Физическое воспитание детей 10-12 лет




Введение

 

Физическое воспитание современной школы не предусматривает в своей программе занятия единоборствами. Дети имеют возможность заниматься ими только в специально оборудованных залах, которых не так много. Единоборства в современной жизни очень быстро развиваются. Этому способствует уровень жизни, появление новых талантливых специалистов (тренеров, спортивных педагогов, инструкторов). Актуальность выбранной темы заключается в том, что сохранение здоровья детей является одной из главных проблем современного общества, а занятия единоборствами, оказывают положительное влияние на здоровье занимающихся, отлично развивают скелетную мускулатуру, положительно влияют на нервную систему и общий тонус организма.

Единоборства зародились очень давно, более 4 тысяч лет назад. В древности они являлись одним из средств выживания. Наибольший рассвет они получили в Древней Греции, где единоборства стали существовать как самостоятельный вид деятельности. Единоборства сочетают в себе гимнастические упражнения, дыхательные упражнения, легкоатлетические упражнения и многие другие. Сегодня единоборства это многообразие видов боевых дисциплин, от восточной гимнастики (Ушу) до универсального каратэ, получившего широкое распространение в последнее время.

Но независимо от их популярности в современном обществе, здесь присутствует ряд проблем. Это проблемы здорового образа жизни, недостаточное количество хорошо оборудованных залов и инвентаря, а также неправильное представление современных людей о боевых искусствах. Единоборства – это спорт, основанный на том, чтобы победить соперника психологическим, техническим, физическим преимуществом. Многие считают, что изучение единоборств – это сухая отработка приемов, но это далеко не так. Занятия единоборствами – это духовное развитие, дисциплинированность во всех её проявлениях, воспитание чувства товарищества, отличное средство против стресса, формирование морально-волевых качеств, самоконтроль, уверенность в своих силах, хороший пример подрастающему поколению, возможность защитить себя и свою семью в опасной ситуации.

Объект: Объектом нашего педагогического исследования является процесс оздоровления организма по средствам занятий единоборствами.

Предмет: Виды единоборств влияющие на здоровье занимающихся.

Цель: Выявить влияние занятий единоборствами на здоровье ребёнка.

Гипотеза: Предполагается, что систематические занятия единоборствами с раннего возраста, оказывают положительное влияние на здоровье занимающихся.

Задачи:

· Изучить научно-методическую и педагогическую литературу по теме.

· Проанализировать влияние занятий единоборствами на физическое развитие детей

· Изучить методику развития физических качеств при занятиях единоборствами.

 


 

Теоретические аспекты обучения детей 10-12 лет, занимающихся единоборствами

История возникновения единоборств в разных странах

 

Слово «Единоборства» уходит своими корнями в Древний Мир. Единоборства зародились более 4 тысяч лет назад. В древности это являлось одним из средств выживания. Наибольший рассвет они получили в Древней Греции, где единоборства стали существовать как самостоятельный вид. В каждой стране они назывались по-разному. В Японии – это Дзюдо (Гибкий путь), в Китае – Ушу и множество его разновидностей, в Греции – это Греко-Римская борьба (классическая борьба). В России, совместив в себе всё лучшее из национальных видов борьбы народов СССР, развивается молодая, но очень популярная борьба Самбо – «самозащита без оружия». Остановимся поподробнее на некоторых из них.

 

Самбо

Одним из создателей борьбы самбо называют В.А.Спиридонова (1883-1943) – офицера, участника русско-японской войны. Он в 1922-1933 гг. разработал на практике и зафиксировал в трёх опубликованных книгах технику самозащиты на основе японского Джиу-джитсу, Английского и Французского бокса, а также «бытовой драки». Система Спиридонова была предназначена для сотрудников НКВД, для милиции, органов госбезопасности, пограничных и конвойных войск. Свою систему автор назвал сначала «Сам», потом «Самоз» и, наконец, самозащита без оружия – «Самбо». Спиридонов создал и чисто спортивный вариант своей системы по которому проводились закрытые соревнования.

На тренировках и соревнованиях самбисты одеты в куртку «самбовку». Она отличается от крутки для Дзюдо отверстиями в которые продевается пояс, спортивные трусы и специальную обувь – «борцовки». Все приёмы и технические элементы получили русские названия, а судья во время схватки использует свисток, а не японские команды.

 

Каратэ-до

Родиной каратэ-до является остров Окинава. До начала XVII в. он был самостоятельным и независимым, но постоянно подвергался нападениям китайских и японских пиратов, а иногда и регулярных войск и, в конце концов, вынужден был выплачивать дань обоим грозным соперникам. Влияние Китая было более сильным, на острове жила целая колония переселенцев из этой страны, они-то, по-видимому, и познакомили жителей острова с китайскими боевыми искусствами. На острове постоянно происходили вооруженные столкновения между правителями разобщенных районов, а крестьянам иметь оружие было запрещено. Первый такой запрет был провозглашен еще в XV в.

Ни один житель под страхом мучительной казни не мог иметь оружия. Это обстоятельство и определило появление своеобразных школ. В них и овладевали окинава-тэ - искусством "окинавской руки" (слово "тэ" в переводе с японского означает "рука"). Конечно, в то время ни о какой разносторонности воздействия этого искусства на человека не могло быть и речи. Овладевали лишь техникой выполнения боевых приемов, направленных против вооруженных самураев. Сила ударов достигала такой мощи, что ударом кулака или ноги убивали облаченного в доспехи самурая, разваливали его шлем или панцирь, а что говорить об ударах в незащищенные части тела. Местные крестьяне использовали не только кулаки и ноги. Грозным оружием в их руках были сельскохозяйственные орудия - кама (серпы), нунчаку (приспособление для обмолота риса), саи, которыми взрыхляли почву, бо (шесты), джо (посохи) и другие подручные средства. Упражнения с этими предметами вошли в традицию, в настоящее время они изучаются в каратэдо.

В 1902 г. Министерство образования Японии приняло решение о включении окинава-тэ как универсального средства физического воспитания в школьную программу. Японское общество всерьез заинтересовалось окинава-тэ. Фунакоси написал несколько работ по истории и методике этого единоборства. Вскоре, примерно в 1930 г., термин "окинава-тэ" был заменен на каратэ-дзюцу

В каратэ-до существует четыре стиля, а в их рамках - несколько десятков разновидностей. Помимо этих стилей существует еще один, пожалуй, наиболее популярный и в Японии, и в мире, - стиль Кекусин-кай. Он был создан в конце 40-х гг. М. Оямой. Японская ассоциация каратэ-до была создана еще в 1948 г. За рубеж каратэ-до попало в начале века - в 1920 г., когда один из окинавских мастеров демонстрировал это единоборство в Лос-Анджелесе. В 1965 г. был создан Европейский союз каратэ-до (ЕКУ), который объединил 15 стран. В этом же году прошел первый чемпионат по каратэ-до. А в 1970 г. в Токио представители 33 национальных организаций каратэ-до провели совместный конгресс, на котором был создан Всемирный союз организаций каратэ-до (ВУКО).

Джиу-джитсу

Джиу-джитсу представляет собой старую японскую систему физического развития. В процессе её развития создался целый цикл характерных приёмов, дающих возможность знающему их физически слабому человеку с успехом не только сопротивляться, но и брать перевес над более сильным и физически развитым противником. Следы существования этих приёмов в Японии можно найти уже в конце 14-го века. К концу 19-го столетия эта система самозащиты настолько перегрузилась массой показных и условных приёмов, что практическое применение их в жизни стало практически не возможным и сделалось, главным образом, достоянием «арены» и японских преподавателей, державших в тайне свои «особые приёмы».

В 1882 году японским профессором и основателем института «Кодокан» Дзигоро Кано, была проделана систематизация этих приёмов и оставлены только приёмы, имеющие жизненный характер. Но и в данном своём виде это ценный труд слишком громоздок, и малоприменим в жизненной обстановке. Необходимо было его упростить, положив в основу всей системы особенности тела человека и минимум затраты времени на изучение. На современном этапе существования Джиу-джитсу, это единоборство культивируется в Бразилии, а настоящее признание Джиу-джитсу получило благодаря клану семьи Грейси. В частности её основатель Карлос Грэйси, является основателем новой спортивной борьбы Джиу-джитсу, какой мы ее видим в наше время. Основные технические действия современного Джиу-джитсу происходят главным образом в партере (борьба на коленях), где главной задачей является проведение либо болевого приёма либо удушающего приёма.

 

Дзюдо

Дзюдо возникло на базе Джиу-джитсу. Уходит корнями в китайскую борьбу Кумиуту, что в переводе означает «голыми руками». Отцом современного Дзюдо считается профессор Дзигаро Кано, родившийся в 1860 г. В г. Микагэ на Японских островах. Еще в студенческие годы он серьёзно задумывался над возможностью достижения гармонии тела и духа. Не отличавшийся идеальными физическими данными, Кано в короткий срок сумел освоить сложную технику многочисленных приёмов Дзю-Дзюцу. Выбрав из них наиболее эффективные и исключив опасные захваты и удары, он создал новую систему физического совершенствования тела и духа – Дзюдо. «Дзю» - значит мягкий, гибкий, «до» - путь, познание. Окончив в 1882 г. Университет, Кано открыл при храме Эйсе в Токио первую спортивную школу дзюдо – Кодокан (дом постижения пути). В 1909 г. Дзигаро Кано стал первым в Японии членом Междунароного Олимпийского комитета. В 1911 г. он основал Японскую спортивную ассоциацию, став её президентом. Профессор Кано закончил базирование техники дзюдо в 1887 г., а сформированная система была завершена к 1922 г. – 40-летниму юбилею школы Кодокан. К этому времени профессору исполнилось 62 года. В 1883 г. Кано ввел разрядную систему, а в 1900 г. – судейские правила. Первым из русских пропагандистов дзюдо был Василий Ощепков. После русско-японской войны с группой подростков он был направлен царским правительством в Японию учиться японскому языку. В 1911 г. он, выдержав вступительные испытания, поступил в школу Кодокан, продолжая учиться в языковой школе. В 1913 г. Ощепков успешно сдает выпускные экзамены в Кодокане и ему присваивают 1-й дан. В 1917 г., ему присваивают 2-й дан, и в этом же году он возвращается в Россию. В то время он был первым и единственным иностранцем, окончившим Кодокан. В 1917 г. во Владивостоке Ощепков организовал в любительский кружок изучения спортивного дзюдо, который просуществовал до 1920 г..

В настоящее время соревнования по борьбе дзюдо проводятся на площадке с мягким покрытием (татами), размером 10х10 метров. Соревнования проводятся по весовым категориям и абсолютном весе. Спортсмены выступают босиком в специальном костюме, соответствующем форме для занятий дзюдо – кимоно, состоящем из куртки, брюк и пояса. Правила запрещают болевые и удушающие приемы в стойке – они используются только в борьбе на коленях – партере, обычно следуя после броска. Запрещены также болевые приёмы на ноги.

 

Ушу

Первоначально понятие «Ушу» обозначало исключительно воинскую подготовку. В связи с этим работа с оружием занимала в Ушу главенствующее место по сравнению с кулачным боем или кулачным искусством. Естественно, в реальных сражениях Цюаньшу могло играть лишь вспомогательную роль, так как эффективность защиты с его помощью от меча или копья была весьма проблематичной. Основные типы оружия, используемые в ушу вплоть до наших дней, сформировались ещё в эпоху Шан-Инь (XIV-XI века до н.э.) – это алебарды и клевцы, мечи и копья трезубцы и кинжалы. В эпоху Чжоу (XI-III века до н.э.) главной ударной силой в бою была колесница, поэтому бой с неё можно было вести лишь длинным оружием. Это оружие было эффективным на протяжении многих столетий – его стали вращать, наносить удары древком в падении и в прыжках. В последствии приёмы с клевцом вошли в программу боевой подготовки монахов Шаолиньского монастыря.

За последние сто лет самым массовым движением в Ушу стало Тайцзи-Цюань – это такой вид спорта, в котором физиологические и физкультурные нормы способствуют укреплению здоровья, это эффективное средство лечения болезней, укрепления здоровья, профилактики заболеваний и долголетия. Он широко практикуется в больницах, санаториях и стал одним из основных методов комплексного лечения, а также для профилактики заболеваний.

 

Физическое воспитание детей 10-12 лет

Важнейшей задачей в любой семье является воспитание здорового ребенка. Если дети развиваются физически, создается фундамент, на котором можно выстроить каркас личности человека. К сожалению, современная статистика говорит о том, что физическое развитие, а также здоровье детей и подростков на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Еще десять лет назад дети демонстрировали более высокие показатели физического развития, нежели сейчас.

Физическое воспитание – это фундамент для того, чтобы ребенок мог развиваться гармонично. Велико его значение и во всестороннем формировании личности. Именно такое воспитание создает почву для того, чтобы возможно было полноценно работать умственно. Для того чтобы интеллектуально трудиться, нужно потратить достаточно физических сил. Если ребенок болеет, не закален, то эффективность его умственной деятельности заметно снижается, тогда как физически здоровому человеку легче проявить себя в производительном труде, значительно проще преодолеть большие нагрузки, да и переутомление у таких людей проявляется гораздо реже. Правильное физическое воспитание способствует формированию у ребенка чувства коллективизма и товарищества, требовательности к себе. Это отличное средство для укрепления воли. Хорошее физическое развитие – результат физического воспитания. Благодаря тому, что оно организовано на должном уровне, могут не только укрепляться, но и совершенствоваться физические силы ребенка.

Физическое воспитание в семье является многогранным процессом, который охватывает физкультурную и оздоровительную деятельность ребенка. Желательно, чтобы он занимался не только физкультурой, но и каким-нибудь видом спорта – это поможет ему развить силу и выносливость. Если говорить о внутренней структуре и содержании физического воспитания, то с этой точки зрения важное место отводится именно такому процессу, как формирование у ребенка настоящей потребности в занятиях физкультурой, позволяющих существенно укрепить здоровье. Если у человека выработается привычка заниматься физическими упражнениями, то можно будет совершенствовать свои физические силы и общую работоспособность, укреплять волю.

Физическое воспитание несет в себе знания, которые обогатят представления ребенка о сущности и значении физкультуры и спорта, о том, как они влияют на развитие личности. Благодаря таким знаниям, кругозор детей будет значительно расширен как в умственном, так и в нравственном плане. Кроме того, таким образом можно повысить их общую культуру. Физическое воспитание подразумевает развитие физических способностей ребенка, стремление к спортивным занятиям. Это может быть легкая или тяжелая атлетика, спортивные игры или плавание. Когда ребенок занимается спортом, делает зарядку, закаляется, он, конечно же, становится здоровее и выносливее. Кроме того, ежедневные занятия физкультурой помогают быть целый день бодрым и энергичным, делают фигуру подтянутой.

Использование различных физических упражнений – это не что иное, как методы физического воспитания. Они делятся на специфические и общепедагогические. Первая их группа характерна исключительно для процесса физического воспитания, а вторая применяется во всех случаях обучения и воспитания. Для того чтобы решить конкретные задачи, которые связаны с обучением технике выполнения физических упражнений, используют игровой метод, строго регламентированные упражнения и соревновательный метод. К общепринятым методам можно отнести словесные, а также методы наглядного воздействия. Очень важно, что в методике физического воспитания нет метода, который бы мог считаться наилучшим. Для успешной реализации комплекса задач физического воспитания следует оптимально сочетать различные методы, исходя из методических принципов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: