| Авторы программы | Иванов И.И. | ||||||||||
| Полное название программы | Программа повышения результативности соревновательной деятельности психологическими средствами коррекции эмоционального и функционального состояния, работоспособности единоборцев французского бокса сават | ||||||||||
| Краткое название программы | Психокоррекционная программа «Спорт-Пси» | ||||||||||
| Предмет (проблема) | Эмоциональное и функциональное состояния, работоспособность единоборцев | ||||||||||
| Цель программы | Повысить результативность соревновательной деятельности психологическими средствами коррекции эмоционального и функционального состояния, работоспособности единоборцев | ||||||||||
| Задачи программы | Коррекция эмоционального состояния единоборцев Коррекция функционального состояния единоборцев Повышение работоспособности единоборцев | ||||||||||
| Целевая аудитория | |||||||||||
| Индивидуальная / групповая программа | Групповая | ||||||||||
| Среда проживания | Город | ||||||||||
| Вид деятельности | Спорт | ||||||||||
| Возраст (лет) | 18 – 36 | ||||||||||
| Национальность / раса | |||||||||||
| Пол | М / Ж | ||||||||||
| Физическая готовность | Профотбор | ||||||||||
| Профессиональная готовность | Тренированные | ||||||||||
| Объем выборки n / Гомогенность группы | 25 испытуемых, гомогенная (Vmax = 100*SD/M) | ||||||||||
| Проблема и Актуальность | |||||||||||
| Проблема (Для чего это нужно?) | При всех прочих равных условиях побеждает более подготовленный психологически. Факторы, влияющие на результативность соревновательной деятельности описаны в таблице 1 (по Дж.Б. Кретти) | ||||||||||
| Актуальность (Кому это нужно?) | Исследование выполнено по запросу руководства Федерации французского бокса сават Российской Федерации на базе клуба французского бокса сават «Созвездие» (г. Санкт-Петербург). Запрос на проведение исследования спортсменов поступил в связи с потребностью в выявлении психологических детерминант, связанных с успешностью спортивной соревновательной деятельности. | ||||||||||
| Методология | |||||||||||
| Психологические науки ВАК / Психологическая школа | 19.00.03 – Психология труда, инженерная психология, эргономика 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (психологические науки) - Когнитивная психология - Экологическая психология | ||||||||||
| Динамические структуры | |||||||||||
| Что изменяется? Что измеряется? |
ИОР (интегральной оценки работоспособности) вычисляется по формуле: ИОР = 0,200(КЧСМбелДО/КЧСМбелПОСЛЕ) + 0,206(ССМРдо/ССМРпосле) + 0,125(ЧССдо/ЧССпосле) + 0,092(ПАДдо/ПАД/после) + 0,185(Тдо/Тпосле)+ 0,192(PWC170до/PWC170после) | ||||||||||
| Диагностика. Чем измеряется? | См выше. | ||||||||||
| Психотехника. Чем изменяется? | Упражнения психокоррекционной программы «Спорт-Пси» | ||||||||||
| Механизмы воздействия | Сегментарная иннервация | ||||||||||
| Ожидаемый результат. Как изменятся? | Ожидается улучшение исследуемых параметров. См. таблицы внизу. | ||||||||||
| Материальное обеспечение | |||||||||||
| Место проведения (Помещение) | Спортзал | ||||||||||
| Оснащение | Не требуется (Если требуется, то указать, какое именно) | ||||||||||
| Хронометраж программы | |||||||||||
| Этапы программы | На первом этапе (2015-2016) был определен и отобран комплекс психологических, педагогических и психофизиологических методик контроля (диагностики) воздействия комплекса методов повышения функционального состояния и профессиональной работоспособности спортсменов. На втором этапе (2017-2019) исследовались особенности влияния на функциональное состояние и профессиональную работоспособность спортсменов (непосредственно перед боями на соревнованиях) методов дыхания КГС (кислородно-гелиевой смесью), воздействия ИЭТ (импульсным электрическим током), сочетанного воздействия дыхания КГС и воздействия ИЭТ, воздействия специальной АПТМ (авторской психотренинговой методики) и, так же ее сочетания с воздействием дыхания КГС и ИЭТ. Данные испытаний спортсменов 6-ти групп на разных соревнованиях были сведены в единую таблицу первичных данных, представленную в таблице 1 приложения А. Тестирование параметров каждой группы спортсменов проводилось перед включением спортсмена в эксперимент для выявления равноценности всех групп спортсменов. Затем, на соревновательном этапе, непосредственно перед боем проводилось применение методик воздействия. По окончании боя проводилось повторное тестирование. Данные представлены в таблице 2 приложения А. Эксперимент проводился по стандартной схеме: первичное тестирование, воздействие указанными методами, повторный замер. Учитывалась также результативность поединков до и после воздействия по отношению количество побед к количеству боев. Третий этап (2019-2020) был посвящен литературному оформлению и редактированию диссертационного исследования. | ||||||||||
| Количество занятий | |||||||||||
| Частота занятий | 3 раза в неделю | ||||||||||
| Время одного занятия | 4 часа | ||||||||||
| Время всей программы | 1 месяц | ||||||||||
| Содержание программы | |||||||||||
| Занятие 1 | Задача Оснащение Тест Пр. | ||||||||||
| Занятие 2 | Задача Оснащение Тест Пр. | ||||||||||
| Занятие 3 | Задача Оснащение Тест Пр. | ||||||||||
| Занятие m | Задача Оснащение Тест Пр. | ||||||||||
| Контроль программы | |||||||||||
| Таблица первичных данных | |||||||||||
| Методы обработки данных | |||||||||||
| Отчет о результативности программы | |||||||||||
| Документы | |||||||||||
| Нормативное обеспечение | |||||||||||
| Литература | |||||||||||
| Приложения: | |||||||||||
| Бланк анкеты | |||||||||||
| Бланк психодиагностической методики 1 | |||||||||||
| Бланк психодиагностической методики 2 | |||||||||||
| Бланк психодиагностической методики 3 | |||||||||||
| Бланк психодиагностической методики k | |||||||||||
| Бланк учета результатов | |||||||||||
| Бланк отчета |
Приложение А
Таблица 1 - Показатели тестов спортсменов-единоборцев ДО эксперимента
| Тест | Группа А n = 15 | Группа Б n = 16 | Группа В n = 16 | Группа Г n = 16 | Группа Д n = 12 | Группа Е n = 12 | |
| Контроль (M±m) | КГС (M±m) | ИЭТ (M±m) | КГС +ИЭТ (M±m) | ПСИ (M±m) | КГС +ИЭТ +ПСИ | ||
| ПСМР | |||||||
| ССМР х | |||||||
| РДО х алг | |||||||
| Инд/Минута | |||||||
| КЧСМ п к | |||||||
| КЧСМ п ж | |||||||
| КЧСМ п з | |||||||
| КЧСМ п Б | |||||||
| Генча | |||||||
| Гидродинамометр T | |||||||
| PWC 170 | |||||||
| МПК | |||||||
| Подтягивание | |||||||
| Отжимания | |||||||
| Прыжок 2 ноги (см) | |||||||
| Бег 3000 м (с) | |||||||
| ЧСС (в покое) | |||||||
| ПАД | |||||||
| Птрб/в достижении | |||||||
| НПУ* | |||||||
| EQ ЭмоцОсведомл. | |||||||
| EQ УправСвоиЭмоц | |||||||
| EQ СамоМотивация | |||||||
| EQ Эмпатия | |||||||
| EQ УправЧужЭмоц | |||||||
| EQ Сумм | |||||||
| 16PF C эмоц/устойч | |||||||
| 16PF О тревожность | |||||||
| 16PF Q4 напряжён. | |||||||
| СитуатТревожн (20) | |||||||
| СитуатТревожн (5)* | |||||||
| Результативность | |||||||
Таблица 2 - Показатели тестов спортсменов-единоборцев ПОСЛЕ эксперимента
| Тест | Группа А n = 15 | Группа Б n = 16 | Группа В n = 16 | Группа Г n = 16 | Группа Д n = 12 | Группа Е n = 12 |
| Контроль (M±m) | КГС (M±m) | ИЭТ (M±m) | КГС+ИЭТ (M±m) | ПСИ (M±m) | КГС+ИЭТ +ПСИ | |
| ПСМР | ||||||
| ССМР х | ||||||
| РДО х алг | ||||||
| Инд/Минута | ||||||
| КЧСМ п к | ||||||
| КЧСМ п ж | ||||||
| КЧСМ п з | ||||||
| КЧСМ п Б | ||||||
| Генча | ||||||
| Гидродин T | ||||||
| PWC 170 | ||||||
| МПК | ||||||
| Подтягивание | ||||||
| Отжимания | ||||||
| Прыжок 2 ноги (см) | ||||||
| Бег 3000 м (с) | ||||||
| ЧСС (в покое) | ||||||
| ПАД | ||||||
| Птрб/в достижении | ||||||
| НПУ* (перед боем) | ||||||
| EQ ЭмоцОсведомл. | ||||||
| EQ УправСвоиЭмоц | ||||||
| EQ СамоМотивация | ||||||
| EQ Эмпатия | ||||||
| EQ УправЧужЭмоц | ||||||
| EQ Сумм | ||||||
| 16PF C эмоц/устойч | ||||||
| 16PF О тревожность | ||||||
| 16PF Q4 напряжён. | ||||||
| СитуатТревожн(20) | ||||||
| СитуатТревожн (5)* | ||||||
| Результативность | ||||||
| ИОР × 100 (%) |
Примечания:
жирным шрифтом выделены значения, статистически достоверно отличающиеся от соответствующих значений в таблице 1;
звездочкой (*) отмечены тесты, проводимые непосредственно на соревнованиях;
серым цветом выделен ряд независимых переменных, которые определяют величину ИОР (интегральной оценки работоспособности) - зависимая переменная - по формуле: ИОР = 0,200(КЧСМбелДО/КЧСМбелПОСЛЕ) + 0,206(ССМРдо/ССМРпосле) + 0,125(ЧССдо/ЧССпосле) + 0,092(ПАДдо/ПАД/после) + 0,185(Тдо/Тпосле)+ 0,192(PWC170до/PWC170после)