Оценка конкурентных преимуществ инноваций базируется на сравнении характеристик анализируемых товаров с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для наиболее объективной оценки следует применять те же традиционные критерии, которыми руководствуется потребитель при выборе на рынке нужного ему товара. Таким образом, следует, в первую очередь, определиться с набором параметров, которые подлежат анализу и являются наиболее существенными с точки зрения потребителя.
Номенклатура параметров, определяющих конкурентные преимущества инноваций, включает в себя две общие группы:
· технические параметры (параметры качества);
· экономические параметры.
К группе параметров качества (технических параметров) следует отнести те потребности, которые характеризуют их содержание и условия удовлетворения.
К таким параметрам следует, в первую очередь, отнести:
параметры назначения;
параметры эргономичности;
нормативные параметры;
эстетические параметры.
Параметры назначения характеризуют сферу использования товаров и функции, которые они предназначены выполнять. По параметрам назначения можно делать выводы о полезном эффекте, достигаемом благодаря использованию данной продукции в конкретных условиях потребления.
Параметры назначения подразделяются на:
· классификационные, которые характеризуют принадлежность товара к определенному классу;
· параметры технической эффективности, которые характеризуют инновационность и эффективность технических решений, которые используются при разработке и изготовлении товара;
· конструктивные, которые характеризуют основные проектно-конструкторские решения, применяемые при разработке и производстве товара;
|
· эргонометрические, которые характеризуют продукцию с позиций ее соответствия свойствам человеческого организма при потреблении;
· эстетические, характеризующие внешнее восприятие продукции, отражая наиболее важные для потребителя внешние свойства товара;
· нормативные, характеризующие свойства продукции, которые регламентируются обязательными стандартами, нормами и законодательством на рынке, где запланирован сбыт данной продукции.
К экономическим параметрам инноваций следует отнести полные затраты потребителя на приобретение продукции, условия ее приобретения на конкретном рынке, а также условия её использования.
Полные затраты потребителя в общем случае состоят из единовременных и текущих затрат, которые, как правило, учитываются во всех маркетинговых исследованиях.
Единовременные затраты собой представляют затраты на покупку товара, транспортировку, таможенные сборы, затраты на установку и настройку. Ими могут являться иногда даже расходы на сооружения, необходимость в которых обуславливается требованиями эксплуатации продукции.
Транспортные затраты включают в себя затраты на погрузку, загрузку, доставку, страховку, хранение, обслуживание продукции при доставке.
Затраты на покупку товара определяются ценой, которая фактически уплачивается покупателем соответственно договору купли-продажи или другими договорными документами. При сопоставлении цен на своей продукции и продукции конкурентов учитываются различия в коммерческих условиях соответствующих сделок.
|
Окончательное решение по выбору номенклатуры параметров, используемых при оценке конкурентоспособности продукции, принимается экспертной комиссией с учетом конкретных условий использования этой продукции и целей оценки.
От корректного выбора базы сравнения во многом будет зависеть правильность результата оценки конкурентоспособности и, следовательно, принимаемые в дальнейшем решений.
Выбор базы сравнения включает:
· установление цели оценки конкурентоспособности товара;
· выбор предполагаемых рынков сбыта товара;
· анализ состояния рынков, объемов и структуры спроса и предложения, динамики из изменения на соответствующий период оценки.
Заключение
В последние годы, словно, ответ на вызов времени в связи со стремительным развитием техники управления и связи, а также возможностей использования компьютерных интернет-технологий, произошло резкое ускорение темпов принятия управленческих решений по сложным многофакторным проблемам бизнес-процессов. Традиционная структура и технология принятия управленческих решений безнадежно устарела.
Непрерывное создание, и претворение в жизнь нововведений выступает в качестве главного фактора успеха в конкурентной борьбе любой фирмы, региона, страны в целом. Для того чтобы выжить в жесткой конкурентной борьбе, выиграть и, как результат, на макроуровне - постоянно повышать уровень благосостояния населения, необходимо постоянно совершенствовать продукцию, услуги, улучшать производственные и управленческие функции на базе инновационных технологий.
Инновации ориентированы на конкретные потребности, особенности инновационных процессов в рыночных условиях, учет которых необходим при создании организационно-экономического механизма конкурентоспособного управления инновациями и инновационной инфраструктурой, вытекают из преобладающего типа нововведений, образующих данные процессы.
Разработка новых видов товара и других инноваций является частью общей системы бизнеса. Для обеспечения конкурентоспособного результата, даже для самой плодотворной инновационной задумки, нужна организация управления процессом создания инновационного продукта, которая требует определенных производственных и финансовых усилий со стороны менеджмента компании.