Планируемые результаты обучения
Личностные
Сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание значимости знания об истории и особенностях становления отрасли, размещении, перспективах и путях её развития в эпоху НТР; определение значения отраслей ТЭК для хозяйства стран и себя лично; наличие умений и навыков выделения главного, составления плана изложения вопросов по темам курса, прогнозов путей развития отраслей ТЭК; проявление готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, потребности к самореализации, творческой деятельности, построению и стремлению к реализации своих жизненных планов.
Метапредметные
Познавательные УУД: ориентироваться в различных источниках информации; находить и извлекать необходимые сведения об отраслях мирового хозяйства в источниках географической информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления как с помощью учителя, так и самостоятельно; выявлять причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД: выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; применять на практике все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
Коммуникативные УУД: выделять главную мысль в тексте, речи своей и других людей; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести корректную дискуссию; уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
|
Предметные
Владеть уже известными и новыми терминами и понятиями о роли и месте топливно-энергетического комплекса; объяснять тенденции и направления развития ТЭК; определять страны-лидеры по выработке электроэнергии в абсолютном измерении и на душу населения, показатели производства электроэнергии электростанциями разного типа.
Оборудование: карты “Топливная промышленность мира”, “Политическая карта мира”, карты учебника статистические материалы, таблицы, атласы.
Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся.
Методы и формы учебной деятельности:, самостоятельная работа с картой, учебником, статистическими материалами, формулирование выводов.
Лекция
С тех пор как человек научился добывать и использовать огонь, вся история человеческой цивилизации связана с освоением различных видов топлива и энергии.
Скажите, какие основные виды топлива вы знаете? (нефть, природный газ, уголь, горючие сланцы, торф, древесина) Какая промышленность занимается их добычей? (топливная)
Но ведь кроме топлива есть и другие энергоресурсы. Назовите их (энергия Солнца, ветра, гидроэнергия, энергия атомного распада).
ТЭК – основа экономики любой страны, т.к. он определяет развитие других отраслей. Мы сегодня вряд ли представляем свою жизнь без электричества, для производства которого используется разное топливо.
Разные виды топлива по-разному использовались в разное время (слайд 3). Сильно изменился топливно-энергетический баланс в XX веке. Если в начале века в нем доминировал уголь, то впоследствии он был заметно потеснен нефтью, газом, ядерной энергией. Это объясняется массовым использованием дешевой нефти, цена на которую была ниже, чем цена на уголь. Однако в 70-80-х годах, когда цены на нефть поднялись, разразился первый энергетический кризис, доля нефти в ТЭБ многих стран несколько понизилась за счет других источников энергии.
|
Таким образом, в истории развития топливно-энергетической промышленности можно выделить 2 главных этапа
А теперь приступим к изучению топливной промышленности. В ее состав входят: угольная, нефтяная и газовая промышленности
Топливно-энергетический комплекс мира.
Источники энергии | ||||||||
Нефть | ||||||||
Уголь | ||||||||
Природный газ | ||||||||
Гидроэнергия | ||||||||
Ядерная энергия | ||||||||
Дрова |
Страна | Доля в мировом производстве, % | Страна | Доля в мировом потреблении, % |
США | 18,9 | США | 24,2 |
РФ | 12,5 | Китай | 9,2 |
Китай | 9,2 | РФ | 8,9 |
Сауд. Аравия | 5,8 | Япония | 5,5 |
Канада | 4,4 | Германия | 4,0 |
Великобритания | 2,7 | Канада | 3,3 |
Иран | 2,6 | Франция | 2,7 |
Мексика | 2,3 | Великобритания | 2,7 |
Индия | 2,1 | Индия | 2,6 |
Венесуэла | 2,1 | Украина | 2,2 |
1. Угольная промышленность – наиболее старая из всех отраслей топливно-энергетического комплекса. Она всегда была одной из самых капиталоемких и трудоемких в топливной промышленности
Угольная промышленность
|
Старейшая отрасль топливной промышленности, развивается в настоящее время медленнее газовой и нефтяной, в начале 90-х годов добыча начала падать, но затем стабилизировать и сейчас соответствует потребностям в угле.
Страны – лидеры по добыче угля (на 2003 год)
Страна | Добыча угля, в млн.т в год |
Китай США Индия ФРГ Россия Австралия Польша |
Уголь потребляется в основном в тех странах, где добываются, но около 10% добытого топлива все же поступает на мировой рынок.
1)Страны, добывающие уголь только для собственного использования(Индия, Казахстан, Украина, ФРГ, Великобритания).
2)Страны экспортирующие часть угля(Китай, Австралия, Россия, Польша, США, Канада, ЮАР).
3) Страны импортёры (Япония, США, Италия, Югославия, Великобритания, Франция).
Подсчитать на сколько лет хватит запасов каменного угля
Мировые разведанные запасы | Добыча, 2006г. | Ресурсообеспеченность (кол-во лет) |
1000 000 млн т | 5893 млн т | Примерно на 170 лет |
Проследить главные грузопотоки каменного угля, так называемые «Угольные мосты»:
1. США - Западная Европа;
2. США – Япония;
3. Австралия – Япония;
4. Австралия – Западная Европа;
5. ЮАР – Япония.
1. Нефтяная промышленность
Ныне нефть добывается почти в 100 странах мира. Это одна из важнейших и наиболее быстро развивающих отраслей. Прогнозируемые запасы составляют около 300 млрд т. Достоверные запасы оцениваются в 160 млрд т.
Нефтяная промышленность.
Нефть используется широко как топливо, как сырьё для химической промышленности. Многие развивающиеся страны в основном живут за счет продажи нефти и экспортируют до 80 – 90% добычи нефти. Например, Ангола, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия. Некоторые развитые страны также экспортируют нефть. Это такие страны, как Канада, Россия, Норвегия. А те страны, которые не имеют собственного сырья, зависят от поставок сырой нефти, Франция на 95%, Япония на 82%, Бельгия на 79% и т. д. Поэтому нефть оказывает большое влияние на экономику стран мира и на международную политику.
Страна | Добыча, млн. т |
1. Саудовская Аравия | |
2. США | |
3. Россия | |
4. Иран | |
5. Венесуэла | |
6. Мексика | |
7. Норвегия | |
8. Китай |
Главные производители нефти - это развивающиеся страны, но основными потребителями нефти являются Европа, США, Япония. Следовательно, страны «севера» нуждаются в импорте нефти, зависят от экспорта, поэтому они проводят энергосберегающую политику в своих странах. Хотя она и даёт результаты, но полностью от импорта нефти не освобождает. Добывает около 40% нефти в мире, экспортирует свыше 50%(начало 90-х гг.); устанавливает единые продажные цены на нефть. Для каждой из стран участниц определяются определённые квоты на добычу нефти. Штаб-квартира организации расположена на Вене.
Политику сдерживания добычи производят и страны, не входящие в ОПЕК, например, Мексика, Колумбия, Россия.
Страна | Запасы нефти (млрд. т) | Добыча (млн. т) | Ресурсообеспеченность (лет) |
Саудовская Аравия | 43,1 | ||
Ирак | 16,7 | ||
ОАЭ | 16,2 | ||
Кувейт | 15,7 | ||
Иран | 14,9 | ||
Венесуэла | 10,3 | ||
Мексика | 8,5 | ||
Россия | 6,7 | ||
Китай | 4,0 | ||
США | 3,8 |
Вывод: Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углём. Страны имеют неодинаковую ресурсообеспеченность нефтью. Среди богатых нефтью стран выделяют страны развивающиеся (ОПЕК, страны Персидского залива). Самая высока обеспеченность нефтью и Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для развитых стран характерны большие объёмы добычи, но постепенно исчерпывающиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их не высока.