Слободяник Надежда Павловна




Такие мысли мне мешают

Я плохой Я не умею

Я не справился Меня обидели Я боюсь

 

Занятие 3

Цели:

— учить детей различать эмоциональные ощущения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно);

— знакомить их с разными способами выражения эмоций;

— тренировать умение выражать эмоции в мимике.

 

Материалы:

— мягкая игрушка — дракончик Памси;

— раскраски двух видов для каждого ребенка;

— цветные карандаши или фломастеры;

— аудиокассета с записью спокойной, грустной и веселой музыки;

— карточки с изображением трех настроений для каждого ребенка.

 

 

Ход занятия:

1. Игра-разминка

Ведущий просит детей показать при помощи мимики:

— свое сегодняшнее настроение;

— то настроение, которое наиболее часто было у них на прошедшей неделе;

— грустное настроение;

— как справляться с плохим настроением.

При выполнении этого задания нужно, чтобы дети вспомнили положительные мысли, помогающие улучшить настроение.

2. Работа с раскрасками

Ведущий раздает детям по две раскраски (на одной Памси изображен в грустном настроении, а на другой — в веселом) и просит раскрасить их цветными карандашами или фломастерами. Затем дети все вместе рассматривают рисунки, обсуждают, как они раскрашены. Важно, что бы дети пришли к выводу, что когда нам плохо, то все вокруг кажется мрачным, темным, неприятным, а когда хорошо — все изменяется, светлеет, словно оживает.

3. Работа с музыкальными отрывками

Звучат отрывки веселой, грустной и спокойной мелодий. Дети должны поднять карточку, которая соответствует настроению каждого отрывка.

4. Завершение занятия

Ведущий предлагает детям "станцевать с дракончиком" (см. занятие 1). На этот раз "головой" дракона будет ученик, хорошо поработавший на уроке.

5. Домашнее задание

Предложите детям попробовать дома самостоятельно нарисовать дракончика Памси.

 

Комментарии для ведущего:

Для этого занятия следует заранее приготовить рисунок-раскраску и сделать копии по количеству детей. После окончания работы дети забирают раскраски домой.

Заключительный танец — игра с дракончиком может стать своего рода ритуалом завершения занятий.

 

 

 
 

Раскраска "Памси грустит"


 

 

Раскраска "Веселый Памси"

 

Занятие 4

Цели:

— учить детей управлять своим настроением;

— учить детей искать выход из трудных ситуаций.

Материалы:

— мягкая игрушка — дракончик Памси;

— сломанная игрушка;

— текст рассказа "Вот если бы все было не так..." (начало).

 

«Ход занятия:

1. Эмоциональный настрой

Упражнение "Подарим друг другу улыбку"

Ведущий задает вопрос: "Можно ли грустить, когда улыбаешься?" и предлагает, подумав о грустном, улыбнуться. В результате дети должны сделать вывод: когда улыбаешься, настроение меняется само собой, поэтому улыбка может помочь справиться с плохим настроением.

2. Работа с текстом

Ведущий читает начало рассказа о том, как Памси грустит из-за проблем с взрослыми (папы нет дома, уехала мама, взрослые не играют с ним и т.д.).

Вот если бы все было не так... (начало) Однажды в выходной день Памси и Стефан грелись на солнышке, лежа на камнях. У Памси было такое несчастное лицо, какого друг раньше не видел у него никогда.

— Эх! — сказал Памси, —... если бы все было по-другому!

— Что ты имеешь в виду? — спросил Друг.

— А то, — ответил Памси, — что я могу быть счастлив только тогда, когда все будет не так, как сейчас. — С этими словами Памси сделал вздох великого несчастья и отчаяния.

— Вот если бы я умел выдыхать огонь, как взрослые драконы!.. Вот если бы моя чешуя была такой же блестящей, то я был бы, как взрослый... Вот если бы наш папа жил с нами, то я бы с ним чаще общался... Вот если бы мне не надо было гулять с младшим братиком, то у меня было бы больше времени на игры с друзьями...

Тогда Друг ответил так:

— Памси, у всех вещей и явлений есть свои светлые и темные стороны, а ты видишь только темные стороны. Тебе нужно научиться видеть и светлые стороны, тогда ты будешь чувствовать себя отлично. Если видеть только темную сторону, то будешь чувствовать себя плохо, тебе всегда будет грустно. Научись выбирать.

— Я хочу, чтобы мне было хорошо, но не знаю, как это сделать, — сказал Памси. — Я хочу различать и правильно выбирать свои мысли. Хочу прогнать плохое настроение. Научи меня, Друг!

3. Обсуждение

После чтения дети обсуждают, как можно изменить описанную ситуацию. Ведущий делает вывод, что бывают ситуации, которые нам не нравятся, которые мы не можем изменить, но зато мы можем изменить свое отношение к этим ситуациям.

4. Опыт "Сломалась игрушка"

Ведущий показывает сломанную игрушку и спрашивает:

— Может ли игрушка вновь стать целой?

— А если долго ждать?

— А если заплакать?

— А если закричать?

Вывод: ситуацию изменить нельзя, но можно изменить наше отношение к ней.

5. Домашнее задание

Предложите детям подумать над тем, как Памси может изменить отношение к ситуациям, которые его огорчают.

Комментарии для ведущего:

В этом задании не обязательно показывать именно сломанную игрушку, можно показать разорванную книгу, разбитую чашку и т.д. Главное — продемонстрировать детям ситуацию, которая подтверждает, что "слезами горю не поможешь", и настроить детей на поиск выхода из создавшейся ситуации.

Занятие 5

Цели:

— научить детей поиску выхода из трудной ситуации, изменить которую невозможно;

— ознакомить детей с "позитивным переформулированием" как способом изменения отношения к ситуации.

Материалы:

— мягкая игрушка — дракончик Памси;

— крупные макеты двух цветков;

— текст рассказа "Вот если бы все было не так..." (окончание);

— плакаты "Такие мысли всегда помогут мне", "Такие мысли мне мешают".

Ход занятия:

1. Повторение

Дети предлагают свои варианты изменения отношения к ситуациям Памси. Затем ведущий просит ребят привести примеры ситуаций, когда их что-то огорчает, но изменить этого они не могут.

2. Работа с текстом

Ведущий читает окончание рассказа "Вот если бы все было не так...".

Вот если бы все было не так... (окончание)

Памси был очень удивлен, что можно прогонять темные мысли, когда только пожелаешь. Ему очень хотелось узнать, как же можно сделать это, и он с нетерпением ждал, когда же Друг научит его.

- Итак... Ты, Памси, грустишь из-за того, что не выдыхаешь огонь, как это делают взрослые драконы, и твоя шерсть не такая гладкая, как у них. Твой папа не живет с вами, и тебя это очень огорчает У тебя остается мало времени для развлечений с друзьями из-за того, что тебе нужно гулять с младшим братом. Ты не можешь все это изменить, но ты можешь изменить свои мысли об этом. Попробуй подумать обо всем этом по-другому, как бы с другой стороны, а мысли выбирай только светлые.

Памси был удивлен.

— Как это — только светлые? — спросил он.

— Очень просто! Ты собирал когда-нибудь цветы на лугу? Ты выбираешь лишь те, которые тебе нравятся, — Друг наклонился и сорвал два цветка.

— Назовем один из них "Даже если...", а другой — "В любом случае...". Это один из способов избавления от темных мыслей. Мы постараемся обо всем, что тебя огорчает, думать по- другому при помощи этих слов. Говори их вместо слов сожаления, которые ты повторял, когда грустил ("вот если бы все было по-другому..."). Теперь ты говори так: "Даже если я не умею выдыхать огонь, как взрослые, в любом случае, у меня есть друзья, такие же, как я, и хотя они тоже пока многого не умеют делать, как взрослые, нам бывает очень хорошо вместе. Даже если папа не живет с нами, я могу с ним видеться, когда захочу. Даже если мне приходится гулять с младшим братом, в любом случае, нам с ним бывает очень весело, и у меня остается время поиграть с друзьями".

Памси сделал большие глаза — оказалось, что изменять мысли не так уж и сложно!

— Неужели, это помогает прогонять темные мысли и исправлять плохое настроение? — спросил он Стефана.

— Очень даже помогает, но иногда приходится повторять эти слова много раз, пока настроение не станет лучше.

— Как твое настроение сейчас? — спросил Друг.

— О! Намного лучше! Но я хочу еще потренироваться. Это гораздо лучше, чем ждать,


когда все пройдет само собой.

3. Обсуждение

После обсуждения рассказа ведущий говорит детям о том, что у каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго "застревать" на грустных мыслях.

Вместе с детьми он приходит к выводу — мы не можем изменить ситуацию, но можем сами выбирать, о чем думать и как думать.

4. Учим правило

Для иллюстрации возможности выбора ведущий просит детей помнить, как они собирают цветы на лугу (срывают только те, которые Явятся). И вводит правило: "Мысли нужно выбирать, как цветы — выбирай только красивые (положительные)". Затем он показывает два цветка, один из которых будет называться "Даже если...", а другой — "В любом случае...".

5. Упражнение "Даже если..."— "Влюбом случае..."

Дети распределяются на группы по трое. Группы выполняют упражнение по очереди.

Первый ученик произносит название первого цветка: "Даже если...", второй продолжает фразу, называя проблему:"... мне плохо, я невезучий, у меня нет папы...", третий называет второй


цветок: "В любом случае...", ведущий заканчивает:"... я что-нибудь придумаю, но плакать и грустить не буду, это бесполезно".

Каждая следующая группа должна предлагать новую, еще не названную проблему. Упражнение проводится до тех пор, пока в нем не примут участие все дети. После этого ведущий подводит детей к пониманию того, что нет безвыходных ситуаций, и обо всем, что нас огорчает, можно думать по-другому.

6. Домашнее задание

Нарисовать два цветка и потренироваться при помощи фраз "Даже если..." и "В любом случае..." изменять свое настроение, искать выход из сложной ситуации.

Комментарии для ведущего:

На данном занятии дети рассматривают сложные ситуации (желательно, чтобы это были реальные ситуации из жизни, с которыми чаще всего сталкиваются дети конкретной группы) и ищут возможные выходы из них. Они ищут ответы на вопрос, что же зависит именно от них в ситуации, которую они сами изменить не в состоянии.

Главный вывод, к которому подводит детей ведущий — многие ситуации мы не можем изменить (родители не живут вместе, в семье не хватает денег, тяжело болен кто-то из близких и т.д.), но мы можем изменить наши мысли о них, а значит и свое настроение, и свое состояние.

Для того, чтобы детям было легче понять достаточно сложную для учеников начальной школы установку на саморегуляцию, объяснения дополняются правилом: "Мысли нужно выбирать, как цветы — выбирай только красивые (положительные)". Это правило дает наглядно-образную опору, которая поможет сформировать у детей навыки саморегуляции. Важно помочь детям понять, что к любой, даже очень трудной ситуации всегда можно изменить отношение.

После этого занятия плакаты "Такие мысли всегда помогут мне" и "Такие мысли мне мешают", а также рисунки двух цветков вывешиваются в помещении и остаются там на все время проведения занятий.

 

 

Занятие 6

Цели:

— закрепить умение менять отношение к трудной ситуации.

Материалы:

— мягкая игрушка — дракончик Памси;

— две баночки с надписями: "Я справился", "Я не справился";

— фишки;

— текст рассказа "Я не могу этого вынести!" (начало).

Ход занятия:

1. Повторение

Дети вместе с ведущим рассматривают рисунки цветков, выполненные дома. Вспоминают, как меняли свое отношение к трудной ситуации при помощи цветов и фраз "Даже если..." и "В любом случае"

2. Работа с текстом

Ведущий читает начало рассказа "Я не могу этого вынести!". Я не могу этого вынести!

(начало)

Однажды Стефан пришел в гости к Памси, который только что вернулся с прогулки. Памси был в ярости. Он метался по пещере, бил с силой хвостом по полу. Когда Друг вошел к нему в пещеру, то услышал, как он кричал: "Я не могу этого вынести!"

— Чего ты не можешь вынести? — спросил Стефан.

— Я не могу вынести, когда другие драконы корчат мне рожи и дразнят меня! Они выводят меня из себя!!!

— Успокойся, Памси, — сказал Друг, — ты сейчас очень рассержен, и мы не сможем поговорить, если ты не успокоишься. Мы что-нибудь обязательно придумаем, когда ты сможешь спокойно все объяснить. Я тоже не люблю, когда меня дразнят.

— О, Стефан, как обидно, когда другие корчат мне рожи и обзывают меня! Мой светлый ум куда-то прячется от обиды, а темные мысли прыгают в голове, как хищники.

— Памси, разве от тебя зависит, что говорят и делают другие драконы? Разве можешь ты заставить их думать и действовать по-другому?

— Конечно, нет, — ответил Памси, — это же их мысли и их действия.

— Но ты забыл, Памси, что у тебя есть что-то, что ты можешь изменять, если захочешь.

Что это, Памси?

— Да, да я помню — это мои мысли, но поверь, что когда ты слышишь, как тебя обзывают, то трудно думать в этот момент о чем-то хорошем.

Друг улыбнулся, его глаза заблестели озорными искорками.

- Ты совсем забыл, Памси, что у тебя есть еще и блестящие мысли. Это как раз то, что тебе нужно сейчас! Светлые и блестящие мысли могут очень многое.

Памси и Друг стали что-то придумывать, постоянно перешептываясь и хихикая. О чем они шептались, могли слышать разве что бабочки да луговые цветы. Было заметно, что им весело, и что они что-то придумали. Это был план!

3. Обсуждение

После того, как дети прослушали рассказ, ведущий просит их ответить на вопрос: "Как помочь Памси найти выход из этой ситуации?" Обсуждаются все предложенные детьми варианты.

4. Упражнение "Я справился!"

Ведущий предлагает детям различные ситуации, например: "Тебя дразнят", "Друг не пригласил тебя на день рождения", "Тебе не купили по- Равившуюся игрушку" и т. д. Желающие предлагают свои способы действий, которые затем обсуждаются всеми остальными. Если ребенку, Сложившему свой вариант, удалось, по мнению остальных, справиться с ситуацией, то фишку он бросает в баночку "Я справился", если нет в баночку "Я не справился".


4. Домашнее задание

Попросите детей подумать вместе с родителями, как помочь Пам-си выйти из трудной ситуации, а также приготовить дома баночки или коробочки с надписями "Я справился", "Я не справился" и опускать в них фишки (пуговки, бусинки): в случае победы над сложной ситуацией

е первую баночку, в случае неудачи — во вторую.

 

Комментарии для ведущего:

На этом занятии идет закрепление полученных знаний. Дети пробуют применять их, связывая новые знания с конкретными ситуациями из своей жизни.

Для лучшего осознания этого способа саморегуляции дома дети с помощью баночек (или коробочек) могут фиксировать ситуации, с которыми им удается справиться. На последующих занятиях ведущий должен периодически спрашивать ребят о том, сколько фишек накопилось в их баночках, или просить их рассказать о тех ситуациях, с которыми они справились.

 

Занятие 7

Цели:

— дать представление о связи между мыслями и поведением.

Материалы:

— мягкая игрушка — дракончик Памси;

— текст рассказа "Я не могу этого вынести!" (окончание);

— баночка с надписью "Я справился";

— фишки.

Ход занятия: 1. Повторение

Дети приводят примеры трудных ситуаций, из которых они смогли выйти с помощью

приобретенных навыков.

Ведущий спрашивает, удалось ли детям разгадать план Памси.

Дети предлагают различные варианты поведения Памси в сложившейся ситуации:

— дразнить обидчиков;

— пожаловаться взрослым;

— наказать, обратившись к друзьям постарше;

— не обращать внимания и др.

Ведущий вместе с детьми разбирает каждый предложенный вариант.

2. Работа с текстом

Ведущий читает окончание рассказа "Я не могу этого вынести!".

Я не могу этого вынести! (окончание)

На следующий день Памси снова вышел погулять к другим драконам. Самый большой из них, дракон по имени Воден, который часто задирался и обижал других, вышел вперед и начал обзывать Памси и корчить ему рожи. Обычно Памси старался спрятаться, но только не на этот раз. Он уже хорошо потренировался, поэтому уверенно подошел прямо к обидчику и спокойным, но громким голосом сказал: "Послушай, это же твои глаза, твой рот и твой нос. Все принадлежит тебе, и ты можешь использовать их как угодно: кривляться, гримасничать. Но есть один недостаток, который нужно исправить: твои уши не участвуют в этом деле, хотя они имеют полное право на это. Мне кажется, что ты должен шевелить ушами, когда корчишь рожу". Сказав это, Памси повернулся и ушел, оставив застывшего от изумленья Бодена и всю его компанию.

Позднее Памси и Друг обсуждали произошедшие события.

— Как ты думаешь, перестанет теперь Воден строить тебе рожи и обзывать тебя? — спросил Друг.

— Может быть, перестанет, а может — нет, — ответил Памси. — Это его право, но я уже больше не собираюсь убегать и плакать из-за этого.

— Что же ты будешь делать, если он снова начнет дразниться?

— Я напомню ему про уши, — хихикнув, ответил Памси.

Каждый раз, как только Воден начинал дразнить Памси, он был готов ответить ему. В первый день после своей победы, когда Воден попытался снова дразнить его, Памси сказал, что Бодену нужно еще потренироваться шевелить ушами. На второй день он сказал, что нужно еще долго тренироваться. На третий день он сказал, всплеснув руками: "О! Ты никогда не научишься!"

И задира Воден, не выдержав, убежал. Он был страшно зол. Вбежав в свою пещеру, он закричал: "Я не могу этого вынести!" Воден бил хвостом по каменному полу и топал ногами так сильно, что когда его брат вошел в пещеру, он очень удивился и спросил:

— Что с тобой? Кто тебя так разозлил?

не могу больше терпеть того, что этот маленький Памси не реагирует на мои оскорбления, и даже смеется надо мной! Ему безразлично, что я строю рожи, он говорит, что если это мое лицо, то я могу с ним делать все, что захочу. Он даже советует мне, как строить рожи получше, и говорит, что нужно еще и шевелить ушами!

— Да! Ты здорово разозлился! Что же ты теперь будешь делать? — спросил брат.

— Я поищу кого-нибудь другого, кому можно строить рожи и кого легко вывести из себя. На следующее утро Памси проснулся в прекрасном настроении и был полон сил и энергии.

Он чувствовал себя повзрослевшим. Еще недавно было столько всего, чего он не мог вынести, а сейчас он понимал и ощущал, что сможет выдержать многое, и это было замечательное чувство.

Памси знал, что в этом ему помогают его светлые и блестящие мысли. Он улыбался, думая об этом. Все чаще Памси стал замечать, что его мысли и чувства соответствуют друг другу.

3. Обсуждение

Что помогло Памси справиться с трудной ситуацией?

— Как он научился действовать?

— Какие мысли использовал Памси?

— Какую часть плана ему помогли составить "чистые" мысли, какую — "блестящие"?

— Что еще понадобилось Памси, чтобы научиться так вести себя? (смелость, уверенность, юмор)

4. Игра "Я справлюсь"

Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, он сможет справиться — поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода из предложенной ситуации — прячет руки за спину.

Можно предложить следующие варианты: тебя дразнят; у тебя забрали любимую игрушку; тебе не разрешают смотреть телевизор. Идет обсуждение. Ребята рассказывают, как будут себя вести в этих ситуациях если дарили обещанный подарок, друг обиделся, ты поссорился с братом или сестрой. Идет обсуждение.

Предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в баночку "Я справился".

5. Домашнее задание

До следующего занятия при каждой победе над трудной ситуацией опускать фишку (бусинку, пуговку) в баночку с надписью "Я справился".

Комментарии для ведущего:

На этом занятии очень важно дать возможность всем ребятам высказать свои предложения. Возможно, кто-то продумал свои варианты дома с родителями, у кого-то ответ возник только что, главное — дать поучаствовать в обсуждении каждому.

Занятие 8

Цели:

— закрепить навыки работы с "позитивными мыслями";

— закрепить представление о том, что мысли могут управлять на шими поступками.

Материалы:

— мягкая игрушка — дракончик Памси;

— баночки с надписями "Я справился", "Я не справился";

— фишки;

— текст рассказа "Мне плохо!" (начало).

 

Ход занятия:

1. Повторение

Ведущий спрашивает детей о том, насколько успешно им удается справляться с трудными ситуациями, и задает им следующие вопросы:

— Кто уже положил хотя бы одну фишку в баночку с надписью "Я справился"?

— Кто может рассказать о том, как это было?

2. Работа с текстом

Ведущий читает начало рассказа "Мне плохо!" о том, как что-то произошло по вине Памси, хотя он этого совсем не хотел.

Мне плохо! (начало)

Один раз в году, в самом начале лета, у всех живущих в долине Драконов бывает замечательный праздник. Он называется "Праздник Дракона".

Этот праздник любят все драконы и с нетерпением ждут его целый год.

В этот праздничный день невозможно застать дома ни одного дракона — все выходят к берегу океана. Они берут с собой лопаты, ведра, совки для песка, а также приносят одеяла и угощения. Каждый год в этот день драконы все вместе строят огромный песочный замок. Он гораздо выше самих драконов, поэтому они берут с собой лестницы. Огромные стены и башни замка украшаются розовыми флажками, а глубокий ров вокруг замка наполняется водой. Чтобы построить такой замок, необходимо целый день работать многим драконам. Когда строительство замка заканчивается, все драконы встают вокруг замка, берутся за руки и водят хоровод, поют свои любимые песни, смеются и радуются. Затем они наблюдают, как набегающие волны прилива медленно размывают стены песочного замка. Все садятся на одеяла, угощаются и отдыхают.

Пришел Праздник Дракона и в этом году. Памси пригласил поучаствовать и повеселиться на празднике своего друга Стефана.

Замок был построен, драконы уже взялись за руки, чтобы спеть песни, как вдруг Памси почувствовал какое-то неприятное щекотание в носу. Он задышал быстрее, его грудная клетка наполнилась воздухом, ему показалось, что он сейчас взорвется! Памси постарался задержать дыхание, попытался потереть нос, закрыл глаза, но ничего не помогало.

Не сумев справиться, Памси чихнул. Да так сильно, что замок зашатался от вырвавшегося из его груди воздуха. Со звуком "Бум!!!" он осыпался в ров с водой и полностью исчез.

Все драконы восприняли это очень спокойно, хотя и огорчились, но никто из них не стал обвинять Памси в том, что произошло, они понимали, что у него это получилось нечаянно.

Они даже пытались успокоить себя и Памси, говоря, что к вечеру замок все равно бы

смыли волны: "Главное, что мы его построили и великолепно потрудились, нам было очень хорошо работать всем вместе".

Даже задира Воден был сдержан и вежлив с Памси.

Но Памси был безутешен! Замок погружался в воду, а Памси погружался в темное настроение.

— О, Стефан, какой я невезучий! Я всегда что-то делаю не так! Я не гожусь ни на что! Я испортил замок и наш общий праздник!

Чем больше он прислушивался к темным мыслям, тем хуже себя чувствовал.

— Мне очень плохо! Никто не захочет приглашать меня на праздники, если я приношу одни неприятности! Мне плохо! Мне плохо! Мне плохо! — повторял и повторял Памси.

3. Обсуждение

— Бывали ли вы причиной какого-то происшествия, хотя это случилось нечаянно? Например, разбили что-то, забыли сделать, нечаянно толкнули, что-то сломали или испортили...

— Как вы выходили из этой ситуации?

— Как поступил Памси?

— Что бы вы ему посоветовали?

— Как мы себя чувствуем, если не можем что-то изменить?

- О чем может подумать Памси, чтобы не погрузиться в плохие мысли?

— Всегда ли помогает нам жалость к себе?

— Бывало ли так, что вы уставали от жалости к себе?

- Как избавиться от жалости к себе? (Заняться чем-то интересным, почитать, погулять, порисовать.)

4. Упражнение

Ведущий предлагает детям проверить, как слова и мысли влияют 3 состояние человека. С этой целью дети выполняют следующее упражнение.

Ведущий подходит по очереди к каждому ребенку и просит его выбросить вперед руку. Затем он старается опустить руку ребенка вниз, нажимая на нее сверху. Ребенок должен удержать руку, говоря при этом вслух: "Я сильный!" На втором этапе выполняются те же самые действия но уже со словами "Я слабый".

Попросите детей о том, чтобы они произносили слова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите, в каком случае им было легче удерживать руку и почему.

Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справляться с трудностями и побеждать.

5. Домашнее задание

Попросите детей поразмышлять о том, как наши мысли влияют на наши возможности.

Комментарии для ведущего:

Мышечный тренинг очень хорошо демонстрирует, как слова и мысли влияют на действия человека. Важно, следить за тем, чтобы дети произносили фразы с соответствующей интонацией (уверенности или, наоборот, неуверенности, сомнения). Дети должны почувствовать влияние слов и внутренней установки: при словах "я слабый" рука словно слабеет и наоборот, слова "я сильный" повышают уверенность в своих силах и помогают противостоять воздействию.

 

Занятие 9

Цели:

— учить детей применять полученные навыки изменения отношения к ситуации;

— учить детей способам саморегуляции.

Материалы:

— мягкая игрушка — дракончик Памси;

— баночки с фишками;

— наклейки-поощрения;

— аудиокассета с записью спокойной, медленной музыки; - текст рассказа "Мне плохо!" (окончание).

 

Ход занятия:

1. Повторение

Ведущий спрашивает:

— У кого в баночке с названием "Я справился" уже много фишек?

- Можете ли вы рассказать хотя бы о некоторых случаях, когда вам удалось справиться с непростой ситуацией?

— Что для этого потребовалось?

2. Работа с текстом

Ведущий читает окончание рассказа "Мне плохо!". Мне плохо! (окончание)

Темные мысли еще никогда так не захватывали Памси. Обычно Стефан был выдержан и терпелив, он объяснял Памси, как справляться с темными мыслями, но не сейчас!

Друг подошел к Памси, который убежал подальше ото всех, и сказал:

— Памси, ты мой лучший друг и самый необыкновенный дракон которого я только знаю. Ты уже многое знаешь и умеешь, и ты прекра! сно понимаешь, какие мысли завладели сейчас тобой. Ты решил жалеть себя, это значит — оставаться со своими темными мыслями. Но я сделал другой выбор и не хочу иметь дело с темными мыслями. Если ты передумаешь и захочешь изменить свои мысли, —ты знаешь, как это сделать. Тогда приходи, я буду очень рад.

С этими словами Стефан встал и зашагал туда, где шел праздник и было весело.

Памси очень хотелось возразить, сказать, что у него нет темных мыслей, но он понимал, что это они заставляют его думать, будто все плохо, и жалеть себя. Он понимал, что может избавиться от них, но решил остаться с темными мыслями столько, сколько сможет.

"Так, — думал Памси,- если темные мысли заставляют меня говорить, что мне плохо, то буду это говорить столько, сколько смогу". И он начал повторять:

— Мне плохо! Мне плохо! Мне плохо! Мне плохо! Мне плохо! Мне плохо! Мне плохо!

Он повторил эти слова только семь раз, а решил произнести их сто раз. Как это еще долго!

Памси попытался говорить быстрее:

— Мне плохо! Мне плохо! Мне плохо! Он зевнул и продолжал:

— Мне плохо! Мне плохо! Мне плохо! Ему уже приходилось заставлять себя.

"Ох! Это же становится смешным! Зачем я здесь сижу и жалею себя, когда все веселятся, и я мог бы быть с ними", — подумал Памси вскочил и прокричал:

— Я не хочу оставаться с темными мыслями! Мне надоело жалеть себя, и это просто глупо!

Почему я сижу здесь, когда вокруг столько приятного и интересного?!

Он побежал по берегу догонять Стефана и так сильно разбежался, что от радости чуть было не сбил его с ног. А Друг так обрадовался Памси, что даже этого и не заметил.

3. Обсуждение

— Как вел себя Друг на этот раз?

— Почему он не стал помогать Памси? (Он уже учил Памси, теперь выбор был за ним.)

— Какой выбор сделал Памси?

— Смог ли Памси справиться сам?

— Жалел ли себя Памси?

— Часто ли вы жалеете себя?

— Уставали ли вы когда-нибудь от жалости к себе?

— Как долго нужно жалеть себя?

Постарайтесь, чтобы дети поняли: мы можем немного пожалеть себя, но если слишком увлекаемся жалостью к себе и не можем остановиться, то это чувство начинает мешать нам. Перестать жалеть себя — это словно выбросить "темные" мысли в мусорное ведро.

4. Игра-упражнение "Мусорное ведро"

Дети пишут на листах бумаги: "Мне плохо", "Мне жаль себя" и пр. столько раз, сколько они смогут и захотят. Затем читают вслух и обсуждают:

— Какие это мысли?

— Нужны ли они нам?

— Помогают ли эти мысли нам жить?

— Зачем же их читать?

— Зачем же их хранить?

 

 

Учитель просит детей скомкать листочки, порвать их со словами: Эти мысли мне мешают, они мне не нужны!" и выбросить в мусорное ведро.

5. Упражнение "Рисуем картинки в уме"

Под спокойную музыку ведущий тихим голосом медленно говорит'

Сядьте удобно, плечи опущены, руки свободно лежат на коленях, голова чуть наклонена вниз. Дышите ровно и свободно. Представьте, что вы справились с трудной ситуацией. Вы испытали гор дость. Вам приятно, и вы говорите себе: "Я справился". Вам приятно ощущать себя сильнее ситуации. Вы мысленно говорите: "Я умею владеть собой". От этих слов силы наполняют вас еще больше, и ваши плечи выпрямляются, голова гордо поднимается, вы словно растете. Откройте глаза и скажите три раза: "Я умею владеть собой".

6. Домашнее задание

Предложите детям попробовать использовать прием "Мусорное ведро" у себя дома тогда, когда им будет плохо, и поучиться перед сном рисовать "картинки в уме".

Комментарии для ведущего:

Игра-упражнение "Мусорное ведро", как показала практика, очень нравится детям. Они его быстро осваивают и используют чаще, чем другие приемы саморегуляции. Ребятам, которые не достаточно хорошо овладели письмом, можно предложить рисовать ситуации на тему "мне

плохо".

Важно обратить внимание детей на то, что события и обстоятельства, огорчающие нас, будут всегда, но нельзя слишком увлекаться жалостью к себе, лучше попытаться найти выход из ситуации и помочь себе.

Перед выполнением упражнения, включающего в себя элементы релаксации, ведущему необходимо научить детей правильному дыханию. Для этого надо предложить им сделать глубокий и медленный вдох, а затем — медленный и полный выдох (3 раза). Следует объяснить, что "картинки в уме" будут более четкими, если ребята научатся правильно дышать.

Для релаксации подходит любая музыка, используемая обычно в таких целях (спокойная, приятная).

Первые девять занятий (они укладываются по времени проведения в первую четверть), помогают детям адаптироваться к школьной жизни. Как правило, эту задачу удается выполнить еще до наступления осенних каникул. Возвращаясь после каникул, дети рассказывают о том, как Они скучали по школе, урокам, учителям и Памси. Они приносят для Памси свои рисунки и с интересом обсуждают то, что узнали на занятиях.

Следующие занятия направлены на формирование прочных навыков саморегуляции, на усвоение новых понятий, на анализ внутренних состояний. Игре по-прежнему придается большое значение в проведении занятий, однако все больше внимания уделяется обсуждению, дискуссии, анализу поступков и поведения. Дети учатся отвечать на вопросы и делать выводы, обобщать, анализировать и логически рассуждать. По каждой теме проводятся упражнения на саморегуляцию, в занятиях используются приемы самовнушения.

Форма проведения занятий остается достаточно свободной. Ребята не только слушают и отвечают на вопросы, но и общаются с игровым персонажем Памси. Они задают ему свои вопросы, дают советы.

Работу во второй четверти можно начать с дополнительного занятия по теме "Моя доброта" (занятие 10).

Количество занятий по темам (и сами темы) можно менять в зависимости от особенностей конкретного класса и его проблем. Для классов коррекционной направленности можно уменьшить количество тем, соответственно увеличив число занятий по каждой теме для закрепления и отработки новых понятий и навыков.

 

 

Занятие 10

Цели:

— осознание понятия "доброта".

Материалы:

— мягкая игрушка — дракончик Памси.

— аудиокассета с музыкой для релаксации;

— плакат "Чашка доброты".

«Ход занятия:

1. Повторение

Ведущий с помощью вопросов выявляет уровень усвоения предыдущего материала:

— Кто из вас пытается исправлять свое плохое настроение?

— Кто может рассказать нам о том, как ему это удавалось сделать?

— Кто из вас добрый?

— Что такое доброта?

— Какие мысли помогают быть добрым?

2. Упражнение "Волшебная чашка"

Дети под музыку для релаксации выполняют задания ведущего-

Сядьте удобно, прикройте глаза, дышите спокойно, роено и глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь на нем. Вообразите, что вы видите на нем свою любимую чашку раскрасьте ее так, как вам хочется. Еще раз внимат



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: