Явление персонификации в белорусской политике




 

Подвержена ли белорусская политика мировым тенденциям?

Перед выборами в местные Советы депутатов проводилось социологическое исследование. В результате него выяснился интересный факт: за кандидатов-сторонников Александра Лукашенко собираются голосовать 49,6% опрошенных, за кандидатов-противников президента - 18,6%, за иных кандидатов - 12,5%, затруднились с ответом 19,4%. (Как показывает практика избирательных кампаний, неопределившиеся в основном присоединяются в своем выборе к большинству). Социологи комментируют эти цифры так: персонификация власти в Беларуси достигла огромных масштабов.

Подтверждает это и другой факт: все три референдума проводились по инициативе Главы государства и на каждом из них голоса избирателей были отданы в поддержку предложений Президента. А именно: согласились с приданием русскому языку равного статуса с белорусским, ответили «За» на вопрос: «Поддерживаете ли Вы действия Президента Республики Беларусь, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией?», поддержали проект Конституции, подготовленный А.Г. Лукашенко и др. И, как финал, дали возможность баллотироваться на третий срок.

Жители Беларуси не всегда вспомнят фамилию Премьер-министра - о других политиках (кроме оппозиционных, которые у большинства электората вызывают негативные коннотации) и говорить не приходится.

Таким образом, персонификация белорусской политики является очевидной. Далее я подробнее остановлюсь на данном феномене, а также на «рутинизации харизмы» Президента при помощи национальных СМИ.

Персонификация символа

Толковый словарь Ефремовой определяет символ, как «то, что служит условным обозначением какого-либо понятия, идеи; художественный образ, условно передающий какую-либо мысль, идею, переживание; условное обозначение какой-либо величины, какого-либо понятия, принятое той или иной наукой».

В политике символ-то, что ассоциируется с политиком, служит его «заменителем», помогает визуализировать избирательную кампанию.

«В политической рекламе большую роль играют символы, так же, как в коммерческой рекламе торговый знак, торговая марка, «брэнд-нейм», если хотите. В США символом республиканской партии, как известно, является слон. Символом демократической - осел».

Также, как своеобразный вербальный символ политика, следует назвать слоган: «Рекламная идея должна найти свое выражение в слогане, девизе, лозунге кандидата, под которым он вступает в конкурентную борьбу, а также в символике. Слоган и символика должны более или менее отражать философию, политическую концепцию или основные цели партии или движения. Они должны давать возможность избирателю легко дифференцировать кандидатов и стоящие за ним политические силы. Все, что было сказано о слогане в коммерческой рекламе, в полной мере относится и к слогану в политической рекламе». То есть слоган-то, что позволяет «продать» политика, а на самом деле - его политическую программу.

Лукашенко трижды баллотировался на пост президента, используя разные лозунги: «Кстати, лозунг будущего президента в 1994 году гласил: «Ни с «левыми», ни с «правыми», а с народом…». Как вспоминает один из людей «команды Лукашенко» Александр Федута, «фразу придумали, когда мы обсуждали вопрос о том, чем же стихийный коммунист Лукашенко отличается от «организованного» коммуниста Новикова». Может, и не самый удачный лозунг, но на словах Лукашенко отстранялся от всех: и от власти, и от оппозиции» … Сегодня тактика кандидата Лукашенко совсем другая, и белорусам намекают, что им нужно быть вместе с властью. В 2001 году Лукашенко идет на выборы-референдумы со словами: «Вместе за сильную и процветающую Беларусь», затем этот многословный лозунг дробится. «Вместе за Беларусь!» и, наконец, «За Беларусь!»… Как тонко заметил секретарь ЦИК Николай Лозовик, под такими словами может подписаться каждый из нынешних кандидатов».

Именно это позволило использовать данный слоган не только в официальной предвыборной кампании: «Применяется (слоган) в социальной рекламе, как название концертов и других акций и т.п. Эти два слова остаются неизменными, но к ним часто добавляют другие, например, «За сильную и процветающую Беларусь». Слово «за» набрано заглавными буквами и окрашено в цвета белорусского флага». (см. Приложение 1)

Таким образом, слоган также используется для персонификации в политике. В случае первых президентских выборов - для «отстройки» (что важно для харизматического лидера) от других кандидатов (стратегия харизматика-месии, появляющегося во время переломных моментов). «За Беларусь!» выигрывает по сравнению с прежним слоганом по нескольким причинам: он короче, на момент «Выборов-2006» он узнаваем («Выборы-2001» и «Референдум-2004» проходили под подобными лозунгами), ставка делается на предлог «за» - призыв голосовать «за» определённого кандидата. Кроме того, цвета этих двух букв, как уже отмечалось, - цвета национальной символики.

Это является ещё одной особенностью белорусской политики - прерогатива властей использовать национальную символику в политических кампаниях и т.д. И герб, и флаг, а также красный и зелёный цвета в оформлении ассоциируются с Президентом (см. Приложение 2).

Не случайно, одним из вопросов, вынесенных на первый референдум, было предложение об «установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь».

О важности государственной символики не раз говорил сам Президент:
«Главные символы нашей страны - это история и будущее белорусского государства, воплощение идеи национального единства, важнейшие атрибуты суверенитета и независимости Отечества…Волей народа герб и флаг стали духовными святынями, которые отражают вековые традиции, нравственные ценности, лучшие качества и черты характера белорусов. В них в полной мере воплощены достоинства общественно-политического строя, нацеленного на построение сильной и процветающей Беларуси - государства для народа». Таким образом, подчёркивается, что это не столько символы государства, страны, сколько символы «политического строя».

Это во многом облегчает проведение избирательных кампаний: если другим кандидатам приходилось придумывать свои политические символы (см. Приложение 3), то действующий президент мог пользоваться всеми узнаваемыми национальными символами.

Кроме этого, государственные символы - символы большинства. Человеку же свойственно стремление быть среди большинства, то есть быть победителем. Помимо вышесказанного, стоить отметить, что установка о национальном флаге как флаге-победителе заложена и в Государственном Гимне (новый текст которого принят также во время президентства А.Г. Лукашенко, что позволяет также говорить о соотнесении вышеупомянутого текста с личностью Президента):


Дружба народаў - сіла народаў -

Наш запаветны, сонечны шлях.

Горда ж узвіся ў ясныя высі,

Сцяг пераможны - радасці сцяг!

 

Именно так и достигается персонификация белорусской политики: государство и всё, что его символизирует, ассоциируется с Президентом страны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: