Основы теории государства и права




РАЗДЕЛ I: ОСНОВЫТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тема 1 " ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА."

ЦЕЛЬ: Сформировать знания о современной правовой политике с участием действующего законодательства, усвоить процесс возникновения государства, его функции.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – об основных: теориях возникнове­ния государства;

 

- о идеях правового государства;

- о структуре гражданского общест­ва

 

ЗНАТЬ - сущность понятия "государство.

- формы государственного правления,

- сущность правового" государства.

- функции современного государства,

- государственный аппарат РФ,

- сущность гражданского общества.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

- сущность понятия «государство».

- отличие государства от организации первобытного
строя,

- теории возникновения государства,

- признаки государства.

- Форма государственного правления.

- форма государственного устройства.

- политический режим.

- идеи правового государства/исторический экскурс/.

- сущность и признаки правового государства.

- функции современного государства.

- государство и гражданское общество.

 

Основы теории государства и права

 

 

Государство – это исторически сложившаяся особая политическая организация, обладающая суверенитетом, располагающая аппаратом управления и принуждения и придающая своим велениям обязательную для населения всей страны силу.

В правоведении выделяют четыре основных признака государства, принципиально отличающих его от органов управления догосударственных форм общества:

наличие публичной власти, представляющей собой совокупность аппаратов защиты общества от посягательств извне, принуждения и охраны общественного порядка, а также управления. К последним относятся органы законодательной и исполнительной власти, выступающие носителями государственного суверенитета;

административно-территориальная организация населения и аппарата власти страны. Распространение государственной власти только на население, проживающее на территории определенной страны, неизбежно влечет его деление на административно-территориальные единицы. Необходимость такого деления связана с поиском способов наилучшей организации государственной власти и управления на занимаемой территории;

государственный суверенитет как независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в исключительном праве самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики;

сбор налогов с населения. Доходы, получаемые государством в виде налогов, идут на содержание органов государственного управления, развитие экономики страны и регионов, а также на поддержку социальной сферы.

Функции государства – это основные направления его деятельности.

Сущностью государства является упорядочение общественных отношений при помощи присущих публичной власти специфических форм и методов.

Публичное регулирование общественных отношений имеет два ключевых аспекта:

а) установление определенных правил, имеющих общий характер;

б) охрана этих правил от нарушения их кем бы то ни было.

Поэтому функции государства можно разделить на регулятивные и охранительные.

По времени осуществления функции делятся на постоянные и временные.

В зависимости от сферы применения выделяют внутренние и внешние функции. Внутренние функции определяют внутреннее развитие общества, а внешние функции – направления деятельности в отношении с другими государствами.

Конкретное содержание функций государства определяется его формой и политическим режимом. Наибольшее значение функции государства имеют в политической, экономической и социальной сферах жизни общества. Соответственно выделяют политическую, экономическую и социальную функции государства.

Политическая функция заключается в обеспечении государственной и общественной безопасности, регулировании политических процессов в обществе, закреплении и охране прав и свобод граждан, поддержке социального согласия, разрешения социальных конфликтов и т.д.

Экономическая функция призвана обеспечить нормальное функционирование и развитие экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, установления нормативов налоговых отчислений, организации внешнеэкономических связей и т.д.

Социальная функция направлена на осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержание необходимых условий труда и быта, оказание государственной помощи лицам, которые по не зависящим от них причинам не могут самостоятельно обеспечить себе средства для достойного существования и т.д.

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организации высших органов государственной власти, его территориальное устройство, приемы и методы осуществления власти.

Форма государства выражается через форму правления, форму государственного устройства и вид политического режима.

Форма правления представляет собой способ организации верховной власти государства. Она влияет на структуру высших государственных органов и принципы их взаимодействия. С этих позиций различают монархию и республику.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха, который наследует ее как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно.

В зависимости от властных полномочий, находящихся у монарха, выделяют абсолютную и ограниченную монархии. Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей полноты власти в руках монарха и отсутствием юридических ограничений его полномочий (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман). Ограниченная (конституционная) монархия характеризуется законодательным ограничением власти монарха во всех сферах государственной деятельности. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – осуществляется правительством, которое формируется парламентом и ответственно перед ним.

Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется представительными органами, избираемыми народом на определенный срок.

По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью различают парламентарную и президентскую республику.

В парламентарной республике формирование правительства происходит на парламентской основе, и оно ответственно перед ним. Глава государства выполняет главным образом представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть широкими, однако правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной. Президент избирается, как правило, парламентом и осуществляет свои полномочия с одобрения правительства.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в государственном аппарате. Президент выступает одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Правительство, формируемое президентом, ответственно перед ним. За президентом сохраняется право вето на законы, принимаемые парламентом, и полномочия верховного главнокомандующего вооруженными силами страны.

Форма государственного устройства – это внутреннее деление государства, правовое положение его частей, характер их взаимодействия друг с другом и с центральными органами власти.

Принято различать две основные формы государственного устройства: унитарное и федеративное.

Унитарное государство – это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не имеющие политической самостоятельности. К признакам унитарного государства относятся единая конституция и единая правовая система; единая система высших органов государственной власти и управления; единое гражданство; единая судебная система и осуществление правосудия на базе единых норм права; подчинение местных органов государственной власти центральным органам государственной власти.

 

 

Федеративное государство состоит из нескольких государственных образований, обладающих собственной компетенцией в области осуществления государственной власти и в области государственного управления. Субъекты федерации наделяются правом принимать собственные законы в пределах их компетенции, установленной в федеральной конституции. Правовые акты субъектов действуют только на территории субъекта. Субъекты, как правило, имеют собственную правовую и судебную системы. Федеративному государству характерна двухпалатная структура федерального парламента, которая обеспечивает представительство как всего населения, так и субъектов.

Государственный политический режим представляет собой совокупность средств, методов, приемов осуществления государственной власти. Политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарный, авторитарный, тиранический, расистский, фашистский и т. п.).

Для демократического политического режима характерно предоставление широкой свободы личности, предприятиям и организациям в сфере экономической деятельности; признание равноправия граждан; реальная гарантированность прав и свобод личности; возможность реального участия граждан в формировании властных государственных органов и в осуществлении государственной власти при помощи избирательной системы и местного самоуправления; возможность контроля за деятельностью государственных органов посредством активного участия в общественно-политических организациях.

Для антидемократических режимов характерно ущемление прав и свобод личности, воспрепятствование со стороны властных структур ее свободному развитию; огосударствление всех общественных организаций; фактическая ликвидация субъективных прав и свобод личности, несмотря на их закрепление в конституции; отсутствие легальной оппозиции существующей власти.

Одной из основных идей современного правосознания является идея правового государства.

Правовое государство – это такое государство, в центр деятельности которого поставлены человек, его благо, свобода. Не человек для государства, а государство для человека. Поэтому создание такого государства невозможно без формирования развитого гражданского общества. В правовом государстве гражданам гарантируется свобода, самостоятельность и собственность, обеспеченные государством права.

Можно выделить следующие признаки правового государства:

– господство права;

– верховенство закона;

– разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную;

– реальная (а не декларативно провозглашенная) свобода личности, гарантированность прав и свобод человека и гражданина;

– взаимная ответственность гражданина и государства.

Целью существования современного правового государства является создание условий для оптимального развития общества, государства и личности.

Значительная часть общественных отношений характеризуется противоречивыми интересами их участников. Каким же образом согласовать эти противоречивые интересы?

Такой способ человечество разработало и успешно применяет давно – это нормативное регулирование общественных отношений. Общество разрабатывает правила поведения, стандарты, предписания, каким образом следует действовать человеку в той или иной ситуации. В систему нормативного регулирования общественных отношений входят следующие виды норм:

– обычаи (в форме традиций, ритуалов, обрядов);

– религиозные нормы;

– нормы общественных объединений (корпоративные нормы);

– нормы морали (правила, складывающиеся естественным путем в обществе и выражающие представления людей о добре и зле, о справедливости, долге, чести).

Право – один из регуляторов общественных отношений. Оно может включать любые из перечисленных норм. Являясь самым распространенным видом социальных норм, право в то же время отличается от всех иных социальных норм:

1. Нормы права исходят непосредственно от государства, его органов. Нормы права принимаются высшими представительными органами государства или органами местного самоуправления.

2. Нормы права являются обязательными для исполнения всеми, кого эти нормы касаются, - гражданами, юридическими лицами, государственными органами и др. Никто не может оправдывать неисполнение норм права тем, что не знал их или не считал нужным применять к данной ситуации.

3. Неукоснительное исполнение и соблюдение норм права обеспечиваются принудительной силой государства в лице органов внутренних дел, прокуратуры и суда.

4. Лица, виновные в несоблюдении или неисполнении конкретной нормы права, несут юридическую ответственность, предусмотренную санкцией нарушенной нормы права. За несоблюдение норм морали, обычаев меры государственно-правового принуждения не применяются.

 

Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни волю общества, охраняемую от нарушений возможностью государственного принуждения, и являются государственным регулятором общественных отношений.

Принципы права: принцип социальной справедливости, принцип равноправия граждан, принципы гуманизма, демократии, единства прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения.

 

Норма права, являясь структурной единицей права, сама имеет свое внутреннее строение. По своей логической структуре норма права состоит из гипотезы, диспозиции, санкции.

Гипотеза представляет собой условия действия нормы, т.е. устанавливает, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом поведения. Например, имея право на пенсионное обеспечение по возрасту, его реализация возможна только по достижении установленного законом возраста.

Диспозиция указывает, каким может быть и должно быть поведение социального субъекта при наличии условий, установленных гипотезой. Следовательно, диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей.

Санкция характеризует последствия действия нормы. Различают позитивную и негативную разновидность санкции. Позитивная санкция связана с системой поощрений, а негативная – с системой мер государственного взыскания, которые могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией.

Нормы права группируются в отдельные части – отрасли. Отрасль права – это объективно обособившаяся совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений.

Отрасли права разделяются на профилирующие, базовые отрасли, которыми охватываются главные правовые режимы. К ним относятся конституционное (государственное), гражданское, административное, уголовное, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное. Различают специальные отрасли права, среди которых, например, трудовое, семейное, земельное, финансовое право. К комплексным отраслям права отнесены предпринимательское, экологическое, коммерческое, морское право.

Источник права – это внешняя форма выражения нормы права, через которую ее нормативное содержание получает формальную определенность и общеобязательность.

Различают следующие виды источников права: нормативный акт, нормативный договор, правовой обычай, юридический прецедент. Все они являются результатом правотворческой деятельности, поэтому неразрывно связаны с государством.

Наиболее четкой и совершенной формой права признается нормативный акт. В качестве его отличительных черт выступают определенное содержание общих правил поведения, строго документальная форма и особый порядок издания. Нормативный акт придает юридическим нормам официальный статус, юридическую силу. К их числу в России относятся федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств.

Важным источником права в России является договор, который представляет собой результат волеизъявления двух и более субъектов права, делающий возможным взаимный учет и согласование интересов сторон.

Правовой обычай как общеобязательное правило поведения, соблюдаемое в силу целесообразности, традиции или привычки и обеспечиваемое мерами государственной защиты, выступает исторически первым источником права. Содержание правовых обычаев составляют конкретные правила, оформившиеся в результате повторяемости социальных связей и предписывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях.

Суть юридического прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение судебного или административного органа по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при последующем решении подобных дел.

В качестве типичного источника российского права выступает нормативный акт. Наряду с ним нормативный договор и правовой обычай имеют немаловажное значение. Юридический прецедент как самостоятельный источник права в России отсутствует.

Правоотношение – это такая форма фактического общественного отношения, которая складывается на основе правовых норм.

Структура правоотношения состоит из трех необходимых элементов: субъекта, объекта и содержания.

Субъекты правоотношения – это отдельные индивиды (физические лица), организации (юридические лица) и государство, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность – это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и обязанности. Она начинается с момента рождения индивида (государственной регистрации организации) и прекращается с его смертью.

Дееспособность – это признаваемая законом способность субъекта самостоятельно, своими сознательными действиями осуществлять принадлежащие ему юридические права и исполнять возложенные на него юридические обязанности.

Объектом правоотношения является поведение его участников по поводу материальных, духовных и иных благ, являющихся предметом правоотношения.

Содержание правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности.

Субъективное право – это предусмотренная законом и охраняемая государством возможность субъекта по своему усмотрению удовлетворять интересы, предусмотренные объективным правом, т.е. мера возможного поведения субъекта. Юридическая обязанность – это мера должного поведения субъекта правоотношения. В отличие от субъективного права, от исполнения юридической обязанности отказаться нельзя, поскольку такой отказ является основанием для юридической ответственности.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

По волевому признаку, т.е. в связи с индивидуальной волей субъекта, юридические факты подразделяются на события и действия. События – это юридические факты, происходящие независимо от воли людей (достижение совершеннолетия, стихийные явления). Действия – это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания людей.

С точки зрения законности все действия людей подразделяются на правомерные и неправомерные (правонарушения). В свою очередь правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты – правомерные действия, которые специально совершаются людьми с целью вступления их в определенные правоотношения. Юридические поступки – правомерные действия, которые специально не направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, однако влекут за собой такие последствия. Неправомерные действия (правонарушения) – это такие юридические факты, которые противоречат требованиям правовых норм. Правонарушения в зависимости от умысла и степени вины делятся на проступки и преступления.

В зависимости от сферы общественных отношений, которым причиняется вред, выделяют:

1) дисциплинарные проступки – правонарушения, которые совершаются в сфере служебных отношений и нарушают главным образом порядок отношений подчиненности;

2) административные проступки – правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области исполнительной и распорядительной деятельности органов государства, не связанные с осуществлением служебных обязанностей;

3) гражданские проступки (деликаты) – правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и личных неимущественных отношений.

Преступления – это общественно опасные, противоправные, виновные и наказуемые деяния (действия или бездействие), причиняющие существенный вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям или создающие угрозу причинения ущерба.

Юридическая ответственность – это мера государственного принуждения за совершенное правонарушение, связанная с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера.

В зависимости от характера совершенного правонарушения различают дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. Каждому виду юридической ответственности соответствуют специфические меры наказания и особый порядок их применения.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Дайте определение понятия государства.

2. Перечислите основные признаки государства.

3. В чем заключаются основные функции государства?

4. Какие формы правления вы знаете?

5. Формы государственного устройства.

6. Какие признаки позволяют определить государство как правовое?

7. Что такое право?

8. Дайте определение и перечислите основные источники права.

9. Дайте определение и раскройте структуру нормы права.

10. Что такое правоотношение и какова его структура?

11. Юридические факты и их классификация.

12. Что такое правонарушение и каковы его юридические последствия?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: