Подвержена ли белорусская политика мировым тенденциям?
Перед выборами в местные Советы депутатов проводилось социологическое исследование. В результате него выяснился интересный факт: за кандидатов-сторонников Александра Лукашенко собираются голосовать 49,6% опрошенных, за кандидатов-противников президента - 18,6%, за иных кандидатов - 12,5%, затруднились с ответом 19,4%. (Как показывает практика избирательных кампаний, неопределившиеся в основном присоединяются в своем выборе к большинству). Социологи комментируют эти цифры так: персонификация власти в Беларуси достигла огромных масштабов.
Подтверждает это и другой факт: все три референдума проводились по инициативе Главы государства и на каждом из них голоса избирателей были отданы в поддержку предложений Президента. А именно: согласились с приданием русскому языку равного статуса с белорусским, ответили «За» на вопрос: «Поддерживаете ли Вы действия Президента Республики Беларусь, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией?», поддержали проект Конституции, подготовленный А.Г. Лукашенко и др. И, как финал, дали возможность баллотироваться на третий срок.
Жители Беларуси не всегда вспомнят фамилию Премьер-министра - о других политиках (кроме оппозиционных, которые у большинства электората вызывают негативные коннотации) и говорить не приходится.
Таким образом, персонификация белорусской политики является очевидной. Далее я подробнее остановлюсь на данном феномене, а также на «рутинизации харизмы» Президента при помощи национальных СМИ.
Персонификация символа
Толковый словарь Ефремовой определяет символ, как «то, что служит условным обозначением какого-либо понятия, идеи; художественный образ, условно передающий какую-либо мысль, идею, переживание; условное обозначение какой-либо величины, какого-либо понятия, принятое той или иной наукой».
|
В политике символ-то, что ассоциируется с политиком, служит его «заменителем», помогает визуализировать избирательную кампанию.
«В политической рекламе большую роль играют символы, так же, как в коммерческой рекламе торговый знак, торговая марка, «брэнд-нейм», если хотите. В США символом республиканской партии, как известно, является слон. Символом демократической - осел».
Также, как своеобразный вербальный символ политика, следует назвать слоган: «Рекламная идея должна найти свое выражение в слогане, девизе, лозунге кандидата, под которым он вступает в конкурентную борьбу, а также в символике. Слоган и символика должны более или менее отражать философию, политическую концепцию или основные цели партии или движения. Они должны давать возможность избирателю легко дифференцировать кандидатов и стоящие за ним политические силы. Все, что было сказано о слогане в коммерческой рекламе, в полной мере относится и к слогану в политической рекламе». То есть слоган-то, что позволяет «продать» политика, а на самом деле - его политическую программу.
Лукашенко трижды баллотировался на пост президента, используя разные лозунги: «Кстати, лозунг будущего президента в 1994 году гласил: «Ни с «левыми», ни с «правыми», а с народом…». Как вспоминает один из людей «команды Лукашенко» Александр Федута, «фразу придумали, когда мы обсуждали вопрос о том, чем же стихийный коммунист Лукашенко отличается от «организованного» коммуниста Новикова». Может, и не самый удачный лозунг, но на словах Лукашенко отстранялся от всех: и от власти, и от оппозиции» … Сегодня тактика кандидата Лукашенко совсем другая, и белорусам намекают, что им нужно быть вместе с властью. В 2001 году Лукашенко идет на выборы-референдумы со словами: «Вместе за сильную и процветающую Беларусь», затем этот многословный лозунг дробится. «Вместе за Беларусь!» и, наконец, «За Беларусь!»… Как тонко заметил секретарь ЦИК Николай Лозовик, под такими словами может подписаться каждый из нынешних кандидатов».
|
Именно это позволило использовать данный слоган не только в официальной предвыборной кампании: «Применяется (слоган) в социальной рекламе, как название концертов и других акций и т.п. Эти два слова остаются неизменными, но к ним часто добавляют другие, например, «За сильную и процветающую Беларусь». Слово «за» набрано заглавными буквами и окрашено в цвета белорусского флага». (см. Приложение 1)
Таким образом, слоган также используется для персонификации в политике. В случае первых президентских выборов - для «отстройки» (что важно для харизматического лидера) от других кандидатов (стратегия харизматика-месии, появляющегося во время переломных моментов). «За Беларусь!» выигрывает по сравнению с прежним слоганом по нескольким причинам: он короче, на момент «Выборов-2006» он узнаваем («Выборы-2001» и «Референдум-2004» проходили под подобными лозунгами), ставка делается на предлог «за» - призыв голосовать «за» определённого кандидата. Кроме того, цвета этих двух букв, как уже отмечалось, - цвета национальной символики.
|
Это является ещё одной особенностью белорусской политики - прерогатива властей использовать национальную символику в политических кампаниях и т.д. И герб, и флаг, а также красный и зелёный цвета в оформлении ассоциируются с Президентом (см. Приложение 2).
Не случайно, одним из вопросов, вынесенных на первый референдум, было предложение об «установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь».
О важности государственной символики не раз говорил сам Президент:
«Главные символы нашей страны - это история и будущее белорусского государства, воплощение идеи национального единства, важнейшие атрибуты суверенитета и независимости Отечества…Волей народа герб и флаг стали духовными святынями, которые отражают вековые традиции, нравственные ценности, лучшие качества и черты характера белорусов. В них в полной мере воплощены достоинства общественно-политического строя, нацеленного на построение сильной и процветающей Беларуси - государства для народа». Таким образом, подчёркивается, что это не столько символы государства, страны, сколько символы «политического строя».
Это во многом облегчает проведение избирательных кампаний: если другим кандидатам приходилось придумывать свои политические символы (см. Приложение 3), то действующий президент мог пользоваться всеми узнаваемыми национальными символами.
Кроме этого, государственные символы - символы большинства. Человеку же свойственно стремление быть среди большинства, то есть быть победителем. Помимо вышесказанного, стоить отметить, что установка о национальном флаге как флаге-победителе заложена и в Государственном Гимне (новый текст которого принят также во время президентства А.Г. Лукашенко, что позволяет также говорить о соотнесении вышеупомянутого текста с личностью Президента):
Дружба народаў - сіла народаў -
Наш запаветны, сонечны шлях.
Горда ж узвіся ў ясныя высі,
Сцяг пераможны - радасці сцяг!
Именно так и достигается персонификация белорусской политики: государство и всё, что его символизирует, ассоциируется с Президентом страны.