эти факторы по-своему влияют на цивилизационные характеристики государства, на его структурные особенности и функции.

В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступа­ют духовные факторы – культурные, религиозные, национальные и пр.

Выделяют этапы цивилизации, например: а) локальные цивилизации, существую­щие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская и др.); б) особенные цивилизации (китайская, западно­европейская, восточноевропейская, исламская и др.); в) всемир­ная цивилизация, охватывающая все человечество.

В научной литературе выделяют первичные и вторичные ци­вилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они яв­ляются частью базиса (к первичным цивилизациям принято относить древне­египетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиам­скую).

Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента бази­са (к вторичным цивилизациям относятся за­падноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская).

Основные принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия «цивилизация» разработаны выдающимся английским историком (а точнее - философом истории) Арнольдом Джозефом Тойнби (1889-1975 гг.) в своём труде «Постижение Истории» («А Study of History). Различие цивилизаций, как полагал автор, заключает­ся прежде всего в образе мышления. А наименьшее значение имеет географи­ческий фактор и принадлежность населения к той или иной расе.[11]

Тойнби выделил в мировой истории около пяти десятков цивилизаций: египетскую, китайскую, западную, православную, дальневосточную, арабскую, иранскую, сирийскую, мексиканскую и др., и провел, таким обра­зом, своеобразную типологию общества, не ставя перед собой отдельной за­дачи производить на этой основе типологию государства.[12]

У. Ростоу классифицировал государства по стадиям эко­номического развития (теория экономического роста), зависимым в свою очередь от научно-тех­нических достижений: традиционное общество, переходное общество (в нём закладываются основы преобразований), общество, переживающее процесс сдвига, общество, достигшее высокого уровня.

Цивилизационный подход к истории человеческого общества и его государственности получает все большее признание и в современной отечественной науке. Новейшие исследования всемирной истории показали, что формационное объяснение структуры функционирования и развития общества является одномерным (однолинейным), и поэтому не носит глобального, исчерпывающего характера. За его пределами оказывается множество исторических явлений, составляющих особенности и глубинную сущность общества и его государственной организации.

Концепция цивилизации оказывается намного шире и богаче формационного подхода в изучении общественной жизни. Она позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей, не только проявление классовых противоречий, но и общность духовных принципов, пронизывающих все поведение людей в различных областях человеческой деятельности. Цивилизация формирует такие формы общения, которые, при всем их различии имеют важное значение для всех социальных и культурных групп, удерживая их тем самым в рамках единого целого.

Цивилизационный подход позволяет, таким образом, видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека.

Наиболее универсальным научным критерием типологии государственных и правовых явлений становится в настоящее время цивилизационный подход, позволяющий учитывать всю совокупность общественных факторов, придающих ому или иному конкретному государству качество определенного типа. Вместе с этим, стоит отметить, что типологию государств по цивилизационному критерию еще предстоит разработать.

 

 

Заключение

 

В ходе лекции мы рассмотрели вопросы, касающиеся существования и развития формы, механизма, функций и типов государства.

Заметим, что форма государства не может быть плохая или хорошая. История знает множество примеров, свидельствующих о прогрессивности, например, государства с монархической (причём абсолютной) формой правления и регрессом республики и наоборот.

Важно уяснить, что рассмотрение государства с позиций его внешней (формальной) и внутренней (функциональной) характеристик даётся лишь в учебных целях. На самом деле государство, как и любое социальное явление, представляет собой единство формы и содержания.

Цивилизационный подход к типологии государства является более перспективным, однако на данный момент он находится в стадии становления и в учебной литературе четкого деления государств на типы по этому критерию не проводится.

В своей основе формационный подход к типологии государства является вполне здравым и полезным для государствоведения, раскрывая ту закономер­ность, что государства, базирующиеся на одном и том же типе экономической структуры общества, обладают характерным набором общих признаков (госу­дарства, независимо от времени их существования и места дислокации, осно­ванные на одном и том же типе базиса, будут однотипны в своих принципиаль­ных характеристиках).

 


[1] Сорокин В.В. под формой государства понимает “совокупность двух элементов формы правления и формы государственного устройства”, относя политический режим к содержанию государства. Сорокин В.В. Государственность переходного периода: теоретические вопросы. Диссертация к.ю.н. – Екатеринбург, 1999, С.50.

[2] См.: Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Учебник для вузов. М., 1998, С.92.

[3] Исключительные государственно-властные полномочия – это такие полномочия, в рамках которых, правовые акты, принятые территориальными органами власти обладают большей юридической силой, чем акты центральных органов власти.

 

[4] Цит. по: Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под общ. ред. В.С. Нерсесянца, М. 1999, С.624.

 

[5] См.: Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Изд-во «СПАРК», 1998г., с.114.

 

[6] См.: Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т./Авт. сост. В.В. Лазарев, С.В. Липень. М., 2001. Т.1. С. 98, 411-415.

[7] Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998.

[8] Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. 3-е изд. – М., 1999. С. 338-339.

[9] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. / Под. ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова – М., 2004, С. 117.

[10] Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько -М., 1997.

[11] Тойнби А.Д. Постижение истории. - М., 1991. С. 35.

[12] Тойнби А.Д. Постижение истории. - М., 1991. С.124.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: